Аннотация к рабочей программе по основам безопасности и защиты Родины 8-9

АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы безопасности и защита Родины» 8-9 КЛАССЫ
(ФГОС ООО).
Рабочая программа учебного предмета «основам безопасности и защиты Родины»
(далее Программа) разработана в соответствии с:

















Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" с изменениями;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации «Об утверждении ФГОС ООО» № 287 от 31 мая 2021;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая
2023 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 №
1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных стандартов основного
общего образования и среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных стандартов начального общего
образования и основного общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.10.2024 № 704
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования»;
Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ № 5, утвержденной приказом от 29.08.2025 № 80-од;
Уставом МАОУ СОШ № 5 МО Карпинск;
Учебным планом по реализации основной общеобразовательной программы
основного общего образования на 2025-2026 учебный год, утвержденным приказом
№ 81-од от 29.08.2025 г.

В основу данной программы положен системно - деятельностный подход к
образованию, направленный на:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-

построение

образовательной

деятельности

с

учетом

индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Важными аспектами системно-деятельностного подхода является ориентация на
результаты образования и гарантированности их достижения.
Системно-деятельностный подход предполагает:
-

воспитание

и

развитие

качеств

личности,

отвечающих

требованиям

информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при
построении образовательного процесса и определении образовательновоспитательных
целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся
способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Целью изучения и освоения программы предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» является формирование у подрастающего поколения россиян
культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с
требованиями,

предъявляемыми

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом основного общего образования.
Изучение предмета «Основы безопасности и защита Родины» на уровне
основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной
жизнедеятельности;
- понимание обучающимися личной и общественной значимости современной
культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том
числе гражданской идентичности и правового поведения;
-

понимание

необходимости

беречь

и

сохранять

свое

здоровье

как

индивидуальную и общественную ценность;
- понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
- освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма,
терроризма и наркотизма;
-

освоение

умений

использовать

различные

источники

информации

и

коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций;
- освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций
по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников;
- освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
- освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях
неопределенности;
- освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной
(чрезвычайной)

ситуации

с

учетом

реально

складывающейся

обстановки

и

индивидуальных возможностей;
- освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности и защита
Родины» направлено на:
- воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового
образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
-

формирование

у

обучающихся

современной

культуры

безопасности

жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и
государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в
необходимости

безопасного

и

здорового

образа

жизни,

антиэкстремистской

и

антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни человека.
Учебный

предмет

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

является

обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из
составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности».
Основными

принципами

построения

школьного

курса

«Основы

безопасности и защита Родины» на основе системно-деятельностного подхода являются:
- Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности окружающих.
- Развитие навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных,
угрожающих жизни условиях, умений оказывать своевременную и грамотную помощь
себе и другим пострадавшим.
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке поведения в ситуациях,
которые могут стать опасными для жизни и здоровья окружающих, развитие умения
предвидеть последствия своего (чужого) поведения.
- Главными методами обучения являются рефлексивный анализ конкретных
жизненных ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также практические

занятия, на которых они получают умения и навыки, необходимые для возможного
предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если они
произошли
Программа учебного предмета «Основы безопасности и защита Родины»
учитывает

возможность

получения знаний

через

практическую

деятельность и

способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное
оборудование,

проводить

исследования,

анализировать

полученные

результаты,

представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности и
защита Родины» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика»,
«Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная
география»,

«Физическая

культура»

способствует

формированию

целостного

представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению
содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной
жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей
программы, а также рационального использования учебного времени.
Нормативный

срок

освоения

программы

учебного

предмета

«Основы

безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования составляет 2
года. Продолжительность учебного года в 8-х классах не менее 34 недели, в 9-х классах –
34 недели. Продолжительность урока 40 минут. Основной формой обучения является
урок:


урок овладения новыми знаниями;



урок формирования и совершенствования умений и навыков;



урок обобщения и систематизации знаний;



урок закрепления и повторения знаний;



контрольно – проверочный урок;



комбинированный урок,



интегрированный урок.

Методы обучения:


словесный;



наглядный;



практический;



репродуктивный;



частично – поисковый (эвристический);



информационно-развивающий;



метод проблемного изложения.

В соответствии с требованиями Примерной основной общеобразовательной
программы

основного

общего

образования

предмет

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» изучается с 8-го по 9-й класс в объеме 68 часов.
В учебном плане количество уроков в 8-9 классах – по 1 часу в неделю. Общее
количество часов 68.
В

программе

использования

предусмотрен

разнообразных

форм

резерв

свободного

организации

учебного

учебного

времени

процесса,

для

внедрения

современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта
местных условий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».