Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школьный хор»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Егорова Галина Викторовна,
Учитель музыки
г. Карпинск
2024
Пояснительная записка
Программа «Школьный хор» составлена в соответствии с нормативно - правовыми
основаниями для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования детей.
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приоритетный национальный проект РФ «Образование» на 2019-2024
годы» (утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию
и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16);
3.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (утвержден
проектным комитетом по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №
13);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;
5.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11);
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября
2015 г., № 09-3242);
7.
Комплексная программа Свердловской области «Уральская инженерная
школа» на 2016-2024 годы» (22.03.2016 г. №127-ПП с изменениями от 16 апреля 2020 г.
№251-ПП);
8.
СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(вступили в силу с 01 января 2021 года);
9.
Устав МАОУ СОШ № 5, утвержденный Постановлением Администрации
городского округа Карпинск от 23.07.2020 г. № 771.
Направленность (профиль) программы – художественная
Актуальность программы.
Программа направлена на создание условий для реализации творческих способностей
каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.
Данная программа создана с учетом запросов детей и родителей, а также, в целях
возрождения хорового искусства. Приобщение детей к певческому искусству
способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии
и драматического искусства.
Педагогическая целесообразность
Всем известно, что вокальное искусство является частью мировой музыкальной
культуры, отражая общий культурный уровень каждого народа.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Используя эти краски,
выдающиеся представители русской вокальной школы достигали небывалых художественных высот; "звучание любого музыкального инструмента не может соперничать
с красотой и теплотой человеческого голоса" (Ю. Якушенко - солист Большого
театра).
Детский голос – тончайший хрупкий инструмент, еще не завершенный в своем
формировании. Роль педагога в этой области аналогична роли врача: "Помогая - не
навредить".
Голос ребенка формируется постепенно в течение длительного периода на фоне
физического, психического и гормонального развития. Отрезок времени, когда у
ребенка меняется голос, происходит мутация, может протекать резко или незаметно на
протяжении от одного года до четырех лет и более. В результате подобной "ломки"
тембр голоса перестраивается от детского к взрослому. В связи с этим обучение вокалу
является процессом длительным, трудоемким, рассчитанным на много лет; требующим от
исполнителя терпения; воспитывающим трудолюбие, веру в свои силы, видение
перспективы дальнейшей цели
В основу обучения по данной программе положена классическая постановка голоса,
включающая в себя: разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной
гимнастики и укрепление диафрагмальной мышцы; озвучивание естественных природных
резонаторов и их фокусировка; активизация дикции и улучшение артикуляции; округление
вокального звука и владение им.
Отличительная особенность программы от уже существующих программа.
Данная программа разработана с учетом того, что в коллективе обучаются все желающие.
Отбор по музыкальным способностям не ведется.
В целях качественного осуществления индивидуального подхода, а также, учитывая
возрастные особенности детей, формируются малочисленные (12-15 человек) группы.
- предусмотрена деятельность для детей, не обладающих явными вокальными данными
- предусмотрена содержательная дифференциация занятий
Адресат программ
Программа рассчитана на обучающихся 11-15 лет.
Формы обучения и режим занятий
Основная форма - хоровое пение. В целях качественного осуществления индивидуального
подхода, а также, учитывая возрастные особенности детей, формируются малочисленные
(10-12 человек) группы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Объем программы
1 год обучения – 34 часа
2 год обучения – 34 часа
3 год обучения – 34 часа
Срок освоения программы обучения: 3 года. Образовательная программа обучения
хоровому пению детей рассчитана на 3 года (с 5-8 класс).
Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию
природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения хоровому
пению.
Задачи программы:
обучающие
обучить правилам пения и охраны голоса, с учѐтом возрастных особенностей детей;
обучить умению петь в хоре, в ансамбле, петь без сопровождения, понимать
дирижѐрский жест и следовать указаниям руководителя хора;
обучить основам музыкальной и вокальной грамоты
сформировать вокальные навыки
обучить приемам самоконтроля
развивающие
развить музыкально-певческие способности: музыкальный слух, расширить
диапазон голоса, музыкально- исполнительские навыки
совершенствовать речевой аппарат
развить произвольное и непроизвольное внимание,
развить интерес к хоровому творчеству
развить творческий потенциал
способствовать укреплению физического здоровья
воспитательные
привить детям любовь к хоровому пению, раскрыв его многообразие и красоту и
выработать потребность в систематическом, коллективном музицировании;
воспитать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость через создание
атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты
общего дела, приобщение к миру искусства.
Привить навыки культурного общения и поведения в обществе
Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения.
Темы взаимосвязаны между собой: в последующем году совершенствуются знания,
умения и навыки предыдущего.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Вводные занятия.
Прослушивание обучающихся и определение их на соответствующий уровень.
Объяснение целей и задач занятий хоровым пением. Строение голосового аппарата,
техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания
голосовых связок.
2.Вокально-хоровые упражнения.
Дыхательная вокальная гимнастика.
Дыхательная гимнастика по системе В.В. Емельянова проводится для младшего
возраста в игровой форме. Увеличение объема дыхания, навыки его задерживания с
различной протяженностью.ч
Распевание.
Разогревание голосовых связок с помощью упражнений с различными
техническими задачами. Развитие мелодического и гармонического слуха. Работа над
дикцией и артикуляцией. Применение "Фонопедического метода развития голоса" В.В.
Емельянова.
Вокально-ритмические упражнения.
Использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного
ритма, синкопы в виде ритмической игры. Исполнение – одновременно (с многократными
повторами) и по цепочке.
Дикционные упражнения.
Дикция. Развитие дикционных навыков, с использованием пальчиковой
гимнастики. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении.
Взаимоотношение гласных и согласных. Соотнесение внутри слова согласных к
последующему слогу. Соблюдение выравнивания гласных при произнесении текста.
Работа над звуковедением.
Навыки legato (распевание слогов) и других штрихов. Совершенствование
активного дыхания на non legato и staccato в вокальных упражнениях, попевках.
Пропевание отдельных музыкальных фраз на «legato» и «non legato», стремление к
напевному звуку, кантилене. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса.
Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций. Внедрение навыка
пения a cappella.
3.Слушание музыки.
Научить воспринимать музыку и расширять кругозор обучающихся. Использование
руководителем вокально-хорового материала, а также инструментальных произведений
для углубления восприятия музыки, более активного введения их в многообразный
богатый мир художественных музыкальных образов. Обсуждение особенностей
музыкально-выразительных средств. Формирование умения грамотно оценивать
музыкальные произведения.
4.Работа над произведениями.
Ознакомление с содержанием, характером произведения. Работа над
музыкальным и поэтическим текстом. Драматургия произведения. Пение мелодии на
различные слоги. Развитие творческой индивидуальности, фантазии учащегося с
помощью проигрывания сюжетных этюдов. Работа над мимикой и жестами.
Работа над художественным образом.
Вычленение кульминационных разделов. Выявление идейно-эмоционального
смысла, работа над художественным образом. Использование дополнительных средств в
исполнении. Использование приемов запева солиста (или группы солистов) с хором,
варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр.
Использование других различных шумовых и музыкальных инструментов помимо
фортепиано. Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности
концерта-действа всячески способствует использование элементов театрализации.
Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы, не
превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от
музыки.
Работа с хоровым репертуаром.
Грамотный разбор произведения. Формообразование: фраза, предложение, цезура,
повторность, изменяемость. Звуковысотность: направление движения мелодии,
повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация
музыки: пульс, темп, динамические оттенки, штрихи.
5.Культурно-просветительская и воспитательная работа.
Беседы об этике, эстетике. Посещение фестивалей, конкурсов, концертов.
Проведение тематических концертов, в подготовке которых активное участие принимают
обучающиеся. Беседы о выдающихся исполнителях, композиторах, поэтах. Встречи с
другими творческими коллективами.
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Обучающиеся всех уровней приобретают
опыт регулярных концертных выступлений в праздничных мероприятиях. Наиболее
подготовленные из них, принимают участие в конкурсах и фестивалях детского
творчества различного уровня.
Работа с обучающимися и создание для них наиболее благоприятных условий
развития может осуществляться разными путями с использованием различных методов и
приемов, выбор которых связан с интересом самого педагога и его мастерством.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки.
Первый год обучения
Обучающийся получит возможность научиться петь в диапазоне (ДО1) - ДО2.
Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Руки
опустить или положить на колени (при пении сидя). Петь с мягкой атакой. Петь легким
звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха. Знать, что
певческий голос надо беречь. Уметь правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса; правильно и ясно выговаривать слова песни.
Второй год обучения
Обучающийся получит возможность научиться петь чистым, естественным звуком,
легко, нежно-звонко, мягко в диапазоне си (ля) малой октавы – ре(ми) второй. Сохранять
индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и
произносить согласные. Соблюдать при пении певческую установку.
Третий год обучения.
Вокальные навыки: петь в диапазоне: ля (соль) малой октавы – ми (фа) второй
октавы. Соблюдать при пении певческую установку. Петь мягкой и твердой атакой. В
зависимости от характера произведения - естественно, легко, нежно-звонко, мягко, твердо,
стремясь сохранить индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко,
точно произносить согласные, не утрируя произношение.
Прогнозируемые результаты.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы
«Школьный хор» после освоения содержания программы ожидаются следующие
результаты.
Первый год обучения
Уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню, соблюдая
пройденные в течение года правила пения.
Правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь
ровно короткие фразы на одном дыхании. В подвижных песнях уметь делать быстро,
активно вдох. Уметь точно повторять мелодию.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с
сопровождением и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно
следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
Второй год обучения
Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук. Видеть свои
недостатки и стремиться исправить их. Уметь звуковысотно чисто и ритмически четко
самостоятельно спеть несложную песню. Импровизировать в ритмических играх.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны. В
упражнениях слышать двухголосные интервалы, определять простейшие функции. Без
сопровождения уверенно петь нетрудные, протяжные, одноголосные песни. Петь песни,
написанные в медленном темпе, имеющие простую по строению мелодию, в основной
тональности и в близких к ней без абсолютных названий звуков. Понимать и следовать
дирижерским жестам, обусловленным изучаемым репертуаром. Знать средства
музыкальной выразительности.
Уметь чисто и слаженно петь одноголосные песни. В упражнениях слышать двухголосие,
пропевать в них любые звуки по заданию.
Уметь петь чисто и слаженно одноголосие, подголосочное двухголосие с сопровождением
и без него. Следовать за дирижерскими указаниями во всех произведениях из репертуара
хора.
Петь наиболее простые песни и произведения.
Знать исполнительские средства выразительности.
Уметь при содействии руководителя хора делать исполнительский анализ.
Третий год обучения.
Уметь петь на одном дыхании. Быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон
легато и стаккато.
Уметь самостоятельно спеть выразительно-осмысленно песню.
Хоровые навыки. Уметь чисто и слаженно петь элементы двухголосия. В упражнениях
слышать трехголосные аккорды, пропевать звуки по заданию. Точно следовать
дирижерским указаниям. Уметь делать исполнительский анализ.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1. материально-технические:
- техническое оборудование (магнитофон, микрофоны, микшер, акустическая система)
2. методические:
- нотная библиотека;
- фоно- и видеотеки;
- различный методический материал
Кадровое обеспечение: учитель музыки
Система отслеживания результатов.
Наблюдение. Фронтальный и индивидуальный опрос.
Творческие задания
Выступление на вокально- хоровых конкурсах различного уровня.
Учет результатов работы обучающихся проводится педагогом в виде качественнословесной оценки на основе текущих знаний, индивидуальной и групповой проверки
знаний хоровых партий.
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной
деятельности в рамках школьных, городских, региональных мероприятиях. Качество
обучения прослеживаются через творческие достижения участников коллектива.
Контроль знаний и умений обучающихся проводится на текущих занятиях и концертных
выступлениях.
Оценочные материалы.
Контрольные требования к точкам отчѐтности:
- обязательное участие во всех концертных выступлениях хорового коллектива;
- сценическая активность и высокий уровень исполнительского мастерства в концертных
выступлениях;
- отсутствие пропусков хоровых репетиций без уважительной причины;
- активная и плодотворная работа на занятиях;
- уверенное знание своей партии в каждом произведении хорового репертуара;
выполняет единые
требования к правилам
поведения на занятиях
хорового пения, на сцене
артистичность
Музыкальная память
Чистота интонации
Чувство ритма
Музыкальный слух
ФИО обучающегося
Владение музыкальной
терминологией
Оценочный лист (заполняется педагогом)
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)
Планируемые выступления
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
День Учителя
Посвящение в первоклассники
Муниципальный конкурс патриотической песни
День матери
Праздничная программа, посвященная 8 марта
Масленица
Прощание с Букварем
День Победы
Переводные линейки в начальной школе
Учебный план
1 год обучения
№
1
2
3
4
5
Базовая тема
Прослушивание, подбор
репертуара
Вводные
Слушание музыки
Вокально-хоровые упражнения
Работа над произведениями
кол-во
часов
6
5
8
10
14
Формы промежуточной
аттестации
Входная диагностика
Текущий контроль.
Подготовка номеров для
школьных мероприятий.
Проведение отчетного
концерта коллектива
6
Репетиции, концертная
деятельность
Итого:
3
34
2 год обучения и последующие
№
1
2
3
4
5
Базовая тема
кол-во
часов
Вводные
Слушание музыки
Вокально-хоровые упражнения
Работа над произведениями
Репетиции, концертная
деятельность
Итого:
5
10
7
11
6
34
Формы промежуточной
аттестации
Входная диагностика
Текущий контроль.
Подготовка номеров для
школьных мероприятий,
конкурсов и фестивалей.
Проведение отчетного
концерта коллектива
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Дата
провед
ения
Раздел программы
Прослушивание, подбор
репертуара
Введение
Слушание музыки
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Работа над
произведением
ВВедение
Слушание музыки
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Работа над
Тема
Колич
ество
часов
6
Основы хорового пения
Знакомство с произведением.
Разбор средств муз.
Выразительности.
Охрана голоса. Певческая
установка.
Пальчиковые игры и попевки.
1
1
Основы интонирования.
2
Работа над интонацией и дыханием.
2
Работа над дикцией и
артикуляцией.
Работа над художественным
образом.
Унисон.
Движения под музыку.
Расширение диапазона.
1
Развитие внутреннего слуха.
1
Работа над ритмом.
1
2
1
1
1
1
произведением
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Слушание музыки
15.
16.
17.
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Введение
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Слушание музыки
Введение
Слушание музыки
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
33.
34.
Работа над интонацией.
1
Работа над дыханием совместно с
дирижерским жестом. Ауфтакт.
Знакомство с произведением.
Разбор средств муз.
Выразительности.
Основы интонирования в сочетании
с дыхательными упражнениями.
Артикуляционная гимнастика.
1
Интонационно-фонетические
упражнения.
Работа над интонацией. Тембровый
ансамбль.
Работа над дыханием. Цепное
дыхание.
Работа
над
динамическими
оттенками.
Создание художественного образа.
1
Дирижерский жест.
Пальчиковые игры и попевки.
1
1
Ритмические игры.
1
Работа над интонацией и унисоном.
1
Создание художественного образа.
1
Движения под музыку.
Дыхание и его типы.
Знакомство с произведением.
Разбор содержания.
Чистота интонирования.
1
1
1
Пение попевок. Формирование
гласных.
1
Всего
Примерный репертуарный план 1 года обучения:
1. «Осень-раскрасавица»
2. муз. А. Пахмутовой , сл. Ю. Черных «Кто пасется на лугу?»
3. «Мама» Верижников
4. муз. и сл. Е. Гомоновой «Пингвиненок»
5. Кукутики «Утренняя зарядка»
6. А. Ермолов «Веселая песенка»
7. муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой «Слово на ладошках»
1
1
1
1
1
1
1
1
34 час.
8. муз. и сл. Е. Гомоновой «Частушки внучат»
9. Заходер «Азбука»
10. «Зверобика»
Репертуарный план может измениться.
2 год обучения
№
Дата
занятия провед
ения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Раздел программы
Тема
Введение
Слушание музыки
Входная диагностика
Знакомство с произведением.
Разбор средств муз.
Выразительности.
Охрана голоса. Певческая
установка.
Артикуляционная гимнастика.
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Слушание музыки
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Слушание музыки
Вокально-хоровые
упражнения
Работа над
произведением
Слушание музыки
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Участие в концертах
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Слушание музыки
Работа над
произведением
Колич
ество
часов
1
1
1
1
Движение под музыку.
Работа над интонацией и дыханием.
1
1
Работа над дикцией и
артикуляцией.
Работа над художественным
образом.
Расширение диапазона.
1
Развивающие голосовые игры.
1
Движения под музыку.
Расширение диапазона.
1
Работа над дыханием совместно с
дирижерским жестом. Ауфтакт.
Знакомство с произведением.
Разбор содержания.
Работа над интонацией.
1
Работа над ритмом.
1
Создание художественного образа.
Основы интонирования в сочетании
с дыхательными упражнениями.
Артикуляционная гимнастика.
1
1
Знакомство с произведением.
Разбор содержания.
Работа над интонацией. Тембровый
ансамбль.
1
1
1
1
1
1
1
23.
Работа над
произведением
Участие в концертах
24.
25.
Введение
Слушание музыки
26.
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Вокально-хоровые
упражнения
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Работа над
произведением
Введение
Слушание музыки
Вокально-хоровые
упражнения
22.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Работа над дыханием. Цепное
дыхание.
Формирование вокальной и
сценической культуры.
Дирижерский жест.
Знакомство с произведением.
Разбор содержания.
Пальчиковые игры и попевки.
1
Ритмические игры.
1
Развивающие голосовые игры.
1
Работа над интонацией и унисоном.
1
Работа над дикцией и артикуляцией
1
Создание художественного образа.
1
Динамические оттенки.
Движения под музыку.
Упражнения ФМРГ
1
1
1
Всего
1
1
1
1
34
часов
Примерный репертуарный план 2 года обучения:
1. И.Крутой «Первоклашки»
2. муз. В.Осошник, сл. Н.Осошник «Хорошее настроение»
3. муз. Е Шашина, сл. Н.Кузьминых «Варись кашка»
4. муз. и сл. Е.Зарицкая «Росиночка-Россия»
5. муз. Е Шашина, сл. Н.Кузьминых «Косички»
6. муз. и сл.Е.Зарицкая «Рождественская песня»
7. Т. Музыкантова «Дружба»
8. муз. и сл.Ж. Колмагоровой «Ручеек»
9. муз. и сл. В. Ударцева «Песенка теплого лета»
10.муз. и сл. Т. Аньина «Победная весна»
Репертуарный план может измениться.
Методические материалы
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая
организация целого, репетиционные занятия).
- наглядный:
- система распевания хора, построенная на тренировке правильного вокального дыхания,
формировании вокально-хоровых навыков и музыкальных штрихов, последовательно и
планомерно формирующая гармоничное смешанное звучание и понимание дирижерского
жеста;
- система ритмических упражнений;
- использование наглядности и образности при объяснении дирижером приемов хорового
исполнительства;
- участие в хоровых конкурсах и фестивалях, концертных программах.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач данного предмета и
основанных на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового
исполнительства.
Первый год обучения является младшим домутационным периодом, в котором у
ребенка происходит перестройка голоса от детского "малышового" звучания на более
тембрально-устойчивый звук. Поэтому в 1-й и 2-й годы этого уровня (т.е.
приблизительно в возрасте 6-8 лет) ребенок требует к себе особого внимания и тонкого
индивидуального подхода.
Занятия для этого возраста проводятся в виде игры, шутки, соревнования с
педагогом. Сразу даются первые элементарные понятия, которые озвучиваются с
помощью специально созданных для этого распевок, построенных на звукоподражании птицам, насекомым, животным (подражание кукушке, жужжанию жука,
мычанию коровы и т.д.).
Рекомендуются следующие разделы репетиционной работы:
- координационно-тренировочная работа по установлению академической певческой
технологии, разогревание и настройка голосового аппарата для певческой
деятельности;
- интонационно-слуховые упражнения;
- разучивание произведений;
- вокально-хоровая работа над ранее выученными произведениями;
- методические пояснения;
- демонстрация аудиозаписи с определѐнными заданиями;
- проверка выученных хоровых партий;
- работа с хоровыми группами и ансамблями;
- проведение рабочей и генеральной репетиций;
- концертное исполнение произведений.
Список литературы
Егоров, А. Теория и практика работы с хором / А. Егоров – М.: 1951
Емельянов, В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной
подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе Автореферат
диссертации на соискание учѐной степени канд. пед. Наук / В.В. Емельянов –
Екатеринбург: 2005.
Емельянов, В.В. Развитие голоса координация и тренинг / В.В. Емельянов – СПб.:
2007
Емельянов, В.В. Методическая разработка с нотным приложением по 1-2 уровню
обучения программы «Фонопедический метод развития голоса» / И.А. Трифонова,
В.В. Емельянов – ТюмГУ, 2015
Живов, В. Трактовка хоровых произведений / В. Живов – М.: 1986
Живов, В. Исполнительский анализ хоровых произведений / В. Живов – М.: 1987
Живов, В. Теория хорового исполнения / В. Живов – М.: 1998
Краснощѐков, В. Вопросы хороведения / В. Краснощеков – М.: 1969
Левандо, П. Проблемы хороведения / П. Левандо – Л.: 1974
Мухин, В. Вокальная работа в хоре. Работа в хоре / Б.М. Тевлин, В. Мухин – 1960
Никольская-Береговская, К. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI
века / К. Никольская-Береговская – М.: 2003
Пигров, К. Руководство хором / К. Пигров – М.: 1964
Птица, К. Очерки по технике дирижирования / К. Птица – М.: 1948
Птица, К. О музыке и музыкантах / сост. Тевлин Б., Ермакова Л. М.: 1995
Семенюк, В. Заметки о хоровой фактуре / В. Семенюк – М.: 2000
Соколов, В. Работа с хором / В. Соколов – М.: 1961
Хазанов, А. Как разучивать произведения с хором,Работа в хоре. / А. Хазанов –М.:
1960
Чесноков, П. Хор и управление им / П. Чесноков – М.: 1952
Шамина, Л. Школа русского народного пения / Л. Шамина – М.: 1998
Щетинин М. "Дыхательная гимнастика