Рабочая программа Технология проведения лабораторных исследований в физике 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет

Директор МАОУ СОШ №5

МАОУ СОШ №5

_____________О.В. Сафронова

Протокол № 8 от 26 августа 2024г.

Приказ № 94 - од
от 26 августа 2024г.

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Технология проведения лабораторных исследований в физике»
для 11 класса

Город Карпинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая и документальная основа:
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Нормативно-правовое
обеспечение
реализации
внеурочной
деятельности
осуществляется на основе следующих нормативных документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897
«Об утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и изменениями, приказ от
29.12.2014 г.№ 1644
 письма Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28);
 № 08-1189 «Методические рекомендации по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»;
 Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ № 5 от 26.08.2021г. №76-од)
 Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;
Статус документа
Данный
внеурочный
курс
предназначен
для
учащихся
11
класса
общеобразовательных учреждений физико-математического профиля. В процессе
обучения школьники познакомятся с историей развития физики, становлением и
эволюцией физической науки, с биографиями ученых, расширят свои представления об
экспериментальном методе познания в физике, роли и месте фундаментального
эксперимента в становлении физического знания, взаимосвязи теории и эксперимента,
научатся выполнять некоторые фундаментальные опыты с использованием физических
приборов, что будет способствовать формированию у них экспериментальных учений. В
программе определен перечень демонстраций, лабораторных работ и практических
занятий.
Реализация программы обеспечивается:
 стандартным школьным лабораторным оборудованием для проведения
демонстраций, лабораторных работ и практических занятий – 15 комплектов;
 цифровой лабораторией по физике – 12 комплектов;
 методическим руководством по работе с цифровой лабораторией – 12 печатных
изданий.

Основные задачи курса:
 дать представление о цикле научного познания, место эксперимента в нем,
coотношении теории и эксперимента, роли и месте фундаментальных опытов в
истории развития физической науки; истории развития физики; научной
деятельности ученых и биографиях ученых, а также о роли фундаментальных
опытов в научно-технологическом прогрессе;
 научить планировать эксперимент;
 отбирать приборы для выполнения эксперимента;
 выполнять эксперимент;
 применять математические методы к решению теоретических задач;
 работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной,
научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами,
средствами дистанционного образования), готовить сообщения и доклады,
оформлять и представлять их;
 готовить и представлять эксперимент, использовать технические средства обучения
и средства новых информационных технологий;
 участвовать в дискуссии;
 сформировать у учащихся научное мировоззрение;
 способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.
При этом основными формами обучения должны стать семинары, практические
занятия по выполнению лабораторных работ и решению задач. Учащиеся самостоятельно
ищут информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент,
подбирают кино- и видеофильмы, диафильмы и слайды, компьютерные программы.
При выполнении лабораторных работ как с реальными физическими приборами, так и
с компьютерными моделями организуется исследовательская деятельность по
экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся
осуществляют все этапы этой деятельности: от постановки задачи, выдвижения гипотезы
или гипотез, планирования эксперимента, выбора средств выполнения эксперимента,
сборки установки, наблюдений и измерений, фиксации результатов эксперимента до
анализа результатов эксперимента и выводов. При этом в зависимости от владения
учащимися исследовательским методом степень самостоятельности при ее осуществлении
и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частичнопоискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационноиллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся
отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:

 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления







существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия,
а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты

 демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в
практической деятельности людей;
 устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;
 использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически ее оценивая;
 различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение
гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории),
демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
 проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая
измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход
измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную
погрешность по заданным формулам;
 проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров,

характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом
погрешности измерений;
 использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
 использовать для описания характера протекания физических процессов физические
законы с учетом границ их применимости;
 учитывать границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;

2. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФИЗИКЕ» В 11 КЛАССЕ
(34 часов, 1 ч./нед.)
1. Фундаментальные опыты в электродинамике (9 ч)
Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию. Опыты Рикке, Иоффе,
Милликена, Мандельштамма, Папалекси, Толмена, Стюарта, лежащие в основе
электронной теории проводимости. Опыты Ома, позволившие установить закон
постоянного тока. Различие между ролью фундаментальных опытов в науке и в процессе
изучения основ наук.
Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Опыты Герца по излучению
и приему электромагнитных волн. Фундаментальные опыты как подтверждение следствий
теории в структуре физической теории.
2. Фундаментальные опыты в оптике (12 ч)
Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой
возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света. Опыты
Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света.
Проблема скорости света в физической науке Астрономические наблюдения и
лабораторные опыты по измерению скорости света.
3. Фундаментальные опыты в квантовой физике (8 ч)
Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения.
Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Oпыты Лебедева
по измерению давления света.
Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты
Франка и Герца и модель атома Бора.
Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления.
4. Обобщение курса (5 ч)

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
(34 часа, 1 ч./нед.)
№

Тема

Основное содержание по темам

Кол-во
часов

Фундаментальные опыты в электродинамике (9 ч)
1

Опыты Ома, позволившие  Изучение зависимости сопротивления
установить закон
провода от длины и площади поперечного
постоянного тока. Различие
сопротивления
между ролью
 Изучение распределения напряжений в
фундаментальных опытов в
цепи с последовательным соединением
науке и в процессе
участков, состоящих из разных элементов
изучения основ наук.
 Изучение распределения токов в цепи с
параллельным и последовательным
соединением.
 Изучение свойств полупроводникового
диода
 Изучение протекания тока в цепи,
содержащий конденсатор

2

Опыты Ампера, Эрстеда и
Фарадея по
электромагнетизму.

 Изучение зависимости силы Ампера от
силы тока
 Наблюдение явления электромагнитной
индукции
 Изучение трансформатора

3

3

Излучение и прием
электромагнитных волн

Опыты Герца по излучению и приему
электромагнитных волн.

1

5

Фундаментальные опыты в оптике (12 ч)
4

Физическая теория и
опыты

Фундаментальные опыты как подтверждение
следствий теории в структуре физической
теории.

1

5

Краткая история развития
учения о свете.

 Наблюдение изображения предмета в
плоском зеркале
 Получение изображений различного типа с
помощью собирающей линзы
 Изучение коэффициента линейного
увеличения собирающей линзы при
получении действительного изображения

3

6

Опыты, послужившие
основой возникновения
волновой теории света.

Измерение фокусного расстояния и
оптической силы рассеивающей линзы

1

7

Опыты Ньютона по
дисперсии и

Получение спектра излучения светодиода при
помощи дифракционной решётки

2

интерференции света.
8

Поляризация света

Опыты Юнга по поляризации света.

2

9

Скорость света

 Проблема скорости света в физической
науке
 Астрономические наблюдения и
лабораторные опыты по измерению
скорости света.

3

Фундаментальные опыты в квантовой физике (8 ч)
10 Квантовая теория

Зарождение квантовой теории.
Экспериментальное изучение теплового
излучения.

2

11 Фотоэффект и давление
света

 Опыты Столетова и Герца по изучению
явления и законов фотоэффекта
 Oпыты Лебедева по измерению давления
света.

2

12 Строение атома

 Опыты Резерфорда по зондированию
вещества и модель строения атома
 Опыты Франка и Герца и модель атома
Бора.

2

13 Современная наука

Фундаментальные опыты и формирование
нового стиля научного мышления.

2

14 Обобщение курса

5
Всего:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».