Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогический совет Директор МАОУ СОШ №5 _____________О.В. Сафронова МАОУ СОШ №5 Приказ № 94 - од Протокол № 8 от 26 августа 2024г. от 26 августа 2024г. Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ №5 Рабочая программа по учебному предмету «Тайны текста» для 6 класса (часть, формируемая участниками образовательных отношений) Город Карпинск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным государственным образовательный стандаром основного общего образования «Об утверждении ФГОС ООО» № 287 от 31 мая 2021 г. Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (для 5-9 классов) приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения России, касающиеся федеральных государственных стандартов основного общего образования и среднего общего образования», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения России, касающиеся федеральных государственных стандартов начального общего образования и основного общего образования» приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 5 приказ № 105-од от 28.08.2023 г. (с изменениями и дополнениями приказ № 94-од от 26.08.2024 г.) Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска; Учебным планом на 2024-2025 учебный год утвержден приказом № 94-од от 26.08.2024 г. Рабочая программа элективного курса для 5-6 класса составлена на основе авторской программы Т.С. Кудрявцевой, Ю.В. Ванникова «Тайны текста» (Журнал «Русский язык в школе» №3, 2005 год). Программа рассчитана один год (35 часов , 1 час в неделю) с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее Стандарта); рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа (далее Примерной Программой); с положениями Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №5 г. Карпинск. Цель курса: 2 обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности. Задачи курса: - формирование умения слушать и понимать текст - обучение комплексному анализу готового текста, его интерпретации - совершенствование умения воспроизводить услышанный или прочитанный текст в устной и письменной форме, сохраняя его основные положения Программа курса содержит дополнительные сведения о языке и речи, материалы по текстоведению, которые носят консультативный характер и имеют практическое значение. Каждое занятие делится на теоретическую и практическую части. Во время теоретической части учащиеся знакомятся с терминами, понятиями и определениями, способами действия, а во время практической части применяют свои знания, анализируя текст, отвечают на вопросы к нему, анализируют ответы и исправляют ошибки друг друга. По окончании курса предусмотрено итоговое тестирование (типа ГИА части 1 и 2) с целью проверки усвоения знаний. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ТАЙНЫ ТЕКСТА» Раздел 1. Текст как единое целое - 5 часов Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. Средства связи предложений в тексте. Данное и новое. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Инверсия. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Раздел 2. Типы речи. 4 часа Повествование, описание, рассуждение, их структура. Смешанные тексты Раздел 3. Стили речи - 4 часа Стилевые особенности текста. Стилевое единство текста. Разговорный и книжный стили. Научный и официальный стили Раздел 4. Синтаксические средства выразительности в тексте – 4 часа Парное соединение однородных членов. Параллелизм предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие Раздел 5. Художественные средства выразительности в тексте – 4 часа Публицистический и художественный стили. Художественные средства выразительности в тексте. Тропы. Переносное значение слова. Метафора. Олицетворение. Сравнение Раздел 6. Учимся понимать текст – 5 часов Тема и основная мысль текста. Эпиграф, Заглавие. Развитие мысли в тексте. Микротомы и абзацы. План. Раздел 7. Сжатие как вид информационной переработки текста – 6 часов Три способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. Приемы сжатого изложения текста: 1) замены; 2) исключения; 3)слияние нескольких предложений в одно. Раздел 8. Итоговое занятие – 2 часа Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение сжатое и подробное. Итоговое занятие. Программа курса изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 кл (1ч в неделю), 6кл.-34ч. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Содержательная линия (раздела) Учебный материал Колво часов Текст как единое целое. Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. Средства связи предложений в тексте. Данное и новое. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Инверсия. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь 5 Требования ФГОС Планируемые результаты Универсальные учебные Предметные действия Знать: - содержание Личностные Уметь: освоения личностного текста и понимать его определять смысла учения, выбор целостный смысл; главную тему, дальнейшего основные текстовые и общую цель или образовательного внетекстовые назначение текста; маршрута; компоненты; оценка жизненных соответствие между - выбирать из ситуаций и поступков частью текста и его текста или героев художественных общей идеей, придумать текстов с точки зрения сформулированной заголовок, общечеловеческих норм, вопросом, объяснять соответствующий нравственных и назначение карты, содержанию и этических ценностей рисунка, пояснять общему смыслу гражданина России; части графика или текста; выполнение норм и таблицы и т. д.; требований школьной - формулировать жизни и обязанностей тезис, ученика; знание прав выражающий учащихся и умение ими общий смысл пользоваться. текста; Регулятивные постановка частных задач на усвоение Вид контроля Мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы Типы речи. Стили речи Повествование, 4 описание, рассуждение, их структура. Смешанные тексты Стилевые особенности текста. Стилевое единство текста. Разговорный и книжный стили. Научный и официальный стили Синтаксические Парное соединение однородных членов. средства выразительности Параллелизм 4 4 готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести) использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; Познавательные самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать Уметь: — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; -определять назначение разных видов текстов; Мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы Знать: учебнопознавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: Уметь: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; Мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы Уметь: находить доводы в защиту Уметь: находить способы проверки Знать: форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; Мини-размышления, уровень в тексте. предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие Художественные средства выразительности в тексте. Публицистический и 4 художественней стили. Художественные средства выразительности в тексте. Тропы. Переносное значение слова. Метафора. Олицетворение. Сравнение Учимся понимать текст. Тема и основная мысль текста. Эпиграф, Заглавие. Развитие мысли в тексте. Микротомы и абзацы. План. 5 выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Коммуникативные участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать и своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации знания по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы Знать: -определение текста, его признаки и компоненты; -типы и стили речи, их структуру и композицию; -синтаксические и художественные средства выразительности, используемые в тексте; - способы и приёмы компрессии текста. Уметь: выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста) Мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы Уметь: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и Мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения Знать: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений. Сжатие как вид информационной переработки текста. Итоговое занятие. Создание текста Три способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения. Приемы сжатого изложения текста: 1) замены: 2) исключения: 3)слияние нескольких предложений в одно. Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение сжатое и 6 2 тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. переработки полученной информации и её осмысления Уметь: выявлять имплицитную Знать: откликаться информацию на форму текста: текста на основе оценивать не только содержание текста, но сопоставления и его форму, а в целом иллюстративного материала с — мастерство его исполнения; на основе информацией текста, анализа имеющихся знаний, подтекста жизненного опыта подвергать сомнению (использованных языковых средств и достоверность структуры имеющейся текста)критически информации, относиться к обнаруживать рекламной недостоверность информации; получаемой информации, пробелы находить способы проверки в информации и противоречивой находить пути учителя, дневники достижений, ответы на вопросы Мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы Мини-размышления, уровень знания подробное. Итоговое занятие. Итого восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении 34 информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № п/п Дата Тема урока Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные Элементы содержания и учебные действия Текст как единое целое 5ч. 1. Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. 2. Средства связи предложений в тексте. 3. Порядок предложений в тексте Знать: - содержание текста и понимать его целостный смысл; основные текстовые и внетекстовые компоненты; соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять Освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных Познавательные текстов с точки самостоятельно выделять зрения и формулировать цель; общечеловеческих ориентироваться в норм, нравственных учебных источниках; и этических Регулятивные постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, умение самостоятельно анализировать Чтение и анализ текста; работа с текстом Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; Система контроля 4. Порядок слов в предложении. Инверсия. 5. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь части графика или таблицы и т. д.; Уметь: определять главную тему, общую цель или назначение текста; - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;формулировать тезис, выражающий общий см 6. Повествование 7. Описание 8. Рассуждение, 9. Типы текстов , их структура. Знать: - форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; Уметь: предвосхищать содержание предметного плана отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; анализировать, сравнивать, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;. ценностей гражданина России; выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться. Коммуникативные участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; Типы речи 4ч. Регулятивные использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем Освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; -определять назначение разных видов текстов; ориентиров действий в зрения новом учебном общечеловеческих норм, нравственных материале; и этических Познавательные ценностей структурировать гражданина России; различные объекты, выполнение норм и явления и факты; требований самостоятельно делать школьной жизни и выводы, перерабатывать обязанностей информацию, ученика; знание прав преобразовывать ее, учащихся и умение представлять ими пользоваться информацию на основе схем, моделей, сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;. Коммуникативные отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений 10. Стилевые особенности текста 11. Стилевое единство текста. 12. Разговорный и книжный стили 13. Научный и официальный стили Знать: учебнопознавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: Уметь: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; Стили речи 4ч. Регулятивные усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести; умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; Освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических Познавательные ценностей самостоятельно выделять гражданина России; и формулировать цель; выполнение норм и ориентироваться в требований учебных источниках; школьной жизни и анализировать, обязанностей сравнивать, ученика; знание прав перерабатывать учащихся и умение информацию, ими пользоваться преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; уметь. Коммуникативные Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; 14. 15. 16 17. Синтаксические средства выразительности в тексте 4 ч. Парное соединение Уметь: находить Освоение Регулятивные однородных доводы в защиту умение самостоятельно личностного смысла своей точки зрения; анализировать условия учения, выбор членов. откликаться на достижения цели на дальнейшего Параллелизм форму текста: основе учета образовательного предложений. оценивать не только выделенных учителем маршрута; оценка Анафора. Эпифора. содержание текста, ориентиров действий в жизненных ситуаций Композиционный но и его форму, а в новом учебном и поступков героев стык целом — мастерство материале; художественных текстов с точки его исполнения; Повторение слов. Познавательные зрения Риторический самостоятельно выделять общечеловеческих Уметь: вопрос находить способы и формулировать цель; норм, нравственных проверки ориентироваться в и этических Присоединительны противоречивой учебных источниках; ценностей е конструкции. информации; отбирать и сопоставлять, гражданина России; Бессоюзие. определять структурировать выполнение норм и достоверную различные объекты, требований информацию в явления и факты; школьной жизни и случае наличия самостоятельно делать обязанностей Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста) противоречивой или конфликтной ситуации выводы проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться Коммуникативные участвовать, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; 18. 19. 20. 21. Художественные средства выразительности в тексте 4 ч. Публицистический Знать:-определение Регулятивные Освоение и художественней текста, его признаки использовать личностного смысла и компоненты; -типы справочную литературу, учения, выбор стили. и стили речи, их ИКТ, инструменты и дальнейшего Тропы. Переносное структуру и приборы; умение образовательного значение слова. композицию; самостоятельно маршрута; оценка синтаксические и анализировать условия жизненных ситуаций Метафора. художественные достижения цели на и поступков героев Олицетворение. средства основе учета художественных выразительности, выделенных учителем текстов с точки Сравнение используемые в ориентиров действий в зрения тексте; - способы и новом учебном общечеловеческих приёмы компрессии материале; норм, нравственных текста.Уметь: и этических Познавательные выявлять ценностей анализировать, имплицитную гражданина России; информацию текста сравнивать, выполнение норм и перерабатывать на основе требований информацию, сопоставления школьной жизни и преобразовывать ее, Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста) 22. Тема и основная мысль текста. 23. Эпиграф, Заглавие. 24. Развитие мысли в тексте. 25. Микротемы и абзацы. 26. План текста. Знать: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; Уметь: представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться Коммуникативные участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; Учимся понимать текст 5 ч. Освоение Регулятивные умение самостоятельно личностного смысла анализировать условия учения, выбор достижения цели на дальнейшего основе учета образовательного выделенных учителем маршрута; оценка ориентиров действий в жизненных ситуаций новом учебном и поступков героев художественных материале; текстов с точки Познавательные зрения анализировать, общечеловеческих сравнивать, норм, нравственных перерабатывать и этических информацию, ценностей преобразовывать ее, гражданина России; представлять Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Уметь: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления 27. Три способа сжатия текста: 1) исключение; 2) обобщение 3) сочетание исключения и обобщения. информацию на основе схем, моделей, сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; Коммуникативные участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; аргументировать свою точку зрения, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться Сжатие как вид информационной переработки текста 6 ч. Знать: откликаться Регулятивные Освоение на форму текста: постановка частных личностного смысла оценивать не только задач на усвоение учения, выбор содержание текста, готовых знаний и умение дальнейшего но и его форму, а в самостоятельно образовательного целом — мастерство анализировать условия маршрута; оценка его исполнения; на достижения цели на жизненных ситуаций основе имеющихся основе учета и поступков героев Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае 28. Приемы сжатого изложения текста: замена. 29. Приемы сжатого изложения текста: исключения 30. Приемы сжатого изложения текста: слияние нескольких предложений в одно 31. «Содержательные» приёмы сжатия текста 32. Разделение, свертывание текста. знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; художественных наличия противоречивой текстов с точки или конфликтной зрения ситуации общечеловеческих норм, нравственных Познавательные и этических самостоятельно выделять ценностей и формулировать цель; гражданина России; ориентироваться в выполнение норм и учебных источниках; требований отбирать и сопоставлять школьной жизни и необходимую обязанностей информацию из разных ученика; знание прав источников; учащихся и умение анализировать, ими пользоваться сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы. Коммуникативные участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в и свою точку зрения о полученном сообщении или конфликтной ситуации 33. Создание текста на основе данного и его редактирование. 34. Изложение сжатое и подробное Уметь: выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста)критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки совместном решении проблемы; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; предвидеть последствия коллективных решений Создание текста 3ч. Регулятивные использовать справочную литературу, ИКТ, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; Познавательные самостоятельно выделять и формулировать цель; анализировать, сравнивать, структурировать Освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России; выполнение норм и требований Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Коммуникативные участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться