Рабочая программа Трудные вопросы в биологии 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

УТВЕРЖДАЮ:

СОГЛАСОВАНО:
Педагогический совет
МАОУ СОШ №5
Протокол № 8 от 26 августа 2024г.

Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
Приказ № 94 - од
от 26 августа 2024г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Трудные вопросы в биологии»
для 9 класса

Город Карпинск

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
В результате изучения учебного предмета "Биология" на уровне среднего общего
образования:
Выпускник научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира
и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях,
проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи
организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя
закономерности

изменчивости;

сравнивать

наследственную

и

ненаследственную
2

изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде
обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников,
выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении
практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям,
используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а
также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
-

решать

генетические

моногибридного

задачи

скрещивания,

на

моногибридное

применяя

законы

скрещивание,

составлять

наследственности

и

схемы

используя

биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
3

родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических
объектов и целых природных сообществ.
2. Содержание учебного предмета «Биология»
Живые организмы.
Биология – наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании
окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ,
движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и
изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.
История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность
клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани
организмов.
Многообразие организмов.
Клеточныеинеклеточныеформыжизни.Организм.Классификацияорганизмов.Принципы
классификации.Одноклеточныеимногоклеточныеорганизмы.Основныецарстваживой природы.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления
организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в
водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления
организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с
цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и
генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение –целостный организм
(биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в
жизни растений.
4

Органы цветкового растения.
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы.
Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги.
Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки.
Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование
листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия.
Опыление.

Виды

опыления.

Строение

и

значение

плода.

Многообразие

плодов.

Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений.
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение
корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение
листа.
Жизнедеятельность цветковых растений.
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии:
почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных
продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движение. Рост, развитие и размножение
растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода
за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений.
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.
Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности
и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел
Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и
Двудольные.

Многообразие

цветковых

растений.

Меры

профилактики

заболеваний,

вызываемых растениями.
Царство Бактерии.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л.
Пастера.
Царство Грибы.
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе,
жизни человека. Грибы - паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при
отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их
5

роль в природе и жизни человека.
Царство Животные.
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов
животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных.
Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных
(раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.
Значение животных в природе и жизни человека.
Общие биологические закономерности. Биология как наука.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание,
эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни.
Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.
Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты
как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка.
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана,
цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в
клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из
причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития
организмов.
Организм.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические
вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых
организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация
и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов.
Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.
Вид.
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция
как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч.Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
6

Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных
систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности,
изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов
растений и штаммов микроорганизмов.
3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ РАЗДЕЛ
Коррекционно-развивающая область рабочей программы решает следующие задачи:
1. продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических
процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися
образовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения,
способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);
2. отслеживание результативности обучения и динамики развития учащихся.
В целях успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся,
коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или
предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные индивидуальные
занятия. На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия на одного
обучающегося отводиться 15-25 минут учебного времени.
Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной
категории обучающихся характерны:
-

Незрелость эмоционально-волевой сферы:

-

Сниженный уровень познавательной деятельности;

-

Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и

предметных понятий;
-

Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

-

Совершенность

мыслительных

операций: мышление, память, внимание,

восприятие;
-

Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать

новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
-

Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся

недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Обучение детей с задержкой психического развития требует адаптации содержания
учебного предмета и методических подходов к образовательным возможностям обучающихся.
Учебный

предмет

«Обществознание»

для

детей

ОВЗ

(ЗПР)

имеет

важное

социализирующее значение, способствует формированию личностных качеств ребенка.
7

Изучение обществознания вызывает интерес у детей, знания, полученные на уроке,
соотносятся с уже имеющимся у них социальным опытом. Учитывая, что очень часто у детей
с задержкой

психического развития наблюдается недостаточный

уровень

развития

мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, учителю целесообразно
работать с такими детьми в рамках базового уровня усвоения содержания и использовать
задания, проверяющие усвоение на базовом уровне.
Задания для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются по
категориям знать, понимать, применять, где знать – это припоминание информации, понимать
– понимание поставленной задачи, условий ее выполнения, применять – использование
полученных знаний для решения задач.
Знать:
- запоминать и воспроизводить употребляемые термины;
- знать конкретные факты;
- знать основные понятия;
- знать правила и принципы.
Понимать:
- факты, правила и принципы;
- преобразовывать словесный материал в математические выражения;
- предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся
данных.
Применять:
- понятия и принципы в новых ситуациях;
- законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- правильно владеть методом или процедурой.
Для разработки практических задач предусмотрено использовать ключевые слова:
- знать: называть, узнавать, воспроизводить, перечислять, находить определять,
запоминать, показывать, записывать;
- понимать: рассказывать, приводить примеры, объяснять, формулировать, обсуждать;
- применять: использовать, воссоздавать, иллюстрировать, решать, проверять.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает роль
методической составляющей обучения: устное изложение материала учителем, работа с
иллюстративным

материалом,

использование

средств

ИКТ

и

информационно-

образовательных ресурсов, организация уроков в игровой форме, что значительно
8

активизирует работу обучающихся и повышает мотивационную составляющую учебной
деятельности.
Требования к уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со
стандартом ФГОС основного общего образования.

9

Трудные вопросы биологии. 9 класс (34 ч).
№
п/п

1

2

Темы для изучения
Биология в системе наук (2ч)
Биология как наука

Методы биологических исследований. Значение
биологии.

Основное содержание

Биология как наука. Место
биологии в системе наук
Основные методы
биологических исследований.
Значение биологии для
понимания научной картины
мира.

3

Живые организмы (7ч.)
Химический состав клетки

4

Строение клетки (2ч.)

Строение клетки. Органоиды
клетки и их функции

5

Одноклеточные организмы

Общие признаки
одноклеточных организмов.

Химический состав клетки.
Особенности химического
состава живых организмов.
Роль неорганических и
органических веществ в клетке

Характеристика основных
видов деятельности
учащихся
Определять место биологии в
системе наук. Оценивать вклад
различных ученых – биологов
в развитие науки
Выделять основные методы
биологических исследований.

Сравнивать и делать выводы
по химическому составу
живых организмов и тел
неживой природы. Объяснять
роль неорганических и
органических веществ в клетке
Характеризовать клетку как
структурную единицу живого.
Различать на таблицах и
готовых микропрепаратах
основные части и органоиды
клетки. Наблюдать и
описывать клетки на готовых
микропрепаратах.
Определять общие черты
одноклеточных организмов.
10

Строение, среда обитания,
значение в природе
одноклеточных растений и
животных. Одноклеточные
грибы, особенности строения
и жизнедеятельности.

Формы размножения организмов. Бесполое
размножение. Митоз и мейоз. (2ч.)

6

7

Самовоспроизведение.
Бесполое размножение. Виды
бесполого размножения.
Митоз.
Половое размножение. Типы
полового размножения. Мейоз
и его биологическое значение.
Оплодотворение и его
значение. Типы
оплодотворения.

Решение тестов по теме
«Организм»
Система, многообразие и эволюция живой природы (18ч.)
Царство растения
Ботаника — наука о растениях.
Методы изучения. Основные

Приводить примеры
одноклеточных организмов.
Устанавливать признаки
различия между
одноклеточными растениями,
животными, грибами.
Применять практические
умения в процессе
лабораторной работы.
Определять
самовоспроизведение как
всеобщее свойство живого.
Выделять существенные
признаки процесса
размножения, формы
размножения. Определять
митоз как основу бесполого
размножения и роста
многоклеточных организмов.
Объяснять биологическое
значение митоза.
Выделение особенностей
мейоза. Определять мейоз как
основу полового размножения
многоклеточных организмов.
Объяснять биологическую
роль мейоза и процесса
оплодотворения.

Обобщающий

Выявлять отличительные
признаки представителей
11

признаки царства Растения.
Разнообразие растений.
Эволюция растений.

Ткани растений (3ч.)

Органы и системы органов растений.

Классификация растений. (3ч)

Ткани растений: покровные,
образовательные, проводящие,
механические, основные.
Особенности строения клеток
тканей. Функции тканей.
Вегетативные и генеративные
органы растений. Побег как
система органов.

Подцарство настоящие
водоросли. Подцарство
багрянки.
Подцарство высшие растения:
отделы моховидные,

царства растения.
Называть и приводить
примеры основных
жизненных форм растений.
Описывать основные этапы
эволюции растений.
Обосновывать роль растений в
природе.
Использовать
информационные ресурсы для
подготовки сообщений об
историческом развитии
растительного мира.
Распознавать вид ткани.
Устанавливать взаимосвязь
строения тканей с их
функциями.
Называть составные части
побега.
Описывать строение побега и
почек.
Сравнивать вегетативные и
генеративные почки.
Устанавливать взаимосвязь
между особенностями
строения побега и его
функциями.
Называть отделы растений.
Приводить примеры
представителей отделов.
Сравнивать отделы и выявлять
особенности.
12

Отдел покрытосемянные или цветковые

папоротниковидные,
хвощевидные, плауновидные,
голосемянные.
Классы двудольные и
однодольные. Семейства:
крестоцветные, бобовые,
пасленовые, лилейные, злаки

Царство животные

Зоология — наука о животных,
методы её изучения.
Характерные признаки
животных. Типы симметрии
многоклеточных животных.
Происхождение и развитие
животного мира.

Подцарство Одноклеточные

Роль одноклеточных в
экосистемах. Общие признаки
представителей подцарства
Одноклеточные. Характерные
особенности подцарства
Одноклеточные, или
Простейшие, деление на типы.
Тип Саркожгутиконосцы, роль
его представителей в водных
экосистемах.

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные

Характерные признаки

Называть классы и семейства.
Приводить примеры
представителей семейств.
Называть особенности отделов
и семейств.
Выявлять отличительные
признаки царства Животные.
Описывать основные
симметрии многоклеточных
животных, наиболее значимые
события в эволюции
животного мира. Использовать
различные источники
информации для подготовки
сообщений и презентации
учебных проектов о
происхождении и развитии
животного мира.
Выявлять характерные
признаки подцарства
Одноклеточные, типа
Саркожгутиконосцы.
Приводить примеры
представителей типа.
Распознавать представителей
подцарства и типа по
рисункам, фотографиям.
Обосновывать роль
простейших в экосистемах.
Описывать основные признаки
13

животные и их роль в экосистеме

подцарства Многоклеточные.
Происхождение
многоклеточных, их
разнообразие. Беспозвоночные,
их роль в экосистемах.

подцарства Многоклеточные.
Называть представителей
многоклеточных животных.
Обосновывать выводы об
усложнении живой природы в
ходе эволюции.
Выделять признаки наиболее
вероятного предка
многоклеточных
беспозвоночных.
Раскрывать роль
беспозвоночных в
экосистемах.
Выделять характерные
особенности типов.
Распознавать и называть
представителей.
Устанавливать взаимосвязь
между особенностями
строения, образом жизни и
средой обитания червей.

Тип Плоские черви
Тип Круглые черви
Тип Кольчатые черви.

Характерные признаки типов.
Представители. Разнообразие
червей, их роль в экосистеме.
Меры борьбы и профилактика
заражения паразитическими
червями.

Тип моллюски
Тип членистоногие
Тип ракообразные

Общая характеристика типов.
Особенности строения, образа
жизни в связи с условиями
обитания.
Разнообразие и роль в природе.

Выявлять характерные
признаки представителей
каждого типа.
Распознавать и
классифицировать
представителей каждого типа.
Обосновывать роль в природе.

Рыбы

Хрящевые и костные рыбы.
Характерные признаки

Описывать внешнее и
внутреннее строение рыб в
14

классов, их подклассы.

Земноводные и пресмыкающиеся

Класс птицы
Класс млекопитающие

связи с жизнью в водной среде.
Выявлять признаки более
Значение рыб для человека, их низкой организации хрящевых
роль в экосистемах.
рыб по сравнению с костными.
Распознавать и
классифицировать
представителей хрящевых рыб
по таблицам, рисункам,
фотографиям.
Обосновывать роль
хрящевых рыб в экосистемах
и жизни человека,
необходимость их охраны
Характерные признаки
Называть и описывать общие
классов. Особенности
признаки классов.
размножения и развития.
Определять и
Происхождение
классифицировать
пресмыкающихся и
представителей по
земноводных. Разнообразие,
натуральным объектам,
классификация. Роль
рисункам, фотографиям.
пресмыкающихся и
Сравнивать пресмыкающихся
земноводных в экосистемах и
и земноводных, делать выводы
жизни человека. Охраняемые
о причинах их сходства и
виды.
различия.
Устанавливать черты более
высокой организации
пресмыкающихся по
сравнению с земноводными.
Приводить примеры
представителей разных
отрядов пресмыкающихся
Общая характеристика классов. Описывать основные признаки
Изучение особенностей
млекопитающих и птиц.
15

Решение задач по теме «Многообразие живой
природы»
Человек и его здоровье (7ч.)
Опорно-двигательная система

внешнего строения.
Внутреннее строение.
Происхождение.

Распознавать и
классифицировать конкретных
представителей класса на
рисунках, фотографиях,
таблицах.
Сравнивать млекопитающих и
птиц с пресмыкающимися,
делать выводы о
происхождении
млекопитающих, более
высоком уровне их
организации.
Описывать значение птиц и
млекопитающих в экосистемах
и жизни человека.

Особенности строения и
функции опорнодвигательной системы.
Химический состав костей.
Строение и форма костей.
Рост костей в длину и ширину.
Функции мышечной
системы. Строение
скелетной мышцы. Группы
мышц, их функции.
Особенности работы мышечной системы. Утомление
мышц. Регуляция
деятельности мышц.

Называть части опорнодвигательной системы,
структурные компоненты
костей, их виды.
Описывать особенности
химического состава костей.
Объяснять причины роста
костей, взаимосвязь между
особенностями строения,
химического состава костей
и их функциями.
Называть структурные
компоненты мышц, виды
мышц.
Описывать особенности
16

Сердечно-сосудистая система

Роль сердечно-сосудистой
системы в организме
человека. Строение сердца.
Виды кровеносных сосудов,
их строение. Большой круг
кровообращения. Малый
круг кровообращения.

Дыхательная система

Компоненты дыхания, его
роль в жизнедеятельности
организма. Верхние дыхательные пути, строение и
функции. Нижние
дыхательные пути, строение
и функции.

Пищеварительная система

Обмен веществ — основной
признак живых организмов.
Особенности обмена веществ.
Этапы пищеварения.

работы мышечной системы.
Объяснять механизм
регуляции деятельности
мышц, необходимость
динамических нагрузок,
используя свой опыт
(наблюдения).
Называть структурные
компоненты сердца, виды
сосудов.
Сравнивать и описывать
движение крови по
большому и малому кругам
кровообращения.
Объяснять взаимосвязь
строения стенок артерий,
вен, капилляров с
выполняемыми функциями.
Называть органы дыхания,
выполняемые ими функции.
Объяснять взаимосвязь
строения и функций органов
дыхания, роль дыхания в
процессе обмена веществ.
Распознавать органы
дыхательной системы на
таблицах, иллюстративном
материале учебника,
электронного приложения.
Называть этапы
пищеварения, обмена
веществ.
Описывать и объяснять
17

Пластический, энергетический
обмен веществ. Роль белковой
пищи в жизнедеятельности
организма.
Общая характеристика
пищеварительной системы.
Строение ротовой полости.
Особенности строения стенки
пищеварительного канала.
Компоненты пищеварительной
системы. Общая характеристика
пищеварительных желёз.

Мочевыделительная, половая.

Общая характеристика
выделительной системы.
Органы выделительной системы. Органы
мочевыделительной системы.
Строение почки, нефрона.

процессы, протекающие в
ходе обмена веществ, связь
белкового, углеводного,
жирового обменов, роль
ферментов в реакциях
обмена. Прогнозировать
последствия дефицита
белков в пище для здоровья
человека.
Извлекать дополнительную
информацию о
закономерностях обмена
веществ из различных
источников.
Характеризовать органы
пищеварительной системы,
железы, участвующие в
пищеварении. Распознавать
органы пищеварения на
таблицах, рисунках.
Объяснять взаимосвязь
строения и функций органов
пищеварительной системы.
Подготавливать сообщения
о результатах воздействия
факторов среды на
пищеварительную систему.
Характеризовать и
описывать органы
выделительной и
мочевыделительной систем,
структурные компоненты
почек.
18

Значение репродуктивной
системы человека. Строение
репродуктивной системы:
женская половая система,
мужская половая система.
Оплодотворение.
Эмбриональное развитие.
Физиологические процессы
репродуктивного периода:
менструации и поллюции.

Нервная система

Центральная нервная система.
Спинной мозг.
Общая характеристика
центральной нервной
системы. Спинной мозг,
особенности строения,
функции. Спинномозговые
нервы. Последствия
нарушения функций
спинного мозга при
различных травмах.

Распознавать органы
выделения на таблицах,
используя различные
ресурсы.
Объяснять взаимосвязь
строения и функций почек.
Называть компоненты
мужской и женской половых
систем человека и
выполняемые ими функции.
Описывать процессы:
овуляции, менструации и
поллюции, этапы
эмбрионального развития
человека.
Называть и описывать
структурные компоненты
спинного мозга, его
функции.
Устанавливать взаимосвязь
строения и функций
спинного мозга.
Прогнозировать последствия
травм позвоночника и
спинного мозга.

Решение задач по теме «Организм человека»

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».