Рабочая программа воспитания (из Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №5) Город Карпинск 2.9. Рабочая программа воспитания Программа воспитания: – предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; – разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); – реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; – предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; – предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 2.9.1. Целевой раздел. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Цель и задачи воспитания обучающихся. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России1), а также принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации: – усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977). 1 которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); – приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; – достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС СОО. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: – осознание российской гражданской идентичности; – сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; – готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; – наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; – сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. – 2.9.2. Направления воспитания. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 2.9.3. Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО установлены ФГОС СОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС СОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Гражданско-патриотическое воспитание: – знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине России, её территории, расположении; – сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; – понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства; – понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; – имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; – принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание: – уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности; – сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; – доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; – Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. – Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. – Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание: – способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; – проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; – проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: – бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила – – – – – – – – – – – – – здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. Трудовое воспитание: сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; проявляющий интерес к разным профессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание: понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания: выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; имеющий . первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 2.9.4. Содержательный раздел. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 (далее – МАОУ СОШ № 5) – одно из образовательных учреждений ГО Карпинск с богатой историей и традициями. Именно традиции обеспечивают стабильность воспитательной системы образовательной организации. Их сохранению и развитию придается особое значение. Воспитательная система школы направлена на создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его развитие, самореализация и самоопределение в обществе. Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания МАОУ СОШ № 5 находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Процесс воспитания в Школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; системность, целесообразность и избирательность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в школе являются следующие: – стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются коллективные творческие дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; – важной чертой каждого общешкольного дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; – в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); – в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; – педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; – ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Модуль «Урочная деятельность». Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): – максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; – включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; – включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; – выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; – привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; – применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; – побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; – организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; – инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Модуль «Внеурочная деятельность». – Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий (указываются конкретные курсы, занятия, другие формы работы в рамках внеурочной деятельности, реализуемые в образовательной организации или запланированные): – курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно- патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности; – курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению; – курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности; – курсы, занятия экологической, природоохранной направленности; – курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров; – курсы, занятия туристско-краеведческой направленности; – курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности: «Умники и умницы», «Информатика», «Проектная деятельность», направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности: «Весёлые нотки», «Фантазия», «Мир вокального искусства», «Декоративное творчество», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курс внеурочной деятельности «Уроки нравственности», направленный на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности: «Подвижные игры», «Ритмика», «Спортивные игры», «Шахматы», направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности: «Мир профессий», направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности: отряд ЮИД «Свисток», Отряд ДЮП «Искра», РДШ, Совет старшеклассников, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Модуль «Классное руководство». Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): – планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; – инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; – организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; – сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; – выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; – изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом; – доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; – индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; – регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; – проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; – организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; – создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; – привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; – проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий. Модуль «Основные школьные дела». Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): – общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; – участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире; – торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе; – церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности; – социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности; – проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного пункта; – разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности; – вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; – наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. Модуль «Внешкольные мероприятия». Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): – общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами образовательной организации; – внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; – экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; – литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко- культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого; – выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Модуль «Организация предметно-пространственной среды». Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): – оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской – – – – – – – – – – – – – – Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» (в том числе, если образовательная организация носит имя выдающегося исторического деятеля, учёного, героя, защитника Отечества и других) в помещениях образовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок; оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другое; разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации; разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)». Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): – создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете образовательной организации; – тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; – родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; – работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; – проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; – родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет», интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; – участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); – привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; – при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями. Модуль «Самоуправление». Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): – организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или других), избранных обучающимися; – представление органами ученического самоуправления обучающихся в процессе управления образовательной организацией; – защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; – участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации. Модуль «Профилактика и безопасность». Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): – организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; – проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое); – проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других); – разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; – вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие); – организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; – профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой); – предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и других); – профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие). Модуль «Социальное партнёрство». Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): – участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и другие); – участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; – проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; – проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; – реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Модуль «Профориентация». Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в общеобразовательной организации или запланированные): – проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; – профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; – экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; – посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; – организацию на базе детского лагеря при образовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; – совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн- тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; – участие в работе всероссийских профориентационных проектов; – индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; – освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования. 2.9.5. Организационный раздел. Календарный план воспитательной работы Дела, события, мероприятия «Классное руководство» Совещание классных руководителей Разработка тематического планирования классных часов Планирование внеурочной деятельности Планирование и реализация работы над индивидуальными проектами Инструктажи оп ТБ Планирование работы по подготовке к итоговому сочинению Совещания при директоре об организации учебно-воспитательного процесса, о подготовке к итоговой аттестации «Школьный урок» Работа согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников «Курсы внеурочной деятельности» Образовательный курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» «Методика проведения эксперимента» Основы финансовой грамотности Тестовые технологии в обучении англ. яз. Основы первой доврачебной помощи Подготовка к сдаче норм ГТО Практические занятия по программе ГТО Для кого Ориентировочное время поведения Ответственный за организацию и проведение Классные руководители 1011 классов Классные руководители 1011 классов Классные руководители 1011 классов Классные руководители 1011 классов Классные руководители 1011 классов Классные руководители 1011 классов, учителя предметники Классные руководители 1011 классов, учителяпредметники Один раз в четверть Заместитель директора по УВР Август Классные руководители Август Сентябрь Заместитель директора по УВР, классные руководители Классные руководители, руководители проектов Заместитель директора по УВР Сентябрь Заместитель директора по УВР Один раз в четверть Директор, заместитель директора по УВР Обучающиеся 10-11 классов Согласно КТП Учителя предметники 1-4 классов Обучающиеся 10-11 классов Согласно плану ВД Учителя предметники Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Согласно плану ВД Согласно плану ВД Согласно плану ВД Согласно плану ВД Согласно плану ВД Согласно плану ВД Учителя предметники Учителя предметники Учителя предметники Учителя предметники Учителя предметники Учителя предметники Сентябрь - март (дев) Практические занятия по программе ГТО (юн) Лекторий «Основы экологии» Практикум по ОВП «Работа с родителями» Тематические родительские собрания (согласно тематическому плану классного руководителя) Лектории для родителей по воспитанию детей (на школьном сайте) Работа с родительскими чатами Обучающиеся 10-11 классов Согласно плану ВД Учителя предметники Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Согласно плану ВД Согласно плану ВД Учителя предметники Учителя предметники Родители обучающихся 1011 классов 1 раз в четверть Заместители директора, Классные руководители Родители обучающихся 1011 классов Родители обучающихся 1011 классов Родители обучающихся ежемесячно Классные руководители ежедневно Классные руководители 26 февраля Встречи с интересными людьми (встречи с родителями в классе) «Все работы хороши» Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания и обучения детей Походы, экскурсии совместно с родителями «Самоуправление» Выборы активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатов от классов в Совет старшеклассников школы Конкурс «Лучший класс» Родители обучающихся 1011 классов В течение учебного года Заместитель директора по ВР, Педагогорганизатор Классные руководители Родители обучающихся 1011 классов В течение учебного года Праздничный концерт «23+8» Заместитель директора по СЗ и ОД, классные руководители Родители и обучающиеся 10- В течение года 11 классов Классные руководители Обучающиеся 10-11 классов Сентябрь Классные руководители Обучающиеся 10-11 классов Сентябрь Педагог-организатор Обучающиеся 10-11 классов Май Работа в соответствии с обязанностями Обучающиеся 10-11 классов Отчет о проведенной работе Обучающиеся 10-11 классов В течение учебного года Май Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители Совет старшеклассников «Профориентация» Анкетирование обучающихся на выявление профессиональной направленности Индивидуальные консультации по профессиональному определению Проектория Обучающиеся 10-11 классов В течение учебного года Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор Обучающиеся 8-11 классов Сентябрь Психолог, Классные руководители Обучающиеся 8-11 классов Психолог, Классные руководители Билет в будущее Обучающиеся 6-11 классов Большая перемена Обучающиеся 5-11 классов Конкурс «Хочу стать вожатым» Обучающиеся 8-11 классов В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года Октябрь Конкурс «Хочу стать медицинским работником» Экскурсии на предприятия города Обучающиеся 8-11 классов Март Обучающиеся 10-11 классов Работа летнего трудового отряда «Трудяги» Индивидуальные и коллективные проекты «Кем быть?» Социальные пробы (по договорам с предприятиями) Встречи с представителями учреждений СПО и ВУЗ «Ключевые общешкольные дела» Торжественная линейка, посвященная открытию нового учебного года День знаний День солидарности в борьбе с терроризмом Обучающиеся 14+ В течение учебного года Июнь Обучающиеся 10-11 классов Сентябрь-апрель Обучающиеся 10-11 классов В течение учебного года В течение учебного года Обучающиеся 8-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов 1 сентября Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов 1 сентября 3 сентября Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Педагог-организатор, Классные руководители Педагог-организатор, Классные руководители Классные руководители Торопцева Н.И. Классные руководители, руководители проектов Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Участие в городском туристическом слете Экологический субботник Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Сентябрь Сентябрь Школьная легкоатлетическая эстафета Обучающиеся 10-11 классов Сентябрь День пожилых людей Обучающиеся 10-11 классов 1 октября День учителя Обучающиеся 10-11 классов 5 октября День народного единства Обучающиеся 10-11 классов 4 ноября День матери Обучающиеся 10-11 классов 24-27 ноября День конституции. Встречи с представителями ТИК День неизвестного солдата День Героев России День призывника Обучающиеся 10-11 классов 12 декабря Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов 3 декабря 9 декабря дека Праздник отличников и хорошистов Обучающиеся 10-11 классов Декабрь Новогоднее шоу «Песни и танцы со звездами» Конкурс чтецов «Литературная гостиная» Смотр юнармейских отрядов Обучающиеся 9-11 классов Декабрь Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Январь 14-22 февраля День Защитника Отечества Международный женский день Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов 23 февраля 8 марта Акция «День Земли» Обучающиеся 10-11 классов 20 марта Акция «Международный День леса» Обучающиеся 10-11 классов 21 марта Акция «Весенняя неделя добра» Обучающиеся 10-11 классов 17-24 апреля Учителя физической культуры Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Учителя физической культуры, Классные руководители Заместитель директора по ВР, Педагогорганизатор, классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагог- организатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Праздничные мероприятия, посвященные 77 годовщине Победы в ВОВ Акция «Георгиевская ленточка» Обучающиеся 10-11 классов 2-9 мая Обучающиеся 10-11 классов 2-9 мая Торжественный митинг, посвященный Дню Победы, «Бессмертный полк» Праздник отличников и хорошистов Обучающиеся 10-11 классов 9 мая Обучающиеся 10-11 классов 23-24 мая Праздник «Последний звонок» Торжественная линейка. Присвоение звания «Лауреат школьной премии» успешным выпускникам школы Вручение аттестатов. Выпускной бал. Обучающиеся 10-11 классов 23 мая Обучающиеся 11 классов 25 июня День России День памяти и скорби. Слово молодого поколения. Работа лагеря с дневным пребыванием, ВОЖАТЫЕ «Детские общественные объединения» Первичное отделение РДШ Воспитанники ЛОЛ Воспитанники ЛОЛ 12 июня 22 июня Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, Классные руководители Начальник ЛОЛ, педагог-организатор Начальник ЛОЛ, педагог-организатор Воспитанники ЛОЛ Июнь Начальник ЛОЛ, педагог-организатор Обучающиеся 10-11 классов В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года Июнь Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Педагог-организатор, классные руководители Заместитель директора по СЗ и ОД В течение учебного года В течение учебного года Заместитель директора по ВР, руководитель объединения Заместитель директора по ВР, руководитель объединения ВДЮВП общественное движение Обучающиеся 10-11 классов «Юнармия». Юнармейский отряд «Альфа» Совет старшеклассников Обучающиеся 10-11 классов Трудовой отряд «Трудяги» «Школьные медиа» Выпуск школьных новостей. Тематические выпуски. Размещение событий колы на школьном сайте и в социальных сетях «Экскурсии, экспедиции, походы» Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов День здоровья Выездные уроки биологии, географии, физики, астрономии Экскурсии в городской музей Экскурсии в школьный музей Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов 3-4 сентября В течение года Классные руководители Классные руководители Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов В течение года В течение года 22 октября Классные руководители Классные руководители, заведующий музеем Классные руководители 1-6 июня В течение года Классные руководители Классные руководители В течение года В течение года Классные руководители Классные руководители Сентябрь, май Классные руководители В течение учебного года Педагог-организатор, Классные руководители В течение учебного года В течение учебного года В течение года Руководитель музея, Классные руководители Руководитель музея, Классные руководители Руководитель музея, Классные руководители Акция «Экспонат для музея» Обучающиеся 10-11 классов «Организация предметно-эстетической среды» Посадка цветов на клумбах Обучающиеся 10-11 классов Оформление тематических выставок Обучающиеся 10-11 классов рисунков и плакатов Оформление классных уголков Обучающиеся 10-11 классов Украшение окон и кабинетов к Обучающиеся 10-11 классов календарным праздникам Субботники на территории школы и Обучающиеся 10-11 классов трудовые десанты на памятниках Выставки рисунков и плакатов по Обучающиеся 10-11 классов различной тематике «Школьный музей» Проведение экскурсий по отделам Обучающиеся 10-11 классов школьного музей Проведение мероприятий патриотической Обучающиеся 10-11 классов направленности Встречи с представителями городского Обучающиеся 10-11 классов Совета ветеранов и тружеников тыла «Волонтерская деятельность» Организация и проведение акций в рамках Обучающиеся 10-11 классов недели добра. Сбор макулатуры Обучающиеся 10-11 классов «Безопасность жизнедеятельности» Помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию Обучающиеся 10-11 классов Осенняя – 21-27 Педагог-организатор, Классные сентября руководители Весенняя – 17-24 апреля Апрель Педагог-организатор, Классные руководители В течение года Заместитель директора по СЗ и ОД Акция «Безопасная дорога» Профилактические мероприятия: «Внимание – дети!» Неделя безопасности дорожного движения: Классные часы, беседы о поведении на дороге, в транспорте. Встречи с инспектором ГИБДД. Грамотный водитель. Светоотражатели. Пожарная безопасность дома и на природе Обучающиеся 10-11 классов Сентябрь Руководитель ОБЖ, Классные руководители Обучающиеся 10-11 классов Сентябрь Руководитель ОБЖ, Классные руководители Обучающиеся 10-11 классов Руководитель ОБЖ, Классные руководители Пожарная безопасность в школе. Правила эвакуации из помещения. Встречи с представителями ПСО 266 Правила поведения на воде, на льду. Обучающиеся 10-11 классов В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года Классные руководители Электробезопасность. Встречи с представителем энерго предприятия Режим дня и правильное питание. Встречи с представителями ЦГБ. Вредные привычки или занятия спортом Обучающиеся 10-11 классов Что такое ВИЧ и СПИД? Обучающиеся 10-11 классов В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Обучающиеся 10-11 классов Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Мероприятия различного уровня по плану отдела образования ГО Карпинск Мероприятие Городской туристический слет обучающихся школ Легкоатлетическая эстафета «Юность» Кросс наций Для кого Ориентировочное время проведения Обучающиеся 5-11 классов Сентябрь Обучающиеся 2-11 классов Сентябрь Обучающиеся 1-4 классов Сентябрь Городской конкурс эстрадного творчества «Моя великая Родина» IV открытый конкурс песен на английском языке Новогодняя встреча Главы ГО Карпинск с талантливой молодежью Конкурс литературного творчества «Серебряное перышко» Окружной конкурс патриотической пени «Песни, опаленные войной» памяти Н. Рачева Муниципальный тур ВСИ «Зарница» Обучающиеся 1-11 классов Ноябрь Учебно-исследовательская конференция Открытый конкурс «Инженер года» Областная конференция Ответственный Организатор Учителя физической культуры Учителя физической культуры Учителя физической культуры Педагог-организатор, учителя музыки СТИЭ «Конжак» ДЮСШ ДЮСШ ДООЦ Обучающиеся 1-11 классов 25 декабря Педагог-организатор, Учителя английского языка МАОУ СОШ №5 Обучающиеся 1-11 классов Декабрь Заместитель директора по ВР ГДК Обучающиеся 1-11 классов Январь Педагог-организатор, учителя литературы ДООЦ Обучающиеся 4-11 классов Февраль и старше Заместитель директора по ВР, учителя музыки МАОУ СОШ №5 Обучающиеся 4-11 классов Февраль ДООЦ, МАОУ СОШ №5 Обучающиеся 8-11 классов Март Преподаватель ОБЖ, учителя физической культуры Учителя-предметники Обучающиеся 8 классов Педагог-организатор СТИЭ, МАОУ СОШ №16 МАОУ СОШ №5 Руководитель музея МАОУ СОШ №5 Март Обучающиеся 7-11 классов Март «Походяшинские чтения» Конкурсы детского творчества «Богословская звезда», «Песни великой Победы» Конкурс детского творчества «Помните! Через года, через века…» Легкоатлетические соревнования «Майская шиповка» Социальнопедагогический проект «Будь здоров!» Профориентационный проекты «Хочу стать медицинским работником», «Хочу стать вожатым» Мероприятия для воспитанников ЛОЛ Участие в митингах и акциях Обучающиеся 1-11 классов Май Заместитель директора по ВР, учителя литературы и музыки ГДК Обучающиеся 1-11 классов Май Педагог-организатор, Классные руководители ДООЦ Обучающиеся 3-11 классов Май Учителя физической культуры ДЮСШ Обучающиеся 7 классов Педагог-организатор, классные руководители ДООЦ Заместитель директора по ВР, Педагог-организатор ДООЦ ГДК, ДООЦ, СТиЭ, ДЮСШ ГДК, ДООЦ, СТиЭ, ДЮСШ В течение года Согласно положению По плану организаций Июнь Педагог-организатор По плану организаций В течение года Педагог-организатор 2.10. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми ообразовательными потребностями. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: – налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; – формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; – построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; – обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 2.11. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: – публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); – соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; – прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); – регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое); – сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); – привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; – дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может заключаться в материальной поддержке проведения в образовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу общеобразовательной организации, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в образовательной организации. 2.12. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: – взаимное уважение всех участников образовательных отношений; – приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; – развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); – распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и другого). Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: – какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; – какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; – какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу): – реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; – организуемой внеурочной деятельности обучающихся; – деятельности классных руководителей и их классов; – проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; – внешкольных мероприятий; – создания и поддержки предметно-пространственной среды; – взаимодействия с родительским сообществом; – деятельности ученического самоуправления; – деятельности по профилактике и безопасности; – реализации потенциала социального партнёрства; – деятельности по профориентации обучающихся; – и другое по дополнительным модулям. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.