Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ №5 _____________О.В. Сафронова Приказ № 94 - од от 26 августа 2024г. СОГЛАСОВАНО: Педагогический совет МАОУ СОШ №5 Протокол № 8 от 26 августа 2024г. Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ №5 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровье человека. Анатомия и физиология человека» для 10 класса Город Карпинск 2 Оглавление Пояснительная записка ................................................................................................. 3 Личностные результаты ................................................................................................ 4 Метапредметные результаты ....................................................................................... 4 Модуль «Анатомия и физиология человека»....................................................... 5-14 Тема «Введение. Медицинская деятельность» .............. .. ...................... ................. 5 Тема «Регуляция функций организма человека» .................................................... 5 Тема «Сосудистая система человека» ......................................................................... 7 Тема «Дыхательная система человека...... ................................................................. 9 Тема «Опорно-двигательная система человека» ................................................... 10 Тема «Пищеварительная система человека» .......... .. ........................................ 11 Тема «Выделительная система человека. Терморегуляция» .............................. 12 Тема «Иммунная система человека» ...................................................................... 12 Тема «Репродуктивная система человека». ............................................................ 13 Модуль «Здоровье человека» ..................................................................................... 14 Тема «Медицинская помощь» .......... .. .................................................................. 14 Тема «Факторы, угрожающие здоровью человека» .............................................. 15 Тема «Гигиена систем органов. Принципы здорового образа жизни» .............. 17 Тема «Особенности физического развития организма человека» ...................... 17 Тема «Функциональные резервы организма. Человек и окружающая среда» 18 Тема «Итоговое занятие (семинар)».......................................................................... 19 Тематическое планирование ...................................................................................... 20 3 Пояснительная записка Учебный курс «Шаг в медицину. Анатомия и физиология человека. Здоровье человека» направлен на углубление знаний обучающихся в области анатомии и физиологии человека и основ здорового образа жизни. Курс реализуется на уровне среднего общего образования в 10 классе, рассчитан на 64 часа и состоит из двух модулей: «Анатомия и физиология человека» и «Здоровье человека». Изучение анатомии человека является одним из самых сложных разделов в курсе биологии, а основы физиологии в школьном курсе представлены недостаточно полно. Изучение модуля «Анатомия и физиология человека» позволяет сформировать правильное представление обучающихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов, протекающих в организме человека. Основой содержания модуля является изучение неразрывной связи особенностей строения человека с функциями и процессами, протекающими в его организме. Модуль «Здоровье человека» направлен на расширение знаний обучающихся о гигиене и санитарии, современной медицинской помощи и ее видах, способствует сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих, осознанному выбору будущей профессии. Содержание курса позволяет уделить внимание индивидуальным интересам каждого обучающегося, сформировать навыки выполнения и оформления практических исследовательских работ. Новизна учебного курса заключается в изменении подхода к содержанию и методам обучения учащихся. В курсе заложены различные формы работы, направленные на дополнение и углубление знаний, с опорой на практическую деятельность, с учетом профориентации в выбранной профессии. При реализации содержания учебного курса используется оборудование лабораторного комплекса медицинского класса, что в значительной мере повышает эффективность самостоятельной работы обучающихся в процессе учебноисследовательской деятельности. 4 Личностные результаты 1. Понимание сущности и социальной значимости медицинской профессии. 2. Стремление к осознанному выбору профессии и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования. 3. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. 4. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. 1. 2. 3. 4. Метапредметные результаты Уметь работать с различными источниками биологической информации (научно-популярная литература, биологические словари и справочники), анализировать и оценивать информацию. Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности: видеть проблему, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал. Организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, индивидуальную и групповую работу. Применять приобретенные навыки в повседневной жизни. Предметные результаты освоения курса представлены в основном содержании программы. 5 Модуль «Анатомия и физиология человека» Тема занятия Охрана здоровья граждан. Медицинские организации Разнообразие медицинских профессий. Особенности медицинской профессии Нервная и гуморальная регуляция организма человека. Анатомогистологическое строение органов нервной и эндокринной систем Цифровые образовательные материалы Образовательные результаты Тема «Введение. Медицинская деятельность» Характеризовать особенности охраны Практикум «Сравнение эффективности бактерицидных здоровья граждан. препаратов» Различать виды медицинских организаций по https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/48163/view виду медицинской деятельности Знать особенности медицинской профессии. История медицинской отрасли России https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/16927 Характеризовать медицинские профессии 9 8 ?menuReferrer=catalogue Тема «Регуляция функций организма человека» Характеризовать особенности нервной и Головной мозг. Лабораторная работа «Изучение строения гуморальной регуляции организма человека. головного мозга» Устанавливать соответствие между https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2925/view особенностями строения и функциями нервной и эпителиальной ткани (железистого Строение головного мозга эпителия). https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/11088 72?menuReferrer=catalogue Анализировать результаты биологических наблюдений Железы и их классификация. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Роль гормонов в обмене веществ https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/11374 33?menuReferrer=catalogue Гормоны https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/21103 2 3 ?men u Re ferre (^catalogue .... Особенности рефлексов человека Характеризовать особенности рефлекторной дуги, безусловных и условных рефлексов человека. Анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов и наблюдений Принципы и законы высшей Характеризовать особенности высшей нервной деятельности. нервной деятельности, поведения и психики Поведение и психика человека Обобщение и результаты изучения модуля «Нейрогуморальная регуляция» https://uchebnik.mos.rU/composer3/lesson/71715/view Регуляция процессов жизнедеятельности https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson tempiates/11008 01 ?menuReferrer=catalogue ____________________________ Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение. https://uhebnik.mos.ru/material view/lesson templates/82667 4?menuReferrer^catalogue Пример рефлекса https://uchebnik.rnos.ru/material view/atomic obiects/63676? menuReferrer=catalogue Торможение условных рефлексов https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic objects/3801248 ?menuReferrer^catalogue ______________________________ Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson tempiates/82391 ?menuReferrer-^catalogue Особенности психики человека https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/19390/view Высшая нервная деятельность человека. Условные и безусловные рефлексы, их значение https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic objects/8456521 ?menuReferrer=catalogue 2 Сенсорные системы организма человека. Профилактика заболеваний зрения и слуха Устанавливать взаимосвязь между строением Глаз и зрение. Зрительный анализатор. Лабораторная и функциями сенсорных систем человека. работа «Изучение строения и работы органа зрения» Характеризовать нарушения работы органов https://uchebnik. mos. ru/composer2/lesson/14874/vi ew зрения и слуха Нарушение функционирования органа чувства. Заболевания и их коррекция. Подготовка к предпрофессиональному экзамену и ЕГЭ https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/89038 6?menuReferrer=catalogue Тема «Сосудистая система человека» Сосудистая система человека: Характеризовать особенности строения и Кровеносная система человека https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic objects/4774846 кровеносная, лимфатическая, функционирования кровеносной и ?menuReferrer~catalogue микроциркуляторное русло лимфатической систем. Объяснять особенности функционирования Группы крови человека. Подготовка к микроциркуляторного русла предпрофессиональному экзамену и ЕГЭ https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/85798 7 Кровеносная система человека https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/20000 84?menuReferrer=catalogue Анатомо-гистологическое строение и особенности функционирования сердечнососудистой системы Выявлять отличительные признаки строения сердечно-сосудистой системы. Характеризовать особенности строения сосудов кровеносной системы. Анализировать результаты биологических наблюдений Работа сердца и ее регуляция Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями отделов сердца. Характеризовать нервную и гуморальную регуляции работы сердца Строение и работа сердца человека. Подготовка к предпрофессиональному экзамену и ЕГЭ https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/89801 9?menuReferrer=catalogue Биоэлектрическая активность сердца https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/996505/view 3 Причины и профилактика нарушений работы сердца Частота сердечных сокращений и пульс Выявлять факторы, влияющие на работу сердца Современные медицинские технологии диагностики заболеваний. Аппаратная диагностика https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/53926 ?menuReferrer=catalogue Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson tempiates/7286? menuRcferrcr-catalogue Здоровье в наших руках https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/94Q053/view Анализировать и объяснять взаимосвязь между частотой сердечных сокращений и пульсом. Осваивать методику регистрации электрической активности сердца Основные показатели Определять факторы, влияющие на величину Показатели сердечно-сосудистой системы: пульс, ЭКГ https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/10579 43 кровообращения: минутный кровяного давления и скорость движения "ZmenuRet error catalogue объем сердца, сердечный крови по кровяному руслу индекс, систолическое и диастолическое давление, Давление крови. Движение крови по сосудам. Пульс линейная и объемная https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic obiects/7418486 скорость кровотока ?menuReferrer=catalogue Артериальное давление. Как предотвратить инфаркт и инсульт. Былова Н.А. Университетские субботы https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic obiects/3109752 ?menuReferrer=cataloftue Практическая работа «Расчет Движение крови по сосудам, пульс, давление крови. периферического сосудистого Осваивать методику расчета периферического Регуляция кровообращения сопротивления сосудистого сопротивления в покое и после https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic obiects/9566599 физической нагрузки ?menuReferrer=catalogue 4 в покое и после физической нагрузки» Тема «Дыхательная система человека» Структура органов дыхания Дыхательная система человека человека. Процесс дыхания Характеризовать особенности строения https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic objects/4714782 органов дыхательной системы человека. ?menuReferrer=catalogue Устанавливать взаимосвязь между процессами внешнего и внутреннего дыхания Газообмен в легких и тканях. Выявлять особенности газообмена в легких и Этапы дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в Пульсоксиметрия тканях. легких и тканях Характеризовать метод пульсоксиметрии как https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic obiects/9547069 метод оценки состояния дыхательной системы ?menuReferrer=catalogue Спирометрия. Практическая работа «Определение жизненной емкости легких» Осваивать методику определения жизненной Лёгочные объёмы. Регуляция дыхания. Лабораторная емкости легких методом спирометрии работа «Измерение жизненной ёмкости лёгких» https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/7601/view Нарушения работы органов дыхания, их причины и профилактика Выявлять факторы, влияющие на работу органов дыхания. Характеризовать причины возникновения нарушений работы органов дыхания Гигиена дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/8306/view Болезни системы кровообращения и органов дыхания https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/58622 l?_menuReferrer=catalogue Аллергия. Этиология аллергических заболеваний Характеризовать причины возникновения аллергических заболеваний Иммунитет. Нарушения иммунной системы. Вакцинация https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/21228 30?menuReferrer=catalogue 5 Иммунорегуляторные механизмы в организме https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/10856 96?menuReferrer=catalogue Иммунитет и его значимость в борьбе с инфекционными заболеваниями https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/16592 50?menuReferrer=catalogue Тема «Опорно-двигательная система человека» Анатомия и физиология Характеризовать работу опорнодвигательной Мышцы и их функции. опорно-двигательной системы человека. Выявлять взаимосвязь https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/54934 Q?menuReferrer=catalogue системы между химическим составом костей и их свойствами Скелет человека https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/17690 52?menuReferrei^=catalogue Характеризовать особенности строения и Скелет человека. Особенности скелета человека в связи с функций поперечно-полосатой мышечной прямохождением. Лабораторная работа «Выявление Практическая работа ткани. особенностей строения позвонков» «Особенности строения и Выявлять особенности скелетных https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/5313/view функции поперечнополосатой соединительных тканей скелетной мышечной ткани и Ткани. Лабораторная работа «Выявление особенностей скелетных соединительных строения клеток разных тканей» тканей (костной и хрящевой)» https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/4058/view Факторы, влияющие на Выявлять факторы, влияющие на Профилактика травматизма. Первая помощь при формирование опорноформирование опорно-двигательной системы. травмах опорно-двигательного аппарата двигательной системы. Объяснять значение физических упражнений https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/6619/view Влияние физических для формирования опорнодвигательной упражнений на опорносистемы человека. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на двигательную систему Осваивать методику определения силового развитие скелета. Лабораторная работа «Выявление индекса нарушения осанки и наличия плоскостопия» _https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/6250/view 6 Пищеварительная система. Анатомо-гистологическое строение органов пищеварения. Желудочнокишечный тракт. Особенности пищеварения Возбудители кишечных инфекций ji Профилактика кишечных инфекций и паразитарных заболеваний Тема «Пищеварительная система человека» Характеризовать особенности строения и Практикум «Действие пищеварительных ферментов, функционирования пищеварительной системы эффективность антацидных средств» человека. https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/33148/view Объяснять особенности пищеварения и работы ферментов в различных отделах Влияние температуры на скорость ферментативного пищеварительной системы. катализа Анализировать результаты биологических https://uchebnik.mos.ru/composer2/Iesson/520280/view наблюдений Пищеварительная система человека https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic objects/4714743 ?menuReferrer=catalogue Выявлять факторы риска возникновения Паразиты и паразитарные болезни желудочно-кишечных заболеваний и https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/13260 66 формулировать меры их профилактики. Объяснять влияние простейших микроорганизмов и паразитических червей на деятельность пищеварительной системы. Анализировать результаты биологических наблюдений Выявлять факторы риска возникновения Основы медицинской гельминтологии. Подготовка к желудочно-кишечных заболеваний и предпрофессиональному экзамену. Часть 1 формулировать меры их профилактики. https://uchebnik.mos.ru/material view/composed documents/3 3539977 Объяснять влияние простейших микроорганизмов и паразитических червей на Основы медицинской гельминтологии. Подготовка к деятельность пищеварительной системы. Анализировать результаты биологических предпрофессиональному экзамену. Часть 2 экспериментов и наблюдений https://uchebnik.mos.ru/material view/composed documents/4 1369347 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Урок 1 7 https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/97992 4 Тема «Выделительная система человека. Терморегуляция» Анатомия и физиология Характеризовать и объяснять взаимосвязь выделительной системы строения и функционирования органов Строение и функции мочевыделительной системы человека выделительной системы человека. человека. Нефрон как структурно-функциональная Объяснять особенности строения мозгового и единица почки коркового слоя почек. https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic objects/9402825 Сравнивать состав первичной и вторичной ?menuReferrer=catalogue мочи Строение и функция почек. Регуляция мочеобразования https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic objects/9359514 ?menuReferrer=catalogue_ Терморегуляция человека Характеризовать особенности терморегуляции организма человека. Выявлять причины Подготовка к ЕГЭ. Терморегуляция и многое другое. нарушений терморегуляции организма Линия 25 человека. https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/10518 94 Анализировать последствия воздействия Поддержание постоянной температуры низких температур на организм человека. Поражения организма в тела. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приёмы Выявлять признаки отморожений результате воздействия оказания первой помощи при травмах, ожогах, низких температур. Признаки обморожениях и их профилактика отморожений. Гипотермия https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/71759/view 8 Поражения организма в результате воздействия высоких температур, химических веществ. Виды ожогов, их признаки. Гипертермия Анализировать последствия воздействия высоких температур на организм человека. Сравнивать виды ожогов по причине возникновения и степени Первая помощь при ожогах. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/15865 54?menuReferrer~catalogue Первая помощь при ожогах и обморожениях https://uchebnik.mos.ni/composer3/lesson/71759/view Тема «Иммунная система человека» Инфекционные болезни. Характеризовать особенности инфекционных Распространение инфекционных заболеваний: факторы, Основные пути заражения и заболеваний человека. Выявлять основные способствующие их распространению, и способы передачи инфекции пути заражения и передачи инфекции предотвращения https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/47439 ?menuReferrer=catalogue Вирусы и их воздействие на человека https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/14710 39 Объяснять особенности профилактики инфекционных заболеваний человека. Характеризовать основные виды иммунитета Профилактика инфекционных человека заболеваний. Иммунитет Иммунорегуляторные механизмы в организме https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1085696/view Эффективность правительственных и международных программ для предотвращения распространения инфекционных заболеваний https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/47610 ?menuReferrer=catalogue Тема «Репродуктивная система человека» Половое созревание человека: Сравнивать особенности этапов полового Гаметогенез. Оплодотворение ■ этапы и созревания человека 9 особенности каждого этапа. Репродуктивное здоровье человека Основные этапы эмбриогенеза человека. Беременность и роды Основы ухода за новорожденным https://uchebnik.mos.nL material view/lesson templates/96784 Характеризовать особенности строения 9?menuReferrer=catalogue половых клеток человека. Выявлять взаимосвязь между строением половых клеток и выполняемыми ими функциями. Анализировать результаты биологических наблюдений Характеризовать особенности этапов Постэмбриональное развитие. Прямое развитие эмбриогенеза человека. https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/19976 Характеризовать особенности беременности и 69?menuReferrer=catalogue родов человека Освоить основные правила ухода за новорожденным Рост и развитие ребенка. Половое созревание https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic obiects/8852584 ?menuReferrer=catalogue Модуль «Здоровье человека» Тема занятия Цифровые образовательные материалы Образовательные результаты Тема «Медицинская помощь» Современная медицинская Характеризовать виды Регенеративная медицина помощь. Виды медицинской современной медицинской https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1091244/view помощи помощи Персонализированная медицина https://uchebnik.mos.rU/composer3/lesson/l 017861 /view Регенеративная медицина https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/1091244?menuReferrer ^catalogue 10 Современные методы Характеризовать исследования строения и современные методы функций организма человека исследования организма человека Социальная медицина. Воздействие социальных и экономических условий на здоровье населения Выявлять воздействие социальных и экономических условий на здоровье населения CRISPR технология редактирования генома https://uchebnik.mos.rU/composer3/lesson/l 014938/view Биотехнология фармпрепаратов, персонифицированные препараты https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/58923/view Современные технологии восстановления зрения https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1046882/view Медицинская генетика. Хромосомные болезни https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/1773181 _____________ Печать тканей и органов: будущее трансплантологии. Этические аспекты медицинских биотехнологий https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/59198/view Медицинская генетика https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material view/lesson templates/1493058 Медицинские нанороботы в действии https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic obj ects/7781649?menuReferrer=c atalogue__________________________________________________ _______ Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда https://uchebnik.mos.rU/composer3/lesson/l 034184/view Водная среда и здоровье человека https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/28226?menuReferrer=c atalogue Дискуссия: Как снизить уровень инфекционных заболеваний? Роль граждан, медицинских работников и государства https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/36514?menuReferrer=c atalogue Тема «Факторы, угрожающие здоровью человека» Понятие и основные группы Характеризовать основные Вредные привычки, факторы и профилактика. вредных привычек. Влияние группы вредных привычек. https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson temnlates/1335598?menuReferrer -catalogue вредных привычек на Объяснять воздействие здоровье человека. вредных привычек на Заболевания, связанные с здоровье человека. вредными привычками Выявлять взаимосвязь вредных привычек и заболеваний, связанных с ними Распространенные Характеризовать и выделять Здоровье человека. Укрепление здоровья https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic objects/7855910?menuReferrer=c хронические заболевания особенности хронических atalogue заболеваний человека Факторы, нарушающие здоровье. Наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека. Способы укрепления здоровья https://uchebnik.mos.ru/material view/atomic objects/7855961 ?menuReferrer=c atalogue Экстремальные ситуации: травматизм, отравления, острые состояния Анализировать влияние экстремальных ситуаций на организм человека Первая помощь https ://uchebnik .mos .ru/composer2/document/3849743/view Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/6619/view 12 Виды кровотечений. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/7085/view Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/1058491 Медицина катастроф. Краш-синдром https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/2040365 Современные средства для оказания первой помощи https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/110263 8?menuReferrer =catalogue Автоматический наружный дефибриллятор (АНД) https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/1071872?menuReferrer ^catalogue Тема «Гигиена систем органов. Принципы здорового образа жизни» Гигиена систем органов. Характеризовать особенности Урок итогового обобщения. Основы здорового образа жизни. Принципы здорового образа гигиены систем органов https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/1399844?menuReferrer ^catalogue жизни организма человека. Понимать принципы здорового образа жизни, его влияние на организм человека Психическое здоровье человека Определять особенности психического здоровья человека Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/82391 13 Режим дня Характеризовать режим дня Культура питания. Особенности питания детей и подростков https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/1072253?menuReferrer школьника с учетом =catalogue возрастных особенностей. Составлять оптимальный режим дня школьника Рациональное и здоровое Выделять основные Определение уровня сахара в крови человека питание. Практическая работа принципы рационального и https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/571319 «Составление дневного правильного питания. рациона питания с учетом Составлять дневной рацион с физиологических учетом физиологических потребностей организма» потребностей организма Тема «Особенности физического развития организма человека» Особенности физического Характеризовать особенности Практикум «Интерпретация результатов биохимических анализов» https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/55663/view развития организма человека физического развития организма человека в разные периоды жизни Практикум «Интерпретация результатов общего анализа крови» https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/56156/view Влияние физической Выявлять влияние Здоровье в наших руках культуры и спорта на физической культуры (как https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/940053/view здоровье человека положительное, так и отрицательное) и спорта на Современные технологии мониторинга здоровья. Практикум: изучение здоровье человека влияние физической нагрузки на показатели сердечно-сосудистой системы https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/57350?menuReferrer=c atalogue Физические упражнения для формирования скелета и мышц https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/2160523?menuReferrer catalogue Антропометрия. Характеризовать Оценка физиологических резервов сердечно-сосудистой системы Практическая работа «Оценка антропометрические данные https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/67534?menuReferrer=c atalogue физического _____________ человека. 14 развития человека». Биологический возраст человека Освоить методику оценки физического развития человека Характеризовать биологический возраст человека Тема «Функциональные резервы организма. Человек и окружающая среда» Функциональные резервы Характеризовать Закаливание https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/928520?menuReferrer= организма. Закаливание функциональные резервы catalogue организма. Выявлять влияние Закаливание закаливания на организм https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/1068661 ?menuRefcrrcr человека =catalogue Влияние окружающей среды Выделять особенности Системы водоподготовки. Практикум: исследование качества воды на здоровье человека окружающей среды, которые https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/9306/view могут оказывать влияние на Практикум: анализ водной экосистемы города с точки зрения организм человека устойчивости https ://uchebnik. mos.ru/composer2/lesson/13492/vie w Городская среда. Шумовое загрязнение https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/4752/view Экологическое мышление и экологическая культура в современном обществе и науке https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/960961 ?menuReferrer= Итоговое занятие. Семинар «Здоровый образ жизни» catalogue Итоговое занятие Характеризовать принципы Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни здорового образа жизни https://uchebnik.mos.ru/materiai view/lesson templates/1310307?menuReferrer человека ^catalogue ___________ ____ ___________ _____ 15 ■ Урок итогового обобщения. Основы здорового образа жизни https://uchebnik.mos.ru/material view/lesson templates/47290?menuReferrer=c atalogue ...... Тематическое планирование Тема Примерное количество часов Модуль «Анатомия и физиология человека» Введение. Медицинская деятельность Регуляция функций организма человека Сосудистая система человека Дыхательная система человека Опорно-двигательная система человека Пищеварительная система человека Выделительная система человека. Терморегуляция Иммунная система человека Репродуктивная система человека 2 3 4 3 3 2 3 Модуль «Здоровье человека» Медицинская помощь Факторы, угрожающие здоровью человека Гигиена систем органов. Принципы здорового образа жизни Особенности физического развития организма человека Функциональные резервы организма. Человек и окружающая среда Итоговое занятие (семинар) Итого 4 3 3 3 1 34 16 17