Рабочая программа по внеурочной деятельности Умники и умницы для 4 класса

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
для 4 класса

Город Карпинск

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов:


развивать

самостоятельность

и

личную

ответственность

в

информационной

деятельности;


формировать личностный смысл учения;



формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:


осваивать способы решения проблем поискового характера;



определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;



осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;



познавательные УУД;



осознанно строить речевое высказывание;



овладевать

логическими

действиями:

обобщение,

классификация,

построение

рассуждения;


учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации

информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:


учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;



формировать мотивацию к работе на результат;



учиться конструктивно разрешать конфликт

посредством

сотрудничества или

компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование
следующих умений:


определять виды отношений между понятиями;



решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;



находить закономерность в окружающем мире и русском языке;



устанавливать ситуативную связь между понятиями;



рассуждать и делать выводы в рассуждениях;



решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 4 класс (68 занятий)
Сравнение (6 часов)

I.

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика (6 часов)

II.

Решение задач с помощью таблиц и графов.
III.

Элементы логики (22 часа)

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений.
Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности.
Рассуждения. Выводы.
IV.

Развитие творческого воображения (22 часа)

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки
зрения русского языка и окружающего мира.
V.

Практический материал (8 часов)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические

механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимается
по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым,
частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода
от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию,
строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что
ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс
мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого
учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для
себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся,

например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение принципа группировки и
расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к
какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;
нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и
другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую

приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного,
автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей,

имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие
мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и
трудными.
Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность, мыслительные и
исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет
однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления то есть развитию творческих способностей у детей.
Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.
Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем
классе.
1.

Мозговая гимнастика (2 минуты).

2.

Разминка (3-5 минут).

3.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей,

памяти, внимания, воображения (10 минут).
4.

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

5.

Логически-поисковые задания (10 минут).

6.

Весёлая переменка (2-3 минуты).

7.

Решение нестандартных задач (10-15 минут).
Динамика развития познавательных способностей учащихся за год оценивается с помощью

таблицы 5, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 36.

Цель данного курса: ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов
(интеллектуальная компетентность), помочь сформировать и развить познавательные процессы
учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
-развитие

мышления

в

процессе

формирования

основных

приемов

мыслительной

деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное,
доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою
точку зрения;
-формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и
деятельность одноклассников;
-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных
знаний и умений.
Место курса в учебном плане.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один
раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или
внеклассные факультативные занятия.
Программа курса «Умники и умницы» изучается в течение всего обучения по 1 ч в
неделю, в 4 классе 34 часа.
Требования ФГОС НОО к результатам обучающихся.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы),

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
•Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
•Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться

в учебнике (на

развороте, в оглавлении, в словаре).
•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
• Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших

моделей (предметных

рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Читать и пересказывать текст.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
Формы и методы обучения:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены
таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей
динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по РПС ориентированы на усиление
самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и
самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка,
развитие

и

совершенствование

которых

очень

важно

для

формирования

полноценной

самостоятельно мыслящей личности.
Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается
темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс (34 часа)
№ п/п

Кол-во
часов

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

10

2

11

2

12

2

13

2

14

2

15

2

16

2

17

2

18

2

19

2

20

2

21

2

22

2

23

2

Тема
Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Совершенствование воображения.
Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Развитие быстроты реакции.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.

24

2

25

2

26

2

27

2

28

2

29

2

30

2

31

2

32

2

33

2

34

2

Тренировка внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей.
Развитие наглядно-образного мышления.
Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции, мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка концентрации внимания.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец учебного года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».