Рабочая программа по внеурочной деятельности Функциональная грамотность для 2 классов

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 2 классов

Город Карпинск

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа

обеспечивает

достижение

второклассниками

следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:

участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о
семейном бюджете;
– овладевать

начальными

навыками

адаптации

в

мире

финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые
вычисления вобласти семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
–

уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных

игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные

результаты

изучения

курса:
Познавательные:
–

осваивать

способы

решения

проблем

творческого

и

поискового характера: работа над проектами и исследования;
–

использовать различные способы поиска, сбора, обработки,

анализа и представления информации;
–

овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
–

использовать знаково-символические средства, в том числе
2

моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от

уже известного;
делать предварительный отбор источников информации:

–

ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

–

группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
–

принимать

и

сохранять

учебную

цель

и

задачу,

планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать

и

оценивать свои

действия,

вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь

отличать

правильно

выполненное

задание

от

неверного;
–

оценивать

правильность

выполнения

действий:

знакомство скритериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
–

адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в

соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
3

содержание и условия деятельности в речи;
–

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в

устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,

исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
–

способность понимать, использовать, оценивать тексты,

размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
–

умение находить необходимую информацию в прочитанных

текстах;
– умение

задавать вопросы по содержанию прочитанных

текстов;
– умение

составлять речевое высказывание в устной и

письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:

4

–

способность формулировать, применять и интерпретировать

математику в разнообразных контекстах;
–

способность проводить математические рассуждения;

–

способность использовать математические понятия, факты,

чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
–

способность

понимать

роль

математики

в

мире,

высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы

конструктивному,

активному

и

размышляющему

человеку.
Предметные

результаты

изучения

блока «Финансовая

грамотность»:
– понимание

и

правильное

использование

экономических

терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные

результаты

изучения

блока

«Естественно-

научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные

знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний,

для

объяснения

естественно-научных

явлений

формулирования основанных на научных доказательствах выводов.

5

и

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: понятия «художественный» и
«научно-

познавательный»;

художественных

жанровое

сходство

и научно-познавательных

и

текстов;

различия
составление

характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на
части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая

грамотность:

нахождение

значений

математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц,

столбчатых

диаграмм,

календарь,

логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических

фигур,

нахождение

длины

ломаной,

диаметр

окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты,

вклады,

банковская

карта,

правила

безопасного

использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги,
средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная

грамотность:

наблюдения

и

простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей,
песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины.
6

Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия
частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.

7

Учебно-тематический план
№
Наименование
п/п
тем
1 Блок
«Читательская
грамотность»

Всего Формы проведения занятий
часов
8
Работа с художественным
текстом, игровые
упражнения, практическая работа,
беседа, коллективноеобсуждение,
работа с иллюстративным

2

Блок
«Математическая
грамотность»

8

3

Блок
«Финансовая
грамотность»

8

4

Блок «Естественнонаучная
грамотность»

10

материалом, учебный
диалог.
Работа с художественным
текстом, игровые
упражнения, практическая работа,
беседа, коллективноеобсуждение,
работа с иллюстративным,
учебный
диалог.
Работа с художественным
текстом, игровые
упражнения, практическая работа,
беседа, коллективноеобсуждение,
работа с иллюстративным
материалом, учебный
диалог.
Работа с художественным
текстом, игровые
упражнения, практическая работа,
беседа, коллективноеобсуждение,
работа с иллюстративным
материалом, учебный
диалог, работа в
парах/группах.
8

Учебно-методические средства обучения
1. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной

деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. –
96 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная
грамотность. 2 класс. Тренажёр для
школьников/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. –
114 с. – (Учение с увлечением).

9

1

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Тема
Формируемые умения
изучения
Михаил
– Определять жанр, тему,
Различия
Пришвин.
героев произведения;
научноБеличья
познавательного – объяснять значения
память
выражений,
и
художественног встретившихся в тексте;
– озаглавливать
о текстов
прочитанный текст;
– находить необходимую
информацию в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы по
содержанию
прочитанного и отвечать
на них;
– давать характеристику
герою произведения;
– различать научнопознавательный текст и
художественный;
находить их сходство и
различия.
Про беличьи Сложение
– Работать с таблицами:
запасы
интерпретировать и
одинаковых
дополнять данные;
слагаемых,
– выполнять сложение и
решение задач
сравнение чисел в
пределах 100;
– объяснять графические
модели при решении
задач;
– анализировать
представленные данные,
1
0

3

Беличьи
деньги

Бумажные и
металлические
деньги, рубль,
копейка.

4

Про белочку
и погоду

Наблюдения за
погодой

5

И. СоколовМикитов.

Содержание
рассказа.
1
1

устанавливать
закономерности;
– строить ломаную
линию.
– Объяснять значение
понятий «покупка»,
«продажа», «сделка»,
«деньги»;
– понимать, откуда
возникло название
российских денег «рубль»
и «копейка»;
– находить у монеты
аверс и реверс;
– выполнять логические
операции: анализ, синтез
и сравнение;
– готовить небольшое
сообщение на заданную
тему.
– Объяснять, что такое
«погода», «хорошая и
плохая погода»,
«облачность»;
– объяснять, что такое
«оттепель», «наст»;
– работать с таблицами
наблюдений за погодой;
– высказывать
предположения и
гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
– работать в парах.
Определять жанр, тему,
героев произведения;

6

В берлоге

Отличия
художественног
о,
научнопознавательного
и газетного
стилей

Медвежье
потомство

Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические
задачи.

1
2

– объяснять значения
выражений,
встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по
содержанию текста
цитатами из него;
– составлять вопросы по
содержанию текста для
готовых ответов;
– определять отрывок, к
которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать
логические связи.
Анализировать данные
столбчатой диаграммы,
представленные в явном и
неявном виде;
– дополнять недостающие
на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы,
ответы на которые
спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные
таблицы, устанавливая их
истинность и ложность;
– выполнять вычисления
на увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц;
– решать логические
задачи на практическое
деление;
– находить периметр

7

Повреждённ
ые и
фальшивые
деньги

8

Банковская
карта

треугольника;
– строить связное речевое
устное или письменное
высказывание в
соответствии с учебной
задачей.
– Объяснять на
Наличные
деньги, средства доступном для
второклассника уровне,
защиты
бумажных денег, что такое фальшивые и
поврежденные деньги;
повреждённые
деньги.
– знать правила
использования
поврежденных денег;
– находить и показывать
средства защиты на
российских банкнотах;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на
основе полученной
информации.
Давать характеристику
Банковская
наличным деньгам;
карта
– рассказывать о
дебетовой банковской
карте;
– объяснять, что
обозначают надписи на
карте;
– объяснять, как
производить покупку в
магазине;
– объяснять, как можно
снять деньги в банкомате
1
3

9

Лесные
сладкоежки

Медонос,
настоящий и
искусственный
мёд

10

Лев
Толстой.
Зайцы

Содержание
рассказа.
Сравнение
научнопознавательного
и
художественног
о текстов.

1
4

с помощью карты;
– рассказывать о
кредитной банковской
карте
Проводить несложные
опыты с мёдом;
– определять
последовательность
действий при проведении
опытов;
– делать выводы по
результатам опытов;
– различать свойства
настоящего и
поддельного,
искусственного мёда;
– анализировать данные
таблицы;
– строить логические
рассуждения и оформлять
их в устной и письменной
речи;
– иметь представление о
лечебных свойствах мёда.
Заполнять кластер на
основе полученных
сведений из текста;
– определение
лексического значения
слова;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– определять объект на
рисунке с помощью
подсказки;

11

Про зайчат и Единицы
измерения
зайчиху
времени: сутки,
часы. Сложение
в пределах 100.
Логические
задачи.
Диаграмма

1
5

– определять
последовательность
действий, описанных в
рассказе;
– различать
художественный и
научно-познавательный
текст;
– сравнивать авторский
текст и текст из
энциклопедии, находить
общие сведения;
– определять по
высказываниям
информацию,
полученную из текста;
– строить связное речевое
устное или письменное
высказывание
– Определять количество
часов в сутках;
– находить необходимую
информацию в тексте и
выполнять
математические
вычисления;
– подбирать из
предложенных чисел
суммы чисел, состоящих
из двух слагаемых,
доказывать правильность
выбранных чисел;
– решать логические
задачи по данному
условию;

12

13

14

– составлять
элементарную диаграмму.
Безопасност Правила
– Иметь представление об
ь
безопасности
элементах,
денег на
расположенных
при
использовании
налицевой и оборотных
банковской
карте
банковских карт. сторонах банковской
карты, объяснять их
назначение;
– находить необходимую
информацию в тексте
задания;
– формулировать правила
безопасности при
использовании
банковских карт.
– Определять по
Про
Морковь,
Зайчишку и огурец, помидор, рисункам названия
овощи
свёкла, капуста. растений и находить
среди них овощи;
– выделять среди овощей
корнеплоды;
– проводить опыт по
проращиванию моркови;
– определять цвет сока
овощей опытным путём;
– сравнивать свойства
сырой и варёной моркови.
Определять тип и тему
Николай
Содержание
текста, называть его
Сладков.
рассказа
персонажей;
Весёлая игра
– понимать, что такое
«цитата», использовать
цитаты в качестве ответов
на вопросы по
1
6

15

Лисьи
забавы

содержанию
прочитанного текста;
– объяснять лексическое
значение слов и
выражений;
– устанавливать
истинность и ложность
утверждений,
подтверждая или
опровергая их с помощью
цитат;
– составлять на
доступном для
второклассника языке
инструкции/правила,
грамотно оформлять их
на письме.
Определять дату по
календарю;
– находить необходимую
информацию в тексте и
выполнять
математические
вычисления;
– записывать краткую
запись и решение задач;
– решать логические
задачи с помощью
таблицы;
– анализировать данные,
представленные в
столбчатой диаграмме,
дополнять недостающие в
диаграмме данные;
– составлять вопросы,

Решение
логических
задач с
помощью
таблицы;
столбчатая
диаграмма,
чертёж.

1
7

16

Про кредиты Кредит.
Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит
наличными.

17

Лисьи норы

Устройство
лисьей норы,
свойства лесной
земли, песка и
глины, состав
почвы.

1
8

ответы на которые можно
узнать по данным
столбчатой диаграммы;
– читать простейшие
чертежи, выполнять
построения на чертеже в
соответствии с данными
задачи.
– Объяснять, что такое
«кредит»;
– определять виды
кредитов;
– понимать, чем
отличаются друг от друга
разные виды кредитов;
– определять сумму
переплаты по кредиту;
– определять, какой
кредит наиболее выгоден
банку по срокам его
оплаты;
– определять, какой
кредит наиболее выгоден
клиенту банка по срокам
его оплаты.
– Иметь представление об
устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие
опыты по определению
свойств лесной земли,
песка и глины, состава
почвы;
– делать выводы по
результатам проведенных
наблюдений и опытов;

18

Обыкновенн
ые
кроты

Содержание
научнопознавательного
текста.

19

Про крота

Сложение в
пределах 100.
Логические
задачи.
Диаграмма

1
9

– понимать и объяснять,
от чего зависит
плодородие почвы.
Определять тип текста;
– составлять описание
крота на основе
прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и
соотносить словаассоциации;
– соединять линиями
части предложений и
определять их
последовательность в
тексте;
– объяснять значение
слова;
– составлять вопросы по
предложенным
предложениям;
– находить синонимы к
предложенному слову;
– писать сочинениерассуждение по заданной
теме;
– определять название
раздела, в котором может
быть размещён текст.
Решать задачи
логического характера;
– решать задачи с
использованием данных
таблицы;
– решать задачи на основе
данных диаграммы;

20

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до
востребования.

21

Корень –
часть
растения

Корень. Виды
корневых
систем.
Видоизменённы
е корни.

22

Эдуард
Содержание
Шим.
художественног
Тяжкий труд о текста.
2
0

– решать примеры на
основе предложенной
цепочки примеров;
– определять цвета
геометрических фигур на
основе верных
высказываний.
– Давать определение
вклада;
– называть виды вкладов:
срочный вклад, вклад до
востребования;
– объяснять, что такое
банковский процент по
вкладам;
– объяснять, как считают
банковский процент по
вкладам;
– объяснять, почему
банки выплачивают
проценты.
Называть части
цветочных растений;
– объяснять, для чего
растению корень;
– доказывать, что рост
растения начинается с
корня;
– называть виды
корневых систем;
– называть
видоизменённые корни.
Определять книгу, в
которой можно прочитать
предложенный

23

Про ежа

художественный текст;
– определение
лексического значения
слова;
– находить необходимую
информацию в тексте;
– находить в тексте
предложение по
заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и
соотносить полученные
ответы со словами;
– определять главную
мысль текста;
– определять, чему учит
текст;
– строить связное речевое
устное или письменное
высказывание в
соответствии с учебной
задачей.
– Находить значение
выражений, соотносить
полученные результаты с
буквами и читать
название насекомого;
– определять время с
помощью скорости и
расстояния;
– определять данные
столбчатой диаграммы,
находить часть от числа и
записывать результаты в
таблицу, результаты
таблицы переносить в

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма,
названия
месяцев.

2
1

24

Ловушки
для денег

Доходы,
расходы,
прибыль,
дефицит,
профицит

25

Занимательн
ые
особенности
яблока

Яблоко,
свойства яблока

2
2

круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на
основе полученных
данных;
– определять
последовательность
маршрута на основе
схемы;
– записывать слова с
помощью кода;
– называть месяцы,
сравнивать количество
месяцев.
Определять доходы,
расходы и прибыль;
– отличать желаемые
покупки от необходимых;
– рассуждать, как
поступать в различных
ситуациях при покупке
товара;
– объяснять, что такое
дефицит и профицит;
– рассуждать, как не
тратить напрасно деньги.
– Объяснять, почему
яблоко в месте разреза
темнеет, а при покрытии
разреза соком лимона не
темнеет;
– объяснять, почему
яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко
отталкивается от магнита;
– объяснять, почему

26

Полевой
хомяк

Содержание
научнопознавательного
текста.

27

Про
полевого
хомяка

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхугольни
ки.

2
3

неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе
яблока рисунок звезды.
– Определять вид текста;
– составлять описание
хомяка на основе
прочитанного текста;
– дополнять описание
хомяка на основе
рисунка;
– придумывать
сравнения;
– составлять вопросы по
данным предложениям;
– отвечать на вопросы на
основе полученных
сведений;
– разгадывать ребусы и
объяснять значение слова;
– определять сведения,
которые удивили;
– составлять план при
подготовке к сообщению.
– Находить значение
выражений, соотносить
полученные результаты с
буквами и читать
название животного;
– строить столбчатую
диаграмму на основе
имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на
основе имеющихся
данных;
– находить путь хомяка

28

Такие
разные
деньги

Валюта, курс
для обмена
валюты, деньги
разных стран.

29

Про хомяка
и его запасы

Горох, свойства
прорастания
гороха.

2
4

на основе заданного
условия, доказывать, что
путь выбран правильно;
– записывать
именованные числа в
порядке возрастания;
– строить
четырёхугольники по
заданному условию.
– Иметь представление о
валюте как
национальной денежной
единице;
– находить необходимую
информацию в тексте и на
иллюстрациях к
заданиям;
– устанавливать
принадлежность
денежной единицы
стране;
– иметь представление о
банковской операции
«обмен валюты».
Называть растения, плоды
которых составляют
основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать,
как влажность и воздух
влияют на прорастание
семян;
– объяснять и доказывать,
что для роста, особенно в
первое время, проростки
используют вещества,

30

Промежуто Содержание
текста,
чная
аттестаци текст-описание.
я.
Контрольна
я работа
Про бобров

2
5

запасённые в самих
семенах;
– объяснять и доказывать,
как влияет наличие света
на прорастание семян;
– объяснять и доказывать,
как влияет температура
на прорастание семян;
– объяснять и доказывать,
как влияет глубина посева
на прорастание семян;
– определять правильную
последовательность
прорастания семян
гороха.
– Определять тип текста,
его тему;
– находить выделенное в
тексте словосочетание и
объяснять его
лексическое значение;
– находить среди
предложенных вариантов
вопросы, на которые
можно/нельзя найти
ответы в прочитанном
тексте;
– задавать вопросы по
содержанию
прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения,
которые удивили;
– составлять речевое
высказывание в

31

Бобрыстроители

Диаметр, длина
окружности,
решение
практических
задач.

32

Материал
для плотин

Строение
древесины
дерева,
определение
возраста дерева.

33

Позвоночны
е животные

Рыбы, птицы,
рептилии,
2
6

письменной форме.
Иметь представление о
диаметре окружности;
– анализировать данные
таблицы, устанавливая
закономерности её
заполнения;
– находить
приблизительное
значение диаметра
окружности, зная длину
окружности;
– заменять умножение
сложением одинаковых
слагаемых;
– выбирать нужные для
проведения измерений
инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические
задачи.
– Иметь представление о
составе древесины
– проводить простейшие
опыты по изучению
свойств древесины
разных пород деревьев;
– делать выводы по
результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять,
что такое твёрдые и
мягкие породы деревьев
– Называть группы
позвоночных животных;

амфибии,
млекопитающие

34

Встреча
друзей

2
7

– называть признаки пяти
групп позвоночных
животных;
– определять название
животного по описанию;
– выбирать признаки
земноводного животного;
– выбирать утверждения,
которые описывают
признаки животного;
– выбирать вопросы, на
которые нельзя найти
ответы в тексте;
– составить описание
внешнего вида рыбы с
указанием признаков
этого животного;
– рассуждать об
открытии, сделанном на
занятии.
– Находить необходимую
информацию в тексте
задания;
– понимать, что такое
«валюта», «курс рубля»,
«кредит», «банковский
вклад», «процент по
вкладу»;
– анализировать и
дополнять недостающие в
таблице данные;
– выполнять письменное
и устное сложение чисел
в пределах 1000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».