Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.
СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 9 от 29 августа 2025г.
Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Основы генетики»
для 10-11 классов
МО Карпинск
Пояснительная записка
Курс включает материал по разделу биологии «Основы генетики»
расширяет рамки учебной программы.
Программа курса рассчитана на 68 часа за два года обучения (1 час в
неделю). Она реализуется за счет времени, отводимого на компонент
образовательного учреждения.
Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной,
селекцией.
Межпредметный
характер
курса позволит заинтересовать
школьников практической биологией, убедить их в возможности применения
теоретических знаний для диагностики и прогнозирования наследственных
заболеваний, успешной селекционной работы, повысить их познавательную
активность, развить аналитические способности.
Как известно, количества часов (1 час в неделю), отводимых на
изучение курса биологии в старших классах, недостаточно. Это приводит к
тому,
что
некоторые
темы
курса
биологии
учащиеся
осваивают
фрагментарно, остаются пробелы в знаниях. И как показывает практика,
одной из таких тем является «Решение задач по молекулярной биологии и
генетических задач». Предлагаемый курс углубляет и расширяет рамки
действующего
базового
курса
биологии,
имеет
профессиональную
направленность. Он предназначен для учащихся 10- 11-х классов,
проявляющих интерес к генетике. Изучение элективного курса может
проверить целесообразность выбора учащимися профиля дальнейшего
обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного
процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и
склонности старшеклассников.
Важная роль отводится практической направленности данного курса
как возможности качественной подготовки к заданиям ЕГЭ из части С.
Генетические задачи включены в кодификаторы ЕГЭ по биологии, причем в
структуре экзаменационной работы считаются заданиями повышенного
уровня сложности.
Цель
–
углубить
базовые
знания
учащихся
по
биологии,
систематизировать, подкрепить и расширить знания об основных свойствах
живого: наследственности и изменчивости, обмене веществ, химической
организации клетки.
Задачи курса:
формирование естественно – научного мировоззрения;
углубление теоретических знаний по генетике;
развитие умения использовать знания на практике , в том числе в
нестандартных ситуациях;
развитие умений и навыков самостоятельной деятельности;
развитие общебиологических знаний и умений;
формирование потребности в приобретении новых знаний;
развитие познавательной активности и творческих способностей
учащихся.
формирование представлений о профессиях, связанных с биологией
и генетикой.
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при
изучении биологии.
В процессе занятий предполагается закрепление
учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать
доклады, сообщения, закрепление навыка решения задач по молекулярной
биологии
и
генетических
задач
различных
уровней
сложности,
возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных
биологических наук – генетике. Данный курс включает теоретические
занятия и практическое решение задач.
Содержание программы 10 класс
Введение (1 ч). Цели и задачи курса. Актуализация ранее полученных
знаний по разделу биологии «Молекулярная биология. Основы генетики».
Тема 1. Основы молекулярной биологии. (7 ч) Белки: белкиполимеры, структура белковой молекулы, функции белков в клетке.
Нуклеиновые кислоты. Строение, функции и сравнительная характеристика
ДНК и РНК. Биосинтез белка. Генетический код ДНК, транскрипция,
трансляция
–
динамика
метаболизм,
биосинтеза
белка.
Энергетический
анаболизм,
обмен:
катаболизм,
ассимиляция, диссимиляция.
Этапы энергетического обмена
Практическое занятие № 1 «Решение задач по теме: нуклеиновые
кислоты».
Практическая работа № 2 «Решение задач по теме: биосинтез белка».
Практическая работа № 3 «Решение задач по теме: энергетический
обмен».
Тема 2. Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах
наследования генов и формирования признаков (4ч.)
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая
терминология и символика. Самовоспроизведение — всеобщее свойство
живого. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение.
Строение
и
функции
хромосом.
ДНК
–
носитель
наследственной
информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген.
Генетический код.
Практическое занятие
№
4
«Решение
задач
по
теме:
Половое размножение. Мейоз».
Демонстрации: модель ДНК и РНК, таблицы «Генетический код»,
«Мейоз», модели- аппликации, иллюстрирующие законы наследственности,
перекрест хромосом; хромосомные аномалии человека и их фенотипические
проявления.
Тема 3. Законы Менделя и их цитологические основы (7 ч). История
развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.
Менделем.
Гибридологический
метод
изучения
наследственности.
Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления.
Полное
и
неполное
доминирование.
Закон
чистоты
гамет
и
его
цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее
скрещивание.
Дигибридное
и
полигибридное
скрещивание.
Закон
независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы
генетических законов наследования.
Практическое
занятие №5
«Решение
генетических
задач
на
моногибридное скрещивание».
Практическое занятие №6 «Решение генетических задач на дигибридное
скрещивание».
Практическое занятие №7 «Решение генетических задач на неполное
доминирование».
Практическое занятие
№ 8 «Решение генетических задач на
анализирующее скрещивание».
Демонстрации: решетка Пеннета, биологический материал, с которым
работал Г.Мендель.
Тема 4. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. (5 ч).
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных
(доминирование,
неполное
доминирование,
кодоминирование)
и
неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении
признаков. Плейотропия. Условия, влияющие на результат взаимодействия
между генами.
Практическое занятие
№ 9 «Решение генетических задач на
взаимодействие аллельных и неаллельных генов».
Практическое занятие № 10 «Определение групп крови человека –
пример кодоминирования аллельных генов».
Практическое занятие
№ 11 «Решение комбинированных
задач»».
Демонстрации: рисунки, иллюстрирующие взаимодействие аллельных
и неаллельных генов
окраска ягод земляники при неполном доминировании;
окраска меха у норок при плейотропном действии гена;
окраска венчика у льна – пример комплементарности
окраска плода у тыквы при эпистатическом взаимодействии
двух генов
окраска колосковой чешуи у овса – пример полимерии
Тема 5. Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (3ч).
Хромосомная
теория
наследственности.
Группы
сцепления
генов.
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное
сцепление генов. Генетические карты хромосом. Цитологические основы
сцепленного наследования генов, кроссинговера.
Практическое занятие № 12 «Решение генетических задач на
сцепленное наследование признаков»
Демонстрации:
модели-аппликации,
иллюстрирующие
законы
наследственности, перекрест хромосом; генетические карты хромосом.
Тема 6. Наследование признаков, сцепленных с полом. (3 ч).
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых
хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Пенетрантность – способность гена проявляться в
фенотипе.
Практическое занятие
№ 13 «Решение генетических задач на
сцепленное с полом наследование».
Демонстрации: схемы скрещивания на примере классической
гемофилии и дальтонизма человека
Тема 7. Генеалогический метод (3 ч). Генеалогический метод –
фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и
изменчивости человека. Установление генетических закономерностей у
человека. Пробанд. Символы родословной.
Практическое занятие №14 «Составление родословной»
Практическое занятие №15 «Решение задач: близнецовый метод»
Итоговое занятие (1 ч). Подведение итогов. Презентация учащимися
итоговых работ.
Содержание программы 11 класс
Электив предназначен для общеобразовательной подготовки
школьников, которые в дальнейшем отдадут предпочтение экзамену по
биологии, имеет образовательно- воспитательный характер и носит
практико-ориентированный характер. Программа кружка позволяет решить
многие теоретические и прикладные задачи (прогнозирование проявления
наследственных заболеваний, групп крови человека, вероятность рождения
ребенка с изучаемым или альтернативным ему признаком и др).
Введение (1 ч).
Цели и задачи курса. Актуализация ранее полученных знаний по
разделу биологии
«Основы генетики».
Тема 1. Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах
наследования генов и формирования признаков (4ч).
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая
терминология и символика.
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Половое
размножение. Мейоз, его биологическое значение. Строение и функции
хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение
постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген.
Генетический код.
Демонстрации: модель ДНК и РНК, таблицы «Генетический код»,
«Мейоз», модели- аппликации, иллюстрирующие законы наследственности,
перекрест хромосом; хромосомные аномалии человека и их фенотипические
проявления.
Тема 2. Законы Менделя и их цитологические основы (5 ч).
История развития генетики. Закономерности наследования признаков,
выявленные
Г.
Менделем.
Гибридологический
метод
изучения
наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.
Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет
и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее
скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон
независимого комбинирования. Фенотип и генотип.
Цитологические основы генетических законов наследования.
Практическая работа№1 «Решение генетических задач на
моногибридное скрещивание». Практическая работа №2 «Решение
генетических задач на дигибридное скрещивание». Демонстрации: решетка
Пеннета, биологический материал, с которым работал Г.Мендель.
Тема 3. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Множественный аллелизм. Плейотропия (5 ч).
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных
(доминирование,
неполное
доминирование,
кодоминирование)
и
неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении
признаков. Плейотропия. Условия, влияющие на результат взаимодействия
между генами.
Практическая работа №3 «Решение генетических задач на
взаимодействие аллельных и неаллельных генов».
Практическая работа №4 «Определение групп крови человека –
пример кодоминирования аллельных генов».
Демонстрации: рисунки, иллюстрирующие взаимодействие аллельных
и неаллельных генов:
окраска ягод земляники при неполном доминировании;
окраска меха у норок при плейотропном действии гена;
окраска венчика у льна – пример комплементарности
окраска плода у тыквы при эпистатическом взаимодействии двух
генов
окраска колосковой чешуи у овса – пример полимерии
Тема 4. Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (4ч).
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов.
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное
сцепление генов.
Генетические карты хромосом. Цитологические основы сцепленного
наследования генов, кроссинговера.
Практическая работа №5 «Решение генетических задач на сцепленное
наследование признаков».
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы
наследственности, перекрест хромосом; генетические карты хромосом.
Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. 5ч).
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых
хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Пенетрантность – способность гена проявляться в
фенотипе.
Практическая работа №6 «Решение генетических задач на сцепленное
с полом наследование, на применение понятия - пенетрантность».
Демонстрации: схемы скрещивания на примере классической
гемофилии и дальтонизма человека.
Тема 6. Генеалогический метод 4ч).
Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод
изучения наследственности и изменчивости человека. Установление
генетических закономерностей у человека. Пробанд. Символы родословной.
Практическая работа № 8 «Составление родословной».
Демонстрации:
таблица
«Символы
родословной»,рисунки,
иллюстрирующие хромосомные аномалии человека и их фенотипические
проявления.
Тема7. Популяционнаягенетика. ЗаконХарди-Вейнберга(5 ч).
Популяционностатистический метод – основа изучения наследственных
болезней в медицинской генетике.
Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической
структуры популяций. Практическая работа № 9 «Анализ генетической
структуры популяции на основе закона Харди-Вейнберга»
Итоговое занятие (1 ч). Подведение итогов. Защита проектных работ.
Формы контроля: тематическое тестирование, составление схем
скрещивания, создание тематических презентаций, составление вопросников,
тестов силами обучающихся, формирование тематических справочников,
защита проектов.
Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами
беседы, семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии,
дифференцированная
групповая
работа,
проектная
деятельность
обучающихся.
В вводной части программы рекомендуется основное внимание
сосредоточить на общих сведениях о молекулярных и клеточных механизмах
наследования генов и формирования признаков; специфических терминах и
символике, используемых при решении генетических задач.
В основной части - особое внимание следует обратить на
формирование практических навыков по анализу генетической задачи,
составлению схем скрещивания с последующим ответом на определение
генотипов и фенотипов изучаемых особей.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые личностные результаты:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья,
реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного
образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
–
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
–
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
–
Планируемые метапредметные результаты:
Метапредметные результаты
освоения
основной
образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник
научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых
для достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью.
–
2. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник
научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в
том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных
позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства
для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
–
3. Коммуникативные
научится:
универсальные
действия.
Выпускник
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками,
так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как
руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
–
4. Планируемые результаты изучения предмета:
оценивать роль биологических открытий и современных
исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
–
оценивать роль биологии в формировании современной
научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
–
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в
ней человека, применяя биологические теории, учения, законы,
закономерности, понимать границы их применимости;
–
проводить учебно-исследовательскую деятельность по
биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и
преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов;
–
устанавливать связь строения и функций основных
биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
–
решать задачи на определение последовательности
нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности
аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного
синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
–
делать выводы об изменениях, которые произойдут в
–
процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности
нуклеотидов ДНК;
–
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на
определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и
ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного
цикла;
–
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического
обменов;
–
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание,
сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее
скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности
сцепленного наследования;
–
раскрывать
причины
наследственных
заболеваний,
аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
–
сравнивать разные способы размножения организмов;
–
оценивать практическое и этическое значение современных
исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать
собственную оценку;
–
выявлять в тексте биологического содержания проблему и
аргументированно ее объяснять;
–
представлять биологическую информацию в виде текста,
таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании
представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму,
схему в текст биологического содержания.
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую
деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований;
- анализировать и использовать в решении учебных и
исследовательских задач информацию о современных исследованиях в
биологии, медицине и экологии;
- использовать приобретенные компетенции в практической
деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности,
предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как
учебный предмет.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п
Название разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
Практические
1
3
1
Введение
1
2
Основы молекулярной биологии.
7
3
Общие сведения о молекулярных и клеточных
механизмах наследов генов и формирования
признаков
4
1
4
Законы Менделя и их цитологические основы
7
4
5
Взаимодействие аллельных и неаллельных
генов.
5
6
Сцепленное наследование признаков и
кроссинговер.
3
2
7
Наследование признаков, сцепленных с полом.
3
1
8
Генеалогический метод
3
2
9
Итоговое занятие
1
1
34
3
Общее количество часов
1
2
15
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п
Название разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
Практические
1
2
1
Введение
2
Общие сведения о молекулярных и клеточных
механизмах наследования генов и
формирования признаков
3
Законы Менделя и их цитологические основы
4
Взаимодействие аллельных и неаллельных
генов. Множественный аллелизм. Плейотропия
5
Сцепленное наследование признаков.
Кроссинговер
6
Наследование признаков сцепленных с полом
7
Генеалогический метод
1
8
Популяционная генетика. Закон ХардиВайнберга
1
9
Итоговое занятие
Общее количество часов
1
2
1
1
1
1
1
1
34
4
8
Поурочное планирование. 10 класс
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольные
Дата изучени
(неделя)
Практические
1
Введение в генетику
1
1
2
Белки
1
2
3
Нуклеиновые кислоты
1
3
4
Решение задач «Нуклеиновые
кислоты»
1
5
Биосинтез белка
1
6
Решение задач «Биосинтез белка»
1
7
Энергетический обмен
1
8
Решение задач «Энергетический
обмен
1
9
Генетические символы и термины
1
9
10
Половое размножение организмов
1
10
11
Мейоз
1
11
12
Решение задач «Мейоз»
1
13
Моногибридное скрещивание
1
14
Решение задач «Моногибридное
скрещивание
1
15
Дигибридное скрещивание
1
16
Решение задач «Дигибридное
скрещивание»
1
1
1
4
5
1
6
7
1
1
8
12
13
1
14
15
1
16
17
Решение задач «Неполное
доминирование»
1
18
Анализирующее скрещивание
1
19
Решение задач «Анализирующее
скрещивание»
1
20
Взаимодействие аллельных и
неаллельных генов
1
21
Решение задач «Взаимодействие
аллельных и неаллельных генов»
1
22
Наследование групп крови
1
23
Практическое занятие «Определение 1
групп крови»
1
23
24
Решение задач «Комбинированные
задачи»
1
1
24
25
Хромосомная теория
наследственности. Генетические
карты
1
26
Сцепленное наследование признаков. 1
Кроссинговер
27
Решение задач «Сцепленное
наследование признаков.
Кроссинговер»
1
28
Генетическое определение пола
1
28
29
Наследование признаков сцепленных 1
с полом
29
1
17
18
1
19
20
1
21
22
1
25
26
1
27
30
Решение задач «Наследование
признаков сцепленных с полом»
1
31
Генеалогический метод
1
32
Практическое занятие «Составление 1
родословной»
1
32
33
Близнецовый метод. Решение задач
1
1
33
34
Итоговое занятие
1
1
34
3
Общее количество часов
1
30
31
34
15
Поурочное планирование. 11 класс
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольные
Дата изучени
(неделя)
Практические
1
Введение. Повторение
1
2
Общие сведения о молекулярных
механизмах наследования
3
3
Законы Менделя и их
цитологические основы
1
4
Решение задач «Моногибридное
скрещивание»
2
1
6-7
5
Решение задач «Дигибридное
скрещивание»
2
1
8-9
6
Взаимодействие аллельных и
2
неаллельных генов. Множественный
аллелизм. Плейотропия
7
Решение задач «Взаимодействие
аллельных и неаллельных генов»
2
1
12-13
8
Решение задач «Множественный
аллелизм. Плейотропия»
2
1
14-15
9
Сцепленное наследование признаков. 2
Кроссинговер
10
Решение задач «Сцепленное
наследование признаков.
Кроссинговер»
2
1
1
2-4
5
1
10-11
16-17
1
18-19
11
Наследование признаков сцепленных 1
с полом. Пенетрантность
12
Решение задач «Наследование
признаков сцепленных с полом»
2
13
Генеалогический метод
2
14
Составление родословной
1
15
Определение популяции и вида.
Свойства популяций
2
26-27
16
Закон Харди-Вайнберга
1
28
17
Решение задач по закону ХардиВайнберга
3
18
Итоговое занятие
1
19
Резервное время
2
Общее количество часов
34
1
20
1
21-22
23-24
1
1
1
25
29-31
32
33-34
4
8