Рабочая программа по внеурочной деятельности Читаем, считаем, наблюдаем для 3 класса

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Читаем, считаем, наблюдаем»
для 3 класса

Город Карпинск

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Личностные результаты:
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
-

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения
и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий.
Предметные результаты:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование потребности в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только
проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Работа с текстом
способствует

обучению

учащихся

извлекать

из

текста

требуемую

информацию,

обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями, а также с целым
текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает
орфографическую зоркость.
Программа направлена на достижение следующих целей:
1.

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение

работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
2.

формирование

читательского

кругозора

и

приобретение

опыта

самостоятельной читательской деятельности;
3.

развитие

художественно-творческих

и

познавательных

способностей,

эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетической отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой
деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
4.

воспитание эстетического отношения к искусству слова;

5.

формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром

художественной литературы.
Программа нацелена на решение следующих задач:
1.

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное

произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей
чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные
средства создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
2.

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного

произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно
ассоциативное мышление;
3.

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания

произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
4.

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к

литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства;
5.

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об

окружающем мире и природе;

6.

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к

классике художественной литературы;
7.

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений

различного уровня сложности.
Основные формы организации учебного процесса: урок ознакомления с новым
материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок
обобщения и систематизации знаний; урок контроля; комбинированный урок; уроквикторина; урок с дидактической игрой; видео-урок.
В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться
конкурсы, викторины, творческие проектные работы, читательские дневники, тестирование.
Данное

пособие

полностью

соответствует

федеральному

государственному

образовательному стандарту начальной школы и является необходимым дополнением к
учебникам по чтению для 3 класса.
МЕСТО УЧЕБНОГО МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного модуля «Чтение. Работа с текстом» в третьем классе отводится
20 часов год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Получение, поиск и фиксация информации
Виды чтения. Работа с текстом, представленным в разных форматах (текст, рисунок,
таблица,

диаграмма, схема).

Знакомство со словарями, справочниками. Работа с

электронными носителями. Работа в сети Интернет.
Понимание и преобразование информации
Смысловое чтение как осмысление цели чтения; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План,
виды плана. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в
заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи
при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
К

каждому

тексту

прилагаются

вопросы,

составленные

с

учётом

его

лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике,
лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,
различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста,
составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя
сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор,
ученик использует полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки
рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои
эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ
прочитанного.
Применение и представление информации
Описание по определенному алгоритму объекта или процесса наблюдения, запись
аудио‐визуальной и числовой информации, используя инструменты ИКТ. Например,
создание сочинения (изложения) описания («Русский язык»); нахождение в тексте описания
события или главного героя, высказывание собственного мнения или суждения о событии
или герое на основе текста или с опорой на собственный опыт («Литературное чтение»);
наблюдение и фиксация явлений и изменений в природе, при выполнении практических
работ («Окружающий мир»).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного (4 часа)
Знакомство с учебным пособием. Вступительная беседа.

2

Вводный диагностический тест

3

История создания книги

4

Работа с заголовком и иллюстрацией (прогнозирование).

5

Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации (!4 часов)
Определение главной темы текста

6

Чтение, деление текста на части. Составление плана.

7

Определение стиля текста

8

Сопоставление читаемого с иллюстративным материалом.

9

Определение содержания текста по заголовку

10

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

11

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

12

Нахождение предложения, с помощью которого можно дать
ответ на вопрос

13

Определение последовательности
содержанию текста

14

Осмысление замысла и главной мысли произведения

15

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению
данным

16

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

17

Оформление обложки книги

18

Чтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстрацию

рисунков

Работа с текстом: оценка информации (6 часо)
19

По страницам детских книг

согласно

20

Итоговая диагностическая работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».