Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ №5 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем» для 3 класса Город Карпинск ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ Личностные результаты: - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты: - овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; - осознание значимости чтения для личного развития; - формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; - использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. Программа направлена на достижение следующих целей: 1. совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; 2. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; 3. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетической отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; 4. воспитание эстетического отношения к искусству слова; 5. формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Программа нацелена на решение следующих задач: 1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; 2. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление; 3. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; 4. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; 5. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; 6. формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; 7. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности. Основные формы организации учебного процесса: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля; комбинированный урок; уроквикторина; урок с дидактической игрой; видео-урок. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, викторины, творческие проектные работы, читательские дневники, тестирование. Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы и является необходимым дополнением к учебникам по чтению для 3 класса. МЕСТО УЧЕБНОГО МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение учебного модуля «Чтение. Работа с текстом» в третьем классе отводится 20 часов год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ Получение, поиск и фиксация информации Виды чтения. Работа с текстом, представленным в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). Знакомство со словарями, справочниками. Работа с электронными носителями. Работа в сети Интернет. Понимание и преобразование информации Смысловое чтение как осмысление цели чтения; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения. Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. Применение и представление информации Описание по определенному алгоритму объекта или процесса наблюдения, запись аудио‐визуальной и числовой информации, используя инструменты ИКТ. Например, создание сочинения (изложения) описания («Русский язык»); нахождение в тексте описания события или главного героя, высказывание собственного мнения или суждения о событии или герое на основе текста или с опорой на собственный опыт («Литературное чтение»); наблюдение и фиксация явлений и изменений в природе, при выполнении практических работ («Окружающий мир»). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока 1 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (4 часа) Знакомство с учебным пособием. Вступительная беседа. 2 Вводный диагностический тест 3 История создания книги 4 Работа с заголовком и иллюстрацией (прогнозирование). 5 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (!4 часов) Определение главной темы текста 6 Чтение, деление текста на части. Составление плана. 7 Определение стиля текста 8 Сопоставление читаемого с иллюстративным материалом. 9 Определение содержания текста по заголовку 10 Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 11 Нахождение и чтение образных слов и описаний. 12 Нахождение предложения, с помощью которого можно дать ответ на вопрос 13 Определение последовательности содержанию текста 14 Осмысление замысла и главной мысли произведения 15 Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным 16 Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 17 Оформление обложки книги 18 Чтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстрацию рисунков Работа с текстом: оценка информации (6 часо) 19 По страницам детских книг согласно 20 Итоговая диагностическая работа.