Распоряжения Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
Уставом МАОУ СОШ № 5.
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и
работы логопедического пункта в образовательном учреждении.
1.2. Цели и задачи
Логопедический пункт создан в целях оказания помощи обучающимся,
имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи первичного
характера:
общее недоразвитие речи;
фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР);
фонетическое нарушение речи (ФНР);
нарушение письма и чтения.
Основными задачами логопедического пункта являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
обучающихся;
организация
проведения
логопедических
занятий
с
обучающимися с выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтичекой логопедической работы с
обучающимися,
их
родителями
(законными
представителями),
педагогическими работниками;
консультирование участников образовательных отношений по
вопросам организации и содержания логопедической работы с
обучающимися.
1.4
Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся .
1.5 Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в
год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
1.6
Входное и контрольное диагностические мероприятия
подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся,
обследование
обучающихся
по
запросу
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических
работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения
устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителялогопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус
обучающегося.
2.1
2.
В
Организация деятельности логопедического пункта
логопедический
пункт
зачисляются
обучающиеся
общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной
и письменной речи:
общее недоразвитие речи разной степени выраженности;
фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
фонематическое недоразвитие речи;
заикание;
недостатки произношения – фонетический дефект;
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и
подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
2.2. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов
логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе
обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с
15 по 30 мая.
2.3 Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа
обследованных и зарегистрированных производится в течение всего
учебного года по мере освобождения мест.
2.4 Отчисление
обучающихся
с
логопедических
занятий
осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации
речевых особенностей конкретного ребенка.
2.5 Зачисление
на
логопедические
занятия
обучающихся,
нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление
осуществляется на основании распорядительного акта директора МАОУ
СОШ № 5.
2.6 Логопедические занятия с обучающимися проводятся в
индивидуальной и (или) групповой формах. Количество и периодичность
занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7 Предельная наполняемость логопедического пункта – не более 25
человек. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от
характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся:
для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендацией
об
обучении
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе общего образования, не более 6-8 человек;
для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более
6-8 человек.
2.8 Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило,
проводятся во внеурочное время с учетом режима работы
общеобразовательного учреждения.
2.9 Расписание работы логопедического пункта составляется
учителем-логопедом, исходя из режима работы образовательного
учреждения и индивидуальных возможностей обучающихся, и утверждается
директором образовательного учреждения.
2.10 Коррекция произношения у обучающихся первых классов с
фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде
исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского
языка и математики).
2.11 Содержание
коррекционной
работы
с
обучающимися
определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк
и результатов логопедической диагностики.
2.12 Периодичность групповых и индивидуальных занятий
определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия
проводятся:
с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи;
нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не
менее трех раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или
фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма,
обусловленные
фонетико-фонематическим
или
фонематическим
недоразвитием речи, - не менее двух - трех раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетический дефект – не менее
одного-двух раз в неделю;
с заикающимися обучающимися – не менее трех раз в неделю.
2.13 Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю
с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по
Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и
подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере
формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с
ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не
могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и
обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
2.14 Продолжительность группового занятия составляет 40 минут,
продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.
2.15 Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и
учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.
2.16 В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с
нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей)
направляются
учителем-логопедом
в
соответствующее
лечебнопрофилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами
(невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и
др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.17 Ответственность за обязательное посещение обучающимися
занятий в логопедическом пункте несут родители (законные представители),
учитель-логопед,
классный
руководитель
и
руководитель
общеобразовательного учреждения.
2.18 Документами логопедического пункта являются:
список обучающихся с недостатками речи;
журнал обследования устной и письменной речи;
журнал учета посещаемости (групповых и индивидуальных)
занятий;
речевая карта (на каждого обучающегося, зачисленного на
логопункт);
годовой план работы учителя-логопеда;
рабочая программа учителя-логопеда;
журнал консультаций;
перспективное планирование по группам;
рабочие тетради и тетради для проверочных работ;
расписание занятий групп, заверенное директором школы;
паспорт логопедического кабинета;
годовой отчет о работе учителя-логопеда.
3.
Руководство работой логопедического пункта
3.1
Непосредственное руководство работой логопедического пункта
3.2 Контроль над работой логопедического пункта осуществляется
администрацией общеобразовательного учреждения.