Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Хочу всё знать»
для 1 класса
Город Карпинск
Планируемые результаты освоения программы
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах,
уважать мнение других;
объективно оценивать свою работу и деятельность других обучающихся;
воспитывать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,
активности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Совместная деятельность:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения,
проявления терпения и уважения к собеседнику;
проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ,
совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело.
определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы
их разрешения.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и сети Интернет;
записывать,
фиксировать
информацию
об
окружающем
мире
с
помощью
инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Работа с информацией:
различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме, таблице;
используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой
и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в природе;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска
и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных
устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния
этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение,
соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
•
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
• реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
• использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила грамотного отношения к
окружающей природе в реальном поведении.
Содержание программы
В содержание занятий
включаются задания, направленные на формирование
функциональной грамотности обучающихся.
Раздел 1. Введение в программу (1 час)
Тема
1.
Вводное
занятие.
Теория (1 ч.): Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Понятие «наука», классификация
наук.
Раздел 2. Загадочная микробиология (2 часа)
Тема
2.
Мир
микробов.
Теория (1 ч.): Первые жители Земли. Влияние микробов на человека и другие живые организмы.
Опасные
и
полезные
микробы.
Необычные
факты
из
жизни
микробов.
Практика (1 ч.): Презентация «Как выглядят микробы». Опыты «Путешествие микроба», «Микроб в
ладошке», «Чужие микробы», «Ловим микроба».
Раздел 3. Интересная ботаника (3 часа)
Тема
3.
Мир
растений.
Теория (1 ч.): Многообразие растений. Части растений. Плоды и семена. Дикорастущие и
культурные растения. Правила сбора растений для гербаризации и оформление гербария.
Практика
(2
ч.):
Опыты
«Выделение
кислорода
растениями».
«Музыкальный
горох»
Экскурсия в парк «Растения нашего края».
Раздел 4. Интересная микология (1 час)
Тема
4.
Грибное
царство.
Теория (1 ч.): Разнообразие грибов и строение. Различие наиболее распространенных съедобных,
несъедобных и ложных грибов.
Раздел 5. Удивительная зоология (2 часа)
Тема
5.
Мир
животных.
Теория (2 ч.): Разнообразия в мире животных, развитие и изменение животных при изменении
условий жизни. Легенды и факты о животных. Повадки, особенности поведения диких животных
их пользе для природы.
Раздел 6. Удивительная орнитология (2 часа)
Тема
6.
Мир
птиц.
Теория (1 ч.): Многообразие птиц. Особенности строения птиц. Особенности питания птиц
(растениеядные, насекомоядные, хищники). Среда обитания птиц. Роль птиц в жизни человека.
Практика (1 ч.): Акции «Кормушка для птиц».
Раздел 7. Удивительная энтомология (2 часа)
Тема
7.
Мир
насекомых.
Теория (1 ч.): Многообразие и значение насекомых в природе. Особенности внешнего и
внутреннего
строения
насекомых.
Сезонные
явления
в
жизни
насекомых.
Практика( 1 ч.): Работа с коллекцией насекомых. Зарисовки строения насекомых в дневник
наблюдений. Конкурс рисунков «В мире насекомых».
Раздел 8. Увлекательная ихтиология.(2 часа)
Тема
8.
Мир
рыб.
Теория (1 ч.): Многообразие рыб. Внешнее и внутреннее строение рыб. Питание рыб. Размножение
рыб. Места обитания, особенности поведения. Многообразие аквариумных рыбок. Болезни рыб и
их профилактика. Виды аквариумов. Устройство простого аквариума. Требования к составу воды
для
аквариума.
Особенности
строения
водных
растений.
Их
роль
в
водоеме.
Практика (1 ч.): Виды аквариумов. Устройство простого аквариума. Требования к составу воды для
аквариума. Моделирование аквариума.
Раздел 9. Познавательная фенология (2 часа)
Тема
9.
Сезонные
изменения
в
природе.
Теория (1 ч.): Сезонные изменения в жизни растений и животных. Миграции, перелеты, спячка,
оцепенение, листопад, покой. Причины сезонных изменений, приспособления к сезонным
изменениям.
Практика (1 ч.): Просмотр
видеоролика «Сезонные изменениями в природе и жизни людей». Работа с календарем
фенологических изменений в природе.
Раздел 10. Важная экология (2 часа)
Тема
10.
Охрана
Теория (1 ч.): Экологические проблемы.
растительного
и
животного
природы.
Бытовые отходы. Применение мусора. Охрана
мира.
Красная
книга
Московской
области.
Практика (1 ч.): Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды.
Изготовление экологических буклетов.
Раздел 11. Интересная география. (2 часа)
Тема
11.
Наша
планета
Земля.
Теория (1): Представление о форме Земли в древности. Форма и размеры Земли. Движения Земли.
Строение
Земли.
Материки
и
части
света.
Практика (1): Практические здания «Работа с глобусом». Работа с картой «Путешествие по
материкам».
Раздел 12. Загадочная астрономия (3 часа)
Тема
12.
Загадки
космоса.
Теория (2 ч.): История космонавтики. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли. Животные в
космосе. Солнце самая близкая звезда к нашей Земле. Солнце в сказках, мифах и в фантастических
произведениях. Планеты солнечной системы. Характеристики планет. Луна – спутник Земли.
Движение Луны по орбите. Фазы Луны. Луна в сказках, мифах и в фантастических произведениях.
Солнечное затмение. Смена дня и ночи, времен года. Созвездия. Созвездия Большой и Малой
медведицы, Персея и Андромеды, Кассиопеи на детской астрономической карте. Полярная звезда
легенды.
Практика (1 ч.):
Практическая работа «Модель Солнечной системы». Наблюдение за
звёздным небом. Заочная экскурсия в планетарий.
Раздел 13. Занимательная физика (5 часов)
Тема 13. Физика вокруг нас.
Теория (3 ч.): Физика вокруг нас: интересные факты. Агрегатное состояние вещества в
зависимости от температуры. Тела и вещества под воздействием температуры. Температура.
Термометр. Примеры различных температур в природе. Электричество. Электрический ток.
Электричество в природе и быту. Материалы и магниты. Магнитные силы. Намагничивание
предметов. Магнитное поле Земли. Северное сияние. Разные отражения. Звуковые волны. Эхо.
Звуки
высокие
и
низкие.
Передача
звука
на
расстояние.
Телефон.
Практика (2 ч.): Практическая измерение температуры воздуха в помещении и на улице. Опыты «
Пластилин и тепло», «Волшебные превращения веществ», «Волшебник» «Веселые магниты».
Практическое работа «Почему светится лампочка».
Раздел 14. Удивительная химия (3 часа)
Тема
14.
Химия
вокруг
нас.
Теория (2 ч.): Химический состав воды, вода - растворитель. Жесткость воды. Проблемы питьевой
воды. Состав продуктов питания. Пищевые добавки. Качество пищи и сроки хранения пищевых
продуктов
Практика ( 1 ч.): Просмотр
презентаций «Пищевые добавки»,
опыты «Фокус с каруселью», «Наличие красителей»,
«Газированные напитки», «Жевательная резинка».
Раздел 15. Итоговое занятия.(1час)
Тема
15.
Общий
смотр
Практика (1 ч.): Интеллектуально-познавательная программа «Знатоки».
знаний.
3. Календарно - тематическое планирование
Количество занятий
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
всего
теория
практика
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Дата
Виды, формы
проведения занятия
Раздел 1. Введение в программу.
Вводное
занятие
науки». Инструктаж.
Итого по разделу
1.1
«Мир
1
02.09.2024
1
Тематическая
Инструктаж.
беседа.
1
Раздел 2.Загадочная микробиология.
Мир микробов. Опасные и
1
полезные микробы.
Лаборатория
юных
2.2
1
микробиологов:
«Путешествие микроба»
Итого по разделу
2.1
https://infourok.ru/prezenta 09.09.2024 Фронтальная беседа
ciya-na-temu-mikroby4419155.html
16.09.2024 Проведение опытов.
1
0,5
2
Раздел 3. Интересная ботаника
3.1
3.2
3.3
Мир растений.
1
Лаборатория
юных
ботаников.
«Выделение
1
кислорода
растениями». «Музыкальны
й горох».
Экскурсия в парк «Растения 1
https://infourok.ru/prezenta 23.09.2024 Тематическая беседа
ciya-k-urokuokruzhayuschiy-mir30.09.2024 Проведение опытов.
dikorastuschie-i-kulturnierasteniya-2819433.html
1
0.5
07.10.2024 Экскурсия.
1
9
нашего края».
3
Итого по разделу
Раздел 4. Интересная микология.
4.1
Царство грибов.
Грибы
съедобные и несъедобные.
https://infourok.ru/prezenta 14.10.2024
ciya-gribi-sedobnie-inesedobnie-2240777.html
1
Викторина
1
Итого по разделу
Раздел 5. Удивительная зоология.
5.1
Мир животных.
1
https://nsportal.ru/detskiysad/okruzhayushchiymir/2018/02/04/prezentatsi
ya-v-mire-zhivotnyh
1
Развитие
и
изменение
животных при изменении
5.2
1
условий жизни. Викторина
«Всё о животных»
Итого по разделу
21.10.2024 Тематическая беседа.
11.11.2024 Викторина
0.5
2
Раздел 6. Интересная орнитология.
6.1
Мир птиц. Роль птиц в
1
жизни человека.
6.2
Акция
птиц»
«Кормушка
Итого по разделу
для
1
https://nsportal.ru/shkola/bi 18.11.2024 Просмотр презентации
ologiya/library/2017/12/08/
prezentatsiya-znachenie25.11.2024 Практическая работа
ptits-v-prirode-i-zhiznicheloveka
0.5
https://rutube.ru/video/05af 02.12.2024 Тематическая беседа
5f504582b7f22e2cf03d58c
aaab0/
09.12.2024 Конкурс рисунков
1
1
2
Раздел 7. Интересная энтомология.
7.1
Мир насекомых.
7.2
Конкурс рисунков «В мире 1
1
1
10
насекомых»
2
Итого по разделу
Раздел 8.Интересная ихтиология.
8.1
Мир рыб.
1
8.2
Моделирование аквариума.
1
https://rutube.ru/video/513
8081c19c6eeb6d746c6149
2641bc4/
16.12.2024 Просмотр видеофильма
https://nsportal.ru/ap/librar
y/drugoe/2015/02/09/preze
ntatsiya-sezonnyeizmeneniya-v-prirode
13.01.2025 Тематическая беседа.
0.5
https://videouroki.net/razra
botki/priezientatsiiaokhrana-okruzhaiushchieiprirody.html
27.01.2025 Беседа
на
основе
презентации
03.02.2025 Изготовление буклета
10.02.2025 Тематическая беседа
0,75
https://multiurok.ru/files/pr
ezentatsiia-planeta-zemlia3.html
1
1
23.12.2025 Практическая работа
2
Итого по разделу
Раздел 9. Познавательная фенология.
9.1
9.2
Сезонные
природе.
изменения
в
1
Практическая работа: Работа
с календарем фенологически 1
х изменений в природе.
Итого по разделу
1
0,5
20.01.2025 Практическая работа
0,5
2
Раздел 10. Важная экология.
10.1
Охрана природы.
1
Изготовление экологических
1
буклетов.
2
Итого по разделу
10.2
1
0.5
Раздел 11. Интересная география.
11.1
Наша планета Земля.
11.2
Материки и части света. 1
1
1
0,25
11
17.02.2025 Практическая работа
Практическая
работа
глобусом и картой.
Итого по разделу
с
2
Раздел 12. Загадочная астрономия.
Загадки космоса. Солнце1
звезда. Луна –спутник.
Планеты
солнечной
системы.
Практическая
12.2
1
работа «Модель Солнечной
системы»
Наблюдение за звёздным
12.3 небом.
Виртуальная 1
экскурсия в планетарий.
12.1
Итого по разделу
0.5
0,5
https://multiurok.ru/files/pr
iezientatsiia-na-tiemuzaghadki-kosmosa.html
0.5
24.02.2025 Викторина
03.03.2025 Практическая работа
0,5
10.03.2025 Виртуальная экскурсия.
0,25
0,75
3
Раздел 13. Занимательная физика.
13.1 Физика вокруг нас.
1
Тела
и вещества
под
13.2 воздействием
1
температуры. Термометр.
Практическая
работа: измерение
13.3
1
температуры
воздуха
в
помещении и на улице.
Электричество.
13.4
1
Электричество в природе и
https://infourok.ru/prezenta 17.03.2025 Беседа.
ciya-po-fizike-dlyanachalnoy-shkoli-fizikavokrug-nas-401251.html
https://infourok.ru/prezenta 31.03.2025 Беседа
на
основе
ciya-po-okruzhayuschemuпрезентации.
miru-klass-izmerenietemperaturi-1250942.html
07.04.2025 Практическая работа
1
1
0.25
0.75
0,25
0,75
https://infourok.ru/prezenta 14.04.2025 Практическая работа
ciya-po-okruzhayuschemu12
быту. Практическая работа:
«Почему
светится
лампочка»
Материалы
и
магниты.
Магнитное поле Земли.
Лаборатория юного физика:
« Пластилин и тепло»,
13.5
1
«Волшебные превращения
веществ»,
«Волшебник» «Веселые
магниты»
5
Итого по разделу
mirupochemu-svetitsyalampochka-795967.html
https://rutube.ru/video/667
316f784c177d820dd14d2e
11058e9/
21.04.2025 Просмотр видеофильма
1
Раздел 14. Удивительная химия.
Химия
вокруг
нас.
14.1 Химический состав воды.
Вода-растворитель.
Продукты питания. Состав,
качество и сроки хранения
14.2
пищевых
продуктов.
Здоровое питание.
Лаборатория юных химиков.
Опыты «Фокус
с
каруселью»,
«Наличие
14.3
красителей», «Газированные
напитки»,
«Жевательная
резинка»
Итого по разделу
1
1
https://infourok.ru/prezenta 28.04.2025 Тематическая беседа
ciya-sostav-vodi1178189.html
1
https://multiurok.ru/files/pr
ezentatsiia-zdorovoepitanie-4.html
1
05.05.2025 Викторина
12.05.2025 Практическая работа
1
0,25
0,75
3
Итоговое занятие.
13
Интеллектуально15.1 познавательная
«Знатоки».
Интеллектуально15.2 познавательная
«Знатоки».
19.05.2025 Интеллектуально-
игра 1
познавательная игра
1
26.05.2025
игра 1
Итого по разделу
2
Общее количество часов по разделу:
34
Интеллектуальнопознавательная игра
1
18
16
14
Поурочное планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
1
Вводное занятие «Мир науки». Инструктаж.
1
03.09.2024
2.
3.
4.
5
1
1
1
1
10.09.2024
17.09.2024
24.09.2024
01.10.2024
6
7.
Мир микробов. Опасные и полезные микробы.
Лаборатория юных микробиологов: «Путешествие микроба».
Мир растений.
Лаборатория юных ботаников.
«Выделение кислорода растениями». «Музыкальный
горох».
Экскурсия «В мире природы»
Царство грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
1
1
08.10.2024
15.10.2024
8.
Мир животных.
1
22.10.2024
9.
1
05.11.2024
10.
Развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Викторина «Всё о
животных»
Мир птиц. Роль птиц в жизни человека.
1
12.11.2024
11.
Акция «Кормушка для птиц»
1
19.11.2024
12.
Мир насекомых.
1
26.11.2024
13.
Конкурс рисунков «В мире насекомых»
1
03.12.2024
14.
Мир рыб.
1
10.12.2024
15.
Моделирование аквариума.
1
17.01.2025
16.
Сезонные изменения в природе.
1
24.01.2025
17.
Практическая работа: Работа с календарем фенологических изменений в природе.
1
14.01.2025
18.
Охрана природы.
1
21.01.2025
15
19.
Изготовление экологических буклетов.
1
28.01.2025
20.
21.
Наша планета Земля.
Материки и части света. Практическая работа с глобусом и картой.
1
1
04.02.2025
11.02.2025
22.
23.
24.
25.
Загадки космоса. Солнце-звезда. Луна –спутник.
Планеты солнечной системы. Практическая работа «Модель Солнечной системы»
Наблюдение за звёздным небом. Виртуальная экскурсия в планетарий.
Физика вокруг нас.
Тела и вещества под воздействием
температуры. Термометр.
Практическая работа: измерение температуры воздуха в помещении и на улице.
1
1
1
1
18.02.2025
25.02.2025
04.03.2025
11.03.2025
1
18.03.2025
1
01.04.2025
1
08.04.2025
29.
Электричество. Электричество в природе и быту. Практическая работа: «Почему
светится лампочка»
Материалы и магниты. Магнитное поле Земли. Лаборатория юного физика:
Пластилин и тепло», «Волшебные превращения веществ», «Волшебник» «Веселые
магниты»
Звуковые волны. Эхо.
1
15.04.2025
30.
Химия вокруг нас. Химический состав воды. Вода-растворитель.
1
22.04.2025
31.
1
29.04.2025
1
06.05.2025
33.
Продукты питания. Состав, качество и сроки хранения пищевых продуктов. Здоровое
питание.
Лаборатория юных химиков. Опыты «Фокус с каруселью», «Наличие красителей»,
«Газированные напитки», «Жевательная резинка»
Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки».
1
13.05.2025
34.
Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки». Итоги года.
1
20.05.2025
26.
27.
28.
32.
16
«