Рабочая программа Углубление и систематизация знаний о языке и речи 8-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет

Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова

МАОУ СОШ №5

Приказ № 80 - од

Протокол № 9 от 29 августа 2025г.

от 29 августа 2025г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по учебному предмету
«Углубление и систематизация знаний о языке и речи»
для 8-9 классов
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

МО Карпинск

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Углубление и систематизация знаний о языке и речи»
Специфика данного курса – блочное, системное, компактное рассмотрение
орфографических и пунктуационных тем с помощью таблиц, схем, преодоление
разрозненности частных правил. Занятия носят практический характер, все это поможет
ученикам подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.
Цель курса: повышение грамотности учащихся, отработка орфографической и
пунктуационной зоркости, развитие языкового и речевого чутья.
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в правописании, углубить и
расширить знания по орфографии и пунктуации, развить навыки коммуникативной
грамотности и речевой культуры учащихся.
Основные требования к освоению курса


Знание основных понятий разделов «Фонетика», «Лексика», «Морфология»,

«Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи».


Владение систематизированными знаниями в области правописания и умениями

ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его системность, взаимосвязь
между правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания.


Владение навыками литературного анализа.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся
Формой итоговой отчетности учащихся может стать


тестирование;



комплексный анализ текста.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:


тренировочные упражнения;



практикум;



тестирование;



творческие задания.

Планируемые результаты: курс будет способствовать системному, экономному по
времени, интенсивному постижению наиболее трудных вопросов орфографии, развитию
интеллектуальных и творческих способностей, а также поможет учащимся 8-9 классов
подготовиться к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ.
Курс рассчитан на 34 часа в 8 классе, на 68 часов в 9 классе. Количество учебных
часов в неделю: 1 час в неделю (8 класс), 2 часа в неделю (9 класс).
Программа курса «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на
основе повторения блоками» рассчитана на учащихся 8-9 классов, находящихся на
2

завершающих этапах обучения русскому языку, интересующихся русским языком и
желающих подготовиться к экзамену в форме ЕГЭ. В процессе изучения курса решаются
задачи, связанные с систематизацией и обобщением знаний в области правописания и
формированием умения ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его
системность,

взаимосвязь

между

правилами,

орфограммами,

пунктограммами,

принципами выбора написания, а также совершенствуются у школьников умения и
навыки литературного анализа. Программа курса предполагает дальнейшее развитие у
школьников

коммуникативной,

лингвистической,

языковой

и

культуроведческой

компетентностей.
Курс связан с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология»,
«Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»). В основу занятий по
орфографии положена система повторения Е.И.Скобликовой «Обобщающая работа по
орфографии». (Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994)
Содержание учебного предмета 8 КЛАСС
Синтаксис
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи между словами и предложениями
(подчинительная и сочинительная). Способы подчинительной связи: согласование,
управление, примыкание.
Основные виды словосочетаний: а) по характеру связи между словами (сочинительные
и подчинительные); б) по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные).
Цельные словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной
окраске. Оформление деловых бумаг. Риторические вопросы. Знаки препинания в конце
предложений.
Простое предложение
Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, нераспространённые и
распространённые. Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое». Порядок слов в
предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его
основные виды: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное
именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и
сказуемым.
3

Второстепенные члены предложения. Определение (согласованные и несогласованные
определения, приложения). Синонимика согласованных и несогласованных определений.
Прямое и косвенное дополнение. Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Обособление
обстоятельств уступки, сравнительных и деепричастных оборотов.
Синтаксические функции инфинитива.
Однозначные и многозначные члены предложения.
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях.
Разновидности односоставных предложений.
Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Обобщённоличные предложения. Роль глагольных предложений. Безличные предложения. Роль
безличных предложений в речи: выражение состояния человека, природы, окружающей
среды и т. д. Инфинитивные предложения. Назывные (номинативные) предложения.
Именительный представления. Знаки препинания при именительном представления. Роль
номинативных предложений в речи: художественное описание состояния природы,
окружающей среды и др.
Стилистический характер односоставных предложений.
Полные и неполные предложения.
Особенности строения полных и неполных предложений. Полные и неполные
двусоставные и односоставные предложения. Стилистический характер неполных
предложений. Причины употребления неполных предложений в речи.
Осложнённое предложение
Предложения

с

однородными членами.

Союзы

при

однородных

членах.

Знаки

препинания. Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Роль
однородных членов предложения в речи.
Предложения с обособленными членами.
Понятие об обособлении. Общие условия обособления определений. Обособление
согласованных

определений.

Стилистический

характер

причастных

оборотов.

Обособление несогласованных определений. Обособление приложений. Обособление
дополнений.

Обособление

одиночных

деепричастий

и

деепричастных

оборотов.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление
уточняющих членов предложения.
Стилистические характеристики обособленных членов предложения.
Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений.
Обособление уточняющих членов предложения. Знаки препинания в предложениях с
обособленными и уточняющими членами предложения.
4

Предложения с вводными и вставными словами, словосочетаниями и предложениями.
Значения вводных и вставных компонентов. Знаки препинания.
Предложения с обращениями. Значение обращений. Место обращений в предложении.
Знаки препинания.
Принципы русского правописания. Принципы орфографии. Принципы пунктуации.
Авторские знаки.
Жанры: рецензия, портретный

очерк, репортаж, тезисный план, сравнительная

характеристика, дневниковые записи, объяснительная записка.
Содержание учебного предмета 9 КЛАСС
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты
русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и
его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык
межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как
один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская
письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты,
исследовавшие русский язык.
Сложное предложение. Культура речи
Сложносочиненные предложения
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с
союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки
препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
5

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные
предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с
главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения
по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и
придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в
них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая
роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с
обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.
Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения
между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая
роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между
частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими
союзными и бессоюзными сложными предложениями.
6

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами
связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию,
культуре речи
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного
высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о
стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и
историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
В рабочей программе усилены функциональный подход к изучению синтаксиса (к
особенностям употребления синтаксических единиц, их роли в речи), внутрипредметные
связи, а также практическая направленность курса по овладению учащимися знаниями,
умениями и навыками устной и письменной речи.
В отличие от базовой программы в рабочей программе больше внимания уделено таким
вопросам, как назначение знаков препинания, роль главных и второстепенных членов
предложения как средств более точной и выразительной передачи содержания
высказывания,

использование

различных

синонимических

конструкций

в

речи.

Значительное место отводится формированию умения произносить предложения
7

различных синтаксических структур с правильной интонацией, передавая тем самым
различные оттенки.

Дата
проведения
1 неделя

2 неделя
3 неделя

4 неделя

Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
Тема урока
Кол Содержание уроков
Виды
урока
-во
деятельности
часо
учащихся
в
1.
Понятие
о 1
Понятие
о Аналитическое чтение
синтаксисе
и
синтаксисе
и параграфов учебника.
пунктуации.
пунктуации. Виды Прослушивание
связи между словами информации
об
и
предложениями учёном-русисте.
(подчинительная и Комплексный анализ
сочинительная).
текста. Составление
Способы
словосочетаний,
подчинительной
предложений
и
связи: согласование, текстов из данных
управление,
слов.
примыкание.
2.
Основные виды 1
Понятие
о Аналитическое чтение
словосочетаний.
словосочетании.
параграфов учебника.
Основные
виды Составление вопросов
3.
Классификация
1
словосочетаний:
по тексту параграфа.
подчинительных
а) по характеру связи Выборочный анализ
словосочетаний
между
словами текста.
по
характеру
(сочинительные
и
главного слова.
подчинительные);
б) по
характеру
главного
слова
(глагольные,
именные, наречные).
Цельные
словосочетания.
4.
Понятие
о 1
Понятие
о Интонирование
предложении.
предложении. Виды простых
Виды
предложений
по предложений.
предложений по
цели высказывания. Аналитическое чтение
цели
Виды предложений параграфов учебника.
высказывания.
по эмоциональной Составление плана и
Виды
окраске.
конспекта параграфа.
предложений по
Риторические
эмоциональной
вопросы.
Знаки
окраске.
препинания в конце
предложения.
8

5 неделя

5.

Основные виды 1
простого
предложения.
Смысловой центр
предложения.
«Данное»
и
«новое». Порядок
слов
в
предложении.
Логическое
ударение.

6 неделя

6.

1

7 неделя

7.

8 неделя

8.

9 неделя

9.

10 неделя

10.

11 неделя

11.

12 неделя

12.

Главные
члены
предложения.
Подлежащее
и
способы
его
выражения.
Сказуемое и его
основные виды.
Простое
глагольное
сказуемое.
Составное
глагольное
сказуемое.
Согласование
глагольного
сказуемого
с
подлежащим.
Составное
именное
сказуемое.
Согласование
именного
сказуемого
с
подлежащим.
Предложения
с
однородными
членами.

1

Союзы
при
однородных членах.
Знаки препинания.
Обобщающие слова.

13 неделя

13.

Обособление
определений

1

Понятие
обособлении.

1

1

1

Основные
виды
предложений:
двусоставные
и
односоставные,
нераспространённые
и распространённые.
Смысловой
центр
предложения.
«Данное» и «новое».
Порядок
слов
в
предложении.
Логическое
ударение.
Главные
члены
предложения.
Подлежащее
и
способы
его
выражения.
Сказуемое и его
основные
виды:
простое глагольное
сказуемое, составное
глагольное
сказуемое, составное
именное сказуемое.
Согласование
сказуемого
с
подлежащим.

Аналитическое чтение
параграфов учебника.
Составление плана и
конспекта параграфа.
Выписки.
Пересказ
текста параграфа с
использованием плана
или
конспекта.
Рассуждение
по
учебному материалу.

Комплексный анализ
текста. Определение
стилистической
окраски разных типов
сказуемого.
Составление текста по
опорным
словам.
Составлениеразмышление
по
высказыванию.
Составление
тезисного плана.

1

1

Аналитическое чтение
параграфов учебника.
Составление плана и
опорного конспекта
параграфа.
Составление
предложений
с
однородными рядами.
Составление
схем
предложений.
Составление
предложений
по
схемам.
об Составление
предложений
с
9

обособленными
членами. Составление
схем предложений.
14-15 неделя

14-15

16-17 неделя

16-17

18-19 неделя

18-19

20-21 неделя

20-21

22-23 неделя

22-23

24-25 неделя

24-25

26-27 неделя

26-27

28 неделя

28

Обособление
согласованных
определений.
Стилистический
характер
причастных
оборотов.
Обособление
несогласованных
определений.
Обособление
приложений.
Обособление
дополнений.

2

2

2
2

Обособление
2
одиночных
деепричастий
и
деепричастных
оборотов.
Обособление
2
обстоятельств,
выраженных
существительным
и с предлогами.

Вводные
предложения.
Вставные
конструкции

2
1

Обособление
дополнений. Знаки
препинания
в
предложениях
с
обособленными
дополнениями.
Обособление
одиночных
деепричастий
и
деепричастных
оборотов.
Обособление
обстоятельств,
выраженных
существительными с
предлогами.
Обособление
уточняющих членов
предложения.
Стилистические
характеристики
обособленных
членов предложения.
Знаки препинания в
предложениях
с
обособленными
обстоятельствами.
Предложения
с
вводными
и
вставными словами,
словосочетаниями и
предложениями.
Значения вводных и
вставных
компонентов. Знаки
препинания.

Составление
предложений
с
обособленными
членами. Составление
схем предложений.
Аналитическое чтение
параграфов учебника.
Составление плана и
опорного конспекта
параграфа.
Прослушивание
информации учёномрусисте. Составление
предложений
с
обособленными
членами. Составление
схем
предложений.
Составление
предложений
по
схемам.

Аналитическое чтение
параграфов учебника.
Составление плана и
опорного конспекта
параграфа.
Составление
предложений
с
вводными
словами.
Составление текста с
вводными словами.
10

29 неделя

29

Предложения
обращениями.

с 1

30-32 неделя

30-32

3

33 неделя

33

Принципы
орфографии.
Принципы
пунктуации.
Авторские знаки.

34 неделя

34

Р.р. Рецензия.

1

1

Значение обращений
в
речи.
Место
обращений
в
предложении. Знаки
препинания. Речевой
этикет.
Принципы
орфографии.
Принципы
пунктуации.
Авторские знаки.

Рецензия

Беседа по вопросам.
Описание этикетных
речевых ситуаций.

Комплексный анализ
текста. Рассуждение
по
учебному
материалу.
Подготовка
к
конференции
на
лингвистическую
тему.
Подбор
дополнительного
материала. Доклад как
речевой
жанр.
Участие в
урокеконференции.
Подготовка вопросов
и ответы на вопросы.
Написание рецензии.
Подбор необходимых
языковых средств.

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

11

Введение. Основные формы существования
национального русского языка. Русский язык как
первоэлемент великой русской литературы. Русский
язык как развивающееся явление
Сложное предложение 60 часов
2.
Сложное предложение. Основные виды сложных
предложений. Их синонимика.
3.
Основные группы сложносочиненных предложений по
значению и союзам. Знаки препинания в ССП.
4.
Сложносочиненные предложения. Союзы и значение
сложносочиненных предложений.
5.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания.
Синтаксический разбор сложносочиненного
предложения.
6.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении с
общим второстепенным членом.
7.
Строение сложноподчинённого предложения. Знаки
препинания в СПП.
8.
Средства связи частей СПП.
9.
Основные группы СПП по их значению.
Сложноподчинённые предложения с придаточными
определительными.
10. Сложноподчинённые предложения с придаточными
изъяснительными.
11. Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными. Сложноподчинённые
предложения с придаточными обстоятельственными
образа действия.
12. Сложноподчинённые предложения с придаточными
меры и степени.
13. Сложноподчинённые предложения с придаточными
места.
14. Сложноподчинённые предложения с придаточными
времени.
15. Сложноподчинённые предложения с придаточными
условными.
16. Сложноподчинённые предложения с придаточными
причины.
17. Сложноподчинённые предложения с придаточными
цели.
18. Сложноподчинённые предложения с придаточными
следствия.
19. Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными и пунктуация в них. Последовательное
подчинение.
20. Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными и пунктуация в них. Однородное
подчинение.
21. Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными и пунктуация в них. Параллельное
1.

2

2
2
2
2

2
2
2
2

2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
12

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
2
33.
34.

(неоднородное) подчинение.
Бессоюзные сложные предложения.
Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки
препинания в них.
РР. Сжатое изложение
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Сложные предложения с различными видами союзной
связи и пунктуация в них.
Сложные предложения с различными видами союзной
и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Сложные предложения с различными видами союзной
и бессоюзной связи и пунктуация в них. Выполнение
упражнений.
Повторение. Фонетика. Графика.
Орфография.Лексикология. Фразеология. Орфография.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Предупреждение речевых и грамматических ошибок.
Редактирование текстов.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».