Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
МАОУ СОШ №5
________________О.В.Сафронова
Педагогический совет
Директор МАОУ СОШ №5
Протокол №9 от 29.08.2025
Приказ №80-од
от 29 августа 2025 г.
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ №5
Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Наглядная геометрия»
для 1-3 классов
Город Карпинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Наглядная геометрия» для обучающихся 1-4 классов
на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, а также Примерной программы воспитания для углубленного изучения
геометрического материала и дополняет изучение по новым учебникам и учебнометодическим пособиям по математике авторского коллектива М.И. Моро, М.А. Бантова,
Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, СВ. Степанова предметной линии УМК «Школа России».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НАГЛЯДНАЯ
ГЕОМЕТРИЯ»
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического
образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного
образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В
основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет
обеспечить
требуемый
уровень
подготовки
школьников,
предусматриваемый
государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять
при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения
математики.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и
геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень
поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный
дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету
геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий.
Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур
помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое
внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети
самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из
заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей
учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Наглядная геометрия» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться,
рассуждать,
доказывать,
умения решать
учебную
задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общее число часов, отведённых на изучение «Наглядная геометрия» 1- 3 класс 101
час (1 класс-33ч, 2 класс-34ч, 3класс-34 часа).
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Основная цель курса в начальных классах состоит как в том, чтобы обеспечить
высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые умения и
навыки, так и в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической
деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической
грамотности и технических умений и навыков у учащихся.
Изучение наглядной геометрии в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей
системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических
принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного
процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном
обществе;
- обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность,
оценивать результаты своего труда,
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями;
- сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых
для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий,
- обучение различным приемам работы с бумагой, применение знаний, полученных
на уроках для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
- развитие математических и творческих способностей.
- воспитание интереса к предмету «Наглядная геометрия»;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
материале занятий «Наглядная геометрия» станут фундаментом обучения в основном звене
школы, а также будут востребованы в жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже,
слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и
изображение геометрических фигур. Точка. Линия. Изображение точки и линии на бумаге.
Прямая. Кривая линия. Луч. Отрезок. Обозначение геометрических фигур буквами.
Угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. Ломаная. Длина ломаной. Квадрат.
Единицы длины см, дм, м.
Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Практические работы
Конструирование модели самолета из полосок бумаги. Конструирование аппликации
песочницы. Изготовление геометрического набора треугольников. Аппликации. Работа с
конструктором. Оригами.
2 КЛАСС
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур. Углы. Виды углов. Отрезок.
Длинаотрезка.Ломаная. Прямоугольник.Квадрат.Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы
длины (мм, см, дм, м, км).
Практические работы
Преобразование фигур. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. Работа
с циркулем. Разметка. Изготовление аппликаций. Изготовление модели складного метра.
Оригами. Работа с конструктором. Использование чертёжных инструментов для
выполнения построений.
3 КЛАСС
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Отрезок. Многоугольники. Треугольник. Виды треугольников по углам: прямоугольный,
остроугольный, тупоугольный. Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника (квадрата).
Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата).
Окружность. Взаимное расположение окружностей на плоскости.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы
длины (мм, см, дм, м, км).
Практические работы
Представления о развертке правильной треугольной пирамиды. Изготовление модели
правильной треугольной пирамиды. Аппликации. Изготовление модели часов. Изготовление
набора для геометрической игры «Танграмм». Изготовление из бумаги способом оригами. Работа
с конструктором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение «Наглядной геометрии» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения предмета.
ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ КУРСА «Наглядная геометрия» является
формирование следующих новообразований:
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила
поведения при общении и сотрудничестве;
в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать
выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
формирование внутренней позиции школьника;
адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося сформируются
регулятивные универсальные учебные действия.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиск средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
использование знаково – символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения
рассуждений;
формирование умений оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
готовить выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения данного курса будет:
использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления.
пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и
оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
приобщение начального опыта применения геометрических знаний для
решения
учебно – познавательных и учебно – практических задача;
умение вычислять периметр геометрических фигур;
К концу обучения обучающийся научится:
выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный,
равнобедренный и равносторонний треугольники;
луч,
строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок,
ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе
треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус,
диаметр), шар;
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—
ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).
Точка. Линия. Изображение точки и линии на бумаге.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
2
Распознавание и изображение геометрических фигур. Прямая. Кривая линия.
Луч.
1
0
0
https://interneturok.ru/
3
Прямая. Кривая линия. Луч.
1
0
0
https://education.yandex.ru/home/
4.
Прямая. Кривая линия. Луч.
1
0
0
https://uchi.ru/
5
Прямая. Кривая линия. Луч.
1
0
0
https://foxford.ru/
6
Отрезок.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
7
Отрезок.
1
0
0
https://foxford.ru/
8
Отрезок.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
9
Обозначениегеометрических фигур буквами.
1
0
1
http://akademkniga.ru/
10
Конструирование моделисамолета из полосок бумаги. Конструирование
аппликации песочницы.
1
0
1
https://interneturok.ru/
11
Изготовление геометрического набора треугольников.Аппликации.
1
0
1
https://education.yandex.ru/home/
12
Знакомствос латинским алфавитом
1
0
0
https://uchi.ru/
13
Распознавание и изображение геометрических фигур. Угол. Прямой угол.
1
0
0
https://foxford.ru/
14
Прямой угол.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
15
Виды углов: прямой, тупой, острый.
1
0
0
https://foxford.ru/
16
Ломаная.Длина ломаной.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
17
Ломаная.Длина ломаной.
1
0
0
https://interneturok.ru/
18
Распознавание и изображение геометрических фигур. Многоугольник.
1
0
0
https://education.yandex.ru/home/
19
Многоугольник.
1
0
0
https://uchi.ru/
20
Прямоугольник.
1
0
0
https://foxford.ru/
21
Квадрат. Единицы длины см, дм, м.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
22
Квадрат. Единицы длины см, дм, м.
1
0
0
https://foxford.ru/
23
Упражнениядля закрепления
1
0
0
http://akademkniga.ru/
24
Продолжи начатый узор
1
0
1
http://akademkniga.ru/
25
Продолжи начатый узор
1
0
1
https://interneturok.ru/
26
Работа с конструктором.
1
0
0
https://education.yandex.ru/home/
27
Работа с конструктором.
1
0
1
https://uchi.ru/
28
Сравнение отрезков наложением, сравнение отрезков спомощью циркуля.
1
0
0
https://foxford.ru/
29
Сравнение отрезков наложением, сравнение отрезков спомощью циркуля.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
30
«Изготовлениегеометрического набора треугольников». Аппликации.
1
0
1
https://foxford.ru/
31
Контрольнаяработа за курс «Нагляднаягеометрия»2класс (промежуточная
аттестация)
1
1
0
https://uchi.ru/
32
Сантиметр.
1
0
0
https://foxford.ru/
33
Оригами. Гриб.
1
0
1
http://akademkniga.ru/
Итого:
33
1
8
2 КЛАСС
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего контрольные
работы
практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Распознавание и изображение геометрических фигур. Углы. Виды углов.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
2
Отрезок.Длинаотрезка.Ломаная.
1
0
0
https://interneturok.ru/
3
Отрезок.Длинаотрезка.Ломаная.
1
0
0
https://education.yandex.ru/ho
me/
4
Отрезок.Длинаотрезка.Ломаная.
1
0
0
https://uchi.ru/
5
Отрезок.Длинаотрезка.Ломаная.
1
0
0
https://foxford.ru/
6
Распознавание и изображение геометрических фигур. Прямоугольник.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
7
Прямоугольник.
1
0
0
https://foxford.ru/
8
Прямоугольник.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
9
Распознавание и изображение геометрических фигур. Квадрат.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
10
Квадрат.
1
0
0
https://interneturok.ru/
11
Квадрат.
1
0
0
https://education.yandex.ru/ho
me/
12
Квадрат. Единицы длины (мм, см, дм, м, км).
1
0
0
https://uchi.ru/
13
Преобразование фигур.
1
0
1
https://foxford.ru/
14
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
15
Работа с циркулем. Разметка.
1
0
0
https://foxford.ru/
16
Работа с бумагой. Изготовление аппликаций.
1
0
1
http://akademkniga.ru/
17
Работа с бумагой. Изготовление аппликаций.
1
0
1
http://akademkniga.ru/
18
Работа с бумагой. Изготовление подставки для кисточек
1
0
1
https://interneturok.ru/
19
Распознавание и изображение геометрических фигур. Окружность. Круг.
1
0
1
https://education.yandex.ru/ho
me/
20
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—
ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).
Окружность. Круг.
1
0
0
https://uchi.ru/
21
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
https://foxford.ru/
22
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
23
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
https://foxford.ru/
24
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
25
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
26
Изготовление ребристого шара.
1
0
1
27
Работа с конструктором
1
0
1
http://akademkniga.ru/
28
Изготовление аппликации «Цыпленок»
1
0
1
https://interneturok.ru/
29
Изготовление закладки для книг
1
0
1
https://education.yandex.ru/ho
me/
30
Изготовление аппликации «Автомобиль»
1
0
1
https://uchi.ru/
31
Контрольнаяработа за курс «Нагляднаягеометрия» 2класс (промежуточная
аттестация)
1
1
0
https://foxford.ru/
32
Изготовление аппликации «Трактор с тележкой»
1
0
1
http://akademkniga.ru/
33
Изготовление аппликации «Воздушный змей»
1
0
1
https://foxford.ru/
34
Оригами «Щенок», «Жук» по выбору
1
0
1
http://akademkniga.ru/
Итого:
34
1
13
https://interneturok.ru/
3 КЛАСС
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего контрольные
работы
практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Повторение пройденного. Отрезок. Построение отрезка, равного заданному с
использованием циркуля (без изменения его длины). Многоугольники.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
2
Повторение пройденного. Отрезок. Построение отрезка, равного заданному с
использованием циркуля (без изменения его длины). Многоугольники.
1
0
0
https://interneturok.ru/
3
Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник. Виды
треугольниковпо сторонам: разносторонний и равнобедренный( равносторонний)
1
0
0
https://education.yandex.ru/ho
me/
4
Построение треугольника по трем сторонам, заданнымих длинами. Соотношение
между сторонами треугольника.
1
0
0
https://uchi.ru/
5
Построение треугольника по трем сторонам, заданнымих длинами. Соотношение
между сторонами треугольника.
1
0
0
https://foxford.ru/
6
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—
ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).
Конструирование фигур изтреугольников.
1
0
0
http://akademkniga.ru/
7
Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
1
0
0
https://interneturok.ru/
8
Представления о развертке правильной треугольной пирамиды (на базе вырезанного
равностороннего треугольника, разделенного его средними линиями на 4 равных
равносторонних треугольника)
1
0
0
https://education.yandex.ru/ho
me/
9
Распознавание и изображение геометрических фигур.
Изготовление модели правильнойтреугольной пирамиды издвух бумажных полосок,
разделенных на 4 равныхравносторонних треугольника ( способ обертывания)
1
0
1
https://uchi.ru/
10
Изготовление избумажныхполос игрушки(флексагон– «гнущийсямногоугольник»)
1
0
1
https://foxford.ru/
11
Распознавание и изображение геометрических фигур. Периметр
многоугольника. Периметрпрямоугольника (квадрата).
1
0
0
http://akademkniga.ru/
12
Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников (квадратов) из
данных частей (выбор трехнужных частей изпяти предложенных)
1
0
1
https://interneturok.ru/
13
Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге. С
использованием свойствегодиагоналей.
1
0
1
https://education.yandex.ru/ho
me/
14
Чертеж Изготовление по чертежу аппликации «Домик»
1
0
1
https://uchi.ru/
15
Закрепление пройденного.
1
0
1
https://foxford.ru/
16
Изготовление почертежуаппликации «Бульдозер»
1
0
1
http://akademkniga.ru/
17
Изготовление по технологической карте композиции «Яхты вморе»
1
0
1
https://interneturok.ru/
18
Площадь фигуры. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата) Единицы
длины (мм, см, дм, м, км).
1
0
0
https://education.yandex.ru/ho
me/
19
Площадь прямоугольного треугольника.
1
0
0
https://uchi.ru/
20
Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей.
1
0
0
https://foxford.ru/
21
Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений
учащихся делить круг на 8 равных частей.
1
0
1
http://akademkniga.ru/
22
Деление окружности (круга) на 3, 6, 12равных частей.
1
0
0
https://interneturok.ru/
23
Изготовление моделичасовс круглым циферблатом с использованием умений
учащихся делить круг на 12 равных частей.
1
0
1
https://education.yandex.ru/ho
me/
24
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—
ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Взаимное
расположение окружностей на плоскости.
1
0
0
https://uchi.ru/
25
Деление отрезка пополам спомощью циркуля и линейки безделения (без измерения
длины отрезка)
1
0
0
https://foxford.ru/
26
Распознавание и изображение геометрических фигур. Взаимное расположение
фигур на плоскости.
1
0
0
https://education.yandex.ru/ho
me/
27
Изготовление аппликации «Паровоз»с предварительным изготовление чертежа по
рисунку.
1
0
1
https://uchi.ru/
28
Изготовление набора длягеометрической игры «Танаграм». Составление различных
фигур из всех ее элементов.
1
0
1
https://foxford.ru/
29
Изготовление из бумаги способом оригами.
1
0
1
https://www.mos.ru/city/project
s/mesh/ https://www.mos.ru/cit
y/projects/mesh/
30
Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их
назначение,особенности, устройство,использование.
1
0
1
https://resh.edu.ru/.
31
Изготовление издеталей конструктора подъемного крана.
1
0
1
https://www.mos.ru/city/project
s/mesh/ https://www.mos.ru/cit
y/projects/mesh/
32
Контрольнаяработа за курс«Нагляднаягеометрия»3класс (промежуточная
аттестация)
1
1
0
https://resh.edu.ru/.
33
Изготовление модели действующего транспортера. Анализ изготовленной модели, ее
усовершенствование по заданным условиям.
1
0
1
https://www.mos.ru/city/project
s/mesh/ https://www.mos.ru/cit
y/projects/mesh/
34
Изготовление модели действующего транспортера. Анализ изготовленной модели, ее
усовершенствование по заданным условиям.
1
0
1
https://resh.edu.ru/.
Итого:
34
1
17
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
1
Количество часов
Дата
изучения
всего
контрольные
работы
практические
работы
Взаимное расположение предметов в
пространстве и на плоскости (выше—ниже,
слева—справа, сверху—снизу, ближе—
дальше, между и пр.).
Точка. Линия. Изображение точки илиниина
бумаге.
1
0
0
2
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Прямая. Кривая
линия.Луч.
1
0
0
3
Прямая. Кривая линия. Луч.
1
0
0
18.09.2025
4.
Прямая. Кривая линия. Луч.
1
0
0
25.09.2025
5
Прямая. Кривая линия. Луч.
1
0
0
02.10.2025
6
Отрезок.
1
0
0
09.10.2025
7
Отрезок.
1
0
0
16.10.2025
8
Отрезок.
1
0
0
23.10.2025
9
Обозначение геометрических фигур
буквами.
1
0
1
10
Конструирование модели самолета изполосок
бумаги. Конструирование аппликации
песочницы.
1
0
1
11
Изготовление геометрического набора
треугольников.Аппликации.
1
0
1
12
Знакомствос латинским алфавитом
1
0
0
13
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Угол. Прямой
угол.
1
0
0
14
Прямойугол.
1
0
0
15
Виды углов: прямой, тупой, острый.
1
0
0
18.12.2025
16
Ломаная. Длина ломаной.
1
0
0
25.12.2025
17
Ломаная. Длина ломаной.
1
0
0
15.01.2026
04.09.2025
11.09.2025
06.11.2025
13.11.2025
20.11.2025
27.11.2025
04.12.2025
11.12.2025
18
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Многоугольник.
1
0
0
19
Многоугольник.
1
0
0
20
Прямоугольник.
1
0
0
05.02.2026
21
Квадрат.Единицы длины см, дм, м.
1
0
0
12.02.2026
22
Квадрат.Единицы длины см, дм, м.
1
0
0
26.02.2026
23
Упражнениядля закрепления.
1
0
0
05.03.2026
24
Продолжи начатый узор.
1
0
1
25
Продолжи начатый узор.
1
0
1
26
Работа с конструктором.
1
0
0
27
Работа сконструктором.
1
0
1
28
Сравнениеотрезковналожением, сравнение
отрезков с помощью циркуля.
1
0
0
29
Сравнениеотрезковналожением, сравнение
отрезков с помощью циркуля.
1
0
0
30
«Изготовление геометрического набора
треугольников».Аппликации.
1
0
1
31
Контрольнаяработа за курс “Нагляднаягеометрия» 1
1 класс (промежуточная аттестация)
1
0
32
Сантиметр.
1
0
0
33
Оригами. Гриб.
1
0
1
33
1
8
Итого:
22.01.2026
29.01.2026
12.03.2026
19.03.2026
02.04.2026
09.04.2026
16.04.2026
23.04.2026
30.04.2026
07.05.2026
14.05.2026
21.05.2026
2 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
1
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Углы. Виды
углов.
Количество часов
Дата изучения
всего
контрольные
работы
практические
работы
1
0
0
04.09.2025
11.09.2025
2
Отрезок.Длинаотрезка.Ломаная.
1
0
0
3
Отрезок.Длинаотрезка.Ломаная.
1
0
0
4
Отрезок.Длинаотрезка.Ломаная.
1
0
0
5
Отрезок.Длинаотрезка.Ломаная.
1
0
0
6
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Прямоугольник.
1
0
0
09.10.2025
7
Прямоугольник.
1
0
0
16.10.2025
8
Прямоугольник.
1
0
0
9
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Квадрат.
1
0
0
06.11.2025
10
Квадрат.
1
0
0
13.11.2025
11
Квадрат.
1
0
0
12
Квадрат. Единицы длины (мм, см, дм, м,км).
1
0
0
27.11.2025
13
Преобразование фигур.
1
0
1
04.12.2025
14
Построение прямоугольника на
нелинованной бумаге.
1
0
0
11.12.2025
15
Работа с циркулем. Разметка.
1
0
0
18.12.2025
16
Работа с бумагой. Изготовление
аппликаций.
1
0
1
25.12.2025
17
Работа с бумагой. Изготовление
аппликаций.
1
0
1
15.01.2026
18
Работа с бумагой. Изготовление
подставки для кисточек
1
0
1
22.01.2026
19
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Окружность.
Круг.
1
0
1
29.01.2026
20
Взаимное расположение предметов в
пространстве и на плоскости (выше—ниже,
слева—справа, сверху—снизу, ближе—
дальше, между и пр.).
Окружность. Круг.
1
0
0
05.02.2026
21
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
12.02.2026
22
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
23
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
24
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
18.09.2025
25.09.2025
02.10.2025
23.10.2025
20.11.2025
19.02.2026
26.02.2026
05.03.2026
12.03.2026
25
Окружность. Круг. Диаметр, радиус.
1
0
0
26
Изготовление ребристого шара.
1
0
1
19.03.2026
27
Работа с конструктором
1
0
1
02.04.2026
28
Изготовление аппликации «Цыпленок»
1
0
1
09.04.2026
29
Изготовление закладки для книг
1
0
1
16.04.2026
30
Изготовление аппликации
«Автомобиль»
1
0
1
23.04.2026
31
Контрольная работа за курс «Наглядная
геометрия» 2 класс (промежуточная
аттестация)
1
1
0
30.04.2026
32
Изготовление аппликации «Трактор с
тележкой»
1
0
1
07.05.2026
33
Изготовление аппликации «Воздушныйзмей» 1
0
1
14.05.2026
34
Оригами «Щенок», «Жук» по выбору
1
0
1
21.05.2026
34
1
13
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
3 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
1.
Количество часов
Дата изучения
всего
контрольные
работы
практические
работы
Повторение пройденного. Отрезок.
Построение отрезка, равного заданному с
использованием циркуля (без изменения его
длины). Многоугольники.
1
0
0
04.09.2025
2.
Повторение пройденного. Отрезок.
Построение отрезка, равного заданному с
использованием циркуля (без изменения его
длины). Многоугольники.
1
0
0
11.09.2025
3.
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Треугольник.
Виды треугольников по сторонам:
разносторонний и равнобедренный
(равносторонний)
1
0
0
18.09.2025
4.
Построение треугольника по трем сторонам,
заданным их длинами. Соотношение между
сторонамитреугольника.
1
0
0
25.09.2025
5.
Построение треугольника по трем сторонам,
заданным их длинами. Соотношение между
сторонамитреугольника.
1
0
0
02.10.2025
6.
Взаимное расположение предметов в
пространстве и на плоскости (выше—ниже,
слева—справа, сверху—снизу, ближе—
дальше, между и пр.).
Конструированиефигур изтреугольников.
1
0
0
09.10.2025
7.
Виды треугольников по углам:
прямоугольный, остроугольный,
тупоугольный.
1
0
0
16.10.2025
8.
Представления о развертке правильной
треугольнойпирамиды (на базе вырезанного
равностороннего треугольника, разделенного его
средними линиями на 4 равных равносторонних
треугольника)
1
0
0
23.10.2025
9.
Распознавание и изображение
геометрических фигур.
Изготовление модели правильной треугольной
пирамиды из двух бумажныхполосок,
разделенных на 4 равных равносторонних
треугольника
(способобертывания)
1
0
1
06.11.2025
10.
Изготовление избумажных полосигрушки
(флексагон – «гнущийся многоугольник»)
1
0
1
13.11.2025
11.
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Периметр
многоугольника. Периметр
прямоугольника(квадрата).
1
0
0
20.11.2025
12.
Свойства диагоналей прямоугольника.
Составление прямоугольников (квадратов)из
данных частей (выбор трех нужных частей
изпяти предложенных).
1
0
1
27.11.2025
13.
Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на
нелинованной бумаге. С
использованиемсвойствего диагоналей.
1
0
1
04.12.2025
14.
Чертеж Изготовление по
чертежуаппликации «Домик»
1
0
1
11.12.2025
15.
Закрепление пройденного.
1
0
1
18.12.2025
16.
Изготовление по чертежуаппликации
«Бульдозер»
1
0
1
25.12.2025
17.
Изготовление по технологической карте
композиции «Яхты вморе»
1
0
1
15.01.2026
18.
Площадь фигуры. Единицы площади.
Площадь прямоугольника (квадрата)
Единицы длины (мм, см, дм, м, км).
1
0
0
22.01.2026
19.
Площадь прямоугольного треугольника.
1
0
0
29.01.2026
20.
Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4,8
равныхчастей.
1
0
0
05.02.2026
21.
Изготовление многолепесткового цветка из
цветной бумаги с использованием умений
учащихсяделить круг на 8равных частей.
1
0
1
12.02.2026
22.
Делениеокружности (круга) на 3, 6, 12равных
частей.
1
0
0
19.02.2026
23.
Изготовление модели часов с круглым
1
циферблатом с использованием умений учащихся
делить круг на 12 равных частей.
0
1
26.02.2026
24.
Взаимное расположение предметов в
пространстве и на плоскости (выше— ниже,
слева—справа, сверху—снизу, ближе—
дальше, между и пр.). Взаимноерасположение
окружностей на плоскости.
1
0
0
05.03.2026
25.
Деление отрезка пополам с помощьюциркуля и 1
линейки без деления (без измерениядлины
отрезка)
0
0
12.03.2026
26.
Распознавание и изображение
геометрических фигур. Взаимное
расположениефигур на плоскости.
1
0
0
19.03.2026
27.
Изготовление аппликации «Паровоз» с
предварительнымизготовление чертежа по
рисунку.
1
0
1
02.04.2026
28.
Изготовление набора для геометрической игры
«Танаграм». Составление различныхфигур из
всехее элементов.
1
0
1
09.04.2026
29.
Изготовление из бумагиспособом оригами.
1
0
1
16.04.2026
30.
Техническое моделирование. Знакомство с
транспортирующими машинами: их назначение,
особенности, устройство, использование.
1
0
1
23.04.2026
31.
Изготовление издеталейконструктораподъемного 1
крана.
0
1
30.04.2026
32.
Контрольная работа за курс «Наглядная
геометрия» 3 класс (промежуточная
аттестация).
1
0
07.05.2026
1
33.
Изготовление модели действующего
транспортера. Анализ изготовленной модели, ее
усовершенствование по заданнымусловиям.
1
0
1
14.05.2026
34.
Изготовление модели действующего
транспортера. Анализ изготовленной модели, ее
усовершенствование по заданнымусловиям.
1
0
1
21.05.2026
34
1
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Волкова С.И. «Математика и конструирование» 1 класс Учебное пособие для
ученика Просвещение, 2022г.
Волкова С.И. «Математика и конструирование» 2 класс Учебное пособие для ученика
Просвещение, 2022г.
Волкова С.И. «Математика и конструирование» 3 класс Учебное пособие для ученика.
Просвещение, 2022г. Волкова С.И. «Математика и конструирование» 4 класс Учебное пособие для ученика.
Просвещение, 2022г.
Истомина А.В. Редько З.Б. Математика и информатика «Наглядная геометрия» Тетрадь
ученика Просвещение/Бином ,2021г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Волкова С.И. «Математика и конструирование» Пособие для учителяПросвещение,
2022г.
Жильцова Т.В, Обухова А.А. «Наглядная геометрия» Пособие для учителя 1-4 класс. Вако,
2004 г.
Белошистая А.В. «Наглядная геометрия» Пособие для учителя. КлассикСтиль; 2004г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/. Российская электронная школа
https://www.mos.ru/city/projects/mesh/
https://www.mos.ru/city/projects/mesh/
Московская электронная школа
https://education.yandex.ru/home/ Яндекс-учебник
https://uchi.ru/ Учи.ру
https://foxford.ru/ Фоксфорд
http://akademkniga.ru/ Академия –учебник
https://interneturok.ru/ видеопортал