АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ГЕОГРАФИЯ» 5-9 КЛАССЫ
(ФГОС ООО).
Рабочая
программа
учебного
предмета
«география»
(далее
Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" с изменениями;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации «Об утверждении ФГОС ООО» № 287 от 31 мая
2021;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 370 от 18
мая 2023 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023
№ 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных
стандартов основного общего образования и среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024
№ 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской
стандартов
Федерации,
начального
касающиеся
общего
федеральных
образования
и
государственных
основного
общего
образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024
№ 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.10.2024 №
704
«О
внесении
просвещения
изменений
Российской
в
некоторые
Федерации,
приказы
Министерства
касающиеся
федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025
№ 467 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»;
Основной образовательной программой среднего общего образования МАОУ
СОШ № 5, утвержденной приказом от 29.08.2025 № 80-од;
Уставом МАОУ СОШ № 5 МО Карпинск;
Учебным планом по реализации основной общеобразовательной программы
среднего общего образования на 2025-2026 учебный год, утвержденным
приказом № 81-од от 29.08.2025 г.
Основная цель географии в системе общего образования —
сформировать у учащихся умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного
поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
•
формирование системы географических знаний как компонента
научной картины мира;
•
познание на конкретных примерах многообразия современного
географического пространства на разных его уровнях (от локального до
глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
•
познание характера, сущности и динамики главных природных,
экологических,
социально-экономических,
геополитических
и
иных
процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
•
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества
на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого
развития в масштабах России и мира;
•
понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья
человека от географических условий проживания;
•
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая
различные виды её географического положения, природу, население,
хозяйство,
регионы,
особенности
природопользования
в
их
взаимозависимости;
•
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в
географических знаниях, а также формирование у них отношения к
географии как возможной области будущей практической деятельности;
•
формирование навыков и умений безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
В основу данной программы положен системно - деятельностный
подход к образованию, направленный на:
-
формирование
готовности
к
саморазвитию
и
непрерывному
образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей
обучающихся.
Важными аспектами системно-деятельностного подхода является
ориентация на результаты образования и гарантированности их достижения.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной
среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии
социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения
мира
личности
деятельности,
обучающегося,
формирование
его
его
активной
готовности
учебно-познавательной
к
саморазвитию
и
непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм
общения при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его
логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание
примерной программы по географии для основной школы структурировано в
виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в
каждом из которых выделяются тематические разделы.
Рабочая программа География разработана в соответствии с учебным
планом для ступени основного общего образования. География в основной
школе изучается с 5 класса по 9 класс. Нормативный срок освоения
программы учебного предмета география на этапе основного общего
образования составляет 5 лет. Общее число учебных часов за пять лет
обучения — 280, из них по 35 ч (в неделю) в 5 и 6 классах, по 70 ч (2 ч в
неделю) в 7 и 8, 68 часов в 9 классах. Продолжительность учебного года 5-8
класс не менее 35 недель, в 9-х классах – 34 недели. Продолжительность
урока 40 минут.
Основной формой обучения является урок:
урок овладения новыми знаниями;
урок формирования и совершенствования умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок закрепления и повторения знаний;
контрольно – проверочный урок;
комбинированный урок,
интегрированный урок.
Методы обучения:
словесный;
наглядный;
практический;
репродуктивный;
частично – поисковый (эвристический);
информационно-развивающий;
метод проблемного изложения.
Список приложений.
1.
Система оценки достижения планируемых результатов.
2.
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
3.
Итоговые контрольные работы.
4.
Тематика проектной деятельности.