Рабочая программа Сочинение законы и секреты мастерства 10-11 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 94 - од
от 26 августа 2024г.

СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 8 от 26 августа 2024г.

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Сочинение: законы и секреты мастерства»
для 10-11 классов

Город Карпинск

«Сочинение: законы и секреты мастерства»

Пояснительная записка
Программа

курса

разработана

в

соответствии

со

следующими

нормативными

документами:


Федеральный компонент основного общего среднего образования, утвержденным
приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004 года;



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении
изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г.
(зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный №33604);



Информационное

письмо

Минобрнауки

России

«Об

итоговом

сочинении

(изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08;


Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 «О документах по организации и
проведению итогового сочинения (изложения)»;





Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ № 5 приказ № 105-од от 28.08.2023 г. (с изменениями и дополнениями
приказ № 94-од от 26.08.2024 г.)
Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;



Учебным планом на 2024-2025 учебный год утвержден приказом № 94-од от
26.08.2024 г.
Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих

целей:


воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и

самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам
добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга;
формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;


освоение художественных текстов; овладение знаниями о русской и

мировой художественной литературе; создание общего представления об историколитературном

процессе,

о

единстве

этических

и

эстетических

ценностей,

составляющих духовную культуру нации; дальнейшее знакомство с творчеством
русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями зарубежной
литературы и литературы народов России;


совершенствование умений анализа и интерпретации литературного

произведения

как

художественного

целого

в

его

историко-литературной
2

обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; углубление
эстетического восприятия литературных произведений;


развитие

познавательных

интересов

и

коммуникативно-эстетических

способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной
деятельности учащихся; потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы; художественного вкуса;


формирование читательской культуры, умений написания сочинений

различных типов; навыков владения устной и письменной речью, развитие
потребности

в

самообразовании,

в

решении

задач

информационного

самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с
книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании
его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом.
Сочинение – это
свидетельствует

о

его

самостоятельная творческая работа
читательской

культуре,

учащихся, которая

познавательных

интересах

и

коммуникативно-эстетических способностях. Умение рассуждать и думать – важнейшая
из компетенций, которыми должен овладеть выпускник средней школы, претендующий на
получение аттестата социальной, интеллектуальной и эмоциональной зрелости. Именно
поэтому сочинение вновь занимает важнейшее место среди форм контроля

знаний

учащихся при изучении литературы.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в
написании сочинения по литературе, овладении речью, законами построения логичного
текста, что, несомненно,

пригодится учащимся не только при написании итогового

сочинения, но и при выполнении задания части 2 единого государственного экзамена по
литературе. Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и
доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения
отечественной и мировой литературы, владение речью.
Курс

внеурочной деятельности представлен для обучающихся 10-11 классов

общеобразовательной школы и рассчитан на 35 часа (1 час в неделю) в 10 классе, на 34
часа (1 час в неделю) в 11 классе.
3

Организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Реализация данной программы предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного
процесса. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с
учащимися. Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно,
итоговой работой является написание сочинения и выполнение задания части 2 ЕГЭ по
литературе.
К концу обучения курса учащиеся должны уметь:


самостоятельно анализировать поэтическое, прозаическое и драматическое

произведение;


самостоятельно анализировать эпизод из произведения;



самостоятельно написать сочинение на заданную тему в любом жанре.
Планируемые результаты освоения курса

Использование данного курса в 11 классе направлено на достижение обучащимися
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Сочинение: законы и секреты
мастерства» являются следующие умения учащихся:


понимание произведений русской литературы как одной из основных

национально-культурных ценностей;


осознание эстетической ценности художественного слова писателей;



стремление к речевому самосовершенствованию;



достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и

чувств в процессе написания сочинения;


способность к самооценке на основе анализа художественных произведений;



использование для решения познавательных и коммуникативных задач

различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и
др.).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:

4



умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
выводы;


умение

самостоятельно

организовывать

собственную

деятельность,

оценивать ее;


умение работать с разными источниками информации, находить ее,

анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1.

В познавательной сфере:



понимание ключевых проблем изученных произведений;



понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;



умение

анализировать

литературное

произведение:

определять

его

принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;


определение

в

произведении

элементов

сюжета,

композиции,

изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения;


владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе

литературного произведения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:


приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и

культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;


формулирование собственного

отношения к

произведениям русской

литературы, их оценка;


понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней.

3. В коммуникативной сфере


умение пересказывать прозаические произведения с использованием

образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа;

5

написание сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений.
Содержание курса для 10 класса
1.Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.
2. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы,
соответствие определённой стилистике.
4. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
5. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа.
6. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад
сочинением.
7. Структура

сочинения.

Вступительная

часть

сочинения.

Виды

вступлений

(историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
8.Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
9.Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
10.Редактирование текста сочинения

Содержание учебного курса в 11 классе
1. Требования к итоговому сочинению по литературе (1 час). Требования к содержанию и
построению сочинения. Критерии оценки сочинения.
2. Жанры школьных сочинений (1 час). Рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный
жанр.
3. Правила работы над сочинением (1 час) Как выбрать тему для сочинения. Как работать
с черновиком и планом сочинения.
4. Композиция и логика рассуждения при написании сочинения (2 часа). Работа над
композицией сочинения. Как писать вступление. Как писать основную часть сочинения.
Как писать заключение.
5. Практическое занятие (1 час). Анализ сочинений по критерию «Композиция и логика
рассуждения».
6. Комментарий основной проблемы исходного текста (2 часа). Типичные ошибки,
связанные с написанием комментария к проблеме исходного текста.
7. Практическое занятие (1 час). Анализ сочинений по определению ошибок, связанных с
пониманием комментария проблемы.
6

8. Позиция автора и способы её выражения. (2 часа). Определение авторской позиции.
Изобразительно-выразительные

средства

языка

для

понятия

авторской

позиции.

Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
9. Практическое занятие (1 час). Анализ сочинений по выявлению ошибок в определении
авторской позиции.
10. Аргументация. Привлечение литературного материала (2 часа). Приемы привлечения
текста литературного источника в работе над сочинением. Как работать над речевым
оформлением сочинения.
11. Практическое занятие (1 час). Анализ сочинений по критерию «Аргументация.
Привлечение литературного материала».
Как работать над речевым оформлением сочинения (1 час). Общие требования к языку и
стилю сочинения. Использование разнообразной лексики и различных грамматических
конструкций при написании сочинения. Употребление литературоведческих терминов,
исключение речевых штампов. Точность и выразительность речи. Типичные ошибки.
13. Практическое занятие (1 час). Анализ сочинений по критерию «Качество письменной
речи».
14. Особенности эпического произведения (1 час). Составление схемы анализа
прозаического произведения.
15. Практическое занятие (2 часа). Анализ рассказа А.П. Платонова «Возвращение».
16. Особенности лирического произведения (1 час). Составление схемы анализа
лирического произведения.
17. Практическое занятие (1 час). Анализ стихотворений поэтов Серебряного века.
18. Специфика драматического произведения (1 час.) Составление схемы анализа
драматического произведения.
19. Практическое занятие (2 часа). Анализ драматического произведения.
20. Особенности сочинения-характеристики героя (2 часа).
персонаж,

повествователь,

лирический

герой.

Понятия: герой, образ,

Сравнительная

характеристика

литературных героев. Групповая характеристика литературных героев.
21. Практическое занятие (1 час). Написание сочинения-характеристики героя.
22. Роль эпизода в художественном произведении (1 час). Схема анализа эпизода. Работа
над эпизодом при анализе художественного произведения.
23. Практическое занятие (2 часа). Роль эпизода по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Тема 24. Написание

сочинений на свободную тему (1 час).

Работа над содержанием

сочинений на свободную тему, раскрывающую социальные, нравственные, этико-философские
понятия на примере произведений русской литературы по выбору учащихся.
7

Тема 25. Практическое занятие (2 часа). Обучающее сочинение по повести В.П. Астафьева
«Прощание с Матёрой».
Тематическое планирование в 10 классе
№ п/п

Тема

1

Требования к сочинению на
литературную тему. Критерии
оценивания.
Сочинение
как
текст.
Основные признаки текста.
Сбалансированность
частей
работы,
соответствие
определённой стилистике.
Сочинение
как
текст.
Основные признаки текста.
Сбалансированность
частей
работы,
соответствие
определённой стилистике
Теоретико-литературные
понятия и их роль в
подготовке к экзаменам по
литературе.
Основные
литературоведческие понятия
в
формулировках
тем
сочинений.
Теоретико-литературные
понятия и их роль в
подготовке к экзаменам по
литературе.
Основные
литературоведческие понятия
в
формулировках
тем
сочинений.
Классификация сочинений по
проблематике, тематике и
жанрам. Своеобразие жанров.
Зависимость
структуры
сочинения от его типа.

1

Составление плана, опорной таблицы
по лекции учителя.

1

Работа
в
группах:
отбор
фактического материала и его
структурирование в зависимости от
жанра.
Обсуждение результатов работы.
Работа
в
группах:
отбор
фактического материала и его
структурирование в зависимости от
жанра.
Обсуждение результатов работы
Составление
алгоритма,
схемыкластера работы над сочинением.

Классификация сочинений по
проблематике, тематике и
жанрам. Своеобразие жанров.
Зависимость
структуры
сочинения от его типа.

1

2

3

4

5

6

7

8

Основные виды деятельности учащихся
Кол-во
часов

1

1

1

1
Выбор темы сочинения. Выбор
эпиграфа. Цитирование.
Развёрнутый план работы над
сочинением.

Составление
алгоритма,
схемыкластера работы над сочинением.

Составление плана, опорной таблицы
по лекции учителя.
Работа в группах: комментирование
текста
с точки зрения его
композиции и логики
выстраивания рассуждения.
Классификация
сочинений
по
проблематике, тематике и жанрам.
Своеобразие жанров. Зависимость
структуры сочинения от его типа.
Работа в группах: анализ структуры
сочинений;
составление
плана
сочинения;
совершенствование
сочинений.
Обсуждение результатов работы.
8

9

Выбор
темы
сочинения.
Выбор
эпиграфа.
Цитирование.
Развёрнутый
план работы над сочинением.

1

10

1

12

Структура
сочинения.
Вступительная
часть
сочинения. Виды вступлений
(историческое,
историколитературное, аналитическое
или
проблемное,
биографическое,
сравнительное,
публицистическое,
лирическое). Заключительная
часть сочинения.
Структура
сочинения.
Вступительная
часть
сочинения. Виды вступлений
(историческое,
историколитературное, аналитическое
или
проблемное,
биографическое,
сравнительное,
публицистическое,
лирическое). Заключительная
часть сочинения.
Практическая работа

13

Практическая работа

1

14

Аргументация. Способы ввода
аргументов в текст сочинения.
Аргументация. Способы ввода
аргументов в текст сочинения.
Практическая работа.
Сочинение-рассуждение,
сочинение-эссе.
Практическая работа.
Сочинение-рассуждение,
сочинение-эссе.

1

11

15

16

17

18

19

Выражение собственной
позиции. Использование
клише при написании
сочинения.
Выражение
собственной

Работа в группах: анализ структуры
сочинений;
составление
плана
сочинения;
совершенствование
сочинений.
Обсуждение результатов работы.
Работа
в
парах:
отработать
вступление
и
заключение;
сформулировать основную проблему
текста и определить авторское
отношение к ней на основании
прилагаемой таблицы.

1

Работа
в
парах:
отработать
вступление
и
заключение;
сформулировать основную проблему
текста и определить авторское
отношение к ней на основании
прилагаемой таблицы.

1

Анализ
текстов
сочинений,
нахождение ошибок в интерпретации
основной проблемы и исправление
этих ошибок, комментирование их.
Анализ
текстов
сочинений,
нахождение ошибок в интерпретации
основной проблемы и исправление
этих ошибок, комментирование их
Лекция с элементами практической
деятельности учащихся.
Лекция с элементами практической
деятельности учащихся
Индивидуальная
работа
по
написанию сочинения

1

1

1

Индивидуальная
работа
написанию сочинения

по

1

Работа в группах: вычленение из
текста
авторской
позиции,
комментирование её на основе
предложенных текстов.

1

Работа в группах: вычленение из
9

20

позиции.
Использование
клише
при
написании
сочинения.
Речевое
оформление.
Обоснованное использование
средств выразительности.

1

текста
авторской
позиции,
комментирование её на основе
предложенных текстов.
Работа в группах: работа над
примерами
из
текстов
художественной литературы, подбор
аргументов.
Работа в группах: работа над
примерами
из
текстов
художественной литературы, подбор
аргументов.

21

Речевое
оформление.
Обоснованное использование
средств выразительности.

1

22

Редактирование
сочинений»

готовых

1

23

Редактирование
сочинений»

готовых

1

24

Тематические
блоки
сочинений. Аргументация по
различным
тематическим
блокам.
Тематические
блоки
сочинений. Аргументация по
различным
тематическим
блокам.

1

Составление
схемы
«Приемы
привлечения в текст литературного
источника в работе над сочинением»

1

Тематические блоки
Аргументация
по
тематическим блокам.

1

Работа в группах: редактирование
сочинений,
исправление речевых, логических,
грамматических,
фактических,
орфографических, пунктуационных
ошибок.
Работа в группах: редактирование
сочинений,
исправление речевых, логических,
грамматических,
фактических,
орфографических, пунктуационных
ошибок.
Индивидуальная
работа
по
написанию сочинения
Индивидуальная
работа
по
написанию сочинения

24

26

27

28
29

Работа над сочинениями по
различным тематическим
блокам с последующим
редактированием и
самооценкой.
Работа над сочинениями по
различным
тематическим
блокам
с
последующим
редактированием
и
самооценкой.
Цитаты и цитирование
сочинениях.
Цитаты и цитирование
сочинениях.

30

1

в

1

в

1

1
Практическая работа.

31

Практическая работа.

1

Практикум (обдумывание основного
тезиса,
определение
объема
и
содержания темы, составление плана,
подбор аргументов и фактического
материала.
Практикум (обдумывание основного
тезиса,
определение
объема
и
содержания темы, составление плана,
подбор аргументов и фактического
материала.

сочинений.
различным

Практикум (обдумывание основного
тезиса,
определение
объема
и
содержания темы, составление плана,
подбор аргументов и фактического
материала.
Практикум (обдумывание основного
тезиса,
определение
объема
и
содержания темы, составление плана,

10

подбор аргументов
материала.

32

Работа
над
ошибками
написанных сочинений.

1

33

Работа
над
ошибками
написанных сочинений.

1

34

1
Итоговое занятие.

и

фактического

Работа
в
парах:
восприятие,
истолкование и оценка поэтического
текста, нахождение художественных
средств, определение их роли.
Анализ и рецензирование готовых
сочинений.
Работа
в
парах:
восприятие,
истолкование и оценка поэтического
текста, нахождение художественных
средств, определение их роли.
Анализ и рецензирование готовых
сочинений
Практикум (обдумывание основного
тезиса,
определение
объема
и
содержания темы, составление плана,
подбор аргументов и фактического
материала.

Итого 34 часа

Тематическое планирование в 11 классе
№ п/п

Тема

1

Проба
пера:
правила
написания сочинения.
Требования
к
итоговому
сочинению по литературе:
содержание,
построение,
критерии оценки сочинения.
Жанры школьных сочинений:
рецензия, эссе, очерк, дневник,
эпистолярный жанр

1

Составление
плана,
опорной таблицы по
лекции учителя.

1

3

Правила
сочинением

над

1

4

Композиция
и
логика
рассуждения при написании
сочинения.

1

Работа
в
группах:
создание коллективного
плана сочинения любого
жанра,
отбор
фактического материала
и его структурирование
в зависимости от жанра.
Обсуждение
результатов работы.
Составление алгоритма,
схемы-кластера работы
над сочинением.
Составление
плана,
опорной таблицы по
лекции учителя.

2

работы

Количество часов
Теория Практика

Основные виды
деятельности учащихся

11

5

Композиция
и
логика
рассуждения при написании
сочинения.

6

Практическое занятие. Анализ
сочинений
по
критерию
«Композиция
и
логика
рассуждения».

7

Работа над комментарием к
проблеме исходного текста

1

8

Работа над комментарием к
проблеме исходного текста

1

9

Практическое занятие. Анализ
сочинений по определению
ошибок, связанных с
комментарием по проблеме
исходного текста.

10

Позиция автора и способы её
выражения.

1

11

Позиция автора и способы её
выражения.

1

12

Практическое занятие. Анализ

1

1

1

1

Работа
в
группах:
комментирование текста
с точки зрения его
композиции и логики
выстраивания
рассуждения.
Составление
плана,
опорной таблицы по
лекции учителя.
Работа
в
группах:
комментирование текста
с точки зрения его
композиции и логики
выстраивания
рассуждения
Работа
в
группах:
анализ
структуры
сочинений.
Совершенствование
сочинений.
Обсуждение
результатов работы.
Работа
в
парах:
сформулировать
основную
проблему
текста и определить
авторское отношение к
ней
на
основании
прилагаемой таблицы.
Работа
в
парах:
сформулировать
основную
проблему
текста и определить
авторское отношение к
ней
на
основании
прилагаемой таблицы.
Анализ
текстов
сочинений, нахождение
ошибок
в
интерпретации
основной проблемы и
исправление
этих
ошибок,
комментирование их.
Лекция с элементами
практической
деятельности учащихся.
Лекция с элементами
практической
деятельности учащихся.
Работа
в
группах:
12

сочинений по выявлению
ошибок
в
определении
авторской позиции.

13

Аргументация. Привлечение
литературного материала

1

14

Аргументация. Привлечение
литературного материала

1

15

Практическое занятие. Анализ
сочинений
по
критерию
«Аргументация. Привлечение
литературного материала».

16

Как работать над речевым
оформлением сочинения.

17

Практическое
занятие.
Анализ
сочинений
по
критерию
«Качество
письменной речи».

18

Особенности
произведения.

19

Практическое занятие. Анализ
художественного
произведения
Практическое занятие. Анализ
художественного
произведения
Особенности
лирического
произведения.

20

21

22

эпического

Практическое занятие. Анализ
стихотворений
поэтов
Серебряного века

1

1

1

1

2

1

1

вычленение из текста
авторской
позиции,
комментирование её на
основе предложенных
текстов.
Составление
схемы
«Приемы привлечения в
текст
литературного
источника в работе над
сочинением»
Составление
схемы
«Приемы привлечения в
текст
литературного
источника в работе над
сочинением»
Работа
в
группах:
работа над примерами
из
текстов
художественной
литературы,
подбор
аргументов.
Составление
плана,
опорной таблицы по
лекции учителя.
Работа
в
группах:
редактирование
сочинений,
исправление речевых,
логических,
грамматических,
фактических,
орфографических,
пунктуационных
ошибок.
Составление
схемыанализа
эпического
произведения
Индивидуальная работа
по
написанию
сочинения
Индивидуальная работа
по
написанию
сочинения
Составление
схемыанализа
лирического
произведения
Работа
в
парах:
восприятие,
истолкование и оценка
поэтического
текста,
нахождение
13

23

Специфика
драматического
произведения.

24

Практическое занятие. Анализ
драматического произведения.

1

25

Практическое занятие. Анализ
драматического произведения.

1

26

Особенности
сочиненияхарактеристики героя.

1

27

Особенности
сочиненияхарактеристики героя.

1

28

Практическое
занятие.
Написание
сочиненияхарактеристики героя.

29

Роль
эпизода
художественном
произведении.

30

Практическое занятие. Роль
эпизода

1

31

Практическое занятие. Роль
эпизода

1

в

1

1

1

художественных
средств, определение их
роли.
Анализ
и
рецензирование готовых
сочинений.
Составление
схемыанализа драматического
произведения
Индивидуальная работа
по
написанию
сочинения
Индивидуальная работа
по
написанию
сочинения
Запись
плана
характеристики
литературного
героя,
Работа
в
парах:
составление таблицы по
сравнению двух образов
одного писателя или
разных писателей.
Запись
плана
характеристики
литературного
героя,
Работа
в
парах:
составление таблицы по
сравнению двух образов
одного писателя или
разных писателей.
Работа
в
группах:
конструирование
основной
части
сочинения
–
характеристики
героя
(составление текстовых
заготовок по карточкезаданию).
Обсуждение
результатов работы в
группах.
Подготовка
к
сочинению
анализа
эпизода (по пьесе А.М.
Горького «На дне»
Индивидуальная работа
по
написанию
сочинения
Индивидуальная работа
по
написанию
сочинения
14

32

Работа
над
содержанием
сочинений на свободную тему,
раскрывающую
социальные,
нравственные,
этикофилософские
понятия
на
примере произведений русской
литературы
по
выбору
учащихся.

33

Практическое
занятие.
Обучающее сочинение по
повести
В.П.
Астафьева
«Прощание с Матёрой»
Практическое
занятие.
Обучающее сочинение по
повести
В.П.
Астафьева
«Прощание с Матёрой»

34

1

1

1

Практикум
(обдумывание
основного
тезиса,
определение объема и
содержания
темы,
составление
плана,
подбор аргументов и
фактического
материала. Разработка
темы сочинения как
доказательство
или
опровержение.
Индивидуальная работа
по
написанию
сочинения
Индивидуальная работа
по
написанию
сочинения

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
внеурочной деятельности
1.

Айзерман Л.С. Сочинение о сочинения /Л.С. Айзерман. – М., 1986.- 86 с.

2.

Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам

и абитуриентам / Т.В. Алексеева. – Спб.: Паритет, 2000.- 192 с.
3.

Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах / Т.А. Калганова. –

«Просвещение», М., 2000.- 137 с.
4.

Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11

классе: учебно-методическое пособие /А.Г. Нарушевич, И.С. Нарушевич; Под ред.Н.А.
Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2014.-96с. – (Готовися к ЕГЭ)
5.

Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические

рекомендации для образовательных. организаций. — М.: Просвещение, 2015. — 94 с.
6.

Сигов В.К. Итоговая аттестация: Выпускное сочинение: учебно-методическое

пособие / В.К. Сигов, Н. И. Ломилина, - М.: Дрофа, 2015.- 238 с.
7.

Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных

организаций / С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др. — М.: Просвещение, 2015.
— 80 с. — (Учимся с «Просвещением». Экзамен с «Просвещением»).
8.

Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для

учителей общеобразовательных организаций / О. И. Щербакова. — М.: Просвещение,
2015. — 143 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю)
15

Интернет-ресурсы
1.

http://www.еgе.edu.ru

–

портал

информационной

поддержки

Единого

государственного экзамена
2.

http://минобрнауки.рф/ – официальный сайт Министерства образования и науки

РФ
3.

http://www.school.edu.ru/ – российский общеобразовательный Портал

16

Из «Методических рекомендаций по подготовке и проведению итогового
сочинения по литературе»
Приложение 1
Инструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение
Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к
сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на
произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект
сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на
экзаменационном листе.
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а
затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее
350 слов).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою
позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе
не менее одного произведения отечественной или мировой литературы
по вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно,
как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на
речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается
пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и
разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие
выбранной теме и аргументированное привлечение литературных
произведений.

17

Приложение 2
Критерии оценивания итогового сочинения организациями,
реализующими образовательные программы среднего общего
образования
Сочинение оценивается по пяти критериям.
№ 1. Соответствие теме.
№ 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
№ 3. Композиция и логика рассуждения.
№ 4. Качество письменной речи.
№ 5. Грамотность.
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за
итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2
(выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к
«незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» хотя бы по
одному из других критериев (№ 3—5).
При

выставлении

оценки

учитывается

объём

сочинения.

Рекомендуемое количество слов — 350. Если в сочинении менее 250 слов (в
подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу
ставится «незачёт». Максимальное количество слов в сочинении не
устанавливается: в определении объёма своего сочинения выпускник должен
исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если
сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую
работу

ставится

«незачёт».

Выпускнику

разрешается

пользоваться

орфографическим словарём.
Критерий № 1. Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её
18

раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или
размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на
основе связанных с темой тезисов и т. п.).
«Незачёт» ставится только в том случае, если сочинение не
соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели
высказывания, т. е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях
выставляется «зачёт».
Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары,
публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для
аргументации своей позиции. Выпускник должен строить рассуждение,
привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной
или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного
материала; при этом он может показать разный уровень осмысления
художественного текста: от элементов смыслового анализа (например,
тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа
произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте
выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала, или в нём существенно искажено
содержание

произведения,

или

литературные

произведения

лишь

упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех
остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать
высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом
и доказательствами.
19

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения
мешают

пониманию

смысла

сказанного

или

отсутствует

тезисно

доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 4. Качество письменной речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста
сочинения.

Выпускник

должен

точно

выражать

мысли,

используя

разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при
необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том
числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание

смысла

сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 5. Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт»

ставится,

если

грамматические,

орфографические

и

пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и
понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов)

20

Приложение 3
Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых
сочинений (изложений)
При проверке сочинения учитываются следующие виды ошибок:
1) несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
2) фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной
информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста
художественных

произведений,

историко-литературного

и

культурно-

исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов
и понятий;
3) логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в
пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста,
например: сопоставление (противопоставление) различных по объёму и
содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена
одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление
неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации
заявленному

тезису;

неправильное

формирование

контраргументов;

отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным
мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование
или неправильное использование средств логической связи, неправильное
деление текста на абзацы;
4) речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого
единства текста;
5) грамматические ошибки;
6) орфографические и пунктуационные ошибки;
7) несоблюдение требуемого объёма.
21

Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но
может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки,
допускаемые выпускниками в сочинениях.
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпускника
Фактические ошибки
Нарушение требования достоверности в передаче фактического
материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение
изображаемой в высказывании ситуации или отдельных её деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок.
1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного
материала

(искажение

историко-литературных

фактов,

неверное

именование героев, неправильное обозначение времени и места события;
ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и
следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или
времени создания художественного произведения, неверные обозначения
топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные
жанры, литературные течения и направления и т. д.
2. Ошибки в фоновом материале — различного рода искажения фактов,
не связанных с литературным материалом. Фактические ошибки можно
разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что
автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну
Ларину Ольгой — это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна
Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может
оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не
учитываться при оценивании работы.
Логические ошибки
Логическая ошибка — нарушение правил или законов логики, признак
формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и
выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в
22

построении развёрнутого монологического высказывания на заданную тему,
начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы,
отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими
несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным
логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу взаимосвязанных по смыслу и
грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет,
как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало
мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и
концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция
является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от
структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какоголибо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения,
имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода
выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения
необходимо

логично

и

аргументированно

строить

монологическое

высказывание, делать обобщения.
Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических,
орфографических и пунктуационных норм

23

При проверке и оценке итогового сочинения

учитывается грамотность

выпускника. Приведённый ниже материал поможет при квалификации
разных типов ошибок.

Речевые ошибки
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка — это ошибка не в
построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще
всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических
норм, например: Штольц — один из главных героев одноимённого романа
Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит,
оно лишь неудачно употреблено, не вписывается в контекст, не сочетается
по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных
средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и
выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются
друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления,
вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по
смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
24

11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок
особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то
же время следует помнить, что соблюдение единства стиля — самое высокое
достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности,
допущенные

школьниками,

предлагается

считать

стилистическими

недочётами.
Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см.
далее).
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое)
истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово
представили (вместо предоставили) известному учёному; В таких случаях я
взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при
себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на чтонибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом
предложении, имеет дополнение с предлогом в).
2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах
(вместо слова известно в предложении ошибочно употреблён его синоним
знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для
рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова
пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово
импонирует также требует синонимической замены).
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В
третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас
задуматься (антитеза требует чёткости и точности в сопоставлении
контрастных слов, а не весёлый и мажорный не являются даже
контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных
проявлений одного и того же признака).
25

4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень
дешёвые цены; Леонид вперёд меня выполнил задание; Узнав об аварии,
начальник скоропостижно прибыл на объект.
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы:
в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какойлибо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической,
синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен
контекст, и в этом её отличие от ошибки речевой, которая выявляется в
контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и
орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании,
ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования,
управления, видовременной соотнесённости глагольных форм, в нарушении
связи

между

подлежащим

и

сказуемым,

ошибочном

построении

предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными
членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной
речи в нарушении границ предложения. Например:
—

подскользнуться

вместо

поскользнуться,

благородность

вместо

благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре
слова, использована не та приставка или не тот суффикс);
— без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более
легче (неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая
норма);
— заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура
словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются
ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство
сострадания (норма для употреблённого в тексте значения глагола движет);
26

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга даёт
знания об истории календаря, научит делать календарные расчёты быстро
и точно (следует даст..., научит... или даёт..., учит...);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий:
Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста

(следует

стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились
(норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики,
возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а
именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я
хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения
(правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить
пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны
смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на
картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того
компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы
ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять,
но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего
раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять
перед подлежащим:...всего две проблемы);
Орфографические ошибки
Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; она
может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической
позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на
конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
27

написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то,
полапельсина.
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки
знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т. е. не
имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда
он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной,
как…; ничто иное не…; не что иное, как… и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных
слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия
выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в
роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях
данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный —
грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая
следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в
28

одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они
считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие
ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после
гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имён (Обломовы и
обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с
первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном
заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарьминимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляйгород, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например,
правило слитного/раздельного написания наречных единиц/наречий с
приставкой/предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в
бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на
попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т. е.
различные

описки,

вызванные

невнимательностью

пишущего

или

поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти
ошибки связаны с графикой, т. е. средствами письменности данного языка,
фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи.
К графическим средствам, помимо букв, относятся различные приёмы
сокращения слов, использование пробелов между словами, различные
29

подчёркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не
учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то
работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки
Пунктуационная ошибка — это неиспользование пишущим
необходимого знака препинания или его употребление там, где он не
требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по
русскому

языку»

исправляются,

но

не

учитываются

следующие

пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2)

обособление

несогласованных

определений,

относящихся

к

нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно,
невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т. е. не
имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении
их последовательности.
Правила подсчёта однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не
распространяются.
30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».