Рабочая программа графики в математике 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

УТВЕРЖДАЮ:

СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 9 от 29 августа 2025г.

Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по учебному предмету
«Графики в математике»
для 8 класса
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

МО Карпинск

Пояснительная записка
Рабочая

программа

курса

«Графики

в

математике»

разработана

в

соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, программы
по алгебре на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического
обеспечения:


учебного пособия авторов Н.В. Бурмистрова, Н.Г. Старостенкова. Математика.
Функции и их графики. Саратов: Лицей, 2003г.;

Математика – наука о математических моделях. Математические модели напрямую
связаны с функциями, поэтому функции становятся ведущей идеей курса алгебры
практически во всех ее разделах. Начиная с 7 класса в центре внимания школьной
математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника,
количество часов, выделяемых на изучение темы “Функция” в разных классах, не
позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих
для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и
использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого
интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
Данная программа своим содержанием призвана привлечь внимание учащихся 8-х
классов, причем не только тех, которым интересна математика и ее приложения, но и тех,
кто

в

дальнейшем

планирует

избрать

другой

профиль

обучения

(например,

гуманитарный). Красота и простота курса, безусловно, заинтересует учителей математики
возможностью показать учащимся, как легко, быстро, с минимальным риском ошибки
способом геометрических преобразований построить график нужной функции.
Курс способствует развитию у школьников логического и абстрактного мышления,
включающего в себя не только умение воспринимать информацию, но и умение

2

самостоятельно добывать информацию, оперировать с объектами по предписанным
правилам, конструировать процесс выполнения задания. Умение строить и читать
графики – показатель развития логического и критического мышления учащихся.
По типу этот курс относится к предметному спецкурсу повышенного уровня,
имеющему тематическое согласование с разделом курса алгебры. Содержание курса
представляет собой расширенный, углубленный вариант важнейшего раздела «Функции».
Выбранная тема изучается более глубоко, чем в курсе алгебры основной школы.
Программа элективного курса « Графики в математике» в 8 классе составлена на
основе авторской программы Н.В. Бурмистровой Н.Г. Старостенковой « Математика.
Функции и их графики», издание «Лицей», 2003г. и рассчитана на 34 часов.
Изучение поведения функций и построение их графиков является важным разделом
математики. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать
многие задачи и порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение
строить графики функций представляет большой самостоятельный интерес. Материал,
связанный с построением графиков функций, в средней школе изучается недостаточно
полно, поэтому задачи на построение графиков нередко вызывают затруднения у
поступающих.
Актуальность выбранной темы также обосновывается малым количеством учебных
часов на ее изучение в курсе алгебры и необходимостью расширить, углубить и
систематизировать

знания

учащихся

с

целью

подготовки

их

к

предстоящему

тестированию на выходе из основной школы и в дальнейшем при обучении в средней
школе.
Для того чтобы выработать прочный навык построения графиков функций
необходимо построение достаточно большого количества этих графиков. Чем больше
будет построено графиков, тем лучше учащиеся усвоят данный материал. Но возникает
существенная проблема – ученики во время урока просто не могут построить у себя в
тетрадях достаточно большого количества графиков. Графики любых функций строятся
по точкам, но в тех случаях, когда вид графика заранее неизвестен, эти точки надо
выбирать со смыслом – уметь выделять особо важные точки графика, которые определяют
его структуру. Очень важно научить учащихся по графику описывать свойства функции,
переходить от заданной геометрической модели (графика) к вербальной (словесной).
В 8 классе, именно тогда, когда ученики уже накопили достаточный вербальный и
генетический опыт для адекватного восприятия и осознанного усвоения понятия функция
и преобразований графиков функций, на изучение темы «График квадратичной функции»

3

при трех часах в неделю предмета алгебра отводится всего 6 часов. О преобразованиях
графиков других функций говорится вскользь лишь теоретически, упражнений для
развития

умений

находить

соответствие

между

видом

функции

и

нужным

преобразованием графика элементарной функции очень мало. Между тем, в материалах
КИМов немало заданий, которые легко и быстро решаются именно с использованием этих
знаний. Кроме того, построение графиков функций элементарными методами часто
бывает громоздким и достаточно сложным, тогда как геометрические преобразования
выполняются легко и красиво. Существует ряд ситуаций в образовательном процессе,
когда при изучении какой-либо темы по физике, химии, биологии и т.д. необходимы
знания понятий математики, в частности темы «Функция».
Основная цель: повышение мотивации самостоятельной деятельности, развитие
познавательных и творческих способностей обучающихся.
Задачи курса:
в направлении личностного развития:
•

формирование представлений o математике, как части общечеловеческой культуры, o
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

•

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;

•

воспитание

качеств

личности,

обеспечивающих

социальную

мобильность,

способность принимать самостоятельные решения;
•

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;

•

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:

•

развитие представлений o математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;

•

формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для
различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:

•

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

•

создание фундамента для математического развития, формирования механизмов
мышления, характерных для математической деятельности.
4

Курс предназначен для обучающихся 8 классов (всего 34 часа, 1 час в неделю).
Методы и формы работы, используемые педагогические технологии.
Достижению поставленных целей и задач наиболее оптимально будут способствовать
формы и методы работы, соответствующие системно-деятельностному подходу в обучении.
Диалогический метод, предполагающий сообщающие беседы, побуждение обучающихся
к участию в постановке проблем и их решении, активизации их учебной деятельности;
обучение их способам коллективной мыслительной деятельности.
Учитель организует при этом изучение обучающимися учебных пособий,
видеоматериалов, информации из сети Интернет.
Эвристический метод, основанный на развитии творческого мышления обучающихся
(перенос знаний и умений в новую ситуацию, преобразование известных способов
деятельности, самостоятельный поиск обучающимися новых способов деятельности), обучение
приемам активного познавательного общения.
Исследовательский метод предполагает задания проблемного характера (поиск
дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации), выполнение
которых способствует формированию мотивационной, эмоциональной, волевой сфер;
созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее решению учитель побуждает
обучающихся к учебной деятельности поискового характера.
Алгоритмический метод организации процесса усвоения знаний и способов действия
путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий (инструктирование
учащихся, показ образца действия и алгоритма его выполнения, наличие деятельности по
образцу).
Применяются следующие формы работы: беседа, лекция, круглый стол, семинар,
деловая игра, практические занятия, исследовательские проекты, дискуссии,
выступления с докладами (содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового
домашнего задания или дополняющими лекцию учителя).
Формы работы предполагают самостоятельную работу обучающихся, групповую работу,
проектную деятельность.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников.
Педагогические технологии
 Личностно-ориентированная технология обучения.
 Проектные технологии.
 Объяснительно-иллюстративные технологии обучения.
 Информационно – коммуникационные технологии.
 Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей
5

учебного материала.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные универсальные учебные действия:
 ориентация в системе требований при обучении математике;
 позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений,
решений заданий, рассматриваемых проблем.
Ученик получит возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению
математики;
 умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
 адекватной позитивной самооценки.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;
 анализировать условие задачи;
 действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные
алгоритмы для решения заданий и построения графиков;
 применять приемы самоконтроля при решении математических заданий;
 оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на
основе имеющихся шаблонов.
Ученик получит возможность научиться:
 видеть различные стратегии решения заданий, осознанно выбирать способ решения;
 основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики,
понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на
математический и наоборот;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать.
Ученик получит возможность научиться:

6

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
взаимодействия с другими;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 анализировать и осмысливать тексты заданий, переформулировать их условия
моделировать условия заданий, строить логическую цепочку рассуждений;
 формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;
 с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые
математические объекты.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости
от конкретных условий.
Предметные образовательные результаты
Ученик научится:
 использовать свойства числовых множеств применительно к конкретной задаче;
 решать уравнения содержащие переменную под знаком модуля аналитическим и
графическим способами;
 задавать функцию различными способами;
 использовать алгоритмы для построения графиков сложных функций;
 «читать» свойства функции по ее графику;
 строить график функции на компьютере в среде «Живая математика».
Ученик получит возможность научиться:
 использовать приёмы, рационализирующие решения уравнений и построения
графиков;
 понимать смысл алгоритмических действий;
 понимать уравнение и функциональную зависимость как универсальную модель для
описания и изучения разнообразных реальных явлений.
Предполагается, что в результате изучения курса «Преобразование графиков функций»
обучающиеся приобретают знания:
 краткой характеристики и обозначений числовых множеств;
 определения и основных свойств модуля;
7

 способов решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля;
 различных определений функции и способов ее задания;
 правил последовательного построения графиков сложных функций.
умения:
 соотносить числа соответствующим числовым множествам;
 использовать свойства числовых множеств на практике;
 находить корни уравнений, содержащих переменную под знаком модуля;
 распознавать функцию от уравнения по математической записи выражения;
 задавать функцию различными способами;
 выполнять построение графиков сложных функций, применяя правила у  f (x  a); у 
f (х)  а; у   f (х); у  f (х); у  kf(х); у  f (kх); у  f ( х ); у  f (x) из графика функции
у  f(x) ;
 исследовать функцию по ее графику;
 интерпретировать графическое решение уравнений;
 обсуждать результаты исследований и полученных результатов, участвовать в
дискуссии;
 находить информацию из справочной, учебной, научно-популярной литературы,
в том числе из источников в сети Интернет;
 готовить выступления, доклады, проекты по избранной теме.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Так как занятия на данном курсе проводятся для развития познавательных и творческих
способностей, повышения мотивации самостоятельной деятельности обучающихся, то
наиболее подходящей является зачетная система оценивания.
Контроль уровня обученности должен быть направлен на выявления достижений
обучающихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию ученика к
дальнейшему изучению математики, развивать стремление демонстрировать свои способности,
а не вызывать страх перед очередной проверкой. Формат предлагаемых заданий для контроля и
процедура их выполнения должны быть заранее знакомы обучающимся. Контроль проводится в
виде собеседования, компьютерного тестирования, в форме защиты проектов, посредством
выполнения творческих заданий, реферативных работ, их презентации и последующей
рефлексии. Итоговой работой по завершению тем курса являются создание презентаций,
отчетов, выступление на ученической конференции.

8

Основное содержание курса
Содержание курса «Графики в математике», с одной стороны, соответствует
познавательным возможностям обучающихся, а с другой стороны, предоставляя им,
возможность работать на уровне повышенных требований, развивает их учебную
мотивацию, дает представление о возможностях построения сложных графиков функций,
развивает способность учащихся к исследовательской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема

Кол-во

Содержание модуля

часов
1. Свойства и графики
элементарных функций

10

Область определения и множество
значений.Монотонность функции. Четность и
нечетность, периодичность. Обратная
функция. Схема исследований функций

2. Построение графиков

7

График функции y = f │x│. График функции y

уравнений и функций,

= │f (x)│. График функции y = │f │x│ │.

содержащих знак модуля

График функции │y│ = f(x), │y│= │f (x) │ .
Графики некоторых простейших функций,
содержащих абсолютную величину.
Графический способ решения уравнений с
модулем.

3. Построение графиков

10

кусочно-заданной функции.

График кусочно-заданной функции,
содержащей линейную функцию. График
кусочно-заданной функции, содержащей
квадратичную функцию. График кусочнозаданной функции, содержащей элементарные
функции различных видов

4. Графическое решение
уравнений и неравенств

7

Графическое решение уравнений.
Графическое решение неравенств.
Обобщающее повторение. Контрольная работа

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ
КУРСА ПО ВЫБОРУ «ГРАФИКИ В МАТЕМАТИКЕ» (34 ЧАСОВ)
№

Тема урока

план

урока
Раздел 1. Свойства и графики элементарных функций (10 часов)
1-2

Область определения и множество значений

1-2 неделя

3-4

Монотонность функции

3-4 неделя

5-6

Четность и нечетность, периодичность

5-6 неделя

7-8

Обратная функция

7-8 неделя

9-10

Схема исследований функций

9-10 неделя

Раздел 2 Построение графиков уравнений и функций, содержащих знак
модуля (7 часов)

10

11

График функции y = f │x│

11 неделя

12

График функции y = │f (x)│

12 неделя

13

График функции y = │f │x│

13 неделя

14 - 15

График функции │y│ = f(x), │y│= │f (x) │

14-15 неделя

Графики некоторых простейших функций, содержащих

16

16 неделя

абсолютную величину
Графический способ решения уравнений с модулем

17

17 неделя

Раздел 3 Построение графиков кусочно-заданной функции. (10 часов)
18 - 20

График кусочно-заданной функции, содержащей линейную

18-20 неделя

функцию
21 - 23

График кусочно-заданной функции, содержащей квадратичную

21-23 неделя

функцию
24 - 27

График кусочно-заданной функции, содержащей элементарные

24-27 неделя

функции различных видов
Раздел 4 Графическое решение уравнений и неравенств (7 часов)
28 - 30

Графическое решение уравнений

28-30 неделя

31 - 33

Графическое решение неравенств

31-33 неделя

34

Контрольная работа

34 неделя

Тема№1. Графики линейной, квадратичной функций и у=k/x.
Предмет, изучению которого посвящен данный курс. Повторение ранее изученного
материала, касающегося графиков функций, изученных в курсе математики и их
свойств.
Тема №2. Виды преобразований графиков.
Преемственная

связь

со

школьным

курсом

математики.

Типы

заданий,

опирающиеся на данную тему, встречающиеся в ЕГЭ, в предметных олимпиадах.
Виды геометрических преобразований графиков. Функциональная символика.
Тема №3. Преобразование симметрии относительно координатных осей, построение
графика обратной функции.
Семинарское занятие: «Преобразование симметрии относительно координатных
осей». Преобразование симметрии относительно оси х f(x)  - f(x). Преобразование
симметрии относительно оси у f(x)  f(-x). Построение графика обратной функции.
Вводится понятие функциональной зависимости как «математического портрета».
Поиск ответа на вопрос: всегда ли в результате осевой симметрии полученная линия
11

является графиком функции.
Тема №4. Параллельный перенос вдоль координатных осей. Семинарское занятие:
«Параллельный перенос вдоль координатных осей». Параллельный перенос вдоль
оси х: f(x)  f(x – a). Параллельный перенос вдоль оси у: f(x)  f(x) + b.
Одновременный перенос вдоль осей. Изменение начала отсчета переменных
приводит к параллельному переносу. Зависимость между общим видом функции и
видом параллельного переноса. Построение графиков функций с помощью
параллельных переносов (функции вида

y = f(x - m), y = f(x) + n для

показательной, линейной функции, обратной пропорциональности и других видов
функций).
Тема №5. Сжатие и растяжение вдоль координатных осей.
Практическое занятие: «Сжатие и растяжение вдоль координатных осей».
Сжатие и растяжение вдоль оси х: f(x)  f( x), где  > 1. Сжатие и растяжение
вдоль оси у: f(x)  kf(x), где k > 1. Построение графика у = kf( x). Деформация
графиков функций вдоль координатных осей. Решение задач. Построение графиков
функций с помощью растяжения и сжатия вдоль координатных осей параболы,
кубической параболы, гиперболы, произвольного графика.
Тема №6. Построение графика линейной функции: по двум точкам и с помощью
элементарных преобразований графика функции у = kх+b.
Практическое занятие: «Построение графика линейной функции с помощью
элементарных преобразований»
Вспомнить как влияет значение углового коэффициента k на расположение графика
линейной функции относительно положительного направления оси Ох; взаимное
расположение графиков линейных функций. Использование вспомогательных
приемов: сдвиги осей координат и деформация простейших графиков. Функции,
связанные с линейной функцией. Путем выполнения практических работ, связанных
с

самостоятельной

творческой

учебной

работой

учащиеся

знакомятся

с

преобразованием графика функции у = х к виду у = kb.
Тема №7. Квадратичная функция. Построение графика квадратичной функции: а)
по направлению ветвей, характерным точкам и оси симметрии параболы; б) с
помощью элементарных преобразований графика функции у = х2.
Практическое занятие: «Построение графика квадратичной функции».
Как зависит расположение графика функции у = ах2 от знака коэффициента а? Какие
преобразования нужно выполнить с графиком функции у = х 2, чтобы построить
график функции у = а(х – m)2 + n? Групповые творческие самостоятельные задания
12

позволяют обобщить преобразования симметрии относительно осей координат,
параллельный перенос, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Тема №8. Построение графика функции у = f(x) и у = f (x).
Практическое занятие: «Построение графиков функций у = |f(х)| и у = f(|х|).»
Построение графика функции вида у = f(x): f(x) f(x). Построение графика
функции у = f (x): f(x) f(x). Функции, частично содержащие знак модуля.
Применение ранее изученных преобразований графиков для построения графиков,
содержащих модуль. Например, у = х  у = х - m+ n, у = х у = kх, у =
х у = kх - m+ n.
Тема №9. Построение графика функции у = f(x), у =√х, у =хn.
Практическое занятие: «Построение графиков функций у = f(x), у =√х, у = хn».
Применение ранее изученных преобразований графиков для построения графиков
функций.
Тема №10. Кусочно- заданная функция её свойства и график
Практическое занятие «Построение кусочно-заданной функции». Применение ранее
изученных элементарных функций и их графиков.
Тема №11. Дробно – линейная функция её свойства и график
Практическое занятие: «Дробно – линейная функция». График дробно-линейной
функции как результат преобразований графика обратной пропорциональности.
ax  b
(дробно-линейная функция)
Построение графика функции у =
cx  d
Тема №12. Построение графиков функций двумя способами:
а) построение графика на основании исследования;
б)

построение

графика

с

помощью

различных

преобразований

графиков

элементарных функций. Проводится исследовательская работа на конкретных
примерах построения графиков двумя способами, которые являются контрольными
один для другого.
Тема 13. Построение графиков сложных функций с помощью последовательных
преобразований графиков элементарных функций (на примерах).
Графики любых функций строятся по точкам, но в тех случаях, когда вид графика
заранее неизвестен, эти точки надо выбирать со смыслом – уметь выделять особо

13

важные точки графика, которые определяют его структуру. К особо важным точкам
графика функции y = f(x) относятся:
1. Точки, в которых функция не определена.
2. Точки пересечения графика с осями координат.
Очень часто при построении графиков функций применяют комбинацию приемов
параллельного переноса, отражения, сжатия и растяжения, осевой симметрии.
Последовательное применение таких приемов позволяет существенно упростить
построение графика исходной функции и нередко свести его в конце концов к построению
одной из простейших элементарных функций. Комбинация переноса, отражения и
деформации. Построение графика функции вида у =А•f(wx+a)–b. Построение графика
функции у = ax2 + bx + c. Определение комплекса преобразований в зависимости от вида
функции. График дробно-линейной функции как результат преобразований графика
обратной пропорциональности. Построение
графика
ax  b
(дробно-линейная функция)
cx  d

функции у =

Тема №14. О построении графиков функций и о том, что можно увидеть, глядя на
график.
Передача графически качественных особенностей функции. Видеть функцию,
переходя от формулы к графику. Свойства функции: четность и нечетность,
периодичность,

возрастание

и

убывание,

нули

функции,

промежутки

знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значение функции. Отражение свойств
функции на графике. Элементарное исследование функции. Полная характеристика
функции по данному графику, ее основные особенности.
Тема №15. Построение графиков функций.
Любому учителю известно, что уроки, посвященные изучению расположения
графиков функций в системе координат, требуют построения достаточно большого
количества этих графиков. Чем больше будет построено графиков, тем лучше
учащиеся усвоят данный материал.
Итоговое занятие: Контрольная работа.
Методический комментарий:
Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности. Он расширяет
базовый курс, является предметно ориентированным и дает учащимся возможность
познакомиться

с

интересными,

нестандартными

вопросами

алгебры,

с
14

распространенными методами построения графиков функций, проверить способности к
математике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания.
Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс
будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний
и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности
по математике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Содержание
курса позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном
уровне

или

получить

дополнительную

подготовку

для

сдачи

обязательного

государственного экзамена.
Основой проведения занятий может служить технология деятельностного метода,
которая обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного
построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение.
В течение занятий с целью активизации мыслительной деятельности учащихся
используются такие приемы, как


приведение учениками собственных примеров,



составление опорного плана в виде таблицы-схемы,



доступные для всех задания теста,



привлечение учащихся к подведению итогов занятия,
выполнение контрольной работы является обязательным для всех слушателей
курса как форма контроля усвоения темы и степени проявления интереса к
данному курсу.
Учащиеся 9 класса знают прямую и обратную пропорциональности, линейную,

квадратичную и кубическую функции, знают арифметический квадратный корень. Всего
к
2
шесть функций, все шесть задаются формулами: у = ах; у = ; у = ах + b; у = ах + bх + с;
х
у = ах3; у =

, все шесть имеют своими графиками хорошо известные линии – прямые,

гиперболы, параболы. Очевидно, существуют и более сложные функции, и более сложные
формулы, и более сложные кривые. Исследование функций и построение их графиков –
интересная, хотя и не всегда легкая задача. Конечно, ее решение часто существенно
облегчается применением мощных средств – математического анализа, но иногда многое
можно сделать и несложными, элементарными методами.
Требования к усвоению курса.
В результате изучения программы курса учащиеся научатся:
15



использовать

понятие функции как математической модели, описывающей

разнообразие реальных зависимостей;


определять основные свойства функции (область определения, область значений,
четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т. д.);




находить по графику функции ее свойства;
иметь наглядно-интуитивное представление о непрерывных и разрывных функциях;

В результате изучения программы курса учащиеся получат возможность научиться:


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей,
представления их графически, интерпретации графиков;



правильно употреблять функциональную терминологию;



использовать на практике нестандартные методы решения задач;



повышать уровень своей математической культуры, творческого развития,
познавательной активности;



исследовать функцию и строить ее график.

Контроль:
Административной проверки усвоения материала курса «Графики в математике» не
предполагается. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки,
который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен
изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие практические
работы, которые позволят оценить уровень усвоения следующих вопросов: построение
графиков элементарных функций методом преобразований, исследование функций по
графику. Формой итогового контроля является контрольная работа.
Критерии и способы отслеживания результатов:
отслеживаются:


знания и практические навыки учащихся;



рефлексивные способности;
самостоятельность, креативность, инициативность.



способы отслеживания результатов:


самоанализ учащимися собственных умений, навыков;



наблюдение за процессом деятельности;



анализ самостоятельных работ учащихся.



16

Литература
1.

Виленкин, Н. Я. Функции в природе и технике. Книга для внеклассного

чтения IX– X кл. – М.: Просвещение, 1978. – 192 с.: ил.
2.

Галицкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов. Учеб.

пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. курса математики / М. Л.
Галицкий, А. М. Гольдман, М. И. Звавич. – М.: Просвещение, 1992. – 271 с.: ил.
ISBN 5-09-003875-9.
3. Депман, И. Я., Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики:
Пособие для учащихся 5–6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил.
ISBN 5-09-000412-9.
6. Дорофеев, Г. В., Бунимович, Е. А., Кузнецова, Л. В., Мишаева, С. С.,
Суворова, С. Б., Мищенко, Т. М., Рослова, Л. О. Курс по выбору для IX класса.
“Избранные вопросы математики” // Журнал “Математика в школе”, № 10,
2003. – С. 12–33.
7. Контрольные измерительные материалы: Математика / Л. О. Денищева,
Е. М. Бойченко, Ю. А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2002, – 217 с. – ISBN
5-09-011853-1.
8. Крамор, В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и
начала анализа. – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.: ил. ISBN 5-09-001292-4.
10. Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7–9 кл. сред.
шк. / Сост. И. Л. Никольская. – М.: Просвещение, 1991. – 383 с.: ил. – ISBN 509-001287-3.
11. Ромашкова Е.В. «Функции и графики в 8-11 классах». –М.: Илекса, 2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».