Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогический совет Директор МАОУ СОШ №5 МАОУ СОШ №5 _____________О.В. Сафронова Протокол № 8 от 26 августа 2024г. Приказ № 94 - од от 26 августа 2024г. Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ №5 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Технология проведения лабораторных исследований в физике» для 11 класса Город Карпинск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая и документальная основа: Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и изменениями, приказ от 29.12.2014 г.№ 1644 письма Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.) Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28); № 08-1189 «Методические рекомендации по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов»; Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 5 от 26.08.2021г. №76-од) Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска; Статус документа Данный внеурочный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений физико-математического профиля. В процессе обучения школьники познакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями ученых, расширят свои представления об экспериментальном методе познания в физике, роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, взаимосвязи теории и эксперимента, научатся выполнять некоторые фундаментальные опыты с использованием физических приборов, что будет способствовать формированию у них экспериментальных учений. В программе определен перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается: стандартным школьным лабораторным оборудованием для проведения демонстраций, лабораторных работ и практических занятий – 15 комплектов; цифровой лабораторией по физике – 12 комплектов; методическим руководством по работе с цифровой лабораторией – 12 печатных изданий. Основные задачи курса: дать представление о цикле научного познания, место эксперимента в нем, coотношении теории и эксперимента, роли и месте фундаментальных опытов в истории развития физической науки; истории развития физики; научной деятельности ученых и биографиях ученых, а также о роли фундаментальных опытов в научно-технологическом прогрессе; научить планировать эксперимент; отбирать приборы для выполнения эксперимента; выполнять эксперимент; применять математические методы к решению теоретических задач; работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами, средствами дистанционного образования), готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; готовить и представлять эксперимент, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий; участвовать в дискуссии; сформировать у учащихся научное мировоззрение; способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию. При этом основными формами обучения должны стать семинары, практические занятия по выполнению лабораторных работ и решению задач. Учащиеся самостоятельно ищут информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, подбирают кино- и видеофильмы, диафильмы и слайды, компьютерные программы. При выполнении лабораторных работ как с реальными физическими приборами, так и с компьютерными моделями организуется исследовательская деятельность по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся осуществляют все этапы этой деятельности: от постановки задачи, выдвижения гипотезы или гипотез, планирования эксперимента, выбора средств выполнения эксперимента, сборки установки, наблюдений и измерений, фиксации результатов эксперимента до анализа результатов эксперимента и выводов. При этом в зависимости от владения учащимися исследовательским методом степень самостоятельности при ее осуществлении и характер помощи со стороны учителя могут быть различными. Помимо исследовательского метода целесообразно использование частичнопоискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационноиллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам; проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений; использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости; учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; 2. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФИЗИКЕ» В 11 КЛАССЕ (34 часов, 1 ч./нед.) 1. Фундаментальные опыты в электродинамике (9 ч) Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию. Опыты Рикке, Иоффе, Милликена, Мандельштамма, Папалекси, Толмена, Стюарта, лежащие в основе электронной теории проводимости. Опыты Ома, позволившие установить закон постоянного тока. Различие между ролью фундаментальных опытов в науке и в процессе изучения основ наук. Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Опыты Герца по излучению и приему электромагнитных волн. Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории в структуре физической теории. 2. Фундаментальные опыты в оптике (12 ч) Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света. Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света. Проблема скорости света в физической науке Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света. 3. Фундаментальные опыты в квантовой физике (8 ч) Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Oпыты Лебедева по измерению давления света. Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора. Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления. 4. Обобщение курса (5 ч) 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС (34 часа, 1 ч./нед.) № Тема Основное содержание по темам Кол-во часов Фундаментальные опыты в электродинамике (9 ч) 1 Опыты Ома, позволившие Изучение зависимости сопротивления установить закон провода от длины и площади поперечного постоянного тока. Различие сопротивления между ролью Изучение распределения напряжений в фундаментальных опытов в цепи с последовательным соединением науке и в процессе участков, состоящих из разных элементов изучения основ наук. Изучение распределения токов в цепи с параллельным и последовательным соединением. Изучение свойств полупроводникового диода Изучение протекания тока в цепи, содержащий конденсатор 2 Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Изучение зависимости силы Ампера от силы тока Наблюдение явления электромагнитной индукции Изучение трансформатора 3 3 Излучение и прием электромагнитных волн Опыты Герца по излучению и приему электромагнитных волн. 1 5 Фундаментальные опыты в оптике (12 ч) 4 Физическая теория и опыты Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории в структуре физической теории. 1 5 Краткая история развития учения о свете. Наблюдение изображения предмета в плоском зеркале Получение изображений различного типа с помощью собирающей линзы Изучение коэффициента линейного увеличения собирающей линзы при получении действительного изображения 3 6 Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Измерение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы 1 7 Опыты Ньютона по дисперсии и Получение спектра излучения светодиода при помощи дифракционной решётки 2 интерференции света. 8 Поляризация света Опыты Юнга по поляризации света. 2 9 Скорость света Проблема скорости света в физической науке Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света. 3 Фундаментальные опыты в квантовой физике (8 ч) 10 Квантовая теория Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. 2 11 Фотоэффект и давление света Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта Oпыты Лебедева по измерению давления света. 2 12 Строение атома Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома Опыты Франка и Герца и модель атома Бора. 2 13 Современная наука Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления. 2 14 Обобщение курса 5 Всего: 34