Рабочая программа Практическое музееведение 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет

Директор МАОУ СОШ №5

МАОУ СОШ №5

_____________О.В. Сафронова

Протокол № 9 от 29 августа 2025г.

Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
« Практическое музееведение »
для 11 класса

МО Карпинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Практическое музееведение» (далее программа) разработана на основе рекомендаций А.И. Персина «Краеведение и школьные
музеи» и программы дополнительного образования «Школьный музей» муниципального
учреждения

дополнительного

образования

"Центр

дополнительного

образования

"Созвездие" г. Тутаев 2011 г., составители М. И. Кузнецова, Т.Н. Зыкова.
Общеразвивающая
«Практическое

дополнительная

музееведение»

имеет

общеобразовательная

поисково-краеведческую

программа

направленность.

Ориентирована на организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с
музеем

к

описанию

конкретных

экспонатов

и

событий,

самостоятельному

исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ научной
музейной работы.
Программа

предполагает

изучение

элементарных

методических

приемов

исследовательской, фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной
работы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из
приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их
высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из
ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Актуальность данной
программы обусловлена тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры
общества

и

подрастающего

поколения,

отсутствуют

иерархии

нравственно

–

ориентированных ценностей, проявляется непонимание значимости культурно

–

исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории,
непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим
и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему,
гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и
Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как
он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся
посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся,
интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую
краеведческую деятельность.
Задачи:

Воспитательные:
-

обеспечение

гражданско-патриотического,

военно-патриотического

воспитания

учащихся;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей музейного дела;
-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России
(фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Развивающие:
-

создание

и

обеспечение

необходимых

условий

для

личностного

развития,

профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-

удовлетворение

индивидуальных

потребностей

учащихся

в

интеллектуальном,

нравственном развитии;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и
необходимость своей деятельности.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Объем
программы 68 учебных часов (34 недели) в год, 2 часа в неделю.
Занятия строятся по тематическим блокам: «Музеи как хранители исторической
памяти», «Фондовая работа в музее», «Экспозиционная работа в музее», «Экскурсионная
работа в музее», «Поисково-собирательская работа в музее».
Программа

«Практическое

музееведение»

осуществляется

как

учебно-

деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам
краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую
деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в фондовой
работе, научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других
мероприятиях.
Формы занятий
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии в музеи; посещение выставок; участие в мероприятиях
школьного музея; лабораторные занятия; встреча с интересными людьми; сбор
краеведческого материала; творческая мастерская; творческий отчет)
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия
целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы,
походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной
будет работа в подгруппах. Наряду с групповой формой работы, осуществляется
индивидуальная форма ведения занятий при подготовке проектных работ.
Отдельной формой организации образовательного процесса является проектноисследовательская деятельность. Данная деятельность предполагает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных
носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Также источником нужной информации могут быть
взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также
другие дети), поэтому часто используются следующие формы:
- интервью;
- встречи с интересными людьми и т.д.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для
самореализации учащихся:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, карт, коллекций,
иллюстраций.

2. Планируемые результаты реализации программы «Практическое
музееведение»
Личностные результаты
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах

и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе;
-

готовность

к

разнообразной

созидательной

деятельности,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи;
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других

народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной

организации,

города,

края)

технологической

и

социальной

направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
-

осознание

важности

обучения

на

протяжении

всей

жизни

для

успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
- способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей;
- осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее —

оперировать

понятиями), а также оперировать

терминами и

представлениями в области концепции устойчивого развития;
Метапредметные результаты
- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для
их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной

задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов

решения,

выбирать

наиболее

подходящий

с

учётом

самостоятельно

выделенных критериев).
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать

и интерпретировать

информацию

различных видов и форм представления.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные
исторические периоды;
-

первичные

навыки

использования

полученных

знаний,

умений,

как

основы

исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона;
- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.
знать:
– историю музейного дела в России;
– наиболее известные государственные музеи России;
– специфику школьных музеев и их место в музейной сети;
– многообразие краеведческих источников: устных, письменных, археологических,

этнографических, памятников архитектуры и искусства и др.;
– систему учета музейных фондов;
– основную документацию школьного музея (основной фонд);
– правила составления этикеток к экспонатам;
– правила шифровки музейных экспонатов;
– основные требования к оформлению экспозиции музея;
– основные требования к составлению экскурсии по школьному музею;
– методику записи рассказов и воспоминаний родственников;
– методику описания семейного архива и семейных реликвий;
– правила составления библиографического списка;
– назначение полевой документации;
– меры безопасности в процессе походов и экспедиций.
уметь:
– организовать учет фондов школьного музея;
– заполнять документы по учету музейных предметов: инвентарную карточку;
– составить этикетку к экспонатам;
– составить аннотацию к музейным предметам;
– присвоить шифр музейным экспонатам;
– составлять тексты экскурсий по школьному музею;
– проводить экскурсии по школьному музею;
– планировать работу совета школьного музея;
– записать рассказы и воспоминания родственников;
– описать семейный архив и семейные реликвии;
– составить родословную таблицу;
– составить библиографический список;
– обеспечить научную и физическую сохранность находок;
– составить планы поисково-собирательской деятельности;
– разработать маршруты походов и экспедиций.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
Музеи как хранители исторической памяти
Понятие «музей». Функции музея. Первоначальное представление об истории музеев.
Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научноисследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев. Их особенности.
История и фонды известных музеев мира: Эрмитаж, Третьяковская галерея,

Пушкинский музей, Кунсткамера, Лувр, Британский музей, Музей Ватикана и др.
Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея.
Принципы организации и деятельности школьных музеев.
Разнообразие профессии сотрудников музея. Их функции. Требования к
профессиональным качествам сотрудников музея.
Фондовая работа в музее
Вещественные

источники.

Изобразительные

источники.

Письменные

источники.

Нумизматика. Геральдика. Устные источники. Ономастика и её разделы. Топонимика.
Антропонимика.
Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного
предмета. Уникальный и типичный предмет. Музейная коллекция.
Структура музейных фондов. Основной, вспомогательный, интерактивный фонды.
Обменный фонд и фонд временного хранения. Коллекция, фонд, единица хранения.
Комплектование фондов, их учёт и хранение. Специальная документация музея
Акт поступления и его оформление. Учетная документация. Главная инвентарная книга.
Шифрование предметов. Система хранения музейных фондов. Основная документация
музея. Порядок передачи музейных предметов в государственный музей. Хранение
материалов. Шифрование предметов.
Музейный предмет и его свойства. Классификация музейных предметов.
История музейного предмета, его описание. Воспроизведение музейных предметов.
Экспозиционная работа в музее
Экспонат – главная структурная единица экспозиции. Концепция и художественный
замысел экспозиции. Виды экспозиций по форме представления и принципам
структурной организации экспонируемого материала: стационарная и временная. Виды
экспозиций по принципам структурной организации экспонируемого материала:
тематические, систематические, монографические и ансамблевые. Выставки и их виды.
План работы над созданием экспозиции. Методы построения экспозиций. Этапы
создания экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы
размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.
Экспозиционный материал. Копии, репродукции, муляжи, новодел, макет, модель,
голограмма. Научно-вспомогательный материал. Тексты. Указатели. Фотокомментарии.
Выставка как вид экспозиции. Основные понятия. Отличия выставок от
экспозиций. Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию выставки. Этапы
работы над выставкой.
Экскурсионная работа в музее

Музейная аудитория: понятие и классификация. Музейная экскурсия. Обзорные,
тематические

и

учебный

экскурсии.

Как

подготовить

музейную

экскурсию.

Составляющие части экскурсии. Их особенности. Как провести экскурсию. Памятка
экскурсовода.
Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. План
экскурсии. Традиционные и интерактивные экскурсии. «Портфель» экскурсовода.
Формы культурно-массовой работы в музее: экскурсии, лекции, кружки,
тематические вечера, квесты, клубы и музейные праздники.
Поисково-собирательская работа в музее
Документы для учета и научного описания собранного материала: полевой дневник;
тетрадь для записи воспоминаний и рассказов; тетрадь фотофиксаций и др. Общие
правила по ведению документов: (книга учета переписки, полевая опись материала).
Где искать литературу. Библиотеки, архивы, личные собрания. Принципы и
приемы работы с каталогами в библиотеке. Составление библиографии. Энциклопедии,
словари, справочники, путеводители, методическая и иная специальная литература.
Как записать рассказы и воспоминания родственников. Легенды и мифы.
Сбор, уточнение и накопление информации. Изучение и анализ информации, ее
достоверности и исторической ценности. Отбор материала. Формулировка выводов.

4.

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

«ПРАКТИЧЕСКОЕ

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного
фонда школьного музея истории. Они включают в себя значительное количество
вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы, с
которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.
В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства –
видеофильмов по истории России, искусству, путешествия по музеям мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций,
бесед, практических занятий по музееведению.
Виды контроля
Для отслеживания планируемых результатов образовательной деятельности проводятся
следующие виды контроля
1. Начальный или входной контроль. Проводится в начале учебного года. Его цельопределение уровня развития детей, их творческих способностей.
Формы начального контроля:

- беседа, опрос (выявление уровня краеведческих знаний)
- тестирование (тест «Определение творческих способностей» Х. Зиверта, тест-опросник
для определения уровня самооценки одаренного школьника).
2. Текущий контроль. Проводится в течение всего учебного года. Цель - определение
степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к
восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности
воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
Формы текущего контроля: педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие,
самостоятельная работа.
3. Промежуточный или рубежный контроль. Проводится по окончании изучения темы
или раздела (в конце месяца, четверти, полугодия). Цель контроля - определение степени
усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.
Формы: опрос, контрольное занятие, тестирование.
4. Итоговый контроль. В конце учебного года или курса обучения. Цель - определение
изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов
обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное)
обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и
методов обучения.
Формы: опрос, контрольное занятие, тестирование (тест «Определение творческих
способностей» Х. Зиверта).
Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний ребенка в объединении, деловые
качества) и метапредметных действий используются:
- анкетирование,
- психодиагностические методики,
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой),
- отчетные выставки, экскурсии, смотры и другие мероприятия объединения,
- участие в конкурсах и конференциях различного уровня.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы: представляются в виде презентаций творческих работ с
последующим самоанализом и коллективным анализом работ.
Творческие работы могут быть выполнены в виде сообщения, рассказа, сценария
экскурсии, буклета, фотоальбома и т.д. По окончании курса проводится публичная защита
проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по

краеведческой тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности
учащихся к представлению результатов работы.

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
№
п/
п

1

2

Темы, входящие в Основное содержание по темам
разделы
примерной
программы

Вводное
занятие,
инструктаж по ТБ
Экскурсия
в
школьный музей
История музейного
дела

3

Известные музеи
страны и мира

4

Понятие о
школьном музее

5

Профессии в музеи.
Личные качества
сотрудника музея

Практическая деятельность

Кол-во часов
теория

практ
ика

Раздел 1. Музеи как хранители исторической памяти

5

5

10

Ознакомление с техникой безопасности,
правилами поведения в музее.
Ознакомительная экскурсия по залам
музея
Понятие
«музей».
Функции
музея.
Первоначальное представление об истории
музеев. Назначение музеев в обществе как
хранителей предметов прошлого и центров
научно-исследовательской деятельности.
Разнообразие профилей музеев. Их
особенности.
История и фонды известных музеев мира:
Эрмитаж,
Третьяковская
галерея,
Пушкинский музей, Кунсткамера, Лувр,
Британский музей, Музей Ватикана и др.
Признаки школьного музея. Задачи
школьного музея. Жанры школьного
музея.
Принципы
организации
и
деятельности школьных музеев.
Разнообразие профессии сотрудников
музея. Их функции. Требования к
профессиональным качествам сотрудников
музея.

Выполнение
творческих
заданий «Мой музей»

1

1

2

1 неделя

Подготовка
выбору

по

1

1

2

2 неделя

Подготовка презентаций по
выбору об известных музеях
мира и России

1

1

2

3 неделя

Деловая игра по различным
проблемам
деятельности
школьных музеев.

1

1

2

4 неделя

Встреча
с
городского
музея

1

1

2

5 неделя

презентаций

сотрудниками
краеведческого

всего

Дата
проведе
ния
(неделя)

Раздел 2. Фондовая работа в музее
6

7

8

9

10

Исторические
источники

Вещественные
источники.
Изобразительные источники. Письменные
источники. Нумизматика. Геральдика.
Устные источники. Ономастика и её
разделы. Топонимика. Антропонимика.
Музейный предмет Классификация музейных предметов.
Основные критерии ценности музейного
предмета. Уникальный и типичный
предмет. Музейная коллекция
Фонды музея.
Структура музейных фондов Основной,
вспомогательный, интерактивный фонды.
Обменный фонд и фонд временного
хранения. Коллекция, фонд, единица
хранения
Учет фондов музея Комплектование фондов, их учёт и
хранение. Специальная документация
музея Акт поступления и его оформление.
Учетная
документация.
Главная
инвентарная
книга.
Шифрование
предметов. Система хранения музейных
фондов. Основная документация музея.
Порядок передачи музейных предметов в
государственный
музей.
Хранение
материалов. Шифрование предметов
Изучение музейных Музейный предмет и его свойства.
предметов
Классификация музейных предметов.
История
музейного
предмета,
его
описание. Воспроизведение музейных

5

5

10

Описание семейного архива и
семейных реликвий.

1

1

2

6 неделя

Обсуждение
музейных
предметов школьного музея

1

1

2

7 неделя

Знакомство
с
фондами
школьного
комплексного
краеведческого музея

1

1

2

8 неделя

Практикум по заполнению
музейной
документации:
инвентарной карточки

1

1

2

9 неделя

Сбор
дополнительной
информации об исторических
событиях, природных явлениях
и
предметах
музейного

1

1

2

10
неделя

предметов
значения.
Раздел 3. Экспозиционная работа в музее
Музейная
экспозиция

Тематикоэкспозиционный
план

Музейная выставка

Экспонат – главная структурная единица
экспозиции. Концепция и художественный
замысел экспозиции. Виды экспозиций по
форме представления и принципам
структурной организации экспонируемого
материала: стационарная и временная.
Виды
экспозиций
по
принципам
структурной организации экспонируемого
материала:
тематические,
систематические,
монографические
и
ансамблевые.
Выставки и их виды.
План работы над созданием экспозиции.
Методы построения экспозиций. Этапы
создания экспозиции.
Разработка
тематико-экспозиционного
плана. Основные принципы размещения
экспонатов в экспозиции. Требования к
экспонированию предметов.
Экспозиционный
материал.
Копии,
репродукции, муляжи, новодел, макет,
модель,
голограмма.
Научновспомогательный
материал.
Тексты.
Указатели. Фотокомментарии.
Выставка как вид экспозиции. Основные
понятия. Отличия выставок от экспозиций.
Виды выставок. Характер выставок.

Деловая
игра
экспозицию»

5
«Создай 2

17

22

6

8

11-14
неделя

Составление, представление и 1
обсуждение
тематикоэкспозиционного плана

3

Практикум по разработке и 2
построению
временных
выставок по заданной теме

4

4

15-16
неделя

6

17-19
неделя

Требования к созданию выставки. Этапы
работы над выставкой.
Создание
Индивидуальные консультации
экспозиции
по
заданной тематике

Защита проектов одного из разделов экспозиции школьного
комплексного краеведческого
музея
Раздел 4. Экскурсионная работа в музее
3

Виды экскурсий.

Методика
проведения
экскурсий

Массовые
мероприятия
музее

Музейная
аудитория:
понятие
и
классификация.
Музейная
экскурсия.
Обзорные, тематические и учебный
экскурсии. Как подготовить музейную
экскурсию.
Составляющие
части
экскурсии. Их особенности. Как провести
экскурсию. Памятка экскурсовода.
Основные
требования
к
музейной
экскурсии. Этапы подготовки экскурсии.
План
экскурсии.
Традиционные
и
интерактивные экскурсии. «Портфель»
экскурсовода.

4

20-21
неделя

7

10

Анкетирование по теме «Виды 1
экскурсий»
и
обсуждение
полученных результатов.

1

2

22
неделя

Практикум по составлению
текста экскурсий «История
одного экспоната».
Представление результатов

3

4

23-24
неделя

3

4

25-26

1

работы.
Формы культурно-массовой работы в Организация и проведение 1
в музее:
экскурсии,
лекции,
кружки, встречи с интересными людьми
тематические вечера, квесты, клубы и
музейные праздники.
Раздел 5. Поисково-собирательская работа в музее
4

Методика
сбора Документы для учета и
источников
по научного описания собранного материала:
истории
родного полевой дневник; тетрадь для записи

4

1

неделя

12

16

1

2

27
неделя

края

воспоминаний и рассказов; тетрадь
фотофиксаций и др.
Общие правила по ведению документов:
(книга учета переписки, полевая опись
материала)
Литературные
Где искать литературу. Библиотеки,
источники
по архивы, личные собрания. Принципы и
краеведению
и приемы работы с каталогами в библиотеке.
музееведению
Составление
библиографии.
Энциклопедии, словари, справочники,
путеводители, методическая и иная
специальная литература.
Правила
Как записать рассказы и воспоминания
анкетирования
и родственников. Легенды и мифы.
интервьюирования.
Проведение опроса
информаторов.
Обработка
анкет
информаторов.
Этапы работы над Сбор,
уточнение
и
накопление
исследовательским информации.
Изучение
и
анализ
проектом
информации,
ее
достоверности
и
исторической ценности. Отбор материала.
Формулировка выводов.
Исследование
экспонатов
(характеристика,
описание
музейного

Индивидуальные консультации

Работа в библиотеке, архиве. 1
Составление
библиографических карточек.
Составление списка и подбор
необходимой литературы.

1

2

28
неделя

Запись
воспоминаний
и 1
рассказов членов семьи о
событиях,
связанных
с
историей рода и родного края.
Составление
родословных
таблиц.

3

4

29-30
неделя

Составление планов поисково- 1
собирательской деятельности.

1

2

31
неделя

Описание семейных архивов и реликвий.

4

4

32-33
неделя

предмета)
Защита
исследовательских
проектов «История
одного экспоната»

Проведение
конференции. Представление
исследовательских проектов

2

2

34
неделя

Список использованной литературы:
1. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977.
2. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
3. Базарова Э. Л. «Музей - пространство творчества» /сб. "Ключ к успеху" № 18.
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного округа.
Москва 2007.
4. Добрина Н.А.Экскурсоведение.М.,2013
5. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в
краеведческом музее. - М., 2001.
6. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: история, теория, практика: [учебнометодическое пособие] - Москва: Федеральный центр детско-юношеского туризма и
краеведения, 2006.
7. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов
педагогических и гуманитарных вузов. — СПб., 2000.
8. Экиниль Г.Е. Музееведение. Лекционный курс. Ростов-на-Дону. 1917 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».