Рабочая программа Речь и культура общения 10-11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 94 - од
от 26 августа 2024г.

СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 8 от 26 августа 2024г.

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и культура общения»
для 10-11 классов
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Город Карпинск

Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Речь и культура общения. Практическая риторика" для
10-11 классов составлена на основе нормативных документов:


Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";



Федерального государственного образовательного стандарта среднего

общего

образования приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17 мая 2012
года (в ред. от 29.06.2017);


Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 28.09.2020 № 28)


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам

начального

общего,

основного

общего

и

среднего

общего

образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180)




Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ № 5 приказ № 105-од от 28.08.2023 г. (с изменениями и дополнениями
приказ № 94-од от 26.08.2024 г.)
Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;



Учебным планом на 2024-2025 учебный год утвержден приказом № 94-од от
26.08.2024 г.

Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы
А.П.Чудинова и Е.А.Чудиновой «Речь и культура общения. Практическая риторика» для
10-11 классов.
Учебный предмет «Речь и культура общения» включен в учебный план ОУ, что
обусловлено

необходимостью

совершенствования

обучающихся 10-11 классов. Предмет

коммуникативных

навыков

предназначен для учащихся 10-11 классов и

рассчитан на 34 часов в 10 классе (1 час в неделю), 34 часа в 11 классе (1 час в неделю).

2

Цели и задачи предмета «Речь и культура общения»
Основная цель современного школьного образования – целостное и многоаспектное
развитие личности школьника.
Преподавание предмета «Речь и культура общения» призвано развивать у
школьников способности к речемыслительной деятельности (способности логически
мыслить, выражать мысли посредством слов), позволяющей формировать представления
о культуре и красоте языка русского народа. Риторическая компетенция – важное условие
изучения других учебных предметов.
Специфика предмета – развитие коммуникативной компетентности школьников
(способности адекватно понимать и оценивать чужую речь и способности правильно
создавать тексты), воспитание у школьников любви к родному языку, родной литературе,
к России и её народу.
Основная цель – развитие личности школьника в процессе коммуникативно
направленного

речевого

творчества,

повышение

общей

и

речевой

культуры,

формирование внимания к слову.
Данный предмет способствует нравственному, эстетическому и патриотическому
воспитанию личности обучающихся.
Цели обучения
- знание приемов и методик поиска, сбора, критической оценки и структурирования
информации, необходимой для создания собственного текста и при решении конкретной
практической задачи;
- знание приемов и методик насыщения собственного устного и письменного текста
необходимой информацией при создании его логических, композиционных и речевых
структур;
- знание методик и приемов осмысленного восприятия и понимания (анализа)
предложенного устного / письменного текста; - знание методик и приемов целостной
интерпретации текстовой информации в различных ситуациях использования устной и
письменной речи.
- владение и успешное применение методик и приемов насыщения собственного устного /
письменного текста необходимой информацией при создании логических,
композиционных и речевых структур; - владение и успешное применение методик и

3

приемов осмысленного восприятия и понимания (информационно-смыслового анализа)
предложенного устного / письменного текста;
- владение и успешное применение методик и приемов целостной интерпретации
текстовой информации в различных ситуациях использования устной и письменной речи;
- умение отбирать, структурировать и критически относиться к различным видам,
источникам и содержанию информации. - развитие способности к речевой самооценке и
самоконтролю;
- развитие способности к самореализации и самовыражению в информационнокоммуникативной сфере деятельности.
- развитие культуры общения как основы психофизического благополучия;
- владение нормами и правилами бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
Задачи предмета:
1. Овладение теоретическим материалом по риторике и культуре речи.
2. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся, способности правильно
воспринимать и анализировать текст.
3. Развитие способности обучающихся творчески конструировать высказывания,
отвечающие

требованиям

правильности

и

выразительности

речи,

уметь

использовать ресурсы языка.
4. Обобщение

материала,

систематизация

и

углубление

знаний

в

области

правописания и литературного редактирования текстов.
5. Развитие восприятия родного языка как эстетической ценности, воспитание любви
и уважения к русскому языку, культуре, родине.
6.
Раздел 2. Содержание предмета «Речь и культура общения»
В 10-11 классах изучаются жанры монологической и диалогической речи.
Каждому из основных жанров (полемика, беседа, переговоры, спор) посвящены
отдельные разделы.
Непосредственно изучению риторических жанров предшествует вводный раздел,
где изучается определение риторической науки, даётся характеристика её связи с
4

другими смежными науками, определены задачи изучения предмета, сообщены
краткие сведения об основных этапах развития риторики, её основных разделах.
Для организации многоаспектной работы над риторическими жанрами в
программу включены разделы, которые содержат материалы по нормативности речи,
выразительности речи, языковым средствам риторики, речевому этикету, по отработке
навыков правильного звукопроизношения и интонирования, по формированию
культуры письменной речи школьников и совершенствованию навыков правописания.
Главный показатель в освоении предмета – совершенствование коммуникативной
компетентности и повышение речевой культуры школьников.
Курс «Речь и культура общения» сохраняет свой надпредметный характер, так как
способствует развитию умений / навыков речевой деятельности, которые необходимы как
в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной речи, так и в
любой ситуации опосредованного общения «человек – письменный текст – человек».
Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения и навыки при их практическом
использовании помогают устанавливать и поддерживать эмоциональный и деловой
контакт с собеседником, добиваться взаимодействия и взаимопонимания в диалоге,
выстраивать стратегии и тактики речевого поведения и речевого воздействия в беседе,
споре, дискуссии с целью донести свою мысль (информацию) до собеседника, учитывая
его интересы и состояние, а в споре, дискуссии отстоять свою точку зрения. Не меньшее
внимание уделяется развитию коммуникативных умений / навыков, способствующих
адекватному восприятию и пониманию мыслей и чувств собеседника в диалоге, а также
при рефлексии собственной речевой деятельности.
Особое внимание в курсе РиКО уделяется освоению тех коммуникативных умений /
навыков, которые полезны при создании, восприятии и понимании научно-учебного и
делового письменных текстов, типичных в сфере учебной деятельности и в реальных
жизненных ситуациях.
Все названные содержательные характеристики учебного предмета «Речь и культура
общения» нацелены на развитие личности, ее речевой и общей культуры, прежде всего на
развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, их
абстрактного мышления, памяти, навыков самостоятельной учебной деятельности, что
мотивирует к самообразованию и способствует самореализации личности.

5

Учебный предмет «Речь и культура общения» способствует социальной адаптации
выпускников (в перспективе – овладению будущей профессией) и приобщает их к
воплощению идей толерантного общения. Примерная программа создает условия для
углубления деятельностного подхода к изучению предметов филологического цикла в
старших классах.
На базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с
развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации
личности. Таким образом, обучая речи и коммуникативно-направленной речевой
деятельности, средняя школа обеспечивает общекультурный уровень человека,
способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Содержание курса «Речь и культура общения» на базовом уровне структурировано на
основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим в 10-11 классах формируются и развиваются коммуникативная,
языковая и культуроведческая ключевые компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащимся старшей
школы.
Языковая компетенция – обогащение словарного запаса, совершенствование
грамматического строя речи, соблюдение культурно-речевых норм, обеспечивающих
правильность и коммуникативную целесообразность речи, выбор и использованием
языковых средств в соответствии с требованиями сферы общения, речевого и
ситуативного контекста, умение пользоваться лингвистическими и речеведческими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание речевой деятельности на русском языке
как формы выражения национальной культуры и личностно-осмысленных нравственных
ценностей, социальных ориентиров.
В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к
совершенствованию языковых и коммуникативно-речевых умений и навыков,
6

обеспечивающих свободное владение речью на русском языке в разных сферах и
ситуациях общения .
Формы контроля:


Мини-анализ текста по определению функционального стиля;



Мини-анализ текста по определению смыслового типа речи;



Мини-анализ текста по определению основной мысли текста-рассуждения



Мини-анализ языковых средств текста;



Мини-анализ композиций текста;



Мини-анализ изобразительно-выразительных средств;



Комплексный анализ научного и публицистического текстов



Анализ ситуаций общения;



Ролевые игры;



Речевые тренинги;



Устный монологический ответ;



Контрольная работа (тест, устный зачёт)

Основные подходы к освоению материала:


инструктивный (учащиеся изучают правила; воспроизводят их на уроке,
объясняют, как правильно вести себя в той или иной ситуации);



деятельностный (учащиеся приобретают ЗУНы в процессе ролевых игр, имитации
реальных, коммуникативных ситуаций, тренингов);



рецептивно-аналитический (школьники наблюдают за коммуникативной ситуацией
и определяют, насколько правильно ведут себя герои, в чём причины их
коммуникативных неудач, отмечают пути достижения коммуникативных целей).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.

7

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык
художественной литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов
различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Культура публичной речи .
Культура разговорной речи.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕЙ ЯЗЫКОВОЙ И
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других
народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
8

Раздел 3. Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Общие учебные умения, навыки, способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает
условия для реализации его надпредметной функции. В процессе обучения
старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки,
способы деятельности, это предполагает развитие речемыслительных способностей в
рамках познавательно-рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельности.
При изучении курса «Речь и культура общения» на базовом уровне совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения:


коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях
общения);



интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация);



информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстовой
информацией);



организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Виды упражнений / заданий, выполняемых учащимися в процессе обучения
Выполнение творческой работы по созданию письменного монологического научноучебного или делового текста: написание сочинения на литературную или иную
предметную тему; выполнение творческого задания к изложению; написание текста
доклада, научно-исследовательского проекта; объяснительной / докладной / служебной
записки; заявления, резюме.
Выполнение работы репродуктивного характера: передача содержания исходного текста
полно / сжато в виде устного пересказа, письменного изложения; составление плана,
тезисов, аннотации, конспекта; написание реферата.
Подбор аргументов к предложенному тезису / теме для создания письменного текста или
при подготовке к устной дискуссии.
9

Выбор композиционного решения текста.
Определение принадлежности текста к жанру, стилю, типу речи.
Целостный информационно-смысловой анализ текста.
Публичное выступление: защита научно-исследовательского проекта, выступление с
докладом, рефератом.
Участие в дискуссии: по материалам защиты проекта, при обсуждении различных
аспектов предложенной проблемы с целью предложить и доказать свою точку зрения /
мнение, учитывая мнение оппонента.
Совершенствование (редактирование) собственного / предложенного текста.
Участие в коммуникативных играх с целью выработки умений работать в команде.
Участие в речевых практикумах, имитирующих ситуации публичного выступления,
участия в дискуссии (выступление, работа с вопросами), проведения беседы.
Выполнение заданий, формирующих коммуникативно-речевые умения активного
слушания, ознакомительного / аналитического чтения.
Участие в речевых практикумах, позволяющих моделировать свое речевое поведение в
ситуациях непосредственного общения.
Технологии, с помощью которых планируется выйти на достижение целей, задач,
планируемого результата:
Использование на уроке субъектно-субъектного стиля педагогического общения, создание
естественной ситуации общения, предполагающей доверительные, построенные на
взаимном уважении отношения между детьми и учителем. Такая ситуация общения
предполагает демократизм, отсутствие диктата при обсуждении предлагаемых решений.
Деятельностный режим образования: общению учим в общении, ориентируемся на
методы активного, развивающего обучения с обязательной рефлексией (анализом,
обсуждением совместной деятельности).
Личностно-ориентированный образовательный процесс: право на творчество и на ошибки
в процессе творчества, уважение к индивидуальности школьника. Педагог не диктует
правила общения, но служит образцом для подражания.
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны знать:
-риторические параметры текста;
-сферы красноречия;
-жанры риторического монолога и диалога;
-риторические и культурно-речевые аспекты анализа образцовых текстов;
-стратегию и тактику речевого поведения, выбор жанра в ситуации общения;
10

-основные понятия теории этикета и особенности современного русского этикета;
-основные риторические средства русского языка.
Учащиеся должны уметь:
-определять показатели риторичности текста: логизированность – эмоциональность,
построение логических структур текста, система аргументации, композиционные
особенности текста, выразительные средства;
-делать осмысленные творческие заимствования из высоких образцов, необходимые для
собственного речетворчества;
-диагностировать (рецензировать) и редактировать тексты;
-применять правила и приемы эффективного воздействия;
-учитывать в своей речевой деятельности особенности функциональных стилей и
риторических жанров, специфику речевой ситуации;
-говорить и писать в соответствии с нормами литературного языка.
Раздел 4. Тематическое планирование
Тематический план в 10 классе
№п/п

Содержание

Количество
часов

1

Риторика как наука: её предмет, задачи и основные разделы

1

2

Нормативность речи

7

3

Выразительность речи

7

4

Риторический жанр «спор»

9

5

Риторический жанр «беседа» и речевой этикет

8

6

Повторение изученного

2

Итого

34

11

Развёрнутое тематическое планирование в 10 классе
№

Тема урока

п/

Тип

Элементы содержания

Планируемые результаты

урока

Виды учебной деятельности

п
1

Риторика как

ИНМ

наука

Сущность риторики, её основные

Знать предмет, задачи и основные разделы риторики.

проблемы.

Понимать практическую значимость риторики как науки о

Правильность, выразительность речи,

речевом воздействии.

характер аргументации.

Уметь делать риторический анализ текста.

Особенности частных риторик.
Риторика и смежные науки.

Риторический практикум – развитие монологической речи

Анализ текстов
2

Понятие о

ИНМ

норме, виды

Нормы современного русского языка,

Знать виды норм.

качество правильной речи

Понимать, что правильность, точность, чистота, уместность и

норм

выразительность речи – визитная карточка культурного
современного человека, проявление уважения к себе и
окружающим.
Понимание социальной значимости правильной речи.
Анализ текста

3

Фонетические
нормы

КУ

Нормы произношения и ударения

Знать нормы постановки ударения, тенденции в постановке
ударения в русском языке.
Знать правила произнесения согласных и гласных звуков и их

сочетаний.
Анализ текста.

Выполнение упражнений по фонетике и

орфоэпии. Работа с орфоэпическим словарём, подготовка к
ЕГЭ
4

Грамматические

КУ

нормы

Образование формы родительного

Уметь

правильно

употреблять

вариативные

формы

падежа множественного числа у

родительного и предложного падежей имён существительных

существительных.

Знать тенденции развития употребления флексии – а как

Употребление глагольных форм,

нормативной и вариативной – у для устной речи, их

деепричастия и инфинитива.

стилистическую ограниченности.

Нормы употребления собирательных

Анализ текста. Работа с орфографическими словарями

числительных, относительных
прилагательных
5

Точность речи.

КУ

Понятие лексических недочётов:

Знать виды лексических неточностей: подмена лексического

Лексические

фактические, коммуникативные

значения, плеоназм, просторечие, стилистически окрашенная

нормы

неточности

лексика, стилистически ограниченная лексика, нарушение

Паронимы, плеоназмы,

сочетаемости слов.

фразеологизмы

Уметь правильно употреблять слова в тексте.
Развивать и совершенствовать навык точной речи.
Анализ текстов. Выполнение упражнений для отработки
навыка в разграничении паронимов, устранении плеоназма,
правильного использования фразеологизмов в речи

13

6

Чистота речи

КУ

Фактическая точность,

Знать виды речевых ошибок.

коммуникативная точность,

Уметь строить высказывания без речевых ошибок.

канцеляризмы, правильное

Уметь анализировать и исправлять «дефектные» тексты.

использование слов стилистически

Анализ текста

окрашенных (просторечия, жаргоны)
Неправильное использование
канцеляризмов в простой разговорной
речи
7-8 Уместность

КУ

Ситуация общения, адресат, тема

Знать виды речевых ошибок.

речи

КЗ

беседы

Анализ и редактирование «дефектных» текстов

Ясность речи

КУ

Иноязычные термины, доступность,

Уметь анализировать и редактировать «дефектный» текст.

понятность

Уметь оставлять высказывание, отвечающее правилам

9

нормативной и выразительной речи.
Анализ и редактирование «дефектных» текстов
10

Краткость речи

КУ

Повтор слов, совмещение

Уметь анализировать и редактировать «дефектный» текст.

синонимичных сочетаний.

Уметь

Тавтология

нормативной

оставлять
и

высказывание,

отвечающее

выразительной

речи.

правилам
Анализ

и

редактирование «дефектных» текстов
11- Богатство речи
12

КУ

Литературный текст

Уметь анализировать и редактировать «дефектный» текст.
Уметь

оставлять

высказывание,

отвечающее

правилам

нормативной и выразительной речи.
14

Анализ и редактирование «дефектных» текстов

13

Логичность речи

КУ

Законы логики, построение текста

Уметь анализировать и редактировать «дефектный» текст.
Уметь составлять высказывание, отвечающее правилам
нормативной и выразительной речи.
Анализ и редактирование «дефектных» текстов

14

Эмоциональност

КУ

Эмоция, закон соразмерности

ь речи

Уметь анализировать и редактировать «дефектный» текст.
Уметь

оставлять

высказывание,

отвечающее

правилам

нормативной и выразительной речи.
15

Индивидуальнос

КУ

ть речи.

16

Закон соразмерности, мастерство речи,

Уметь анализировать и редактировать «дефектный» текст.

жесты

Уметь

оставлять

высказывание,

отвечающее

Риторический

нормативной и выразительной речи.

вкус

Анализ и редактирование «дефектных» текстов

Спор как

ИНМ

правилам

Основные признаки жанра.

Знать понятия «полемика», «спор», «дебаты», «дискуссия»,

риторический

Практическая значимость

«диспут», «прения», «держатель тезиса», «оппонент».

жанр, основные

полемических навыков.

Уметь делать анализ упражнений – споров. Анализ текстов

термины и типы

Краткий экскурс в историю

спора

полемического искусства.
Понятие о софистах, софизмах

17

Подготовка к
спору

КУ

Особенности основных видов спора.

Уметь правильно оценивать результат спора.

Стратегия и тактика оппонентов

Знать правила тактичного поведения в споре.
15

Уметь устанавливать тактичные отношения с собеседником.
Анализ текстов
18

Урок-практикум

КУ

Стратегия и тактика спора

Знать правила тактичного поведения в споре.
Уметь устанавливать тактичные отношения с собеседником.
Обобщение и закрепление на практике умений поведения в
споре.
Анализ текстов

19

Ведение спора

ИНМ

по сути

20

21

Уловки в споре

Аргументы к
слушателям

КУ

КУ

Понятие «закона края».

Знать правила тактичного поведения в споре.

Понятие «атаки вопросами».

Уметь устанавливать тактичные отношения с собеседником.

Подмена тезиса, ослабление и

Обобщение и закрепление на практике умений поведения в

усиление тезиса оппонента, приёмы

споре.

ухода от спора

Анализ текстов

Понятие уловки и приёма, их различие.

Знать правила тактичного поведения в споре.

Интеллектуальные уловки,

Уметь устанавливать тактичные отношения с собеседником.

психологические.

Обобщение и закрепление на практике умений поведения в

Провокационные вопросы, личные

споре.

выпады

Анализ текстов

Виды доводов:

Знать правила тактичного поведения в споре.

палочный, карманный, к человеку

Уметь устанавливать тактичные отношения с собеседником.
Обобщение и закрепление на практике умений поведения в
споре.
16

Анализ текстов

22

Ведение спора в

ИНМ

Особенности «спора с командой».

Знать правила тактичного поведения в споре.

специальных

Понятие группы поддержки.

Уметь устанавливать тактичные отношения с собеседником.

условиях

Многосторонний спор.

Обобщение и закрепление на практике умений поведения в

Бесформенный спор

споре.
Анализ текстов

23- Анализ спора

ОСЗ

24

Обобщение и закрепление изученного

Знать правила тактичного поведения в споре.

материала по теме «Спор»

Уметь устанавливать тактичные отношения с собеседником.
Обобщение и закрепление на практике умений поведения в
споре.
Урок-практикум. Тестовые задания

25

26

Риторический

Особенности риторического жанра

Знать риторические особенности жанра «беседа».

жанр «беседа» и

«беседа».

Риторический анализ беседы талантливых собеседников

речевой этикет

Виды бесед. Цели беседы

Речевой этикет и
его функции

ИНМ

КУ

Понятие речевого этикета.

Знать понятие речевого этикета,

«Талантливый собеседник», «умелый

«Талантливый собеседник», «умелый собеседник»,

собеседник».

правила речевого этикета разных эпох, речевой и неречевой

Правила речевого этикета разных эпох.

этикет, поведение собеседника во время разговора.

Речевой и неречевой этикет.

Уметь применять знания на практике в речевой ситуации.

Поведение собеседника во время

Риторический анализ нарушений этикетных норм
17

разговора

27

Основные

ИНМ

понятия теории

Этикетная роль, ситуация. Этикетный

Знать понятия: этикетная роль, ситуация. Этикетный жанр.

жанр

Отработка правил поведения в конкретных этикетных

этикета

ситуациях.
Риторический анализ текста

28

Этикетные

КУ

Этикетные формулы: приветствие,

Знать этикетные формулы и этикетные сигналы.

формулы и

прощание, благодарность ит.п.

Уметь применять на практике в речевой ситуации этикетные

этикетные

Этикетные сигналы

формулы и сигналы. Этикетный анализ письменного текста

Этикетные формулы: приветствие,

Знать этикетные формулы и этикетные сигналы.

формулы и

прощание, благодарность ит.п.

Уметь анализировать и создавать деловые письма.

сигналы в

Этикетные сигналы.

Уметь применять на практике в речевой ситуации этикетные

письменной

Особенности делового письма.

формулы и

речи

Способы воздействия на адресата в

текста.

рекламе

Составление делового письма-рекламации, резюме.

сигналы
29

Этикетные

КУ

сигналы.

Этикетный анализ

письменного

Анализ рекламного текста
30

Этикетные

КУ

Этикетные формулы и сигналы при

Уметь применят этикетные формулы и сигналы при

формулы и

разговоре по телефону, особая роль

разговоре по телефону.

сигналы при

интонации

Ролевая игра

разговоре по
18

телефону

31

Практикум по

КУ

Этикетная ситуация

Знать типы ошибок, уметь предложить более удачный

использованию

вариант этикетного поведения.

этикетных

Анализ ошибок при использовании этикетных формул

формул
32- Практикум по
33

КУ

Комплексный анализ текста

КУ

Практикум по комплексному этикетному анализу текста.

комплексному
этикетному
анализу текста

34

Обобщение
материала

Анализ нестандартной речевой ситуации

Применяемые сокращения:
1.ИНМ – урок изучения нового материала
2.КУ – комбинированный урок
3.ПО-повторительно-обобщающий урок
4.КЗ – контроль знаний
5. ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

19

Учебно-тематический план в 11 классе
№п/п

Содержание

Количество часов

1

Ораторика

13

2

Переговоры

7

3

Языковые средства риторики. Риторические фигуры

5

4

Языковые средства риторики. Тропы

9

Итого

34

Развёрнутое тематическое планирование в 11 классе
№

Тема урока

п/

Тип

Элементы содержания

урока

Планируемые результаты
Виды учебной деятельности

п
1

Ораторика

ИНМ

Сущность ораторики, её

Понимать практическую значимость ораторики как науки о

основные проблемы

речевом воздействии.
Риторический практикум – развитие монологической речи

20

2

Подготовка к

ИНМ

выступлению

Этапы подготовки, композиция

Знать этапы подготовки выступления.

выступления

Понимать, что правильность, точность, чистота, уместность и
выразительность
современного

речи

человека,

–

визитная
проявление

карточка
уважения

культурного
к

себе

и

окружающим.
Анализ текста
3

4

5

Типы аргументов.

КУ

Рациональные аргументы

Знать типы аргументов и ссылки на авторитеты.

Рациональные

Анализ текста.

аргументы

орфоэпии. Работа с орфоэпическим словарём, подготовка к ЕГЭ

Типы аргументов.

Эмоциональные аргументы

Выполнение упражнений по фонетике и

Знать типы аргументов и ссылки на авторитеты.

Эмоциональные

Анализ текста.

аргументы

орфоэпии. Работа с орфоэпическим словарём, подготовка к ЕГЭ

Способы фиксации

КУ

Выполнение упражнений по фонетике и

Разновидности ораторской речи

и использования

Анализ текста. Работа с орфографическими словарями

подготовленного
выступления
6

Имидж оратора

7-8 Типы аудитории
(слушателей)

КУ

КУ

Целенаправленное формирование

Знать важнейшие условия успешности выступления.

в сознании слушателей образа

Развивать и совершенствовать навык точной речи.

оратора

Анализ текста

Конструктивная,

Знать типы аудиторий

соглашательская,

Уметь строить высказывания.

индифферентная, конфликтная

Уметь анализировать и исправлять «дефектные» тексты.
21

9

аудитории.

Анализ текста

Поведение в

КУ

Ситуация общения, адресат, тема

Знать способы преодоления нестандартных ситуаций.

нестандартных

КЗ

выступления

Анализ текста

КУ

Приёмы приватизации знаний

Уметь использовать различные виды косвенного воздействия.

ситуациях
10

Приёмы косвенной
речи

11- Урок-практикум
12

Анализ текста
КЗ

Урок-практикум

Выполнение упражнений

Риторическая тактика при

Знать конкретные приёмы ведения переговорах и уметь

переговорах

применять их

по теме
"Ораторика"

13

Переговоры

ИНМ

Анализ текста
14

Подготовка к

ИНМ

План подготовки к переговорам

переговорам
15

Ведение

Анализ текста
ИНМ

переговоров, стили

Характер течения переговоров,

Знать стили переговоров и уметь применять их в общении с

стили переговоров

партнёром

переговоров
16

Интеллектуальные
уловки при

Знать важные пункты подготовки к переговорам

Анализ текста
ИНМ

Двойная игра на полномочиях

Знать виды тактик и уметь применять их в процессе переговоров

контрприём, виды тактик

Анализ текста

переговорах

22

17

Психологические

КУ

Виды тактик

уловки при

Знать виды тактик и уметь применять их в процессе переговоров
Анализ текста

переговорах
18

Ведение

КУ

Специфика переговоров

переговоров в

Знать виды тактик и уметь применять их в процессе переговоров
Анализ текста

специальных
условиях
19

Урок-практикум

Работа с упражнениями

по теме
"Переговоры"
20

Языковые средства

ИНМ

риторики

Специальные языковые средства

Уметь анализировать и редактировать «дефектный» текст.

воздействия

Уметь

оставлять

высказывание,

отвечающее

правилам

нормативной и выразительной речи.
Анализ текста
21

Риторические

КУ

Фигуры повтора

фигуры: фигуры

Уметь находить фигуры повтора.
Анализ текста

повтора
22

Риторические

КУ

Фигуры расположения: инверсия,

Уметь определять в тексте фигуры расположения.

фигуры: фигуры

парцелляция, эллипсис, антитеза,

Анализ текста

расположения

оксюморон

23

23- Риторические
24

КУ

Конструкции, объединяющие

фигуры:

свойства фигур расположения и

конструкции,

повтора: анафора, эпифора,

объединяющие

эпанафора, кольцо, хиазм

Уметь определять риторические фигуры в тексте

свойства фигур
расположения и
повтора
25

Риторические

ИНМ

Фигуры имитации: аллегория,

фигуры: фигуры

аллюзия, умолчание,

имитации

риторический вопрос,

Уметь определять в тексте фигуры имитации

риторическое обращение,
риторическое восклицание
26

Виды тропов.

ИНМ

Метафора, развёрнутая метафора

Знать виды тропов и уметь определять их в тексте

Метафора
27

Виды тропов.

Символ, метонимия как средства

Символ,

выразительности речи

метонимия
28

Виды тропов.

КУ

Синекдоха,

Тропы: синекдоха, гипербола,

Знать виды тропов и уметь определять их в тексте

литота

гипербола, литота
29

Виды тропов.

ИНМ

Тропы: сравнение, эпитет

Знать виды тропов и уметь определять их в тексте
24

Сравнение, эпитет
30

Виды тропов.

Тропы: перифраза, ирония

Знать виды тропов и уметь определять их в тексте

Языковые средства риторики

Анализ текста

Перифраза, ирония
31- Урок-практикум
32

КЗ

по теме "Языковые
средства
риторики"

33

Комплексный

КУ

Анализ текста

КЗ

Выполнение упражнений по культуре речи, стилистике и

риторический
анализ текста
34

Повторение и
обобщение

риторике.

изученного
Применяемые сокращения:
1.ИНМ – урок изучения нового материала
2.КУ – комбинированный урок
3.ПО-повторительно-обобщающий урок
4.КЗ – контроль знаний
5. ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».