АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»
7-9 КЛАСС (ФГОС ООО)
Программа учебного предмета «Физика» (далее - программа)
разработана в соответствии с требованиями:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" с изменениями;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации «Об утверждении ФГОС ООО» № 287
от 31 мая 2021;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 370
от 18 мая 2023 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.12.2023 № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных стандартов основного общего образования и среднего
общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
стандартов начального общего образования и основного общего
образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
9.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.06.2025 № 467 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования»;
Основной
образовательной
программой
основного
общего
образования МАОУ СОШ № 5, утвержденной приказом от 26.08.2024 № 94од;
Уставом МАОУ СОШ № 5 МО Карпинск;
Учебным планом по реализации основной общеобразовательной
программы основного общего образования на 2025-2026 учебный год,
утверждённым приказом № 78-од от 26.08.2025 г.
В основу данной программы положен системно - деятельностный
подход к образованию, направленный на:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей
обучающихся.
Важными аспектами системно-деятельностного подхода является
ориентация на результаты образования и гарантированности их достижения.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования
социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к
стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и
способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования –
развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов
деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и
определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детей- инвалидов и детей с ОВЗ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и
явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической
географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной
вклад в естественно-научную картину мира, но и предоставляет наиболее
ясные образцы применения научного метода познания, т. е. способа
получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет,
который наряду с другими естественно-научными предметами должен дать
школьникам представление об увлекательности научного исследования и
радости самостоятельного открытия нового знания.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего
образования состоит в формировании естественно-научной грамотности и
интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем
будут заняты в самых разнообразных сферах деятельности. Но не менее
важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых
людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной
деятельности в области естественно-научных исследований и создании
новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе
определению, «Естественно-научная грамотность – это способность человека
занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым
вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественно-научными идеями. Научно грамотный человек
стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем,
относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
научно объяснять явления,
оценивать и понимать особенности научного исследования,
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов.»
Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование
естественно-научной грамотности обучающихся.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»:
Цели изучения физики на уровне основного общего образования
определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы, утверждённой решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3
декабря 2019 г. № ПК-4вн.
Цели изучения физики:
приобретение интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих
способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения
основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий;
развитие
представлений
о
возможных
сферах
будущей
профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к
дальнейшему обучению в этом направлении. Достижение этих целей на
уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих
задач:
приобретение знаний о дискретном строении вещества, о
механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
приобретение умений описывать и объяснять физические явления с
использованием полученных знаний;
освоение методов решения простейших расчётных задач с
использованием
физических
моделей,
творческих
и
практикоориентированных задач;
развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов;
освоение приёмов работы с информацией физического содержания,
включая информацию о современных достижениях физики; анализ и
критическое оценивание информации;
знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными
с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях
физической науки.
Основной формой обучения является: урок овладения новыми
знаниями; урок формирования и совершенствования умений и навыков; урок
применения знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации
знаний; урок закрепления и повторения знаний; контрольно–проверочный
урок; комбинированный урок, интегрированный урок.
При обучении используются методы: словесный; наглядный;
практический; репродуктивный; частично – поисковый (эвристический);
информационно-развивающий; метод проблемного изложения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом
на уровне основного общего образования. Данная программа
предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 238 ч за три
года обучения по 2 ч в неделю в 7 и 8 классах и по 3 ч в неделю в 9 классе. В
тематическом планировании для 7 и 8 классов предполагается резерв
времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, а в 9
классе — повторительно-обобщающий модуль.