Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Читаем, считаем, наблюдаем»
для 3 класса
Город Карпинск
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Личностные результаты:
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения
и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий.
Предметные результаты:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование потребности в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только
проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Работа с текстом
способствует
обучению
учащихся
извлекать
из
текста
требуемую
информацию,
обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями, а также с целым
текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает
орфографическую зоркость.
Программа направлена на достижение следующих целей:
1.
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
2.
формирование
читательского
кругозора
и
приобретение
опыта
самостоятельной читательской деятельности;
3.
развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетической отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой
деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
4.
воспитание эстетического отношения к искусству слова;
5.
формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы.
Программа нацелена на решение следующих задач:
1.
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей
чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные
средства создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
2.
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно
ассоциативное мышление;
3.
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
4.
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства;
5.
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
6.
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к
классике художественной литературы;
7.
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности.
Основные формы организации учебного процесса: урок ознакомления с новым
материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок
обобщения и систематизации знаний; урок контроля; комбинированный урок; уроквикторина; урок с дидактической игрой; видео-урок.
В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться
конкурсы, викторины, творческие проектные работы, читательские дневники, тестирование.
Данное
пособие
полностью
соответствует
федеральному
государственному
образовательному стандарту начальной школы и является необходимым дополнением к
учебникам по чтению для 3 класса.
МЕСТО УЧЕБНОГО МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного модуля «Чтение. Работа с текстом» в третьем классе отводится
20 часов год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Получение, поиск и фиксация информации
Виды чтения. Работа с текстом, представленным в разных форматах (текст, рисунок,
таблица,
диаграмма, схема).
Знакомство со словарями, справочниками. Работа с
электронными носителями. Работа в сети Интернет.
Понимание и преобразование информации
Смысловое чтение как осмысление цели чтения; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План,
виды плана. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в
заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи
при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
К
каждому
тексту
прилагаются
вопросы,
составленные
с
учётом
его
лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике,
лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,
различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста,
составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя
сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор,
ученик использует полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки
рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои
эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ
прочитанного.
Применение и представление информации
Описание по определенному алгоритму объекта или процесса наблюдения, запись
аудио‐визуальной и числовой информации, используя инструменты ИКТ. Например,
создание сочинения (изложения) описания («Русский язык»); нахождение в тексте описания
события или главного героя, высказывание собственного мнения или суждения о событии
или герое на основе текста или с опорой на собственный опыт («Литературное чтение»);
наблюдение и фиксация явлений и изменений в природе, при выполнении практических
работ («Окружающий мир»).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
1
Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного (4 часа)
Знакомство с учебным пособием. Вступительная беседа.
2
Вводный диагностический тест
3
История создания книги
4
Работа с заголовком и иллюстрацией (прогнозирование).
5
Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации (!4 часов)
Определение главной темы текста
6
Чтение, деление текста на части. Составление плана.
7
Определение стиля текста
8
Сопоставление читаемого с иллюстративным материалом.
9
Определение содержания текста по заголовку
10
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
11
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
12
Нахождение предложения, с помощью которого можно дать
ответ на вопрос
13
Определение последовательности
содержанию текста
14
Осмысление замысла и главной мысли произведения
15
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению
данным
16
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
17
Оформление обложки книги
18
Чтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстрацию
рисунков
Работа с текстом: оценка информации (6 часо)
19
По страницам детских книг
согласно
20
Итоговая диагностическая работа.