Рабочая программа Хор 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

УТВЕРЖДАЮ:

СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 9 от 29 августа 2025г.

Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Хор»
для 9 класса

МО Карпинск

Пояснительная записка
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию
природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения хоровому
пению.
Задачи программы:
обучающие
 обучить правилам пения и охраны голоса, с учѐтом возрастных особенностей детей;
 обучить умению петь в хоре, в ансамбле, петь без сопровождения, понимать
дирижѐрский жест и следовать указаниям руководителя хора;
 обучить основам музыкальной и вокальной грамоты
 сформировать вокальные навыки
 обучить приемам самоконтроля
развивающие
 развить музыкально-певческие способности: музыкальный слух, расширить
диапазон голоса, музыкально- исполнительские навыки
 совершенствовать речевой аппарат
 развить произвольное и непроизвольное внимание,
 развить интерес к хоровому творчеству
 развить творческий потенциал
 способствовать укреплению физического здоровья
воспитательные
 привить детям любовь к хоровому пению, раскрыв его многообразие и красоту и
выработать потребность в систематическом, коллективном музицировании;
 воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость через создание
атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты
общего дела, приобщение к миру искусства.
 Привить навыки культурного общения и поведения в обществе
Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения.
Темы взаимосвязаны между собой: в последующем году совершенствуются знания,
умения и навыки предыдущего.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Вводные занятия.
Прослушивание обучающихся и определение их на соответствующий уровень.
Объяснение целей и задач занятий хоровым пением. Строение голосового аппарата,
техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания
голосовых связок.
2. Вокально-хоровые упражнения.
Дыхательная вокальная гимнастика.
Дыхательная гимнастика по системе В.В. Емельянова проводится для младшего
возраста в игровой форме. Увеличение объема дыхания, навыки его задерживания с
различной протяженностью.ч
Распевание.
Разогревание голосовых связок с помощью упражнений с различными
техническими задачами. Развитие мелодического и гармонического слуха. Работа над
дикцией и артикуляцией. Применение "Фонопедического метода развития голоса" В.В.
Емельянова.
Вокально-ритмические упражнения.

Использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного
ритма, синкопы в виде ритмической игры. Исполнение – одновременно (с многократными
повторами) и по цепочке.
Дикционные упражнения.
Дикция. Развитие дикционных навыков, с использованием пальчиковой
гимнастики. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении.
Взаимоотношение гласных и согласных. Соотнесение внутри слова согласных к
последующему слогу. Соблюдение выравнивания гласных при произнесении текста.
Работа над звуковедением.
Навыки legato (распевание слогов) и других штрихов. Совершенствование
активного дыхания на non legato и staccato в вокальных упражнениях, попевках.
Пропевание отдельных музыкальных фраз на «legato» и «non legato», стремление к
напевному звуку, кантилене. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса.
Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций. Внедрение навыка
пения a cappella.
3. Слушание музыки.
Научить воспринимать музыку и расширять кругозор обучающихся. Использование
руководителем вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений
для углубления восприятия музыки, более активного введения их в многообразный
богатый мир художественных музыкальных образов. Обсуждение особенностей
музыкально-выразительных средств. Формирование умения грамотно оценивать
музыкальные произведения.
4. Работа над произведениями.
Ознакомление с содержанием, характером произведения. Работа над
музыкальным и поэтическим текстом. Драматургия произведения. Пение мелодии на
различные слоги. Развитие творческой индивидуальности, фантазии учащегося с
помощью проигрывания сюжетных этюдов. Работа над мимикой и жестами.
Работа над художественным образом.
Вычленение кульминационных разделов. Выявление идейно-эмоционального
смысла, работа над художественным образом. Использование дополнительных средств в
исполнении. Использование приемов запева солиста (или группы солистов) с хором,
варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр.
Использование других различных шумовых и музыкальных инструментов помимо
фортепиано. Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности
концерта-действа всячески способствует использование элементов театрализации.
Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы, не
превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от
музыки.
Работа с хоровым репертуаром.
Грамотный разбор произведения. Формообразование: фраза, предложение, цезура,
повторность, изменяемость. Звуковысотность: направление движения мелодии,
повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация
музыки: пульс, темп, динамические оттенки, штрихи.
5. Культурно-просветительская и воспитательная работа.

Беседы об этике, эстетике. Посещение фестивалей, конкурсов, концертов.
Проведение тематических концертов, в подготовке которых активное участие принимают
обучающиеся. Беседы о выдающихся исполнителях, композиторах, поэтах. Встречи с
другими творческими коллективами.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Обучающиеся всех уровней приобретают
опыт регулярных концертных выступлений в праздничных мероприятиях. Наиболее

подготовленные из них, принимают участие в конкурсах и фестивалях детского
творчества различного уровня.
Работа с обучающимися и создание для них наиболее благоприятных условий
развития может осуществляться разными путями с использованием различных методов и
приемов, выбор которых связан с интересом самого педагога и его мастерством.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки.

Первый год обучения
Обучающийся получит возможность научиться петь в диапазоне (ДО1) - ДО2.
Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Руки
опустить или положить на колени (при пении сидя). Петь с мягкой атакой. Петь легким
звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха. Знать, что
певческий голос надо беречь. Уметь правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса; правильно и ясно выговаривать слова песни.
Второй год обучения
Обучающийся получит возможность научиться петь чистым, естественным звуком,
легко, нежно-звонко, мягко в диапазоне си (ля) малой октавы – ре(ми) второй. Сохранять
индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и
произносить согласные. Соблюдать при пении певческую установку.
Третий год обучения.
Вокальные навыки: петь в диапазоне: ля (соль) малой октавы – ми (фа) второй
октавы. Соблюдать при пении певческую установку. Петь мягкой и твердой атакой. В
зависимости от характера произведения - естественно, легко, нежно-звонко, мягко, твердо,
стремясь сохранить индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко,
точно произносить согласные, не утрируя произношение.
Прогнозируемые результаты.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы
«Школьный хор» после освоения содержания программы ожидаются следующие
результаты.
Первый год обучения
Уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню, соблюдая
пройденные в течение года правила пения.
Правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь
ровно короткие фразы на одном дыхании. В подвижных песнях уметь делать быстро,
активно вдох. Уметь точно повторять мелодию.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с
сопровождением и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно
следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
Второй год обучения
Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук. Видеть свои
недостатки и стремиться исправить их. Уметь звуковысотно чисто и ритмически четко
самостоятельно спеть несложную песню. Импровизировать в ритмических играх.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны. В

упражнениях слышать двухголосные интервалы, определять простейшие функции. Без
сопровождения уверенно петь нетрудные, протяжные, одноголосные песни. Петь песни,
написанные в медленном темпе, имеющие простую по строению мелодию, в основной
тональности и в близких к ней без абсолютных названий звуков. Понимать и следовать
дирижерским жестам, обусловленным изучаемым репертуаром. Знать средства
музыкальной выразительности.
Уметь чисто и слаженно петь одноголосные песни. В упражнениях слышать двухголосие,
пропевать в них любые звуки по заданию.
Уметь петь чисто и слаженно одноголосие, подголосочное двухголосие с сопровождением
и без него. Следовать за дирижерскими указаниями во всех произведениях из репертуара
хора.
Петь наиболее простые песни и произведения.
Знать исполнительские средства выразительности.
Уметь при содействии руководителя хора делать исполнительский анализ.
Третий год обучения.
Уметь петь на одном дыхании. Быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон
легато и стаккато.
Уметь самостоятельно спеть выразительно-осмысленно песню.
Хоровые навыки. Уметь чисто и слаженно петь элементы двухголосия. В упражнениях
слышать трехголосные аккорды, пропевать звуки по заданию. Точно следовать
дирижерским указаниям. Уметь делать исполнительский анализ.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1. материально-технические:
- техническое оборудование (магнитофон, микрофоны, микшер, акустическая система)
2. методические:
- нотная библиотека;
- фоно- и видеотеки;
- различный методический материал
Кадровое обеспечение: учитель музыки
Система отслеживания результатов.
 Наблюдение. Фронтальный и индивидуальный опрос.
 Выступление на вокально- хоровых конкурсах различного уровня.
Учет результатов работы обучающихся проводится педагогом в виде качественнословесной оценки на основе текущих знаний, индивидуальной и групповой проверки
знаний хоровых партий.
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной
деятельности в рамках школьных, городских, региональных мероприятиях. Качество
обучения прослеживаются через творческие достижения участников коллектива.
Контроль знаний и умений обучающихся проводится на текущих занятиях и концертных
выступлениях.
Оценочные материалы.
Контрольные требования к точкам отчѐтности:
- обязательное участие во всех концертных выступлениях хорового коллектива;

- сценическая активность и высокий уровень исполнительского мастерства в концертных
выступлениях;
- отсутствие пропусков хоровых репетиций без уважительной причины;
- активная и плодотворная работа на занятиях;
- уверенное знание своей партии в каждом произведении хорового репертуара;
Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Планируемые выступления
День Учителя
Муниципальный конкурс Великая моя Родина
Конкурс патриотической песни им. Н. Рачева.
Конкурс муниципальный Песни великой Победы
Праздничная программа, посвященная 8 марта
День Победы
Учебный план

1 год обучения
№
1
2
3
4
5
6

Базовая тема
Прослушивание, подбор
репертуара
Вводные
Слушание музыки
Вокально-хоровые упражнения
Работа над произведениями
Концертная
деятельность
Итого:

кол-во
часов

12
10
16
20
28
6

Формы промежуточной
аттестации
Текущий контроль.
Подготовка номеров для
школьных мероприятий.
Проведение отчетного
концерта коллектива

68

2 год обучения и последующие
№
1
2
3
4
5

Базовая тема
Вводные
Слушание музыки
Вокально-хоровые упражнения
Работа над произведениями
Репетиции, концертная
деятельность
Итого:

кол-во
часов

10
20
14
22
12
68

Формы промежуточной
аттестации
Текущий контроль.
Подготовка номеров для
школьных мероприятий,
конкурсов и фестивалей.
Проведение отчетного
концерта коллектива

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занят
ия

Дата
проведе
ния
недели

Раздел программы

Колич
ество
часов

1.

1

1

2

1

3
4

2
2

5

3

6

3

Вводное занятие. Знакомство.
Инструктаж по ТБ
Подбор
репертуара, осуждение
Основы хорового пения. Беседа
Разбор средств муз.
выразительности.
Владение голосовым аппаратом.
Строение Охрана голоса.
Певческая установка. Вокальнохоровые
упражнения
Основы интонирования.
Вокально-хоровые
упражнения
Дыхание. Вокально-хоровые
Упражнения на дыхание
Работа над
про-нием. Работа над интонацией и
дыханием.
Унисон. Работа над
унисоном
Дикция. Работа над дикцией и
артикуляцией.
Работа над художественным
образом.
Слушание музыки
Движения под музыку.
Сценодвижение

1

7

4

8

4

9

5

10

5

11

6

12

6

13

7

14

7

15

8

16

8

17

9

18

9

19

10

20

10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Вокально-хоровые
упражнения для расширение
диапазона
Ритм. Работа над ритмом.

1

Работа над
Произведением. Отработка ВХН
Работа над
Произведением. Отработка ВХН
Артикуляционная гимнастика.
Виды гимнастики
Артикуляционная гимнастика

1

1

1
1
1

1

12

Музыкально-исполнительская
работа.
Музыкально-исполнительская
работа.
Сценодвижение

24

12

Сценодвижение

1

25

13

Штрихи в произведениях.

1

26

13

Отработка штрихов в пении

1

27

14

1

28

14

29

15

Музыкально-исполнительская
работа.
Музыкально-исполнительская
работа.
Пальчиковые игры и попевки..

30

15

Попевки. Игры ритмические

1

31

16

Кантилена. Отработка кантилены

1

32

16

1

33

17

34

17

35

18

Отработка кантилены в
произведениях
Музыкально-исполнительская
работа.
Музыкально-исполнительская
работа.
Тембр. Тембровый
ансамбль.

36

18

1

37

19

38

19

39

20

40

20

41

21

Тембровый
ансамбль. Отработка
Работа над дыханием. Цепное
дыхание.
Работа над дыханием. Цепное
дыхание.
Динамика. Работа над
динамическими
оттенками.
Динамика. Работа над
динамическим оттенками.
Слушание музыки

42

21

Слушание музыки. Анализ музыки. 1

43

22

Дирижерский жест.

1

44

22

Важность дирижера в хоре.

1

21

11

22

11

23

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

45

23

Создание художественного образа. 1

46

23

Создание художественного образа. 1

47

24

Движения под музыку.отработка

1

48

24

Движения под музыку. Отработка

1

449

25

Произведения различных жанров.

1

50

25

1

51

26

Произведения различных жанров.
Патриотические, лирические,
детские.
Работа над произведением

52

26

Работа над произведением

1

53

27

Работа над произведением

1

54

27

Работа над произведением

1

55

28

Работа над произведением

1

56

28

Работа над произведением

1

57

29

Микрофон. Работа с микрофоном

1

58

29

Микрофон. Работа с микрофоном

1

59

30

Микрофон. Работа с микрофоном

1

60

30

Микрофон. Работа с микрофоном

1

61

31

Звуковедение в пении

1

62

31

Звуковедение в пении

1

63

32

1

64

32

65

33

66

33

67

34

Отработка вокально-хоровых
навыков в произведении
Отработка вокально-хоровых
навыков в произведении
Отработка вокально-хоровых
навыков в произведении
Отработка вокально-хоровых
навыков в произведении
Выразительность исполнения

68

34

Занятие -концерт

1

Итого
68ч.

1

1
1
1
1

Список литературы
• Емельянов, В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки
будущих учителей музыки в педагогическом вузе Автореферат диссертации на соискание
учѐной степени канд. пед. Наук / В.В. Емельянов – Екатеринбург: 2005.
• Емельянов, В.В. Развитие голоса координация и тренинг / В.В. Емельянов – СПб.: 2007
• Емельянов, В.В. Методическая разработка с нотным приложением по 1-2 уровню обучения
программы «Фонопедический метод развития голоса» / И.А. Трифонова, В.В. Емельянов –
ТюмГУ, 2015
• Никольская-Береговская, К. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века / К.
Никольская-Береговская – М.: 2003
• Семенюк, В. Заметки о хоровой фактуре / В. Семенюк – М.: 2000
. Хазанов –М.: 1960
• Чесноков, П. Хор и управление им / П. Чесноков – М.: 1952



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.