Рабочая программа Робототехника 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 9 от 29 августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Робототехника»
для 6 класса

МО Карпинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся
образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем,
выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих
других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего,
методологического плана. Основное назначение курса "Робототехника" состоит
в выполнении социального заказа современного общества, направленного на
подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях
глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Робототехника является одним из важнейших направлений научнотехнического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий
соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных
системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко
используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в
военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в
сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и
товаров народного потребления. Многие устройства, принимающие решения на
основе полученных от сенсоров данных, тоже можно считать роботами таковы, например, лифты, без которых уже немыслима наша жизнь.
Содержание и структура «Робототехники» направлены на формирование
устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином
изделии определенного функционального назначения и с определенными
техническими характеристиками.
Цели курса:
Главной целью курса является развитие информационной культуры,
учебно-познавательных и поисково-исследовательских навыков, развитие
интеллекта.
Основные задачи:
 знакомство со средой программирования EV3;
 усвоение основ программирования, получение умений составления
алгоритмов;
 сформировать умения строить модели по схемам;
 получить практические навыки конструктивного воображения при
разработке индивидуальных или совместных проектов;
 проектирование технического, программного решения идеи, и ее
реализации в виде функционирующей модели;
 развитие умения ориентироваться в пространстве;
 умение использовать системы регистрации сигналов датчиков,
понимание принципов обратной связи;
 проектирование роботов и программирование их действий;

 через создание собственных проектов прослеживать пользу применения
роботов в реальной жизни;
 расширение области знаний о профессиях;
 умение учеников работать в группах.
 воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в
работе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы: от 11 до 13 лет. Дети данного возраста способны выполнять
задания по образцу, а также после изучения блока темы выполнять творческое
репродуктивное задание.
Формы и методы организации занятий
Основной формой являются групповые занятия или парами (командами), в
которой роль одному отводится, как конструктору, а другому - программисту.
Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса в двух
взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
 аудиторные, где преподаватель объясняет новый материал и
консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических
заданий на компьютере;
 внеаудиторные занятия, в которой обучающиеся после занятий (дома
или в компьютерной аудитории) самостоятельно выполняют на
компьютере практические задания. Изучение темы учащимися, может
проходить самостоятельно. Особенно, если идет работа над проектом.
После практикумов по сборке и программированию базовых моделей,
предусмотрена творческая проектная работа, ролевые игры, внутренние
соревнования, выставки.
Организуются выездные занятия: выставки, мастер-классы, соревнования.
При изучении
нового материала предусмотрены разные формы
проведения занятий для
формирования и совершенствования умений и
навыков:
 лекция;
 беседа;
 практика;
 сообщение-презентация;
 творческая работа;
 работа в парах;
 игры;
 проектная деятельность: создание проблемной ситуации и поиск её
практического решения (деятельностный подход)
 поисковые и научные исследования (создание ситуаций творческого
поиска)
 комбинированные занятия;
 знакомство с интернет - ресурсами, связанными с робототехникой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОБОТОТЕХНИКА»
Личностные образовательные результаты
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности,
 формирование способности обучающихся к саморазвитию и
самообучению,
 формирование осознанного выбора и построения дальнейшей
образовательной траектории на основе профессиональных предпочтений,
 развитие эстетического сознания через изучение правил и приемов
дизайна моделей.
Метапредметные результаты
- развитие ИКТ-компетентности, т.е. приобретение опыта использования
средств и методов информатики: моделирование, формализация и
структурирование информации, компьютерный эксперимент
- планирование деятельности, составление плана и анализ промежуточных
результатов,
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией,
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений при
работе в команде и индивидуально,
- умение находить необходимые для работы информационные ресурсы,
оценивать полезность, достоверность, объективность найденной информации,
- приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных
проектов, таких как моделирование с помощью лего-робота, объекта реального
мира, его программирование и исследование,
- формирование представления о развитии робототехники, основных видах
профессиональной деятельности в этой сфере,
Предметные результаты
- освоение основных понятий информатики: информационный процесс,
информационная модель, информационная технология, кибернетика, робот,
алгоритм, информационная цивилизация и др.
- получение представления о таких методах современного научного
познания как системный анализ, информационное моделирование,
компьютерный эксперимент,
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к
продолжению обучения по выбранной образовательной траектории.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РОБОТОТЕХНИКИ
6 класс, 68 часа
Тема
1. Правила поведения и ТБ в
кабинете и при работе с
конструкторами

Кол-во
часов
1

Основное содержание по темам
Ознакомление с правилами поведения и ТБ в кабинете.
Лекция. Цели и задачи курса. История развития робототехники. Введение
понятия «робот». Поколения роботов. Классификация роботов. Что такое
роботы. Конструкторы и «самодельные» роботы. Соревнования по
Робототехнике.

2. Что такое «робот»?
История развития
робототехники

Лекция. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их
функциональном назначении и отличии, демонстрация имеющихся у нас
наборов.

3. Конструкторы компании
Lego
4. Знакомство с набором
Lego Mindstorms EV3

1

Лекция. Знакомимся с набором Lego Mindstorms EV3 сборки 45544. Что
необходимо знать перед началом работы с EV3. Датчики конструкторов
LEGO на базе компьютера EV3, аппаратный и программный состав
конструкторов LEGO на базе компьютера EV3, сервомотор EV3.

5. Правила работы с
конструктором Lego.
Основные детали. Сбор
непрограммируемых
моделей

1

Ознакомление учащихся с правилами работы с конструктором Lego.
Общие правила техники безопасности.

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание по темам

6. Основы конструирования
роботов

2

В ходе занятий ученики познакомятся с робототехническим набором Lego
Mindstorms EV3 и с графической средой программирования EV3. Сборка
базовой модели робота.

7. Основы
программирования в среде
Lego Mindstorms EV3

2

Программирование робота на движение по прямолинейной и
криволинейной траекториям. Знакомство с основными блоками
управления моторами и их режимами. Движение с остановками.
Движение по контрольным точкам.

8. Повышающие и
понижающие передачи

2

Знакомство с зубчатыми передачами. Конструирование и
программирование робота с повышающей и понижающей передачами.
Знакомство с другими блоками управления моторами. Соревнование
«Драг рейсинг».

9. Гироскопический датчик

2

Знакомство с гироскопическим датчиком. Принцип работы
гироскопического датчика. Программирование движения робота с
использованием датчика. Движение робота по траектории с помощью
гироскопического датчика.

10. Ультразвуковой датчик

2

Знакомство с ультразвуковым датчиком. Принцип работы
ультразвукового датчика. Задача на остановку перед препятствием и
объезд препятствия. Соревнование «Сумо».

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание по темам

11. Световой датчик

4

Знакомство с световым датчиком. Принцип работы светового датчика.
Режимы работы датчика. Задача на определение и озвучивание цвета
препятствия. Объезд препятствия в зависимости от цвета. Цикл,
ветвление, параллельные задачи. Соревнование «Кегельринг».

12. Движение по линии

4

Задача на движение по черной линии. Движение с одним датчиком цвета.
Р-регулятор, П-регулятор, ПК-регулятор, ПД-регулятор. Движение с
двумя датчиками света. Соревнование «Шорт-трек».

13. Движении по линии с
препятствиями

4

Задача на движение по черной линии с препятствиями (стена, горка).

14. Перекрестки

5

Задача на движение по линии с перекрестками. Распознавание
перекрестка.

15. Движение по инверсной
линии

4

Задача на движение по инверсной линии. Блок логических операций.
Соревнование «Шорт-трек».

16. Соревнование
«Траектория-квест»

7

Конструирование и программирование робота для соревнования
«Траектория-квест».

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание по темам

17. Механизмы захвата

4

Знакомство с конструкциями механизмов захвата. Сборка робота с
механизмом захвата. Задача на захват объекта.

18. ИК-датчик

2

Знакомство с ИК-датчиком.

19. Соревнование
«Сортировщик»

7

Конструирование и программирование робота для соревнования
«Сортировщик».

20. Движение вдоль стенки

4

Задача на движение вдоль стенки. Р-регулятор, П-регулятор, ПКрегулятор, ПД-регулятор для ультразвукового датчика и ИК-датчика.

21. Соревнование
«Лабиринт»

6

Конструирование и программирование робота для соревнования
«Лабиринт».

22. Соревнование «Сумо»

4

Гусеничные роботы. Конструирование и программирование робота для
соревнования «Сумо».

ВСЕГО

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема урока
Правила поведения и ТБ в кабинете и
при работе с конструкторами. Что
такое «робот»? История развития
робототехники. Конструкторы
компании Lego
Знакомство с набором Lego Mindstorms
EV3
Правила работы с конструктором Lego.
Основные детали. Спецификация. Сбор
непрограммируемых моделей
Основы конструирования роботов
Основы конструирования роботов
Основы программирования в среде
Lego Mindstorms EV3
Основы программирования в среде
Lego Mindstorms EV3
Повышающие и понижающие передачи
Повышающие и понижающие передачи
Гироскопический датчик
Гироскопический датчик
Ультразвуковой датчик
Ультразвуковой датчик
Световой датчик
Световой датчик
Световой датчик
Световой датчик
Движение по линии
Движение по линии
Движение по линии
Движение по линии
Движении по линии с препятствиями
Движении по линии с препятствиями
Движении по линии с препятствиями

Количество
часов

Дата
проведения
занятия

1

1 неделя

1

1 неделя

1

2 неделя

1
1

2 неделя
3 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 неделя
5 неделя
5 неделя
6 неделя
6 неделя
7 неделя
7 неделя
8 неделя
8 неделя
9 неделя
9 неделя
10 неделя
10 неделя
11 неделя
11 неделя
12 неделя
12 неделя

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Движении по линии с препятствиями
Перекрестки
Перекрестки
Перекрестки
Перекрестки
Перекрестки
Движение по инверсной линии
Движение по инверсной линии
Движение по инверсной линии
Движение по инверсной линии
Соревнование «Траектория-квест»
Соревнование «Траектория-квест»
Соревнование «Траектория-квест»
Соревнование «Траектория-квест»
Соревнование «Траектория-квест»
Соревнование «Траектория-квест»
Соревнование «Траектория-квест»
Механизмы захвата
Механизмы захвата
Механизмы захвата
Механизмы захвата
ИК-датчик
ИК-датчик
Соревнование «Сортировщик»
Соревнование «Сортировщик»
Соревнование «Сортировщик»
Соревнование «Сортировщик»
Соревнование «Сортировщик»
Соревнование «Сортировщик»
Соревнование «Сортировщик»
Движение вдоль стенки
Движение вдоль стенки
Движение вдоль стенки
Движение вдоль стенки
Соревнование «Лабиринт»
Соревнование «Лабиринт»
Соревнование «Лабиринт»
Соревнование «Лабиринт»
Соревнование «Лабиринт»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13 неделя
13 неделя
14 неделя
14 неделя
15 неделя
15 неделя
16 неделя
16 неделя
17 неделя
17 неделя
18 неделя
18 неделя
19 неделя
19 неделя
20 неделя
20 неделя
21 неделя
21 неделя
22 неделя
22 неделя
23 неделя
23 неделя
24 неделя
24 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя
26 неделя
27 неделя
27 неделя
28 неделя
28 неделя
29 неделя
29 неделя
30 неделя
30 неделя
31 неделя
31 неделя
32 неделя

64
Соревнование «Лабиринт»
65
Соревнование «Сумо»
66
Соревнование «Сумо»
67
Соревнование «Сумо»
68
Соревнование «Сумо»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
68

32 неделя
33 неделя
33 неделя
34 неделя
34 неделя

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
 Конструктор Lego Mindstorms EV3 45544, 6 шт.
 Дополнительный набор конструктора Lego Mindstorms EV3 45560, 6 шт.
 Ноутбук, 6 шт.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов / Д. Г. Колосов. —
М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
 http://www.prorobot.ru. Курсы робототехники и LEGO-конструирования в
школе
 http://www.nxtprograms.com. Современные модели роботов
 http://wikirobokomp.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».