1 опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников; 1.4.3. электронная информационно-образовательная среда – совокупность электронных учебно-методических комплексов, электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения; 1.4.4. синхронное обучение – форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь); 1.4.5. асинхронное обучение – форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты). 1.4.6. гибридное обучение – форма организации образовательного процесса, при которой часть участников процесса обучения находится в Школе, а часть – дома. 1.5. Образовательная деятельность, реализуемая в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий учащихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны Школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний учащихся, возможность реализации в комплексе с традиционной формой получения образования. 1.6. Обучение в дистанционной форме может осуществляться по основной образовательной программе Школы и по программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучении с целью углубления и расширения знаний по отдельным предметам и элективным курсам. 1.7. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной, семейной и другими, предусмотренными Федеральным законом «Об образовании в РФ» формами его получения. 1.8. Основными целями использования дистанционного обучения в Школе являются: 1.8.1. Повышение доступности образовательных услуг для учащихся; 1.8.2. Расширение сферы основной деятельности Школы; 1.8.3. Интеграция дистанционного обучения с классическими формами обучения с целью повышения их эффективности. 1.9. Школа вправе организовать электронное обучение и (или) обучение с использованием дистанционных образовательных технологий во время карантина, при отмене занятий по причине низкого температурного режима или во время эпидемиологических вспышек, в период действия ограничительных мер, связанных с ухудшением эпидемиологической ситуации, а также по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 1.10. Основными принципами организации дистанционного обучения являются: 1.10.1. Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательных отношений с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, официальный сайт Школы, АИС «Сетевой город», РЭШ (включая Цифровое домашнее задание), форумы, электронная почта, Интернет-конференции, online уроки и другие); 1.10.2. Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях 2 образовательной деятельности; 1.10.3. Принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательных отношений работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, а также в дни возможности непосещения занятий учащимися по неблагоприятным погодным условиям по усмотрению родителей (законных представителей) (актированные дни) и дни, пропущенные по болезни или в период карантина; 1.10.4. Принцип модульности, позволяющий использовать ученику и учителю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; 1.10.5. Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся; 1.10.6. Предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения); 1.10.7. Обеспечение полноты реализации образовательных программ по предметам, а также усвоения учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ за уровень основного и среднего общего образования, выполнения федеральных государственных образовательных стандартов. 1.11. Объявление о карантинном режиме, других мероприятиях, влекущих за собой приостановление учебных занятий, размещается на официальном сайте Школы в новостной ленте, а так же доводится до сведения родителей через классных руководителей. 1.12. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является место нахождения Школы независимо от места нахождения самих обучающихся. Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних обучающихся в случае осуществления образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий несут их родители (законные представители). 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОНТРОЛЬ СОБЛЮДЕНИЯ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, В РАМКАХ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 2.1 Основанием для организации дистанционного обучения является распорядительный акт Школы об организации дистанционного обучения. 2.2. Школа обязана ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) с настоящим Положением, учебным планом, сроками организации дистанционного обучения, режимом работы, расписанием занятий. 2.3. С целью обеспечения освоения обучающимися общеобразовательных программ в полном объеме 2.3.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: - для определения формата взаимодействия обучающихся и педагогических работников осуществляет мониторинг наличия у обучающихся необходимого оборудования для организации дистанционного обучения (компьютер, планшет, выход в Интернет, телефонная связь); - осуществляет контроль за ознакомлением всех участников образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию дистанционного обучения; 3 - организует разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ обучающимися; определяет совместно с педагогами систему организации учебной деятельности с обучающимися во время карантина, в том числе в период самоизоляции: виды, количество работ, форму обучения, сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими выполненных работ; - разрабатывает рекомендации для участников образовательных отношений по организации работы во время карантина, в том числе на период самоизоляции. Организует использование педагогами электронного обучения и дистанционных форм обучения, осуществляет методическое сопровождение и контроль над внедрением современных педагогических технологий, методик, направленных на увеличение резервных часов, с целью реализации в полном объѐме образовательных программ; - организует образовательную деятельность (устанавливает режим работы, расписание занятий, определяет электронные образовательные ресурсы, организует рабочие места учителей, обеспечивает работу информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»); - вносит изменения в учебный план в части форм и сроков проведения промежуточной аттестации, при необходимости изменяет количество часов, выделенных на учебные предметы; - осуществляет контроль корректировки рабочих программ педагогами; - проводит заседание педагогического совета, на котором принимаются изменения в основные общеобразовательные программы (в части учебного плана, рабочих программ); - издает приказ об утверждении изменений в основные общеобразовательные программы; - контролирует соблюдение педагогическими работниками режима работы, расписания занятий; - осуществляет контроль резервных часов по учебным предметам в соответствии с учебными планами; - анализирует деятельность общеобразовательной организации; - ежедневно осуществляет сбор информации о количестве обучающихся, участвующих в образовательной деятельности; - ведѐт мониторинг заполнения классных журналов, выставления оценок учащимся в АИС «Сетевой город»; - по результатам наблюдения за ходом образовательного процесса и образовательными результатами своевременно принимает необходимые управленческие решения. 2.3.2. Педагогические работники: - вносят изменения в рабочие программы в части тематического планирования (при необходимости меняют очередность освоения разделов, тем; указывают информацию о применяемых формах работы, видах самостоятельной работы, способах и формах учета посещенных занятий, видах и формах контроля, технических средств обучения) и представляют ее на рассмотрение педагогическому совету; - организуют контактную работу с обучающимися по освоению учебных программ в электронной информационно-образовательной среде с использованием электронных образовательных ресурсов, определенных общеобразовательной организацией; - осуществляют отбор учебного материала, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; - обеспечивают обратную связь с обучающимися, в том числе путем направления (устных и 4 аудио) рецензий на выполненные работы; - проводят устные онлайн - консультации; контролируют процесс освоения обучающимися программного материала; - готовят материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; - проводят текущий и промежуточный контроль за качеством освоения учебных программ; - ежедневно информируют администрацию общеобразовательной организации о количестве обучающихся, участвующих в образовательном процессе; - своевременно вносят информацию в АИС «Сетевой город»; - информируют родителей (законных представителей) и администрацию Школы о результатах освоения образовательной программы. 2.3.3. Родители (законные представители) обучающихся поддерживают постоянную связь с учителем-предметником, классным руководителем посредством контактных телефонов, электронной почты, социальных сетей и других форм. 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 3.1. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются законодательством Российской Федерации. 3.2. Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом Школы, наравне с учащимися других форм обучения, могут принимать участие во всех проводимых школой учебных, познавательных, развивающих, культурных и, спортивных мероприятиях: уроках, консультациях, семинарах, в т.ч. выездных зачетах, экзаменах, конференциях, экспедициях, походах, викторинах, чемпионатах и других мероприятиях. 3.4. Обучающиеся обязаны: - добросовестно осваивать образовательные программы в соответствии с установленным графиком, режимом работы и расписанием занятий; - своевременно предоставлять информацию о степени освоения учебного материала; направлять на проверку учителю полученные задания. 3.5. Школа и педагогические работники несут ответственность за: - организацию образовательного процесса и качество реализации образовательных программ; - качество разработанных (скорректированных) рабочих программ учебных предметов; - организацию контроля освоения рабочих программ учебных предметов; - взаимодействие с родителями (законными представителями); - индивидуальный учет образовательных достижений обучающихся; - своевременное заполнение АИС «Сетевой город». 3.6. Родители (законные представители) обучающихся обязаны: - обеспечить участие обучающихся в дистанционном обучении в соответствии с установленным режимом работы общеобразовательной организации и расписанием занятий; - контролировать выполнение обучающимся заданий и направление их учителю; - незамедлительно информировать классного руководителя о болезни обучающегося или о его выздоровлении. 5 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 4.1. Учитель-предметник организует образовательную деятельность через следующие формы: индивидуальные и групповые консультации учащихся (с использованием веб-камеры, документ-камеры, через сообщения в ЭЖ или группы в социальных сетях и др.); 4.2. Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов, обеспечивающих в соответствии с общеобразовательными программами: - организацию работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний); - методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы). 4.3. Для организации дистанционного обучения могут использоваться следующие платформы (сервисы) и инструменты: АИС «Школьный портал», Онлайн-школа «Фоксфорд», Сдам ГИА, ДЗ-онлайн, РЭШ, Образовариум, ЯКласс, Skyes.shcool, UCHI.RU, ZOOM, TrueConf, Googl-формы, skype, Яндекс учебник; skysmart и др. 4.4. Требования к организации дистанционного урока и выполнению домашних заданий: 4.4.1. Урок не должен превышать 30 минут (видео-урок, онлайн-урок и.др). 4.4.2. Содержание дистанционного урока должно включать в себя теоретический материал на изучаемую тему с обязательными комментариями учителя и практическую отработку этой темы. 4.4.3. Заочная форма урока (рефераты) допускается по предметам ОБЖ, ИЗО, Физическая культура, Музыка, МХК, а также для обучающихся на дому при наличии справки, подтверждающей возможность использования данной формы. 4.4.4. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 классах - 2 ч., в 5-9 классах – 2,5 часа; 10-11 классах – 3,5 часа. Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН2.4.2.2821-10, п. 10.10). 5. РЕЖИМ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ДНИ КАРАНТИНА И ДРУГИЕ ДНИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 5.1. Дистанционное обучение может быть организовано в следующих форматах: в режиме off-line с использованием существующих общедоступных платформ (сервисов), указанных в п. 4.3 настоящего Положения; в режиме off-line с размещением учебных материалов на облачных ресурсах; консультирование в режиме off-line или on-line; обучение в режиме on-line; самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на бумажных носителях). 5.2. Периоды отмены учебных занятий в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, другими мероприятиями, влекущими за собой приостановление учебного процесса, 6 являются рабочим временем сотрудников Школы. 5.3. В период отмены учебных занятий (образовательной деятельности) в отдельных классах или по Школе в целом по вышеуказанным причинам, учителя и другие педагогические работники привлекаются к образовательно-воспитательной, методической, организационной работе. 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6.1. В зависимости от уровня технической оснащенности и наличия персональных устройств и сети Интернет у обучающихся школа может использовать следующие модели организации взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (см. Приложение 1): Модель Учитель Устройство Интернет (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) Ученик Устройство Интернет (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) Модель 1 V V V V Модель 2 X X V V Модель 3 V V ˟ ˟ Модель 4 X X X X X - отсутствие V - наличие При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы: учебники и пособия на бумажных носителях; учебники и пособия в электронном формате; электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.); федеральные и региональные образовательные телеканалы; платформы для организации онлайн-уроков. Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством: дистанционных уроков (видеоконференций); электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры (ссылок, списковссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты); уроков на образовательных телеканалах; самостоятельной работы ученика. При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы: учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях; образовательные телеканалы; инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю. Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или размещаются на ресурсах, к которым имеют доступ родители (законные представители) 7 обучающихся: сайте образовательной организации, в социальных сетях, и иных ресурсах, используемых для связи педагогов и родителей. Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае является самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя; просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей. При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы: учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях; учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флешносителе); инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю; образовательные телеканалы. Основными видами организации деятельности обучающихся в данном случаеявляются: самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах. При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы: учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях; образовательные телеканалы; инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю. Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни. Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае является самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя (для уточнения полученных инструкций, возможно, использовать телефонную связь: стационарную или мобильную). Формы обратной связи (использование электронной почты, тестов, гугл-формы, видеоконференций, чатов, размещение материалов в закрытой группе социальной сети и др.) определяет Школа. 6.1. Дистанционное обучение может быть организовано в сочетании с иными формами организации образовательного процесса, формами обучения и формами получения образования. В случае применения дистанционных образовательных технологий возможны следующие гибридные формы (см. Приложение 2): учитель – в классе (например, на дистанционное обучение переведен только одинкласс), обучающиеся – дома; учитель – дома (например, учитель в группе риска), обучающиеся – в классе,волонтер – в классе; учитель – в классе, часть обучающихся – в классе, часть обучающихся – дома(например, соблюдают самоизоляцию после поездки); учитель – дома, часть обучающихся – в классе, часть обучающихся – дома,волонтер – в классе. Переход на гибридные формы обучения возможен в следующих случаях: - часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей); - дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семьяхочет минимизировать контакты; 8 - обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 65 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.). Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов, обеспечивающих в соответствии с общеобразовательными программами: - организацию работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний); - методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (дополнительные учебные и информационно- справочные материалы). 6.2. Дистанционное обучение может быть организовано в следующих форматах: - в режиме off-line с использованием существующих общедоступных платформ (сервисов), указанных в п. 4.2. настоящего Положения; в режиме off-line с размещением учебных материалов на облачныхресурсах; консультирование в режиме off-line или on-line; обучение в режиме on-line; самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на бумажных носителях). 6.3. Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий в Школе обеспечивается следующими техническими средствами: - АРМ учителя, web-камерами, документ-камерами, микрофонами и другой звукоусилительной и проекционной аппаратурой; - программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса; - локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам. 6.4. Техническое обеспечение учащегося с использованием дистанционных образовательных технологий, в период длительной болезни или при обучении на дому. Учащиеся дома должны иметь: - персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; - канал подключения сети Интернет. 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7.1 Дистанционное обучение осуществляется на принципе добровольного участия детей с ОВЗ на основании заявления родителей (законных представителей) при наличии рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - рекомендации специалистов). 7.2. Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ Школа осуществляет следующие функции: - проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей с ОВЗ; - создает и поддерживает на сайте Школы пространство для дистанционного обучения детей с ОВЗ, в котором, в том числе, размещает информацию о порядке и условиях дистанционного 9 обучения детей с ОВЗ, форму заявления о дистанционном обучении ребенка с ОВЗ; - осуществляет организацию учебно-методической помощи учащимся с ОВЗ, родителям (законным представителям) учащихся детей-инвалидов; - информирует родителей (законных представителей) о порядке и условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ. 7.3. Родители (законные представители) детей-инвалидов, детей с ОВЗ, желающие обучать детей с использованием дистанционных образовательных технологий, представляют в Школу следующие документы: - заявление; - копию документа об образовании (при его наличии); - копию документа об установлении инвалидности; - справку о рекомендованном обучении ребенка-инвалида на дому. Заявление и необходимые документы (далее - документы) представляются в Школу лично. 7.4. Причинами отказа предоставления возможности обучения с использованием дистанционных технологий являются: - предоставление недостоверных сведений о ребенке-инвалиде; - отсутствие технических возможностей по организации рабочего места ребенка-инвалида. 7.5. Для обеспечения процесса дистанционного обучения детей с ОВЗ используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы (далее - учебно-методический комплекс), предназначенные для передачи по телекоммуникационным и иным каналам связи посредством комплектов компьютерной техники, цифрового учебною оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей с ОВЗ (далее - аппаратно-программный комплекс). 7.6. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ОВЗ. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. 7.7. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов предполагает выбор детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории с уточнением индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных в учебных планах образовательных учреждений, в которых дети-инвалиды обучаются (желают обучаться). 7.8. Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей с ОВЗ должно соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам. 7.9. Для детей с ОВЗ, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими Школы, с учетом согласия их родителей (законных представителей) наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому организуются занятия в помещениях Школы (индивидуально или в малых группах). 10 7.10. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются Школой традиционными методами или с использованием дистанционных образовательных технологий. 7.11. Государственная (итоговая) аттестация осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими формы и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы начального, среднего (полного) общего образования. 8. СПОСОБ ВЕДЕНИЯ, УЧЁТА И ХРАНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ, ВНУТРЕННЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 8.1. Школа ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. 8.2. Текущие отметки, полученные обучающимися в процессе электронного обучения, должны быть своевременно выставлены в электронный журнал в соответствии с системой оценивания, применяемой в Школе. 8.3. Самостоятельная деятельность обучающихся в карантинные, другие дни приостановления учебных занятий может быть оценена педагогами только в случае достижения учащимися положительных результатов (если работа выполнена на неудовлетворительную оценку, то учитель может назначить индивидуальные или групповые консультации для ликвидации пробелов с целью коррекции знаний и предоставить обучающимся аналогичный вариант работы). В случае невыполнения заданий без уважительной причины в срок выставляется неудовлетворительная отметка, за исключением, если обучающийся в данный момент находится на лечении. 8.4. Результаты самостоятельной деятельности обучающихся хранятся в личных кабинетах учителя и ученика, в соответствии с требованиями к хранению информации используемого сервиса электронной информационно-образовательной среды. 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 9.1. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Школы и иными локальными нормативными актами Школы 9.2. Настоящее Положение действительно до принятия нового положения. 11 Приложение 1 к Положению о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе в период карантина и в актированные дни Модели взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованиемэлектронного обучения и дистанционных образовательных технологий В зависимости от уровня технической оснащенности образовательной организации и наличия персональных устройств и сети Интернет у обучающихся школа может реализовывать одну из четырех моделей организации взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Модель/Условия Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) Интернет Модель 1 V V Модель 2 X V Модель 3 V X Модель 4 X X 1. При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональноеустройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы: V учебники и пособия на бумажных носителях; V учебники и пособия в электронном формате; V электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, "Учи.ру" и пр.); V федеральные и региональные образовательные телеканалы; V платформы для организации онлайн-уроков. Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством: V дистанционных уроков (видеоконференций); V электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок навидеозаписи уроков, подкасты); V уроков на образовательных телеканалах; V самостоятельной работы ученика. Для управленческой команды школы, классного руководителя, учителя-предметника и ученика предлагаются следующие чек-листы: Чек-лист управленческой команды Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план Обеспечены технические условия Составлено расписание Чек-лист классного руководителя Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения Составляется расписание дистанционных и электронных уроков со ссылками (ссылки 12 предоставляются учителями-предметниками) Расписание передается ученикам и их родителям Осуществляется контроль посещения дистанционных уроков (ежедневно) Осуществляется мониторинг учебных достижений обучающихся класса вэлектронном журнале Чек-лист учителя-предметника Подготовлены материалы для дистанционных уроков (презентации, видео, иллюстрации и пр.) Подготовлены ссылки на видеоуроки, онлайн-тесты, интерактивные задания для электронных уроков и домашнего задания Согласована схема передачи выполненных заданий Ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции для проведения дистанционных уроков передаются классному руководителю накануне дня проведения урока (формат и время передачи согласованы) Чек-лист ученика Получены ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференциидля проведения дистанционных уроков Время проведения дистанционных уроков отмечено в расписании К дистанционному уроку подготовлены необходимые учебники, пособия,тетради Выполненное домашнее задание отправлено учителю по согласованномуканалу в указанные сроки 2. При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы: V учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях; V образовательные телеканалы; V инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю. Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей. Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя; просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей. Чек-лист управленческой команды Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность копирования материалов)Составлено расписание Чек-лист классного руководителя Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий от учеников учителю (через электронную почту родителей, соседей и т.п.) Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника) Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале Чек-лист учителя-предметника Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, презентации, перечень страниц учебника, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.) Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и 13 временными рамками Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных учениками заданий Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий,периодичность) Чек-лист ученика Получены материалы для самостоятельной работы Составлен график отправки выполненных заданий учителю Выполненные задания отправляются учителю заранее согласованнымспособом в соответствии с графиком 3. При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы: V учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях; V учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе); V инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю; V образовательные телеканалы. Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах. Чек-лист управленческой команды Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность сохранения материалов на электронных носителях) Чек-лист классного руководителя Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий от учеников учителю (электронные носители, бумажные носители) Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника) Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса вэлектронном журнале Чек-лист учителя-предметника Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числеобъяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.) Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданнымиобъемами и временными рамками Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам ивыполненных учениками заданий (передача материалов на электронных носителях)Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность) Чек-лист ученика Получены материалы для самостоятельной работыСоставлено расписание занятий Составлен график передачи выполненных заданий учителю Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом (на флеш-носителе, в бумажном виде) в соответствии с графиком 4. При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы: V учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях; V образовательные телеканалы; 14 V инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю. Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни. Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя (для уточнения полученных инструкций возможно использовать телефонную связь: стационарную или мобильную); просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей. Чек-лист управленческой команды Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность копирования материалов на бумажные носители) Чек-лист классного руководителя Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий учителю Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника) Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале Чек-лист учителя-предметника Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.) Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданнымиобъемами и временными рамками Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных заданий (передача материалов ученикам или их родителям на бумажных носителях в школе или по почте) Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность) Чек-лист ученика Получены материалы для самостоятельной работыСоставлено расписание занятий Составлен график передачи выполненных заданий учителю Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом(в школе/по почте/через родителей в бумажном виде) в соответствии с графиком 15 Приложение 2 к Положению о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе в период карантина и в актированные дни Формы организации образовательного процесса при реализации образовательных программ с применениемэлектронного обучения и дистанционных образовательных технологий Гибридное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть - дома. Решение об использовании гибридного обучения принимается образовательной организацией самостоятельно в зависимости от технического обеспечения и существующей эпидемиологической обстановки. Традиционный формат обучения предполагает, что обучающиеся и учитель находятся в классе. В случае применения дистанционных образовательных технологий возможны следующие гибридные форматы: - учитель - в классе (например, на дистанционное обучение переведен только один класс), обучающиеся - дома; - учитель - дома (например, учитель в группе риска), обучающиеся - в классе, волонтер - в классе; - учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома (например, соблюдают самоизоляцию после поездки); - учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, волонтер - в классе. В каких случаях целесообразен переход на гибридные форматы обучения: часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей); дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты; обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 65 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.). Учитель - в классе, обучающиеся - дома Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки. При данной форме гибридного обучения важно учитывать, что для обучающихся все уроки проходят за компьютером (персональным устройством). Поэтому время непосредственного синхронного общения учителя и учеников не должно превышать установленное СанПиН. Урок можно начать с объяснения темы, разбора примеров и задач, затем учитель отключается, а обучающиеся самостоятельно выполняют тренировочные упражнения и направляют свои ответы на проверку. Целесообразно использовать технологию "перевернутого класса": обучающиеся до урока знакомятся с теорией, а на уроке разбирают практические задания. Важно понимать, как школьники видят наглядные материалы (схемы, рисунки, иллюстрации). Даже самая хорошая камера не передает полноценно написанное мелом на доске. Также не стоит выводить иллюстрации на экран через проектор. Целесообразно проводить урок в режиме демонстрации экрана. Так всем будет видно хорошо. Совет! Ведите запись своих уроков. Впоследствии видеозапись можноотправить обучающимся (разместить в электронном журнале ссылку) для повторения и самостоятельной работы. Обратите внимание, что если в кадр попадают обучающиеся, то необходимо получить согласие родителей (законных представителей) на видеозапись уроков. Учитель - дома, обучающиеся - в классе, волонтер - в классе Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки. Обучающиеся не могут находиться в классе без взрослого. Во время урока в классе находится 16 волонтер (в его обязанность в том числе входит обеспечение подключения учителя). Учитель проводит урок, находясь дома: объясняет тему, задает вопросы, комментирует параграф учебника. При таком формате время, в течение которого обучающиеся смотрят на экран, не может превышать установленное СанПиН. После объяснения материала учитель предлагает обучающимся выполнить задания из учебника, решить уравнения, прочесть параграф. Волонтер при этом контролирует дисциплину и оказывает необходимую помощь обучающимся. В качестве волонтеров могут привлекаться не задействованные на данном уроке педагоги, студенты педагогических вузов и колледжей. При подготовке к таким урокам учителям следует договориться, как выстроить обратную связь: будет ли учителю хорошо слышно, если отвечает ученик, сидящий за последней партой; будет ли учитель видеть поднятую руку и т.д. Возможно, стоит рассмотреть иные способы обратной связи, отличные от традиционного урока. Вместо устных ответов - блицопросы через электронныеформы, вместо поднятых рук - краткий ответ в чате. Учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки. При таком формате учитель должен соблюдать баланс в общении с обучающимися, находящимися в классе и дома, вовлекая всех в деятельность по освоению темы урока (вопросы, блицопросы, голосования). Здесь также необходимо продумать, как демонстрируется экран и что именно видят обучающиеся, находящиеся у экрана. Стоит избегать работы с доской: обучающиеся просто не увидят надписи. Лучше подготовить презентацию с небольшим количеством крупного текста и запустить режим демонстрации экрана. Важно помнить, что через 20 - 25 минут урока необходимо дать возможность обучающимся, находящимся перед компьютером, выполнить самостоятельные задания офлайн (сверяйте "экранное" время с СанПиН). Можно предложить им отключиться, а в конце урока созвониться или снова подключиться на короткое время, чтобы сверить ответы. Совет! Находясь дома, без постоянного присмотра учителя, ученик можетвоспользоваться Интернетом для поиска правильных ответов. Это, безусловно, развивает цифровые компетенции и навыки поиска информации, но лучше предусмотреть для самостоятельной работы школьников проблемные задания соткрытым ответом. Учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, волонтер - в классе Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки. Это самый сложный для организации формат. Такие занятия подойдут для проведения уроков по предметам с низким рангом трудности (ОБЖ, МХК). Эффективны они будут только в старших классах. Один учитель может провести урок сразу для всей параллели. Рекомендации по выбору формы организации образовательного процесса: Для 1 - 4, 9 и 11 классов предпочтительным будет очное синхронное обучение. Возможно сочетание очного и дистанционного форматов. Так, для 9 и 11 классов может быть составлено расписание, при котором половина обучающихся находится в школе очно в понедельник и вторник (для изучения основных предметов, предметов по выбору, предметов с высоким рангом трудности), а в остальные дни - учатся дома асинхронно в удобном режиме по материалам, предлагаемым учителем. Проводятся онлайн-консультации в небольших группах. Вторая половина обучающихся приходит в школу в четверг и пятницу, а в первой половине недели обучается асинхронно. Для 5 - 8 и 10 классов предпочтительны гибридные форматы организации образовательного процесса, предусматривающие: наполняемость класса не более 50%; возможность по письменному заявлению родителя обучаться только в дистанционном формате или с выборочным посещением отдельных предметов. 17