Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ №5 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» для 1 класса Город Карпинск Планируемые результаты освоения программы Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других; объективно оценивать свою работу и деятельность других обучающихся; воспитывать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Совместная деятельность: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ, совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело. определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. Познавательные УУД: Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Работа с информацией: различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: Обучающийся научится: • различать объекты и явления живой и неживой природы; • описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения в природе; • использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. Обучающийся получит возможность научиться: • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе; • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах; • использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении. Содержание программы В содержание занятий включаются задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся. Раздел 1. Введение в программу (1 час) Тема 1. Вводное занятие. Теория (1 ч.): Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Понятие «наука», классификация наук. Раздел 2. Загадочная микробиология (2 часа) Тема 2. Мир микробов. Теория (1 ч.): Первые жители Земли. Влияние микробов на человека и другие живые организмы. Опасные и полезные микробы. Необычные факты из жизни микробов. Практика (1 ч.): Презентация «Как выглядят микробы». Опыты «Путешествие микроба», «Микроб в ладошке», «Чужие микробы», «Ловим микроба». Раздел 3. Интересная ботаника (3 часа) Тема 3. Мир растений. Теория (1 ч.): Многообразие растений. Части растений. Плоды и семена. Дикорастущие и культурные растения. Правила сбора растений для гербаризации и оформление гербария. Практика (2 ч.): Опыты «Выделение кислорода растениями». «Музыкальный горох» Экскурсия в парк «Растения нашего края». Раздел 4. Интересная микология (1 час) Тема 4. Грибное царство. Теория (1 ч.): Разнообразие грибов и строение. Различие наиболее распространенных съедобных, несъедобных и ложных грибов. Раздел 5. Удивительная зоология (2 часа) Тема 5. Мир животных. Теория (2 ч.): Разнообразия в мире животных, развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Легенды и факты о животных. Повадки, особенности поведения диких животных их пользе для природы. Раздел 6. Удивительная орнитология (2 часа) Тема 6. Мир птиц. Теория (1 ч.): Многообразие птиц. Особенности строения птиц. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Среда обитания птиц. Роль птиц в жизни человека. Практика (1 ч.): Акции «Кормушка для птиц». Раздел 7. Удивительная энтомология (2 часа) Тема 7. Мир насекомых. Теория (1 ч.): Многообразие и значение насекомых в природе. Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых. Сезонные явления в жизни насекомых. Практика( 1 ч.): Работа с коллекцией насекомых. Зарисовки строения насекомых в дневник наблюдений. Конкурс рисунков «В мире насекомых». Раздел 8. Увлекательная ихтиология.(2 часа) Тема 8. Мир рыб. Теория (1 ч.): Многообразие рыб. Внешнее и внутреннее строение рыб. Питание рыб. Размножение рыб. Места обитания, особенности поведения. Многообразие аквариумных рыбок. Болезни рыб и их профилактика. Виды аквариумов. Устройство простого аквариума. Требования к составу воды для аквариума. Особенности строения водных растений. Их роль в водоеме. Практика (1 ч.): Виды аквариумов. Устройство простого аквариума. Требования к составу воды для аквариума. Моделирование аквариума. Раздел 9. Познавательная фенология (2 часа) Тема 9. Сезонные изменения в природе. Теория (1 ч.): Сезонные изменения в жизни растений и животных. Миграции, перелеты, спячка, оцепенение, листопад, покой. Причины сезонных изменений, приспособления к сезонным изменениям. Практика (1 ч.): Просмотр видеоролика «Сезонные изменениями в природе и жизни людей». Работа с календарем фенологических изменений в природе. Раздел 10. Важная экология (2 часа) Тема 10. Охрана Теория (1 ч.): Экологические проблемы. растительного и животного природы. Бытовые отходы. Применение мусора. Охрана мира. Красная книга Московской области. Практика (1 ч.): Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды. Изготовление экологических буклетов. Раздел 11. Интересная география. (2 часа) Тема 11. Наша планета Земля. Теория (1): Представление о форме Земли в древности. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Строение Земли. Материки и части света. Практика (1): Практические здания «Работа с глобусом». Работа с картой «Путешествие по материкам». Раздел 12. Загадочная астрономия (3 часа) Тема 12. Загадки космоса. Теория (2 ч.): История космонавтики. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли. Животные в космосе. Солнце самая близкая звезда к нашей Земле. Солнце в сказках, мифах и в фантастических произведениях. Планеты солнечной системы. Характеристики планет. Луна – спутник Земли. Движение Луны по орбите. Фазы Луны. Луна в сказках, мифах и в фантастических произведениях. Солнечное затмение. Смена дня и ночи, времен года. Созвездия. Созвездия Большой и Малой медведицы, Персея и Андромеды, Кассиопеи на детской астрономической карте. Полярная звезда легенды. Практика (1 ч.): Практическая работа «Модель Солнечной системы». Наблюдение за звёздным небом. Заочная экскурсия в планетарий. Раздел 13. Занимательная физика (5 часов) Тема 13. Физика вокруг нас. Теория (3 ч.): Физика вокруг нас: интересные факты. Агрегатное состояние вещества в зависимости от температуры. Тела и вещества под воздействием температуры. Температура. Термометр. Примеры различных температур в природе. Электричество. Электрический ток. Электричество в природе и быту. Материалы и магниты. Магнитные силы. Намагничивание предметов. Магнитное поле Земли. Северное сияние. Разные отражения. Звуковые волны. Эхо. Звуки высокие и низкие. Передача звука на расстояние. Телефон. Практика (2 ч.): Практическая измерение температуры воздуха в помещении и на улице. Опыты « Пластилин и тепло», «Волшебные превращения веществ», «Волшебник» «Веселые магниты». Практическое работа «Почему светится лампочка». Раздел 14. Удивительная химия (3 часа) Тема 14. Химия вокруг нас. Теория (2 ч.): Химический состав воды, вода - растворитель. Жесткость воды. Проблемы питьевой воды. Состав продуктов питания. Пищевые добавки. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов Практика ( 1 ч.): Просмотр презентаций «Пищевые добавки», опыты «Фокус с каруселью», «Наличие красителей», «Газированные напитки», «Жевательная резинка». Раздел 15. Итоговое занятия.(1час) Тема 15. Общий смотр Практика (1 ч.): Интеллектуально-познавательная программа «Знатоки». знаний. 3. Календарно - тематическое планирование Количество занятий № п/п Наименование разделов и тем программы всего теория практика Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Дата Виды, формы проведения занятия Раздел 1. Введение в программу. Вводное занятие науки». Инструктаж. Итого по разделу 1.1 «Мир 1 02.09.2024 1 Тематическая Инструктаж. беседа. 1 Раздел 2.Загадочная микробиология. Мир микробов. Опасные и 1 полезные микробы. Лаборатория юных 2.2 1 микробиологов: «Путешествие микроба» Итого по разделу 2.1 https://infourok.ru/prezenta 09.09.2024 Фронтальная беседа ciya-na-temu-mikroby4419155.html 16.09.2024 Проведение опытов. 1 0,5 2 Раздел 3. Интересная ботаника 3.1 3.2 3.3 Мир растений. 1 Лаборатория юных ботаников. «Выделение 1 кислорода растениями». «Музыкальны й горох». Экскурсия в парк «Растения 1 https://infourok.ru/prezenta 23.09.2024 Тематическая беседа ciya-k-urokuokruzhayuschiy-mir30.09.2024 Проведение опытов. dikorastuschie-i-kulturnierasteniya-2819433.html 1 0.5 07.10.2024 Экскурсия. 1 9 нашего края». 3 Итого по разделу Раздел 4. Интересная микология. 4.1 Царство грибов. Грибы съедобные и несъедобные. https://infourok.ru/prezenta 14.10.2024 ciya-gribi-sedobnie-inesedobnie-2240777.html 1 Викторина 1 Итого по разделу Раздел 5. Удивительная зоология. 5.1 Мир животных. 1 https://nsportal.ru/detskiysad/okruzhayushchiymir/2018/02/04/prezentatsi ya-v-mire-zhivotnyh 1 Развитие и изменение животных при изменении 5.2 1 условий жизни. Викторина «Всё о животных» Итого по разделу 21.10.2024 Тематическая беседа. 11.11.2024 Викторина 0.5 2 Раздел 6. Интересная орнитология. 6.1 Мир птиц. Роль птиц в 1 жизни человека. 6.2 Акция птиц» «Кормушка Итого по разделу для 1 https://nsportal.ru/shkola/bi 18.11.2024 Просмотр презентации ologiya/library/2017/12/08/ prezentatsiya-znachenie25.11.2024 Практическая работа ptits-v-prirode-i-zhiznicheloveka 0.5 https://rutube.ru/video/05af 02.12.2024 Тематическая беседа 5f504582b7f22e2cf03d58c aaab0/ 09.12.2024 Конкурс рисунков 1 1 2 Раздел 7. Интересная энтомология. 7.1 Мир насекомых. 7.2 Конкурс рисунков «В мире 1 1 1 10 насекомых» 2 Итого по разделу Раздел 8.Интересная ихтиология. 8.1 Мир рыб. 1 8.2 Моделирование аквариума. 1 https://rutube.ru/video/513 8081c19c6eeb6d746c6149 2641bc4/ 16.12.2024 Просмотр видеофильма https://nsportal.ru/ap/librar y/drugoe/2015/02/09/preze ntatsiya-sezonnyeizmeneniya-v-prirode 13.01.2025 Тематическая беседа. 0.5 https://videouroki.net/razra botki/priezientatsiiaokhrana-okruzhaiushchieiprirody.html 27.01.2025 Беседа на основе презентации 03.02.2025 Изготовление буклета 10.02.2025 Тематическая беседа 0,75 https://multiurok.ru/files/pr ezentatsiia-planeta-zemlia3.html 1 1 23.12.2025 Практическая работа 2 Итого по разделу Раздел 9. Познавательная фенология. 9.1 9.2 Сезонные природе. изменения в 1 Практическая работа: Работа с календарем фенологически 1 х изменений в природе. Итого по разделу 1 0,5 20.01.2025 Практическая работа 0,5 2 Раздел 10. Важная экология. 10.1 Охрана природы. 1 Изготовление экологических 1 буклетов. 2 Итого по разделу 10.2 1 0.5 Раздел 11. Интересная география. 11.1 Наша планета Земля. 11.2 Материки и части света. 1 1 1 0,25 11 17.02.2025 Практическая работа Практическая работа глобусом и картой. Итого по разделу с 2 Раздел 12. Загадочная астрономия. Загадки космоса. Солнце1 звезда. Луна –спутник. Планеты солнечной системы. Практическая 12.2 1 работа «Модель Солнечной системы» Наблюдение за звёздным 12.3 небом. Виртуальная 1 экскурсия в планетарий. 12.1 Итого по разделу 0.5 0,5 https://multiurok.ru/files/pr iezientatsiia-na-tiemuzaghadki-kosmosa.html 0.5 24.02.2025 Викторина 03.03.2025 Практическая работа 0,5 10.03.2025 Виртуальная экскурсия. 0,25 0,75 3 Раздел 13. Занимательная физика. 13.1 Физика вокруг нас. 1 Тела и вещества под 13.2 воздействием 1 температуры. Термометр. Практическая работа: измерение 13.3 1 температуры воздуха в помещении и на улице. Электричество. 13.4 1 Электричество в природе и https://infourok.ru/prezenta 17.03.2025 Беседа. ciya-po-fizike-dlyanachalnoy-shkoli-fizikavokrug-nas-401251.html https://infourok.ru/prezenta 31.03.2025 Беседа на основе ciya-po-okruzhayuschemuпрезентации. miru-klass-izmerenietemperaturi-1250942.html 07.04.2025 Практическая работа 1 1 0.25 0.75 0,25 0,75 https://infourok.ru/prezenta 14.04.2025 Практическая работа ciya-po-okruzhayuschemu12 быту. Практическая работа: «Почему светится лампочка» Материалы и магниты. Магнитное поле Земли. Лаборатория юного физика: « Пластилин и тепло», 13.5 1 «Волшебные превращения веществ», «Волшебник» «Веселые магниты» 5 Итого по разделу mirupochemu-svetitsyalampochka-795967.html https://rutube.ru/video/667 316f784c177d820dd14d2e 11058e9/ 21.04.2025 Просмотр видеофильма 1 Раздел 14. Удивительная химия. Химия вокруг нас. 14.1 Химический состав воды. Вода-растворитель. Продукты питания. Состав, качество и сроки хранения 14.2 пищевых продуктов. Здоровое питание. Лаборатория юных химиков. Опыты «Фокус с каруселью», «Наличие 14.3 красителей», «Газированные напитки», «Жевательная резинка» Итого по разделу 1 1 https://infourok.ru/prezenta 28.04.2025 Тематическая беседа ciya-sostav-vodi1178189.html 1 https://multiurok.ru/files/pr ezentatsiia-zdorovoepitanie-4.html 1 05.05.2025 Викторина 12.05.2025 Практическая работа 1 0,25 0,75 3 Итоговое занятие. 13 Интеллектуально15.1 познавательная «Знатоки». Интеллектуально15.2 познавательная «Знатоки». 19.05.2025 Интеллектуально- игра 1 познавательная игра 1 26.05.2025 игра 1 Итого по разделу 2 Общее количество часов по разделу: 34 Интеллектуальнопознавательная игра 1 18 16 14 Поурочное планирование № Тема занятия Кол-во часов Дата 1 Вводное занятие «Мир науки». Инструктаж. 1 03.09.2024 2. 3. 4. 5 1 1 1 1 10.09.2024 17.09.2024 24.09.2024 01.10.2024 6 7. Мир микробов. Опасные и полезные микробы. Лаборатория юных микробиологов: «Путешествие микроба». Мир растений. Лаборатория юных ботаников. «Выделение кислорода растениями». «Музыкальный горох». Экскурсия «В мире природы» Царство грибов. Грибы съедобные и несъедобные. 1 1 08.10.2024 15.10.2024 8. Мир животных. 1 22.10.2024 9. 1 05.11.2024 10. Развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Викторина «Всё о животных» Мир птиц. Роль птиц в жизни человека. 1 12.11.2024 11. Акция «Кормушка для птиц» 1 19.11.2024 12. Мир насекомых. 1 26.11.2024 13. Конкурс рисунков «В мире насекомых» 1 03.12.2024 14. Мир рыб. 1 10.12.2024 15. Моделирование аквариума. 1 17.01.2025 16. Сезонные изменения в природе. 1 24.01.2025 17. Практическая работа: Работа с календарем фенологических изменений в природе. 1 14.01.2025 18. Охрана природы. 1 21.01.2025 15 19. Изготовление экологических буклетов. 1 28.01.2025 20. 21. Наша планета Земля. Материки и части света. Практическая работа с глобусом и картой. 1 1 04.02.2025 11.02.2025 22. 23. 24. 25. Загадки космоса. Солнце-звезда. Луна –спутник. Планеты солнечной системы. Практическая работа «Модель Солнечной системы» Наблюдение за звёздным небом. Виртуальная экскурсия в планетарий. Физика вокруг нас. Тела и вещества под воздействием температуры. Термометр. Практическая работа: измерение температуры воздуха в помещении и на улице. 1 1 1 1 18.02.2025 25.02.2025 04.03.2025 11.03.2025 1 18.03.2025 1 01.04.2025 1 08.04.2025 29. Электричество. Электричество в природе и быту. Практическая работа: «Почему светится лампочка» Материалы и магниты. Магнитное поле Земли. Лаборатория юного физика: Пластилин и тепло», «Волшебные превращения веществ», «Волшебник» «Веселые магниты» Звуковые волны. Эхо. 1 15.04.2025 30. Химия вокруг нас. Химический состав воды. Вода-растворитель. 1 22.04.2025 31. 1 29.04.2025 1 06.05.2025 33. Продукты питания. Состав, качество и сроки хранения пищевых продуктов. Здоровое питание. Лаборатория юных химиков. Опыты «Фокус с каруселью», «Наличие красителей», «Газированные напитки», «Жевательная резинка» Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки». 1 13.05.2025 34. Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки». Итоги года. 1 20.05.2025 26. 27. 28. 32. 16 «