Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогический совет
Директор МАОУ СОШ №5
МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Протокол № 9 от 29 августа 2025г.
Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.
Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и культура общения»
для 10-11 классов
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
МО Карпинск
Раздел 1. Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы
А.П.Чудинова и Е.А.Чудиновой «Речь и культура общения. Практическая риторика» для
10-11 классов.
Учебный предмет «Речь и культура общения» включен в учебный план ОУ, что
обусловлено
необходимостью
совершенствования
обучающихся 10-11 классов. Предмет
коммуникативных
навыков
предназначен для учащихся 10-11 классов и
рассчитан на 34 часа в 10 классе (1 час в неделю), 34 часа в 11 классе (1 час в неделю).
Цели и задачи предмета «Речь и культура общения»
Основная цель современного школьного образования – целостное и многоаспектное
развитие личности школьника.
Преподавание предмета «Речь и культура общения» призвано развивать у
школьников способности к речемыслительной деятельности (способности логически
мыслить, выражать мысли посредством слов), позволяющей формировать представления
о культуре и красоте языка русского народа. Риторическая компетенция – важное условие
изучения других учебных предметов.
Специфика предмета – развитие коммуникативной компетентности школьников
(способности адекватно понимать и оценивать чужую речь и способности правильно
создавать тексты), воспитание у школьников любви к родному языку, родной литературе,
к России и её народу.
Основная цель– развитие личности школьника в процессе коммуникативно
направленного
речевого
творчества,
повышение
общей
и
речевой
культуры,
формирование внимания к слову.
Данный предмет способствует нравственному, эстетическому и патриотическому
воспитанию личности обучающихся.
Цели обучения
- знание приемов и методик поиска, сбора, критической оценки и структурирования
информации, необходимой для создания собственного текста и при решении конкретной
практической задачи;
- знание приемов и методик насыщения собственного устного и письменного текста
необходимой информацией при создании его логических, композиционных и речевых
структур;
- знание методик и приемов осмысленного восприятия и понимания (анализа)
предложенного устного / письменного текста; - знание методик и приемов целостной
интерпретации текстовой информации в различных ситуациях использования устной и
письменной речи.
- владение и успешное применение методик и приемов насыщения собственного устного /
письменного текста необходимой информацией при создании логических,
композиционных и речевых структур; - владение и успешное применение методик и
приемов осмысленного восприятия и понимания (информационно-смыслового анализа)
предложенного устного / письменного текста;
- владение и успешное применение методик и приемов целостной интерпретации
текстовой информации в различных ситуациях использования устной и письменной речи;
- умение отбирать, структурировать и критически относиться к различным видам,
источникам и содержанию информации. - развитие способности к речевой самооценке и
самоконтролю;
- развитие способности к самореализации и самовыражению в информационнокоммуникативной сфере деятельности.
- развитие культуры общения как основы психофизического благополучия;
- владение нормами и правилами бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
Задачи предмета:
1. Овладение теоретическим материалом по риторике и культуре речи.
2. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся, способности правильно
воспринимать и анализировать текст.
3. Развитие способности обучающихся творчески конструировать высказывания,
отвечающие
требованиям
использовать ресурсы языка.
правильности
и
выразительности
речи,
уметь
4. Обобщение
материала,
систематизация
и
углубление
знаний
в
области
правописания и литературного редактирования текстов.
5. Развитие восприятия родного языка как эстетической ценности, воспитание любви
и уважения к русскому языку, культуре, родине.
6.
Раздел 2. Содержание предмета «Речь и культура общения»
В 10-11 классах изучаются жанры монологической и диалогической речи.
Каждому из основных жанров (полемика, беседа, переговоры, спор) посвящены
отдельные разделы.
Непосредственно изучению риторических жанров предшествует вводный раздел,
где изучается определение риторической науки, даётся характеристика её связи с
другими смежными науками, определены задачи изучения предмета, сообщены
краткие сведения об основных этапах развития риторики, её основных разделах.
Для организации многоаспектной работы над риторическими жанрами в
программу включены разделы, которые содержат материалы по нормативности речи,
выразительности речи, языковым средствам риторики, речевому этикету, по отработке
навыков правильного звукопроизношения и интонирования, по формированию
культуры письменной речи школьников и совершенствованию навыков правописания.
Главный показатель в освоении предмета – совершенствование коммуникативной
компетентности и повышение речевой культуры школьников.
Курс «Речь и культура общения» сохраняет свой надпредметный характер, так как
способствует развитию умений / навыков речевой деятельности, которые необходимы как
в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной речи, так и в
любой ситуации опосредованного общения «человек – письменный текст – человек».
Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения и навыки при их практическом
использовании помогают устанавливать и поддерживать эмоциональный и деловой
контакт с собеседником, добиваться взаимодействия и взаимопонимания в диалоге,
выстраивать стратегии и тактики речевого поведения и речевого воздействия в беседе,
споре, дискуссии с целью донести свою мысль (информацию) до собеседника, учитывая
его интересы и состояние, а в споре, дискуссии отстоять свою точку зрения. Не меньшее
внимание уделяется развитию коммуникативных умений / навыков, способствующих
адекватному восприятию и пониманию мыслей и чувств собеседника в диалоге, а также
при рефлексии собственной речевой деятельности.
Особое внимание в курсе РиКО уделяется освоению тех коммуникативных умений /
навыков, которые полезны при создании, восприятии и понимании научно-учебного и
делового письменных текстов, типичных в сфере учебной деятельности и в реальных
жизненных ситуациях.
Все названные содержательные характеристики учебного предмета «Речь и культура
общения» нацелены на развитие личности, ее речевой и общей культуры, прежде всего на
развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, их
абстрактного мышления, памяти, навыков самостоятельной учебной деятельности, что
мотивирует к самообразованию и способствует самореализации личности.
Учебный предмет «Речь и культура общения» способствует социальной адаптации
выпускников (в перспективе – овладению будущей профессией) и приобщает их к
воплощению идей толерантного общения. Примерная программа создает условия для
углубления деятельностного подхода к изучению предметов филологического цикла в
старших классах.
На базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с
развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации
личности. Таким образом, обучая речи и коммуникативно-направленной речевой
деятельности, средняя школа обеспечивает общекультурный уровень человека,
способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Содержание курса «Речь и культура общения» на базовом уровне структурировано на
основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим в 10-11 классах формируются и развиваются коммуникативная,
языковая и культуроведческая ключевые компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащимся старшей
школы.
Языковая компетенция – обогащение словарного запаса, совершенствование
грамматического строя речи, соблюдение культурно-речевых норм, обеспечивающих
правильность и коммуникативную целесообразность речи, выбор и использованием
языковых средств в соответствии с требованиями сферы общения, речевого и
ситуативного контекста, умение пользоваться лингвистическими и речеведческими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание речевой деятельности на русском языке
как формы выражения национальной культуры и личностно-осмысленных нравственных
ценностей, социальных ориентиров.
В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к
совершенствованию языковых и коммуникативно-речевых умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение речью на русском языке в разных сферах и
ситуациях общения .
Формы контроля:
Мини-анализ текста по определению функционального стиля;
Мини-анализ текста по определению смыслового типа речи;
Мини-анализ текста по определению основной мысли текста-рассуждения
Мини-анализ языковых средств текста;
Мини-анализ композиций текста;
Мини-анализ изобразительно-выразительных средств;
Комплексный анализ научного и публицистического текстов
Анализ ситуаций общения;
Ролевые игры;
Речевые тренинги;
Устный монологический ответ;
Контрольная работа (тест, устный зачёт)
Основные подходы к освоению материала:
инструктивный (учащиеся изучают правила; воспроизводят их на уроке,
объясняют, как правильно вести себя в той или иной ситуации);
деятельностный (учащиеся приобретают ЗУНы в процессе ролевых игр, имитации
реальных, коммуникативных ситуаций, тренингов);
рецептивно-аналитический (школьники наблюдают за коммуникативной ситуацией
и определяют, насколько правильно ведут себя герои, в чём причины их
коммуникативных неудач, отмечают пути достижения коммуникативных целей).
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык
художественной литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов
различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Культура публичной речи .
Культура разговорной речи.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕЙ ЯЗЫКОВОЙ И
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других
народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
Раздел 3. Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Общие учебные умения, навыки, способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает
условия для реализации его надпредметной функции. В процессе обучения
старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки,
способы деятельности, это предполагает развитие речемыслительных способностей в
рамках познавательно-рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельности.
При изучении курса «Речь и культура общения» на базовом уровне совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях
общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстовой
информацией);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Виды упражнений / заданий, выполняемых учащимися в процессе обучения
Выполнение творческой работы по созданию письменного монологического научноучебного или делового текста: написание сочинения на литературную или иную
предметную тему; выполнение творческого задания к изложению; написание текста
доклада, научно-исследовательского проекта; объяснительной / докладной / служебной
записки; заявления, резюме.
Выполнение работы репродуктивного характера: передача содержания исходного текста
полно / сжато в виде устного пересказа, письменного изложения; составление плана,
тезисов, аннотации, конспекта; написание реферата.
Подбор аргументов к предложенному тезису / теме для создания письменного текста или
при подготовке к устной дискуссии.
Выбор композиционного решения текста.
Определение принадлежности текста к жанру, стилю, типу речи.
Целостный информационно-смысловой анализ текста.
Публичное выступление: защита научно-исследовательского проекта, выступление с
докладом, рефератом.
Участие в дискуссии: по материалам защиты проекта, при обсуждении различных
аспектов предложенной проблемы с целью предложить и доказать свою точку зрения /
мнение, учитывая мнение оппонента.
Совершенствование (редактирование) собственного / предложенного текста.
Участие в коммуникативных играх с целью выработки умений работать в команде.
Участие в речевых практикумах, имитирующих ситуации публичного выступления,
участия в дискуссии (выступление, работа с вопросами), проведения беседы.
Выполнение заданий, формирующих коммуникативно-речевые умения активного
слушания, ознакомительного / аналитического чтения.
Участие в речевых практикумах, позволяющих моделировать свое речевое поведение в
ситуациях непосредственного общения.
Технологии, с помощью которых планируется выйти на достижение целей, задач,
планируемого результата:
Использование на уроке субъектно-субъектного стиля педагогического общения, создание
естественной ситуации общения, предполагающей доверительные, построенные на
взаимном уважении отношения между детьми и учителем. Такая ситуация общения
предполагает демократизм, отсутствие диктата при обсуждении предлагаемых решений.
Деятельностный режим образования: общению учим в общении, ориентируемся на
методы активного, развивающего обучения с обязательной рефлексией (анализом,
обсуждением совместной деятельности).
Личностно-ориентированный образовательный процесс: право на творчество и на ошибки
в процессе творчества, уважение к индивидуальности школьника. Педагог не диктует
правила общения, но служит образцом для подражания.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны знать:
-риторические параметры текста;
-сферы красноречия;
-жанры риторического монолога и диалога;
-риторические и культурно-речевые аспекты анализа образцовых текстов;
-стратегию и тактику речевого поведения, выбор жанра в ситуации общения;
-основные понятия теории этикета и особенности современного русского этикета;
-основные риторические средства русского языка.
Учащиеся должны уметь:
-определять показатели риторичности текста: логизированность – эмоциональность,
построение логических структур текста, система аргументации, композиционные
особенности текста, выразительные средства;
-делать осмысленные творческие заимствования из высоких образцов, необходимые для
собственного речетворчества;
-диагностировать (рецензировать) и редактировать тексты;
-применять правила и приемы эффективного воздействия;
-учитывать в своей речевой деятельности особенности функциональных стилей и
риторических жанров, специфику речевой ситуации;
-говорить и писать в соответствии с нормами литературного языка.
Раздел 4. Тематическое планирование
Тематический план в 10 классе
№п/п
Содержание
Количество
часов
1
Риторика как наука: её предмет, задачи и основные разделы
1
2
Нормативность речи
7
3
Выразительность речи
7
4
Риторический жанр «спор»
9
5
Риторический жанр «беседа» и речевой этикет
8
6
Повторение изученного
2
Итого
34
Тематический план в 11 классе
№п/п
Содержание
Количество часов
1
Ораторика
13
2
Переговоры
7
3
Языковые средства риторики. Риторические фигуры
5
4
Языковые средства риторики. Тропы
9
Итого
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Количество часов
Тема урока
Всего
Практичес
кие
работы
Дата
изучения
Ораторика. Сущность ораторики, её основные
1
проблемы
6
7
Подготовка к выступлению. Этапы
подготовки
Типы аргументов. Рациональные аргументы
Типы аргументов. Эмоциональные
аргументы
Способы фиксации и использования
подготовленного выступления
Имидж оратора
Типы аудитории (слушателей)
8
Типы аудитории (слушателей)
1
9
Поведение в нестандартных ситуациях
1
2
3
4
5
10
Приёмы косвенной речи
1неделя
1
2 неделя
1
3 неделя
4 неделя
1
1
5 неделя
1
6 неделя
7 неделя
8 неделя
1
1
9 неделя
10 неделя
1
11
Урок-практикум по теме "Ораторика"
1
1
12
Урок-практикум по теме "Ораторика"
1
1
11 неделя
12 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee
13
14
Переговоры
Подготовка к переговорам
Ведение переговоров, стили переговоров
1
16
Интеллектуальные уловки при переговорах
1
17
Психологические уловки при переговорах
1
21
Ведение переговоров в специальных
условиях
Урок-практикум по теме "Переговоры"
Языковые средства риторики
Риторические фигуры: фигуры повтора
22
Риторические фигуры: фигуры расположения
19
20
объединяющие свойства фигур расположения
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
1
1
19 неделя
20 неделя
21 неделя
1
22 неделя
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad220
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad464
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad6a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad57c
23 неделя
Риторические фигуры: конструкции,
23
14 неделя
1
15
18
13 неделя
1
1
и повтора
24 неделя
Риторические фигуры: конструкции,
24
объединяющие свойства фигур расположения
1
и повтора
25
Риторические фигуры: фигуры имитации
1
25 неделя
26
Виды тропов. Метафора
1
26 неделя
27
Виды тропов. Символ, метонимия
1
27 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad34c
28
29
30
Виды тропов. Синекдоха, гипербола, литота
Виды тропов. Сравнение, эпитет
Виды тропов. Перифраза, ирония
28 неделя
1
29 неделя
1
30 неделя
1
31 неделя
Урок-практикум по теме "Языковые средства
31
риторики"
1
32 неделя
Урок-практикум по теме "Языковые средства
32
риторики"
1
33
Комплексный риторический анализ текста
1
33 неделя
34
Повторение и обобщение изученного
1
34 неделя
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad856
1
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad96e
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Количество часов
Тема урока
Всего
Практичес
кие
работы
Дата
изучения
Ораторика
1неделя
Сущность ораторики, её основные проблемы
2 неделя
Подготовка к выступлению
3 неделя
4
Этапы подготовки, композиция выступления
4 неделя
5
Типы аргументов. Рациональные аргументы
5 неделя
Типы аргументов. Эмоциональные аргументы
6 неделя
Разновидности ораторской речи
7 неделя
Способы фиксации и использования
8 неделя
1
2
3
6
7
8
подготовленного выступления
9
Типы аудитории (слушателей
9 неделя
Типы аудитории (слушателей)
10 неделя
10
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad004
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacd7a
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad112
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad220
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaacef6
11
12
Поведение в нестандартных ситуациях
Приёмы косвенной речи
1
1
11 неделя
12 неделя
13
Урок-практикум по теме "Ораторика"
13 неделя
14
Урок-практикум по теме "Ораторика"
14 неделя
15
Переговоры
15 неделя
Подготовка к переговорам
16 неделя
Ведение переговоров, стили переговоров
17 неделя
Интеллектуальные уловки при переговорах
18 неделя
16
17
18
Ведение переговоров в специальных условиях
20
Урок-практикум по теме "Переговоры"
20 неделя
21
Языковые средства риторики
21 неделя
22
Риторические фигуры: фигуры повтора
22 неделя
23
Риторические фигуры: фигуры расположения
23 неделя
Риторические фигуры: конструкции,
24 неделя
24
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad464
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad6a8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad57c
19 неделя
19
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaae0ee
объединяющие свойства фигур расположения
и повтора
Риторические фигуры: конструкции,
25
объединяющие свойства фигур расположения
и повтора
25 неделя
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad34c
26
Риторические фигуры: фигуры имитации
26 неделя
27
Виды тропов. Метафора
27 неделя
Виды тропов. Символ, метонимия
28 неделя
Виды тропов. Синекдоха, гипербола, литота
29 неделя
Виды тропов. Сравнение, эпитет
30 неделя
Виды тропов. Перифраза, ирония
31 неделя
28
29
30
31
32 неделя
Урок-практикум по теме "Языковые средства
32
риторики"
33
Комплексный риторический анализ текста
33 неделя
34
Повторение и обобщение изученного
34 неделя
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
1
34
4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad856
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad96e