Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогический совет
Директор МАОУ СОШ №5
МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Протокол № 9 от 29 августа 2025г.
Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Весёлые капельки»
для 1 класса
МО Карпинск
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих
умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными
результатами изучения
программы
является
формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель
деятельности
на
уроке
с
помощью
учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию);
-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология
продуктивной
художественно-творческой деятельности.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
-слушать и понимать речь других.
Средством
формирования
этих
действий
служит
технология
продуктивной
художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения
и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих
знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности
материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей
деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет,
симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф,
мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного
искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности обучающиеся
научатся:
1-2 классы
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного
искусства;
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные
пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист
бумаги;
-использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и
сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,
отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более
близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но
удаленных и т.д.);
-применять
приемы
рисования
кистью,
пользоваться
палитрой,
использовать
художественную выразительность разных материалов;
-лепить несложные объекты;
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.
3 классы
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить
подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы),
с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные
отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного
предмета с особенностями другого.
4классы
-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
-передавать
свое отношение к
изображаемым событиям, используя для
этого
возможности композиции, рисунка, цвета;
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение
детей
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Наблюдаем и изображаем осень.
Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты).
Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок. Навыки
работы с пластилином.
В чем красота зимы?
Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами
его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.
Мы и наши друзья.
Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с
рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем
портреты. Филимоновская роспись.
Какого цвета весна и лето?
Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения –
монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина.
Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки.
2 класс
Чем и как работают художники (8 часов).
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их
своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение
смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя
крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и
впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с
белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными
кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман,
солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся
понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по
памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из
пластилина по впечатлению и по памяти.
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или
зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни
людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино
элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и
т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения"
учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и
других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
О чем говорит искусство (9 часов).
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и
выразить в изображении характер животного. Выражение характера человека в
изображении. Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, любой
человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин –
защитник или он угрожает. Выражение намерений через украшение. Украшение двух
противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого,
пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.
Как говорит искусство (9 часов ).
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно
смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по
памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе.
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых
пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц
(работа индивидуальная или коллективная). Конструирование или лепка птиц с разным
характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. Открытие
выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни.
3 класс
Искусство в твоем доме (8 часов).
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых
изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее
назначением. Посуда из различных материалов. Знакомство детей с искусством росписи
тканей.
Художественная
художественном
роспись
образе
платков
платка
и
его
их
разнообразие.
назначения:
Выражение
в
праздничный,
повседневный. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Растительный,
линейный, геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа
будущей комнаты и выражение ее назначения: детская, спальня, гостиная. Роль цвета
обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль художника в создании
книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы
книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детской книги. Роль обложки,
шрифт, буквица. Создание художником поздравительной открытки. Форма открытки и
изображение на ней. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.
Искусство на улицах твоего города (7 часов).
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор
придумывает дома, определяет, каким им быть.
Архитектура садов и парков. Художник архитектор придумал не только здания, но и
парки. Парки для отдыха, парки- музеи, детские парки. Чугунные ограды в СанктПетербурге и в Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в
родном городе, деревянный ажур наличников.
Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник.
Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах и в парках. Фонари
– украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга и других городов.
Роль художников в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города.
Изображение, украшение и постройка при создании витрин. Реклама на улице.
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины.
Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта
помогают
создавать
художники. Создание
панно.
Дополнить
фигурками
людей,
деревьями.
Художник и зрелище (9 часов).
Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искрометного и волшебного зрелища.
Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности - веселая тема
детского творчества.
Спектакль – вымысел и правда театральной игры. Художник- создатель сценического
мира. Декорации и костюм. Процесс создания театрально-сценического оформления.
Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа.
Искусство маски в театре и на празднике.
Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, ее
конструкция и костюм.
Значение афиши
и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство
изображения и текста в плакате. Шрифт.
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного
украшения: панно, транспаранты, декоративно- праздничные сооружения, иллюминация,
фейерверк, флаги.
Театрализованное представление или спектакль с использованием, сделанных на занятиях
масок, кукол и.т.д.
Художник и музей (10 часов).
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации
и экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного
города.
Что
такое
картина?
Картина-пейзаж.
Пейзаж
–
изображение
природы,
жанр
изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А Саврасова, Н
Рериха, А Куинджи, В Ван Гога.
Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души.
Роль цвета в пейзаже.
Экологическая тема в плакате. Плакат- призыв к действию. Роль шрифта. Цветовое
решение.
Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины портреты. Портрет человека как
изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение
окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ
о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов
в пространстве картины.
Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в
исторических
картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра.
Учимся смотреть картины.
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные
памятники. Парковая скульптура.
Разнообразие скульптурных материалов: камень,
металл, дерево, глина.
Организация выставки лучших работ за год «Искусство вокруг нас». Выставка – это
всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок.
4 класс
Истоки родного искусства (8 часов).
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В
постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду,
раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и
особенности среднерусской природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка
пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня.
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы.
Природные материалы, роль дерева.
Образ традиционного русского дома – избы. Украшение избы и их значение. Магические
представления как поэтические образы мира.
Постройка, украшение, изображение при создании избы.
Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях
художников.
Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве
могучей силы и доброты – «добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе
труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. «Русская красавица» сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а
главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость.
Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины.
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая,
ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник –
это народный образ радости и счастливой жизни. Выставка творческих работ.
Древние города нашей земли (8 часов).
Древнерусский город – неотъемлемая составляющая образа народной художественной
культуры. Общий характер и архитектурное своеобразие разных древнерусских городов.
Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии
рек).
Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни.
Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в
формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их
образное восприятие.
Соборы – святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства.
Они являлись архитектурным и смысловым центром города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика,
смысловые значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и
характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с
усадьбой.
Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд.
Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические значения
орнаментов.
Развитие
изобразительных
навыков,
ритмическая
организация
листа, развитие навыков изображение человека.
Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы - памятники, построенные
в честь знаменательных событий в Москве, - Покровский собор на Красной площади
(храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском.
Памятники в других городах.
Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции городакрепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими
главками. Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки.
Расписные интерьеры. Изразцы.
Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании
образа древнерусского города.
Каждый народ – художник (10 часов).
Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со
Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура
Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии,
затем Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец,
средневековой (готической) Европы и другие.
Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек,
образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье
и красоте жизни.
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных
природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами.
Крепостной
характер
поселений.
Традиции,
род
занятий
людей;
костюм
и
орнаменты. Город в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми
стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина- главный строительный
материал. Присутствие крепостных стен.
Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Мифологические
представления древних греков.
Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за
городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ
готического храма.
Игра – викторина «Каждый народ художник».
Искусство объединяет народы (8часов).
Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех
людей.
Есть красота внешняя и внутренняя. Главное – внутренняя красота, красота душевной
жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости
доброты.
Героическая тема в искусстве разных народов. Тема детства. Юности в искусстве.
Итоговая выставка работ.
1 класс
Тематическое планирование
№
Содержание
п/п
Кол-
Умение,
вырабатываемые
во
результате
часов
учащихся
в
деятельности
Наблюдаем и изображаем осень (8 часов)
Введение в предмет. Все дети любят 1
Умение
рисовать
организовать
2.
Точка. Линия. Штрих.
место,
3.
Мы
1.
знакомимся
с
волшебными 1
4.
Какого
цвета
осенняя
листва? 1
свое
рабочее
правильно
держать
кисть, лист бумаги, свободно
работать
красками
правильно
с
карандашом,
правильно передавать форму,
пропорции изображаемого.
Коллективная работа «Дерево в осеннем
убранстве»
5.
Осенний букет
1
6.
Ветер в осеннем лесу
1
7.
Осень - пора плодородия. Овощи
1
8.
Осень - пора плодородия. Фрукты
1
В чем красота зимы? (7часов)
9.
Мы готовимся к зиме
1
Умение
10.
Коллективная работа «Первый снег»
1
рисовать
самостоятельно
кистью,
применять
11.
Животные зимой
1
технику
12.
Наши зимние забавы
1
простейшие приемы росписи.
13.
Морозные узоры
1
14.
Скоро праздник…
15.
Коллективная
работа
«Елочка
разбрызгивания,
- 1
красавица»
Мы и наши друзья. (10 часов)
16.
Мы в цирке
1
Умение передавать в рисунках
17.
Мир нашего аквариума. Красивые рыбы
1
пространство,
18.
Знакомство с рисунками Чарушина.
располагать лист бумаги, быть
Рисуем животных.
наблюдательным,
19.
Домик для собачки
1
рыбок,
20.
Учимся делать из бумаги собачку
1
животных.
21.
Лепим любимых животных.
1
правильно
рисовать
портрет,
лепить
«Ох, уж эти кошки!»
22.
Мы рисуем своих друзей
1
23.
Готовим подарки родным и близким
1
24.
Готовим подарки родным и близким
1
25.
Художественный
промысел
России. 1
Филимоновская игрушка.
Какого цвета весна и лето? (8 часов)
26.
Какого цвета небо?
1
Умение
27.
Деревья проснулись
1
красоту окружающего мира в
28.
Мы изображаем весенние цветы
1
творческой работе, применять
29.
Лепка «На лугу»
1
простейшие
30.
Аппликация «Разноцветные букашки»
1
рисовании
31.
Коллективная работа «Танец бабочек- 1
красавиц»
32.
Праздник красок. Выставка рисунков
1
33.
Экскурсия в музей
1
Итого
33
видеть
и
отражать
приемы
кистью
при
(штрих,
точка, волнистые линии).
2 класс
Тематическое планирование
№
Содержание тематического
блока
п/п
Количе Умения,
вырабатываемые
в
ство
результате
деятельности
часов
учащихся
1
Умение
использовать
возможности
Чем и как работают художники? (8 часов).
1
Гуашь. Цветочная поляна
2
Гуашь, добавление черной и белой 1
выразительные
краски. Природная стихия
художественные
3
Восковые мелки. Букет осени
1
красками,
материалы:
пастелью,
бумагой,
пластилином.
4
Восковые мелки. Букет осени
1
5
Аппликация из осенних листьев
1
6
Аппликация
«Осенний
ковер» 1
(коллективная работа)
7
Графические материалы. Волшебный 1
цветок
8
Пластилин. Древний мир
1
Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).
9
10
Изображение и реальность. Птицы 1
Умение всматриваться, видеть,
родного края
быть
Изображение и фантазия.
1
фантазировать
наблюдательным,
в
создании
предметов, видеть красоту в
11
Изображение и фантазия. Сказочная 1
птица
12
Украшение и реальность. Паутинка
1
13
Украшение и фантазия. Кружева
1
14
Постройка и реальность. Мой дом
1
15
Постройка
и
фантазия.
Городок- 1
природе.
коробок (коллективная работа)
16
Постройка
и
фантазия.
Городок- 1
коробок (продолжение работы)
О чем говорит искусство? (9 часов).
17
Выражение
отношения
окружающему
к 1
миру
через
изображение природы. Море
18
Выражение
к 1
миру
через
Образ
человека
и
его
характер 1
к
тому,
в
что
практической
работе, воспринимать оттенки
чувств, характер изображаемого
фантазию
при
выполнении
творческой работы.
(женский образ)
20
отношение
свое
животного и человека, проявлять
изображение животных
19
выражать
изображается
отношения
окружающему
Умение
Образ человека и его характер (в 1
объеме, женский образ)
21
Образ человека и его характер (в 1
объеме, мужской образ)
22
Выражение характера человека через 1
украшение
23
Выражение намерений человека через 1
конструкцию и декор
24
Выражение намерений человека через 1
конструкцию
и
декор
(сказочный
флот)
25
Обобщение
темы.
Космическое 1
путешествие
Как говорит искусство? (9 часов).
26
27
28
Цвет как средство выражения. Теплые 1
Умение
и холодные цвета
настроение, характер предметов,
Цвет как средство выражения. Теплые 1
применять законы композиции,
и холодные цвета. Смешивание с
ритма
черным, белым, серым цветами.
изображении объектов.
Цвет
как
средство
выражения. 1
Автопортрет в теплых тонах.
29
Цвет
как
средство
выражения. 1
выражать
и
в
пропорции
цвете
в
Автопортрет в холодных тонах.
30
Цвет как средство выражения. Портрет 1
друга.
31
Линия
как
средство
выражения. 1
Изображение ветки.
32
Цвет, ритм, композиция — средства 2
выразительности. Весна, шум птиц
(коллективная работа)
33
Итоговый урок года.
1
итого
34
3 класс
Тематическое планирование
№
Содержание тематического блока
п/п
Количество
Умения,
часов
результате
вырабатываемые
в
деятельности
учащихся.
Искусство в твоем доме (8 часов).
1
Твои игрушки придумал художник
1
Умение
придумывать,
2
Посуда у тебя дома
1
3
Мамин платок
1
выполнять
4
Обои и шторы в твоем доме
1
платка, обоев и штор; выполнять
5
Твои книжки
1
иллюстрации
6
Поздравительная открытка
2
изготавливать открытку.
7
Что сделал художник в нашем доме. 1
конструировать
игрушки,
и
украшать
лепить
посуду,
эскиз
и
к
роспись
книге,
Тест№1 «Искусство в твоем доме»
Искусство на улицах твоего города (7 часов).
8
Памятники архитектуры – наследие 1
Умение проектировать свой парк,
веков
украшать его ажурными оградами
9
Парки, скверы, бульвары
1
и фонарями; оформлять витрину
10
Ажурные ограды
1
магазина. Умение видеть образ в
11
Фонари на улицах и в парках
1
форме машины.
12
Витрины магазинов
1
13
Транспорт в городе
14
Что сделал художник на улицах 1
1
моего города
Художник и зрелище (9 часов).
15
Художник в цирке
1
Умение
создавать
атмосферу
16
Художник в театре
1
праздника в рисунке циркового
17
Маски
1
представления, подбирать яркие
18
Театр кукол
2
цвета красок, владеть навыком
19
Афиша и плакат
1
смешивания красок, видеть образ,
20
Праздник в городе
2
стоящий за маской, правильно
21
Школьный праздник-карнавал
1
оформить афишу к заданной теме
спектакля.
Художник и музей (10 часов).
22
Музеи в жизни города
23
Изобразительное
1
Умение представлять и рисовать
искусство. 2
музейный интерьер, выражать в
пейзаже
Картина-пейзаж
настроение;
отношение
к
выражать
24
Защита природы в искусстве
1
свое
проблеме
25
Картина-портрет
2
экологии в творческом задании
26
Картина-натюрморт
1
(плакат); передавать характер и
27
Картины исторические и бытовые
1
особенности
28
Скульптура в музее и на улице
1
выполнении портрета; работать в
29
Художественная выставка-отчет
1
жанре натюрморта.
человека
при
«Искусство вокруг нас»
итого
34
Тематическое планирование
4 класс
№
п/п
Содержание тематического блока
Количество Умения,
часов
результате
учащихся.
вырабатываемые
в
деятельности
Истоки родного искусства (8 часов)
1
Пейзаж родной земли.
1
Умение изображать природу и
2
Пейзаж родной земли. Осень
1
постройки,
3
Гармония жилья с природой
1
расположение в пространстве;
4
Образ красоты человека. Добрый 1
делать по наблюдению и с
молодец.
натуры зарисовки человека;
Образ красоты человека. Русская 1
проводить
красавица.
выставке работ.
5
6
Народные праздники. Ярмарка.
1
7
Народные праздники
1
8
Выставка творческих работ
1
передавая
их
экскурсию по
Древние города нашей земли ( 8 часов).
9
Древнерусский город – крепость
1
Умение
цветом
передавать
10
Древние соборы
1
пространственные
планы;
11
Древний город и его жители
1
передавать свое отношение к
12
Древнерусские воины-защитники
1
изображаемым
13
Города Русской земли
1
используя
14
Узоречье теремов
1
возможности композиции,
15
Праздничный
пир
в
теремных 1
событиям,
для
этого
рисунка, цвета.
палатах
16
Игра-викторина «Древние
города 1
нашей земли»
Каждый народ – художник (10 часов).
17
18
Страна восходящего солнца. Образ 1
художественной культуры Японии
Умение
Страна восходящего солнца. Образ 1
объемные формы, усложняя их
художественной культуры Китая
декоративным деталями;
анализировать
конструировать
форму,
19
Искусство народов гор и степей
20
Искусство народов гор и степей 1
конструкцию, пространственное
Постройки.
расположение,
1
тональные
21
22
23
Образ художественной культуры 1
отношения, цвет изображаемых
Средней Азии
предметов,
Образ художественной культуры 1
характерные
Средней Азии. Город в пустыне.
одного предмета с особенно-
Образ художественной культуры 1
стями другого.
сравнивать
особенности
Древней Греции
24
Образ художественной культуры 1
Древней Греции. Природа.
25
Образ художественной культуры 1
средневековой западной Европы
26
Многообразие
культур
в
художественных 1
мире.Игра-викторина
«Каждый народ художник»
Искусство объединяет народы (8 часов).
27
Все народы воспевают материнство 1
Умение
28
Все народы воспевают мудрость 1
отношение
старости
событиям, используя для этого
Сопереживание – великая тема 2
возможности
искусства
рисунка, цвета.
29
30
Герои, борцы и защитники
31
Герои, борцы и защитники. Тема 1
1
героя в искусстве разных народов.
32
Юность и надежды
33
Искусство
1
народов мира 1
(обобщение)
итого
34
передавать
к
свое
изображаемым
композиции,