Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 9 от 29 августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 80 - од
от 29 августа 2025г.
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«ЛЕГО-конструирование»
для 4 класса
МО Карпинск
Программа курса «ЛЕГО-конструирование»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование»
адаптирована под конструктор Lego 9686 Технология и физика.
Рабочая программа внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование»
для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности.
Курс «ЛЕГО-конструирование» – позволяет существенно повысить
мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую
работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие
важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Целью
использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования
является овладение навыками начального технического конструирования,
развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий
конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),
навык взаимодействия в группе.
Приоритетной целью образования в современной школе становится
развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим
миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цели курса «ЛЕГО-конструирование»
Главной целью курса является развитие начального научно-технического
мышления,
творчества
обучающихся
посредством
образовательных
конструкторов Lego.
Задачи программы:
развивать образное мышление ребёнка, непроизвольную память;
развивать умение анализировать объекты;
развивать мелкую моторику рук;
развивать творческие способности и логическое мышление
обучающихся;
закладывать основы бережного отношения к оборудованию;
закладывать основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и
коллектива в целом;
формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и
искать собственное решение;
подготовка к участию в конкурсах и соревнованиях по легоконструированию.
Одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых
компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной,
самоорганизации, самообразования. Главным отличием является ориентация
образования на результат на основе системно-деятельностного подхода.
Формы и методы организации занятий
Основной формой являются групповые занятия или парами (командами), в
которой роль одному отводится, как конструктору, а другому - программисту.
Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса в двух
взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
аудиторные, где преподаватель объясняет новый материал и
консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических
заданий на компьютере;
внеаудиторные занятия, в которой обучающиеся после занятий (дома
или в компьютерной аудитории) самостоятельно выполняют на
компьютере практические задания. Изучение темы учащимися, может
проходить самостоятельно. Особенно, если идет работа над проектом.
После практикумов по сборке и программированию базовых моделей,
предусмотрена творческая проектная работа, ролевые игры, внутренние
соревнования, выставки.
Организуются выездные занятия: выставки, мастер-классы, соревнования.
При изучении
нового материала предусмотрены разные формы
проведения занятий для
формирования и совершенствования умений и
навыков:
лекция;
беседа;
практика;
сообщение-презентация;
творческая работа;
работа в парах;
игры;
проектная деятельность: создание проблемной ситуации и поиск её
практического решения (деятельностный подход)
поисковые и научные исследования (создание ситуаций творческого
поиска)
комбинированные занятия;
знакомство с интернет - ресурсами, связанными с робототехникой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними
общего языка и общих интересов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения,
принятие и освоение социальной роли обучающего.
Метапредметные результаты
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий;
повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их
познавательной мотивированности;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать
полученные знания в жизни;
умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в
информационном пространстве;
формирование социально адекватных способов поведения;
формирование умения работать с информацией.
Предметные результаты
К концу 4-ого года занятий по программе «ЛЕГО-конструирование» дети
будут знать и уметь:
составлять алгоритмы конструирования подвижных механизмов;
соединять детали различными способами;
характеризовать различные соединения;
объединять детали в различную композицию;
находить сильные и слабые стороны машин, механизмов и конструкций;
получение представления о таких методах современного научного
познания как системный анализ, информационное моделирование,
компьютерный эксперимент,
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к
продолжению обучения по выбранной образовательной траектории.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РОБОТОТЕХНИКИ
4 класс, 34 часа
Тема
Кол-во
часов
Основное содержание по темам
1. Вводный урок. Знакомство
с конструктором и ТБ при
работе с компьютером
2
Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером.
2. Конструирование по
творческому замыслу
1
Конструирование по творческому замыслу. Конструирование собственных
моделей.
3. Колесо. Поступательное
движение за счет вращения
колёс
2
Колесо. Ось.
4. Конструирование по
образцу и схеме
2
5. Творческий проект
«Тележка»
2
Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения
всех деталей конструктора.
Поступательное движение конструкции за счет вращения колёс.
Конструирование по образцу и схеме. Модель «Машина с толкателем»
Конструирование по образцу и схеме. Модель «Тягач с прицепом»
Творческий проект «Тележка». Защита проекта «Тележка»
Тема
Кол-во
часов
Основное содержание по темам
6. Конструирование
собственных моделей
1
Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов
7. Блоки и шкивы
2
Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы.
8. Конструирование по
образцу и схеме
2
Конструирование по образцу и схеме. Модель «Подъемный кран». Модель
«Эскалатор»
9. Ременная передача
2
Ременная передача. Модель «Крутящий столик. Модель «Крутящийся
стульчик»
10. Творческий проект
«Живые картинки»
2
Творческий проект «Живые картинки». Защита творческого проекта
«Живые картинки»
11. История развития
транспорта. Велосипеды,
автомобили
3
История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по
представлению.
12. Игры с конструктором
«Лего»
8
Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению.
Игры с конструктором «Лего».
Конструирование по технологической карте. Модель гоночного
автомобиля
Тема
Кол-во
часов
Основное содержание по темам
Творческий проект «Автомобиль будущего». Защита проекта
«Автомобиль будущего». Космические корабли
13. Колесо обозрения
1
Конструирование по технологической карте. Колесо обозрения
14. Строительство по
замыслу детей
1
Строительство по замыслу детей
15. Составление схем
собственных моделей
1
Составление схем собственных моделей
16. Конструирование
собственных моделей
1
Конструирование собственных моделей
17. Изготовление моделей
для соревнований
1
Изготовление моделей для соревнований. Соревнования среди 4 классов
ВСЕГО
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема урока
Вводный урок. Техника безопасности
при работе с компьютером
Техника безопасности при работе с
компьютером. Названия и назначения
всех деталей конструктора.
Конструирование по творческому
замыслу. Конструирование
собственных моделей.
Колесо. Ось.
Поступательное движение конструкции
за счет вращения колёс.
Конструирование по образцу и схеме.
Модель «Машина с толкателем»
Конструирование по образцу и схеме.
Модель «Тягач с прицепом»
Творческий проект «Тележка»
Защита проекта «Тележка»
Конструирование собственных
моделей. Соревнования роботов
Блоки и шкивы. Применение блоков
для изменения силы.
Блоки и шкивы. Применение блоков
для изменения силы.
Конструирование по образцу и схеме.
Модель «Подъемный кран»
Конструирование по технологической
карте. Модель «Эскалатор»
Ременная передача. Модель «Крутящий
столик.
Ременная передача. Модель
«Крутящийся стульчик»
Творческий проект «Живые картинки»
Защита творческого проекта «Живые
картинки»
Количество
часов
Дата
проведения
занятия
1
1 неделя
1
2 неделя
1
3 неделя
1
4 неделя
1
5 неделя
1
6 неделя
1
7 неделя
1
1
8 неделя
9 неделя
1
10 неделя
1
11 неделя
1
12 неделя
1
13 неделя
1
14 неделя
1
15 неделя
1
16 неделя
1
17 неделя
1
18 неделя
История развития транспорта. Первые
19
велосипеды. Сбор моделей по
представлению.
20
Сбор моделей по представлению.
Автомобильный транспорт. Сбор
21
моделей по представлению.
22
Игры с конструктором «Лего».
Конструирование по технологической
23
карте. Модель гоночного автомобиля
24
Игры с конструктором «Лего».
Творческий проект «Автомобиль
25
будущего
Защита проекта «Автомобиль
26
будущего»
27
Космические корабли
28
Игры с конструктором «Лего».
Конструирование по технологической
29
карте. Колесо обозрения
30
Строительство по замыслу детей
31
Дом на колесах
Составление схем собственных
32
моделей.
Конструирование собственных
33
моделей.
Изготовление моделей для
34
соревнований. Соревнования среди 4
классов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
19 неделя
1
20 неделя
1
21 неделя
1
22 неделя
1
23 неделя
1
24 неделя
1
25 неделя
1
26 неделя
1
1
27 неделя
28 неделя
1
29 неделя
1
1
30 неделя
31 неделя
1
32 неделя
1
33 неделя
1
34 неделя
34
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Конструктор Lego 9686 Технология и физика, 7 шт.
Ноутбук, 7 шт.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2019.
А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего –
конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином.
Лаборатория знаний, 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.prorobot.ru. Курсы робототехники и LEGO-конструирования в
школе
http://www.nxtprograms.com. Современные модели роботов
http://wikirobokomp.ru
http://www.lego.com/education/
http://www.wroboto.org/
http://www.roboclub.ru/
http://robosport.ru/
http://lego.rkc-74.ru/
http://legoclab.pbwiki.com/
http://www.int-edu.ru/