Рабочая программа Сочинение. Законы и секреты мастерства 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет

Директор МАОУ СОШ №5

МАОУ СОШ №5

_____________О.В. Сафронова

Протокол № 9 от 29 августа 2025г.

Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Сочинение: законы и секреты мастерства»
для 10-11 классов

МО Карпинск

«Сочинение: законы и секреты мастерства»

Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности в старшей школе направлена на
достижение следующих целей:


воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и

самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам
добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга;
формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;


освоение художественных текстов; овладение знаниями о русской и

мировой художественной литературе; создание общего представления об историколитературном

процессе,

о

единстве

этических

и

эстетических

ценностей,

составляющих духовную культуру нации; дальнейшее знакомство с творчеством
русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями зарубежной
литературы и литературы народов России;


совершенствование умений анализа и интерпретации литературного

произведения

как

художественного

целого

в

его

историко-литературной

обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; углубление
эстетического восприятия литературных произведений;


развитие

познавательных

интересов

и

коммуникативно-эстетических

способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной
деятельности учащихся; потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы; художественного вкуса;


формирование читательской культуры, умений написания сочинений

различных типов; навыков владения устной и письменной речью, развитие
потребности

в

самообразовании,

в

решении

задач

информационного

самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с
книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании

2

его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом.
Сочинение – это
свидетельствует

о

его

самостоятельная творческая работа
читательской

культуре,

учащихся, которая

познавательных

интересах

и

коммуникативно-эстетических способностях. Умение рассуждать и думать – важнейшая
из компетенций, которыми должен овладеть выпускник средней школы, претендующий на
получение аттестата социальной, интеллектуальной и эмоциональной зрелости.Именно
поэтому сочинение вновь занимает важнейшее место среди форм контроля

знаний

учащихся при изучении литературы.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в
написании сочинения по литературе, овладении речью, законами построения логичного
текста, что, несомненно,

пригодится учащимся не только при написании итогового

сочинения,но и при выполнении задания части 2 единого государственного экзамена по
литературе. Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и
доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения
отечественной и мировой литературы, владение речью.
Курс

внеурочной деятельности представлендля обучающихся 10-11классов

общеобразовательной школы и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) в 10 классе, на 34
часа (1 час в неделю) в 11 классе.
Организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Реализация данной программы предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного
процесса. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с
учащимися. Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно,
итоговой работой является написание сочинения и выполнение задания части 2 ЕГЭ по
литературе.
К концу обучения курса учащиеся должны уметь:


самостоятельно анализировать поэтическое, прозаическое и драматическое

произведение;


самостоятельно анализировать эпизод из произведения;



самостоятельно написать сочинение на заданную тему в любом жанре.
3

Планируемые результаты освоения курса
Использование данного курса в 11классе направлено на достижение обучащимися
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Сочинение: законы и секреты
мастерства» являются следующие умения учащихся:


понимание произведений русской литературы как одной из основных

национально-культурных ценностей;


осознание эстетической ценности художественного слова писателей;



стремление к речевому самосовершенствованию;



достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и

чувств в процессе написания сочинения;


способность к самооценке на основе анализа художественных произведений;



использование для решения познавательных и коммуникативных задач

различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и
др.).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:


умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
выводы;


умение

самостоятельно

организовывать

собственную

деятельность,

оценивать ее;


умение работать с разными источниками информации, находить ее,

анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1.

В познавательной сфере:



понимание ключевых проблем изученных произведений;



понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;



умение

анализировать

литературное

произведение:

определять

его

принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
4



определение

в

произведении

элементов

сюжета,

композиции,

изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения;


владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе

литературного произведения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:


приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и

культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;


формулирование собственного отношения к

произведениям русской

литературы, их оценка;


понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней.

3. В коммуникативной сфере


умение пересказывать прозаические произведения с использованием

образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа;
написание сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений.
Содержание курса для 10 класса
1.Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.
2. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы,
соответствие определённой стилистике.
4. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
5. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа.
6. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад
сочинением.
7. Структура

сочинения.

Вступительная

часть

сочинения.

Виды

вступлений

(историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
8.Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
9.Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
10.Редактирование текста сочинения
5

Содержание учебного курса в 11 классе
1. Требования к итоговому сочинению по литературе
2. Жанры школьных сочинений
3. Правила работы над сочинением
4. Композиция и логика рассуждения при написании сочинения
5. Анализ сочинений по критерию «Композиция и логика рассуждения».
6. Комментарийосновной проблемы исходного текста Типичные ошибки, связанные с
написанием комментария к проблеме исходного текста.
7. Анализ сочинений по определению ошибок, связанных с пониманием комментария
проблемы.
8. Позиция автора и способы её выражения. Определение авторской позиции.
Изобразительно-выразительные

средства

языка

для

понятия

авторской

позиции.

Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
9. Анализ сочинений по выявлению ошибок в определении авторской позиции.
10. Аргументация. Привлечение литературного материала Приемы привлечения текста
литературного источника в работе над сочинением..
11. Анализ сочинений по критерию «Аргументация. Привлечение литературного
материала».
Общие требования к языку и стилю сочинения. Использование разнообразной лексики и
различных

грамматических

литературоведческих

конструкций при написании сочинения. Употребление

терминов,

исключение

речевых

штампов.

Точность

и

выразительность речи. Типичные ошибки.
13. Анализ сочинений по критерию «Качество письменной речи».
14. Особенности эпического произведения. Составление схемы анализа прозаического
произведения.
15. Анализ рассказа А.П. Платонова «Возвращение».
16. Особенности лирического произведения. Составление схемы анализа лирического
произведения.
17. Анализ стихотворений поэтов Серебряного века.
18. Специфика драматического произведения. Составление схемы анализа драматического
произведения.
19. Анализ драматического произведения.
20. Особенности сочинения-характеристики героя. Понятия: герой, образ, персонаж,
повествователь, лирический герой. Сравнительная характеристика литературных героев.
Групповая характеристика литературных героев.
6

21. Написание сочинения-характеристики героя.
22. Роль эпизода в художественном произведении. Схема анализа эпизода. Работа над
эпизодом при анализе художественного произведения.
23. Роль эпизода по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Тема 24. Работа над содержанием сочинений на свободную тему, раскрывающую социальные,
нравственные, этико-философские понятия на примере произведений русской литературы по
выбору учащихся.
Тема 25. Обучающее сочинение по повести В.П. Астафьева «Прощание с Матёрой».
Поурочное планирование в 10 классе
№
п/
п

Тема

1

Требования
к
сочинению
на
литературную
тему.
Критерии
оценивания.
Сочинение
как
текст.
Основные
признаки
текста.
Сбалансированност
ь частей работы,
соответствие
определённой
стилистике.
Сочинение
как
текст.
Основные
признаки
текста.
Сбалансированност
ь частей работы,
соответствие
определённой
стилистике
Теоретиколитературные
понятия и их роль
в подготовке к
экзаменам
по
литературе.
Основные
литературоведческ
ие
понятия
в
формулировках
тем сочинений.
Теоретико-

2

3

4

5

Колво
часо
в

Количество уроков
Контрольны Практически
е работы
е работы

Дата
изучени
я

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

1
1неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

7

6

7

литературные
понятия и их роль
в подготовке к
экзаменам
по
литературе.
Основные
литературоведческ
ие
понятия
в
формулировках
тем сочинений.
Классификация
сочинений
по
проблематике,
тематике и жанрам.
Своеобразие
жанров.
Зависимость
структуры
сочинения от его
типа.
Классификация
сочинений
по
проблематике,
тематике и жанрам.
Своеобразие
жанров.
Зависимость
структуры
сочинения от его
типа.

8

9

10

Выбор темы
сочинения. Выбор
эпиграфа.
Цитирование.
Развёрнутый план
работы над
сочинением.
Выбор
темы
сочинения. Выбор
эпиграфа.
Цитирование.
Развёрнутый план
работы
над
сочинением.
Структура
сочинения.
Вступительная
часть сочинения.
Виды вступлений
(историческое,
историко-

6 неделя

1

7 неделя

1

8 неделя

1

9 неделя

1

10 неделя

8

11

12
13

14

15

16

17

литературное,
аналитическое или
проблемное,
биографическое,
сравнительное,
публицистическое,
лирическое).
Заключительная
часть сочинения.
Структура
сочинения.
Вступительная
часть сочинения.
Виды вступлений
(историческое,
историколитературное,
аналитическое или
проблемное,
биографическое,
сравнительное,
публицистическое,
лирическое).
Заключительная
часть сочинения.
Практическая
работа
Практическая
работа
Аргументация.
Способы
ввода
аргументов в текст
сочинения.
Аргументация.
Способы
ввода
аргументов в текст
сочинения.
Практическая
работа. Сочинениерассуждение,
сочинение-эссе.
Практическая
работа. Сочинениерассуждение,
сочинение-эссе.

18

11 неделя

1

1

12 неделя

1

13 неделя

1

14 неделя

1

15 неделя

1

1

16 неделя

1

17 неделя

18 неделя

Выражение
собственной
позиции.
Использование
клише при
9

19

20

21

22

23

24

24

написании
сочинения.
Выражение
собственной
позиции.
Использование
клише
при
написании
сочинения.
Речевое
оформление.
Обоснованное
использование
средств
выразительности.
Речевое
оформление.
Обоснованное
использование
средств
выразительности.
Редактирование
готовых
сочинений»
Редактирование
готовых
сочинений»
Тематические
блоки сочинений.
Аргументация по
различным
тематическим
блокам.
Тематические
блоки сочинений.
Аргументация по
различным
тематическим
блокам.

26

27

Работа над
сочинениями по
различным
тематическим
блокам с
последующим
редактированием и
самооценкой.
Работа
над
сочинениями
по
различным

1

19 неделя

1

20 неделя

1

21 неделя

1

22 неделя

1

23 неделя

1

24 неделя

1

25 неделя

1

26 неделя

1

27 неделя

10

28

29

тематическим
блокам
последующим
редактированием
самооценкой.
Цитаты
цитирование
сочинениях.
Цитаты
цитирование
сочинениях.

с
и
и
в

1

28 неделя

и
в

1

29 неделя

30

31

32

33

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Работа
ошибками
написанных
сочинений.
Работа
ошибками
написанных
сочинений.

1

30 неделя

1

31 неделя

над

1

32 неделя

над

1

33 неделя

34

1

34 неделя

Итоговое
занятие.
Общее количество часов:

34

Поурочное планирование в 11 классе
№
п/
п

Тема

1

Проба
пера:
правила
написания
сочинения.
Требования
к
итоговому
сочинению по
литературе:
содержание,
построение,

Всег
о

Количество часов
Контрольны Практически
е работы
е работы

Дата
изучени
я

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

1

1неделя

11

2

3
4

критерии
оценки
сочинения.
Жанры
школьных
сочинений:
рецензия, эссе,
очерк, дневник,
эпистолярный
жанр
Правила работы
над сочинением
Композиция и
логика
рассуждения
при написании
сочинения.

5

Композиция и
логика
рассуждения
при написании
сочинения.

6

Практическое
занятие. Анализ
сочинений по
критерию
«Композиция и
логика
рассуждения».

7

Работа
над
комментарием к
проблеме
исходного
текста
Работа
над
комментарием к
проблеме
исходного
текста
Практическое
занятие. Анализ
сочинений
по
определению
ошибок,
связанных с
комментарием
по
проблеме
исходного

8

9

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

1

8 неделя

1

9 неделя

12

10

текста.
Позиция автора
и способы её
выражения.

1

10
неделя

1

11
неделя

11

Позиция автора
и способы её
выражения.

12

Практическое
занятие. Анализ
сочинений
по
выявлению
ошибок
в
определении
авторской
позиции.

13

Аргументация.
Привлечение
литературного
материала

1

13
неделя

14

Аргументация.
Привлечение
литературного
материала

1

14
неделя

15

Практическое
занятие. Анализ
сочинений по
критерию
«Аргументация.
Привлечение
литературного
материала».

16

Как
работать
над
речевым
оформлением
сочинения.
Практическое
занятие.
Анализ
сочинений по
критерию
«Качество
письменной
речи».
Особенности
эпического
произведения.

17

18

1

1

15
неделя

16
неделя

1

1

1

12
неделя

17
неделя

18
неделя

13

19

20

21

22

23

24

Практическое
занятие. Анализ
художественног
о произведения
Практическое
занятие. Анализ
художественног
о произведения
Особенности
лирического
произведения.
Практическое
занятие. Анализ
стихотворений
поэтов
Серебряного
века
Специфика
драматического
произведения.
Практическое
занятие. Анализ
драматического
произведения.

1

19
неделя

1

20
неделя

21
неделя

1

1

22
неделя

23
неделя

1

1

24
неделя

1

25
неделя

25

Практическое
занятие. Анализ
драматического
произведения.

26

Особенности
сочиненияхарактеристики
героя.
Особенности
сочиненияхарактеристики
героя.
Практическое
занятие.
Написание
сочиненияхарактеристики
героя.

1

26
неделя

1

27
неделя

Роль эпизода в
художественном
произведении.
Практическое
занятие.
Роль

1

27

28

29

30

1

28
неделя

29
неделя

1

30
неделя

14

эпизода
Практическое
занятие.
Роль
эпизода
32 Работа
над
содержанием
сочинений
на
свободную тему,
раскрывающую
социальные,
нравственные,
этикофилософские
понятия
на
примере
произведений
русской
литературы
по
выбору
учащихся.
33 Практическое
занятие.
Обучающее
сочинение
по
повести
В.П.
Астафьева
«Прощание
с
Матёрой»
34 Практическое
занятие.
Обучающее
сочинение
по
повести
В.П.
Астафьева
«Прощание
с
Матёрой»
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
31

1

31
неделя
32
неделя

1

1

33
неделя

1

34
неделя

34

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
внеурочной деятельности
1.

Айзерман Л.С. Сочинение о сочинения /Л.С. Айзерман. – М., 1986.- 86 с.

2.

Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам

и абитуриентам / Т.В. Алексеева. – Спб.: Паритет, 2000.- 192 с.
3.

Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах / Т.А. Калганова. –

«Просвещение», М., 2000.- 137 с.
15

4.

Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11

классе: учебно-методическое пособие /А.Г. Нарушевич, И.С. Нарушевич; Под ред.Н.А.
Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2014.-96с. – (Готовися к ЕГЭ)
5.

Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические

рекомендации для образовательных.организаций. — М.: Просвещение, 2015. — 94 с.
6.

Сигов В.К. Итоговая аттестация: Выпускное сочинение: учебно-методическое

пособие / В.К. Сигов, Н. И. Ломилина, - М.: Дрофа, 2015.- 238 с.
7.

Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных

организаций / С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др. — М.: Просвещение, 2015.
— 80 с. — (Учимся с «Просвещением».Экзамен с «Просвещением»).
8.

Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для

учителей общеобразовательных организаций / О. И. Щербакова. — М.: Просвещение,
2015. — 143 с. — (Учимся с «Просвещением».«Просвещение» — учителю)

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.