Рабочая программа Теория и практика написания изложения и сочинений 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет

Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова

МАОУ СОШ №5

Приказ № 80 - од

Протокол № 9 от 29 августа 2025г.

от 29 августа 2025г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по учебному предмету
«Теория и практика написания изложения и сочинений»
для 8 класса
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

МО Карпинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс по русскому языку «Теория и практика написания изложения и сочинений»
предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции
при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании
по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке
как

знаковой

системе

и

общественном

явлении,

его

устройстве,

развитии

и

функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о
лингвистике

как

науке

и

ученых-русистах;

умение

пользоваться

различными

лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
 обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
 применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
 углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 35 часов в год, 1 час в
неделю. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в
новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Данный курс
обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки
владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при
организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где
независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты
овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и
письменной речи.
Достижение

указанных

выше

цели

и

задач

осуществляется

в

процессе

формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой),
коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
 использование

основных

видов

чтения

(ознакомительно-изучающего,

ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
 извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
 анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
2

 анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
 анализ

особенностей

использования

лексических

средств

и

средств

выразительности;
 тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами
русского языка;
 создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
 редактирование собственного текста;
 применение в практике речевого общения основных норм современного русского
языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского
языка;
 соблюдение в практике письма основных норм языка;
 использование в практике основных приёмов информационной переработки
устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.
образом,

программа создает условия для реализации

изучению русского языка в 9 классе.

Таким

деятельностного подхода к

Направленность курса на интенсивное речевое и

интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции,
которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями ФГОСА
русского языка

у обучающихся в процессе изучения

совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде
практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного
курса.
Обоснование выбора программы
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и
развиваются

коммуникативная,

языковая,

лингвистическая

(языковедческая)

и

культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста
сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
– освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
3

его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского
литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для 8
класса

направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе

овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в
разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного
языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в
сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы
литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения
ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека,
владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и
чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая
программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как
различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в
различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями
общения. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность.

Каждый

тематический

блок

программы

включает

перечень

лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на
особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной
деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким
образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению
русского языка в школе.
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания
с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы,
наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение.
Технологии обучения:
Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем- начало
попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент
материал, тема дается на каждом уроке малыми дозами, тема при этом раскрывается
4

медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. 1.
Технологии уровневой дифференциации:
А) обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками
(от репродуктивного до творческого)
Б) обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении – работа
по образцу, инструктаж и т. д.
Технологии развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного
субъекта , взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все
этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и
анализ результатов деятельности.
Здоровьесберегающие – учебные занятия в классе проводятся в режиме смены
динамических поз, тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется
осанка. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а
также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы
зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и
туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительнопоисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для
всего организма.
Проблемное обучение - создание под руководством учителя проблемных ситуаций
и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего
происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развитие мыслительных способностей проблемное обучение, ИКТ.
Особенности организации учебного процесса
Преобладающими становятся виды работ, связанные с анализом текста, его
переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному
тексту – подготовка к ОГЭ.
Формы

контроля

знаний:

тестовые

работы,

самостоятельные

работы,

практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ
текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.
1.Диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный,
выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный)
2.Мини-сочинение, развёрнутое сочинение (по картине, по воображению, по
данному сюжету, на материале жизненного опыта)
3.Изложение (выборочное, подробное)
4.Тестирование
5

5.Комплексный анализ текста
6.Составление презентаций при изучении новых тем.
Учебно-тематическое планирование
Содержание программы
Тема 1.

Построение сжатого изложения Сжатое изложение. Содержательные и

языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование
изложения. Обучающиеся должны знать:
 основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
 точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте;
 адекватно воспринимать авторский замысел;
 вычленять главное в информации;
 сокращать текст различными способами;
 правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи
содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Построение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Разработка
содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования

лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с

анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примерыаргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление
сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила

построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа
текста.
Обучающиеся
лингвистического

должны
положения,

уметь:

подбирать

подбирать

примеры

для

примеры-аргументы,

обоснования
доказывающие

правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и
речевом отношении. Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Первая часть работы ГИА в 9 классе (1) – это написание сжатого изложения по
тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля).
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая
6

проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
 умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой
в тексте;
 умение адекватно воспринимать авторский замысел;
 умение вычленять главное в информации;
 умение сокращать текст разными способами;
 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего
научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию.
Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский
замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик
точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся
должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью
общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ГИА содержит три альтернативных творческих задания, из
которых ученик должен выбрать только одно. Эти задания проверяют коммуникативную
компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в
соответствии с типом речи рассуждение.
уделяется

умению

аргументировать

При этом не случайно особое внимание

положения

творческой

работы,

используя

прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной

деятельности.

Умение

отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу
в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще
Подлинная рациональность, включающая способность аргументации
своей позиции, вовсе не противоречит уровню

доказательности

развития эмоциональной сферы,

эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как
ответственность за свои взгляды и позиции.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции 9-классников;
7

 научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
 владеть формами обработки информации исходного текста;
 работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
 четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
 работать с бланками экзаменационной работы;
 сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Календарно-тематический планирование
№

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1 нед.

Структура экзаменационной работы в

Изучение инструкции по

п/п
1

формате

ГИА.

Знакомство

Число

с

и

вид

критериями

заданий. выполнению
оценки экзаменационной работы по

выполнения заданий.

русскому языку. Знакомство с
критериями

оценки

выполнения заданий.
2

2 нед.

Особенности
экзаменационной

заполнения
работы.

бланков

Знакомство

Работа

с ответов,

с

бланками

демонстрационным

демонстрационным вариантом ГИА 2019 вариантом ГИА.
(проект).
3

3 нед.

Задание 1. Что такое микротема.

Работа

с

текстом,

Микротемы исходного текста. Абзацное границы микротем исходного
членение текста.
4

4 нед.

Задание 1. Структурные особенности
сжатого изложения.

текста.
Работа
определение
ключевых

с

текстом,

темы,
(опорных)

идеи,
слов.

Знакомство со структурными
8

особенностями

сжатого

изложения.
5

5 нед.

Задание

С1.

Основные

приёмы

компрессии исходного текста.

Работа
Знакомство

с
с

текстом.
основными

приёмами

компрессии

исходного текста.
6

6 нед.

Задание

1.

Основные

приёмы

Работа

с

текстом,

компрессии исходного текста. Отработка отработка основных приёмов
приёма исключение.
7

7 нед.

Задание

компрессии исходного текста.

1.

Основные

приёмы

Работа

с

текстом,

компрессии исходного текста. Отработка отработка основных приёмов
приёма обобщение.
8

8 нед.

Задание

компрессии исходного текста.

1.

Основные

приёмы

Работа

с

текстом,

компрессии исходного текста. Отработка отработка основных приёмов
приёма упрощение
9

9 нед.

компрессии исходного текста.

Задание С1. Практическая работа.
Выбор

приемов

компрессии

Создание собственного

исходного текста

текста

изложения

и

его

оценивание.
10

Структура сочинения-рассуждения

10
нед.

Знакомство
алгоритмом

с
написания

сочинения

на

лингвистическую
Знакомство

с

тему.
критериями

оценки выполнения заданий.
11

11
нед.

Структура

сочинения

на

12-15

15

нед.

Тезис сочинения на лингвистическую
тему.

16
нед.

Аргументы
Заключение

лингвистическую
работа.

в
на

лингвистическую тему.
в

сочинении

в
тему.

Написание сочинения на

на лингвистическую

лингвистическую тему.
16

аргументов

лингвистическую тему. Критерии оценки сочинении
задания

12-

Подбор

тему.

Практическое занятие.
сочинении

на

Написание сочинения на

Практическая лингвистическую

тему.

Практическое занятие.
9

17

17
нед.

18

18

Контрольная

работа

по

теме

«Сочинение-рассуждение

Написание

сочинения-

рассуждения по тексту.

Редактирование сочинений.

нед.
19-

19-20

20

нед.

Структура сочинения-рассуждения по
тексту. Критерии оценки задания

Знакомство

с

алгоритмом

написания

сочинения-рассуждения
тексту.

по

Знакомство

критериями

с

оценки

выполнения заданий.
21-

21-24

24

нед.

Тезис

сочинения-рассуждения.

Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор

аргументов

в

сочинении-рассуждении

по

тексту.
25

25
нед.

26

26
нед.

27

27

Заключение в сочинении-рассуждении.
Практическая работа.
Контрольная

Написание

сочинения-

рассуждения по тексту
работа

по

теме

«Сочинение-рассуждение

Написание

сочинения-

рассуждения по тексту

Редактирование сочинений.

нед.
28-

28-29

29

нед.

Структура сочинения-рассуждения по

Знакомство с

тексту (проблемный вопрос). Критерии

алгоритмом написания

оценки задания

сочинения-рассуждения по
тексту. Знакомство с
критериями оценки
выполнения заданий.

30-

30-32

32

нед.

Тезис сочинения-рассуждения.
Аргументы в сочинении-рассуждении

Подбор аргументов в
сочинении-рассуждении по
тексту.

33

33
нед.

34

34
нед.

Заключение в сочинении-рассуждении.
Практическая работа.
Контрольная работа по теме
«Сочинение-рассуждение»

Написание сочинениярассуждения по тексту
Написание сочинениярассуждения по тексту

ИТОГО: 34 часов

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».