Рабочая программа От слова - к предложению, от предложения - к тексту 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

УТВЕРЖДАЮ:

СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 8 от 26 августа 2024г.

Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 94 - од
от 26 августа 2024г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«От слова - к предложению, от предложения - к тексту»
для 9 класса

Город Карпинск
1

Пояснительная записка
Изучение языка играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как
сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой
осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных
признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы
в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных
знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для
повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно
использовать факультатив «От слова - к предложению, от предложения - к тексту»,
который составлен в соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 9-х
классов.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми инструктивно-методическими документами:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и изменениями, приказ от 29.12.2014 г.№ 1644
«О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об
утверждении ФГОС ООО») с учетом требований примерной основной образовательной
программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединении по общему образования протокол от 08.04.2015 №1/15),
 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28)

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован
20.04.2021 № 63180)
 Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ № 5 приказ № 105-од от 28.08.2023 г. (с изменениями и дополнениями приказ №
94-од от 26.08.2024 г.)
 Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;
2



Учебным планом на 2024-2025 учебный год утвержден приказом № 94-од от

26.08.2024 г
Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных
разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес,
позволит сформировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление
о языке как системе. На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической
грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить речевую
грамотность. Данная программа позволит расширить знания учащихся по таким разделам,
как орфоэпия, орфография, лексика, морфология, синтаксис; активизировать их внимание
к собственной письменной и устной речи. Курс позволит обобщить полученные знания и
применять их в практической ситуации.
Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции
при подготовке к ОГЭ:
- освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования
ключевых

компетенций

-

языковой

и

лингвистической

коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:

3

(языковедческой),

-

использование

основных

видов

чтения

(ознакомительно-изучающего,

ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
-

анализ

особенностей

использования

лексических

средств

и

средств

выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами
русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского
языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского
языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки
устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким
образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению
русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к

результатам освоения основной

образовательной

программы

основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые
расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на
4

нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и
личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и
согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства
к

сфере

образования.

Они

представляют

собой

конкретизированные

и

операционализированные цели образования.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей

русского

народа,

определяющей

роли

родного

языка

в

развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
•

адекватное

понимание

информации

устного

и

письменного

сообщения

(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

5

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение,
сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
6

речевые

ошибки,

недочеты,

исправлять

их;

совершенствовать

и

редактировать

собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого

поведения

в

различных

ситуациях

формального

и

неформального

межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили,

язык

художественной

литературы;

жанры

научного,

публицистического,

официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
7

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,

грамматическими,

орфографическими,

пунктуационными),

нормами

речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,

лексический,

морфологический),

синтаксического

анализа

словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям

языка,

особенностей

языкового

оформления,

использования

выразительных средств языка;
8)

понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей

лексической

и

грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Основные цели и задачи курса. Вводный контроль.
Знакомство с формой и порядком проведения ГИА в 9 классе. Основные требования,
предъявляемые к работе, и система оценок.
Способы изучения темы: лекция; тестирование с целью выявления уровня знаний.
Тема 2. Работа по основным разделам языка и речи. Фонетика, лексика и
фразеология, морфемика и словообразование, грамматика, морфология, синтаксис и
пунктуация, орфография. Гласные и согласные звуки. Соотношение буквы и звука.
Лексическое значение.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.
Общеупотребительные

слова

и

лексика

ограниченного

употребления.

Самостоятельные и служебные части речи. Орфограммы в значимых частях слова.
Основные принципы слитного, дефисного, раздельного написания слов. Строение и
способы связи слов в словосочетании. Способы выражения главных членов
8

предложения. Виды односоставных предложений. Обособленные члены предложения.
Виды сложных предложений. Способы передачи чужой речи.
Способы изучения темы: лекция; практические работы; контрольная работа.
Тема 3. Речь. Языковые нормы. Средства художественной выразительности. 10
часов.
Строение

текста.

Средства

и

способы

связи

предложении

в

тексте.

Функционально-смысловые типы речи, их признаки. Стили речи. Использование
переносного значения слова в поэтических тропах (эпитеты, метафоры, сравнения,
олицетворения, гиперболы). Лексические, морфологические и синтаксические нормы.
Виды грамматических и речевых ошибок.
Способы изучения темы: лекция; практическая работа; лабораторная работа.
Тема 4. Работа над изложением и устной речью.
Основные требования к изложению. Подробное и сжатое изложение. Анализ
микротем. Составление плана. Способы сжатия текста. Предупреждение и преодоление
грамматических и речевых ошибок. Редактирование изложения.
Способы изучения темы: лекция; групповая и индивидуальная работа
(работа с текстом: выделение микротем, составление плана); написание
изложения.
Тема 5. Сочинение-рассуждение..
Общие принципы и технология написания сочинения рассуждения. Основные
языковые

средства

оформления

рассуждения.

Виды

сочинения-рассуждения.

Композиция сочинения. Работа над композицией. Основные виды вступительной и
заключительной части. Способы аргументации. Цитирование.
Способы изучения темы: лекция; групповая работа (отработка заданий по теме на
практическом уровне); написание сочинения.

На освоение курса в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9

\п

№
Тема
п
1
Введение в
курс.

2

Вводный
контроль

Колво
занят
1
ий

Формы
Содержание
Знакомство с формой и
порядком проведения ГИА в 9
классе. Требования к работе и
система оценок.

контроля

Диагности
чес
кое
тестирован
ие

1

10

та

Да

3

Фонетика

1
Фонетичес
Гласные и согласные звуки.
Соотношение буквы и звука.
ки й анализ

Лексика и
фразеология.

1

4

Морфемика и
словообразование.

1

5

Грамматика.
Морфология.

1

Правописание.
Орфография.

6

7

Промежуточная
контрольная
работа.

1

Проверка усвоения знаний
Выполнен
по морфемике, морфологии,
ие работы в
формате ГИА
орфографии

8

Грамматика.
Синтаксис.

9

Словосочетание. Способы
связи слов в словосочетании
(согласование, управление,
примыкание)
Предложение.
Грамматическая основа. Способы
выражения главных и
второстепенных членов.
Односоставные и двусоставные
предложения. Простое
осложнённое предложение.
Обособленные члены
предложения.
Виды сложных
предложений. Способы передачи
чужой речи.
Основные особенности
стилей речи. Средства и способы
связи предложении в тексте.
Функционально-смысловые типы
речи, их признаки.

3

8

9

Текст. Типы и
стили речи.

1

Лексическое значение.
Речеведчес
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
ки й анализ
Фразеологические обороты.
текста.
Общеупотребительные
слова и лексика ограниченного
употребления.
Морфемны
Значимые части слова.
йи
Основные способы образования
словообразова
слов.
тельный анализ
Самостоятельные и
служебные части речи.

Морфолог
иче ский анализ.

Правописание корней.
Правописание приставок
Правописание суффиксов.
Правописание окончаний.
Правописание Ъ и Ь. Слитные,
дефисные и раздельные
написания.

Орфограф
иче ский анализ.
Тестовые
задания.

11

Синтаксич
еск ий анализ
предложений.
Анализ текстов.
Тест.

Анализ и
создание
текстов
различных
стилей.

1
0

Языковые
нормы

Средства
выразительност

1
1

1

Использование переносного
значения слова в поэтических
Практичес
тропах (эпитеты, метафоры,
кая работа.
сравнения, олицетворения,
Стилистическ ий
гиперболы).
анализ тектса.

6

Работа с
текстом.
Выделение
микротем.
Составлен

речи

1

1
3

Сочинение-

Этапы написания
изложения. Микротема.
Составление плана. Основные
приёмы сжатия текста.
Редактирование изложения.

Итоговый
контроль

ие
плана.
изложения
Творческа

2

я.
Особенности строения
работа.
сочинения-рассуждения.
Анализ
Формулировка тезиса.
готовых
Подбор аргументов.
сочинений.
Основные особенности
Сочинения
сочинений 15.1,15.2,15.3. Умение
находить примеры в тексте и из на лингвистичес
жизненного опыта для
кую тему.
подтверждения своих суждений.

рассуждение.

1
5

Работа над
изложением

Редактиро
ван ие текста.
Тестовые
задания.

1

и

2

Лексические нормы.
Морфологические и
синтаксические нормы.

1
Проверка готовности к ОГЭ

Работа в
формате ОГЭ

Используемая литература
1.
Н.В.Егорова «Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по
русскому языку». М-2015. Изд-во «Вако».
2.
Л.А. Кобзарёва «Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический
курс речеведения». Волгоград-2016. Изд-во «Учитель».
3.
Н.В.Лазарева «Русский язык. Система подготовки к экзаменам». С-Пб2017 Изд-во «Паритет».
4.
«Подготовка выпускников 9 классов к ОГЭ. Рабочая тетрадь.» М-2017. Изд-во
«Генжер».
5.
Т.Ю.Угроватова «Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к
итоговой аттестации». М-2016. Изд-во «Просвещение».

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».