Рабочая программа Деловой английский 10-11 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.

СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 9 от 29 августа 2025г.

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Деловой английский»
для 10-11 классов

МО Карпинск

Пояснительная записка
Данная программа – Деловой английский – разработана как внеурочный курс для
учащихся 10-11 классов, желающих овладеть основами устного и письменного делового
общения на английском языке.
В последние годы все большее количество учащихся осознают роль английского
языка как мирового языка делового общения. Использование английского языка для
делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса
знаний о культуре делового общения и культурных особенностях различных стран. Также
процесс глобализации приводит к тому, что владение английским языком становится
желательным, а иногда и необходимым условием принятия кандидата на работу. Рабочее
владение английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики,
но и такие умения, как умение разговаривать по телефону на профессиональные темы,
вести деловую корреспонденцию, владение различными функциональными стилями
деловой переписки. При обучении в классах экономического профиля учащимся
необходимо понимать англоязычные экономические термины, ориентироваться в
основных закономерностях и тенденциях экономики, путях развития бизнеса, как в своей
стране, так и в мире. Перечисленные выше знания и умения важны не только для
предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к
дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Предмет «Деловой английский»
представляется особенно актуальным, так как способствует приобретению стабильных
знаний и навыков, необходимых для профессионально - ориентированного общения.
Данный курс полезен для тех учащихся, которые собираются продолжить свое
образование и начать карьеру в области бизнеса. Программа позволяет расширить
учебную тематику и уделить внимание стилистическим особенностям устной и
письменной речи, терминологии, а также привлечь научно-популярные профильноориентированные тексты. Большое внимание уделяется письменной речи, а именно
переписке применительно к деловой сфере общения.
Новизна данного курса заключается в том, что программа не дублирует
содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые
знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.
Предлагаемая программа относится к курсам по выбору и составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования.

Деловой английский и его связь с другими предметами.
Язык

делового

общения

насыщен

специализированной

информацией.

От

говорящего требуется не только владение предметом высказывания, но и точное
выражение содержания высказывания средствами иностранного языка. На

уроках

делового английского происходит работа по дальнейшему повышению лингвистической
и языковой компетенции учащихся.
По своему содержанию «Деловой английский» - это бизнес-курс, тесно связанный с
экономикой. При параллельном изучении экономики на русском языке учащиеся
овладевают экономической грамотностью, поэтому усвоение экономических понятий на
английском языке не представляет для них большой трудности. В то же время, реалии и
этика деловой жизни, не входящие в жизненный опыт учащихся, часто оказываются
абсолютно новыми и требуют дополнительного осмысления. На уроках делового
английского происходит развитие социокультурной компетенции учащихся в сфере
деловых отношений.
Уроки научно-технического перевода позволяют интегрировать знание экономики
и иностранного языка и целенаправленно подключать перевод как двуязычную
коммуникативную деятельность. Устный, письменный перевод, реферирование и
аннотирование представляют собой существенную часть деловой жизни в условиях
интернационального общения. Обучение переводу на уроках курса «Деловой английский
язык» имеет прикладное значение для более полного закрепления полученных умений и
навыков и с учетом профессиональной ориентации, так как владение терминологией
является критерием грамотности специалиста.
Широкое использование информационно-компьютерных технологий в процессе
обучения

данному курсу способствует

усилению

учебной

мотивации

изучения

английского языка, интенсификации процесса обучения, совершенствованию форм и
методов организации учебного процесса.
Таким образом, мы имеем следующую связь учебных дисциплин: английский
язык - экономика (на русском языке) - научно-технический перевод – информатика деловой английский. На уроках делового английского языка ученики объединяют знания
по этим дисциплинам: получают новую информацию, повышают речевую компетенцию в
английском языке, социокультурную и социальную компетенцию.
Цели курса:
 Развитие у учащихся практических навыков использования английского языка для
профессионального общения в сфере бизнеса и экономики.



Развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в деловом мире.



Развитие

межкультурной

компетенции,

а

именно

умения

участвовать

в

межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
 Воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:


Обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными
темами, навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.



Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а
именно: в области говорения - обучать аргументированно выражать свое мнение,
обсуждать проблемы и предлагать решения, беседовать по

телефону

в

соответствии с заданной ситуацией, поддерживать разговор на общие темы вне
сферы делового общения, проводить деловые встречи.
В области письма - обучать писать деловые письма, резюме, письма о приеме на работу,
открытки, сообщения электронной почты в соответствии с требованиями делового
этикета.
В области аудирования - совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из
сферы деловой коммуникации с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с
детальным пониманием.
В области чтения - совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной
тематике с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным
пониманием.
Структура курса и организация обучения:
Курс рассчитан на 68 учебных часов и состоит из 12 тематических разделов. При двух
часах занятий в неделю курс будет длиться 68 часов в 10-м классе.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
 Интеграция основных речевых умений и навыков.
 Последовательное развитие основных речевых умений и навыков.
 Коммуникативная направленность заданий.
 Контекстуальное введение лексики.
 Применение полученных умений и навыков на практике в симулированных
ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям мира бизнеса.

 Соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой
подготовки учащихся.
Предметные результаты освоения курса:
В результате прохождения курса старшеклассники:
 овладеют лексическим запасом в соответствии с темами и сферами общения
экономического профиля;
 научатся пользоваться электронной почтой на английском языке с учетом деловых,
стилистических и языковых норм;
 научатся читать и переводить различные деловые документы;
 научатся проводить переговоры по телефону с деловыми целями на английском
языке;
 научатся писать деловые письма в соответствии с требованиями делового этикета;
 научатся работать в команде, вместе находить решения деловых проблем;
 научатся планировать рекламные кампании;
 научатся выполнять проектные задания индивидуально или в составе группы
учащихся;
 научатся работать с соответствующей справочной литературой;
 будут иметь представление об основных различиях между британским и
американским вариантами английского языка.
Личностные результаты:
 расширение знаний учащихся о деловом общении на английском языке;
 владение навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в разных видах деятельности;
 формирование основ саморазвития и самовоспитания, готовности и способности к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной,
учебно- исследовательской, проектной, коммуникативной).
Метапредметные результаты:
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом нравственных ценностей;

 умение планировать свою деятельность, проектировать и прогнозировать;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая
информации,

умение ориентироваться в различных источниках

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию,

получаемую из различных источников;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Процесс обучения данному курсу предполагает использование различных методов и
приемов организации речевой деятельности:
 аудирование и обсуждение прослушанного;
 чтение и обсуждение прочитанного;
 выполнение тренировочных упражнений;
 комментирование понятий;
 перевод деловой документации;
 написание личных и деловых писем, открыток;
 написание эссе, рефератов;
 «мозговой штурм»;
 драматизацию телефонных разговоров, деловых и неформальных ситуаций
общения;
 работу с электронной почтой;
 создание проекта.
Формы организации учебных занятий:
Применяется индивидуальная, парная и групповая формы работы.
При изучении курса используются следующие технологии:
 информационно-коммуникационные;
 игровая;
 проблемного обучения;
 проектно-исследовательской деятельности.

Содержание курса.
10 класс.
Тема 1. Формы делового общения (6 часа).
Назначение и сферы применения делового стиля. Этика делового общения. Цель деловой
переписки.
Тема 2. Международная деловая терминология (7 часов).
Международные

торговые

термины.

Основные

сокращения,

используемые

в

международной деловой корреспонденции. Словарь глаголов, наиболее употребляемых в
деловых письмах.
Тема 3. Деловая корреспонденция (14 часов).
Структура и оформление деловых писем. Адрес отправителя. Дата. Адрес получателя.
Обращение. Окончание. Подпись. Текст письма. Общие правила.
Формальный и неформальный стиль деловых писем. Варианты английского языка.
Виды деловых писем и их содержание. Письмо-предложение.
Письмо-запрос на получение информации.
Письмо-приглашение. Положительный ответ на приглашение. Отрицательный ответ на
приглашение.
Письмо-жалоба. Ответ на жалобу.
Письмо-благодарность.
Письмо о приеме на работу. Письмо-отказ от предложенного места работы.
Письмо-заказ. Письмо-подтверждение получения заказа.
Письмо-рекомендация. Положительная рекомендация. Отрицательная рекомендация.
Письмо-напоминание об оплате счета.
Тема 4. Коммуникация по электронной почте (8 часов).
Языковые и культурные особенности электронной коммуникации.
Этикет и правила поведения в интернете. Создание электронного почтового ящика.
Написание электронного письма. Обращение. Подпись. Содержание. Копирование.
Изменение адреса. Приложенный файл. Тема сообщения. Жаргон.
Тема 5. Личные письма (10 часа).
Общие правила. Варианты обращения, подписи. Начальные фразы письма. Виды личных
писем. Письмо-поздравление. Письмо-приглашение. Письмо-благодарность. Открытки.
Тема 6. Деловое общение по телефону (14 часов).
Лексика и стиль телефонных разговоров. Стандартные фразы. Выражение просьбы,
утверждения, согласия, благодарности, одобрения, сожаления. Ответы на них. Образцы
телефонных разговоров. Телефонный разговор с английской фирмой.

Тема 7. Коммуникация вне бизнеса (9 часа).
Особенности общения вне бизнеса. Темы для обсуждения в неформальной обстановке.
Правила и рекомендации.

№
п/п

Тема

Тематическое планирование курса «Деловой английский»
10 класс
Кол-во часов
Форма организации
деятельности
Теоретич.
Практич.
занятия
занятия
3
3
Лекция с элементами беседы.
Комментирование понятий.
4
4
Лекция с элементами беседы.
Запись лекции.
Введение деловых терминов.
7
7
Лекция с элементами обсуждения.
Введение деловых терминов.
Чтение и анализ деловых писем.
Работа с образцами деловых
писем.
Составление деловых писем
разных видов.

1

Формы делового общения.

2

Международная деловая
терминология.

3

Деловая корреспонденция.

4

Коммуникация по
электронной почте.

4

4

Лекция с элементами беседы.
Работа над созданием
электронного почтового ящика.
Изучение основных правил
написания электронного письма.

5

Личные письма.

5

5

6

Деловое общение по
телефону.

7

7

Лекция с элементами беседы.
Работа с образцами личных писем.
Оформление личных писем,
открыток.
Лекция с элементами беседы.
Введение стандартных фраз.
Прослушивание и анализ образцов
телефонных разговоров.
Драматизация телефонных

Формы контроля
Беседа.
Обсуждение.
Устное сообщение.
Ответы на вопросы.
Диктант.
Чтение и перевод деловых
писем, анализ их содержания,
определение стиля.
Практическая работа:
оформление деловых писем
разных видов, оформление
конверта.
Диктант.
Беседа.
Тест на знание правил написания
электронного письма.
Написание электронного письма
и его отправление по заданному
адресу.
Устное сообщение.
Написание личных писем разных
видов.
Тест на знание стандартных
фраз.
Составление и драматизация
тематических диалогов.

7

Коммуникация вне бизнеса.

4

4

разговоров.
Ролевая игра «Звонок деловому
партнеру».
Лекция с элементами беседы.
Ролевая игра «В ресторане».

Устное сообщение.
Составление и драматизация
ситуативных диалогов.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Деловой Английский»
11 КЛАСС

№
п/п

1

2

3

Количество часов
В
с
е
Теория
г
о

Тема урока

Назначение и сферы применения делового
стиля.
Этика делового общения.

Цель деловой переписки.

Практика

Дата изучения

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

3

4

Международные торговые термины.

1

1

1

4

5

Основные сокращения, используемые в
международной деловой корреспонденции.

1

1

1

5

Словарь

глаголов,

наиболее

6

употребляемых в деловых письмах.

1

2

2

6-7

7

Структура и оформление деловых писем.
Адрес отправителя. Дата. Адрес
получателя.

1

1

1

8

1

1

1

9

Обращение. Окончание. Подпись. Текст
8

письма. Общие правила.

9

Формальный и неформальный стиль деловых
писем. Варианты английского языка.

1

1

1

10

1

1

1

11

1

1

1

12

Виды деловых писем и их
содержание. Письмо10

предложение.
Письмо-запрос на получение
информации.
Письмо-приглашение. Положительный
ответ на приглашение. Отрицательный

11

ответ на приглашение.

12

Письмо-жалоба. Ответ на жалобу

1

1

1

13

13

Письмо-благодарность. Письмо о приёме на
работу

1

1

1

14

14

Языковые и культурные особенности
электронной коммуникации. Этикет и
правила поведения в интернете. Создание
электронного почтового ящика.

1

1

1

15

15

Написание электронного письма.
Обращение. Подпись. Содержание.
Копирование.

1

2

2

16-17

1

1

1

18

Изменение адреса. Приложенный файл.
16

Тема сообщения. Жаргон.

17

Общие правила. Варианты обращения,
подписи. Начальные фразы письма.

1

1

1

19

22

Начальные фразы письма. Виды личных
писем. Письмо-поздравление.

1

2

2

20-21

Письмо-приглашение. Письмо23

благодарность. Открытки.

1

2

2

22-23

24

Лексика и стиль телефонных разговоров.

1

2

2

24-25

25

Стандартные фразы. Выражение просьбы,
утверждения, согласия, благодарности,
одобрения, сожаления.

1

2

2

26-27

26

Ответы на телефонные вопросы. Образцы
телефонных разговоров.

1

2

2

28-29

Телефонный

разговор

с

английской

27

фирмой.

1

2

2

30-31

28

Особенности общения вне бизнеса.

1

1

1

32

29

Темы для обсуждения в неформальной
обстановке.

1

1

1

33

1

1

1

34

30

Правила и рекомендации

Методические рекомендации.
Программа элективного курса «Деловой английский» составлена в соответствии с
современными требованиями к обучению практическому владению языком делового
общения. Программой предусмотрена работа над развитием всех видов речевой
деятельности. Пополнение словарного запаса, систематизация грамматических знаний,
совершенствование навыков говорения и аудирования, чтения и письма являются
обязательными составляющими каждого занятия.
Языковые навыки делового общения на английском языке отрабатываются на
темах, связанных с современным бизнесом («Деловое общение по телефону»,
«Устройство на работу», «Будущая карьера» и др.). Особое внимание уделяется речевому
этикету – умению корректно строить беседу в различных ситуациях в сфере делового
общения.
Текущий контроль успеваемости проводится на каждом занятии и имеет целью
проверить уровень владения изученным языковым и речевым материалом или степень
сформированности соответствующих навыков и умений в каждом из видов речевой
деятельности. Контроль осуществляется в форме письменных практических работ и
устных опросов.
Диалогическая

и

монологическая

речь

с

использованием

наиболее

употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных
коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения проверяется в
ходе практических занятий.
Проверка навыков чтения осуществляется при использовании текстов деловой
тематики.
При проверке навыков письма особое внимание уделяется умению написать
деловое письмо, резюме, сообщение электронной почты.
Проверка аудирования направлена на контроль понимания диалогической и
монологической речи в сфере профессиональной коммуникации.
Итоговый контроль проводится после изучения всех тем раздела. В данном курсе
он включает в себя зачет по изученной лексике, ролевую игру(инсценирование диалога в
соответствии с заданной тематикой), контроль полученных письменных навыков
(написание делового письма, резюме) и, наконец, защиту проектных работ.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Дворецкая О. Б., Казырбаева Н. Ю., Новикова Н. В. Деловой английский для
школы./BusinessEnglishforschools: Учебное пособие. Элективный курс для 10-11 классов
профильной школы. – Обнинск: Титул, 2009. – 124 с.
2.

Дворецкая О.Б., Казырбаева Н.Ю., Новикова Н.В. Книга для учителя к учебному

пособию «Деловой английский для школы». Элективный курс для 10-11 классов
профильной школы. – Обнинск: Титул, 2006. – 80 с.
3. Дворецкая О. Б. и др. Аудиоприложение (CDMP3) к учебному пособию «Деловой
английский» для 10-11 классов профильной школы. – Обнинск: Титул, 2009.
4. Т. О. Догаева. Вводный курс делового письма. Учебное пособие для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.- 91 с.
5. Конобеев А. В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку –
принципы и практика. Учебно-методический журнал «Английский язык в школе». № 2 /
2007.
6.Лукина А. С. Английский язык. 10-11 классы: элективный курс «Деловой английский».
– Волгоград: Учитель, 2008. – 120 с.
7. Сизикова С. Ф. Основы делового общения. Элективный курс. 10-11 классы. – Дрофа,
2007. – 80 с.
8. John Taylor, Jeff Zeter .Business English. – Express Publishing, 2011. – 41 с.
9. Портал "Российское образование" www.edu.ru – программы элективных курсов,
нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.
10. Сайт «Профильное обучение в старшей школе» http://www.profile-edu/ru
11.

Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык.- М.:

Просвещение, 2009.
12. Двуязычные словари.
13. Learnenglish
14.

https://englishcentral.com/

Список литературы для учащихся:
1. Т. О. Догаева. Вводный курс делового письма. Учебное пособие для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.- 91 с.
2. Лукина А. С. Английский язык. 10-11 классы: элективный курс «Деловой английский».
– Волгоград: Учитель, 2008. – 120 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».