Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ №5 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 4 класса Город Карпинск Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: – устойчивое положительное отношение к литературному чтению; - интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, инсценировка); - осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей; – этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения; Обучающийся получит возможность для формирования: – устойчивого интереса к литературе, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания; – внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений; – осознания значимости литературы в жизни современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни; – умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения; – произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному; – оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения; – строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – строить сообщения в устной и письменной форме; – понимать смысл художественных и научно-популярных текстов; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; Обучающийся получит возможность научиться: – проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений; – учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства; – принимать участие в коллективных делах и инсценировках; – контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе; – пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале. Обучающийся получит возможность научиться: – проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; – воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении; – выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях; – сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах. Предметные результаты Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое). Воспринимать фактическое содержание художественного, научно-познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации. Содержание внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Стихотворение 1. Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо». (1ч) Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Анализ средств художественной выразительности. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка. 2. Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Рисунок». (1ч) Актуализация эмоциональной знаний оценки об авторе стихотворения. и его произведениях. Формирование содержания стихотворения. Анализ Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка. 3. Экскурсия в школьную библиотеку. (1ч) Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях. 4 -5. Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе» (2ч) Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Определение темы и главной мысли рассказа. 6. Выполнение тренировочной комплексной работы №1. (1ч) 7. Хочу всё знать. Язык — средство общения. (1) Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». 8-11. Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер». (4ч) Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. Подготовка к пересказу. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа. 12. Выполнение комплексной работы №2. (1ч) 13. «Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка. (1ч) Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа. 14-15. Научно-познавательный текст «Воробей». Готовимся к выразительному чтению отрывка из сказки «Воробей-весельчак». (2ч) Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Сопровождающее чтение. Игры «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Чтение по ролям отрывка из сказки. Взаимная оценка. 16-17. Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся». (2ч) Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа. Критическое осмысление выводов, сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу. 18.Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи». (1ч) Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу. 19. Научно-познавательный текст «Ёрш». (1ч) Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка. 20. Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня».(1ч) Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. 21-22. Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы». (2ч) Сравнение стихотворения и научно-познавательных текстов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах. 23.Экскурсия в городскую библиотеку. (1ч) 24. Хочу все знать. Природа. Экология. (1ч) 25-26. Рассказ А. Саломатова «Его последний день». (2ч) Анализ содержания рассказа. Словарная работа. 27. Комплексная работа № 3. (1ч) 28. Разные виды текстов. (1ч) 29-30. Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». (2ч) Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель». Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: олицетворение. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка. 31. Комплексная работа №4. (1ч) 32. Читательская грамотность. Диагностика. (1ч) 33. Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето». (1ч) Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное стихотворения. Взаимная оценка. 34. Что узнали. Чему научились на курсе. Коллективная работа. (1ч) чтение Тематическое планирование внеурочной деятельности № п/п 1 2 3 4-5 6 7 8– 11 12 13 14– 15 16– 17 18 19 20 21– 22 23 24 2526 27 28 29– 30 31 32 33 34 Тема Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо». Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Рисунок». Экскурсия в школьную библиотеку. Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе». Тренировочная комплексная работа №1. Хочу всё знать. Язык — средство общения. Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер». Кол-во часов 1 1 1 2 1 1 4 Комплексная работа №2. «Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка. Научно-познавательный текст «Воробей». Готовимся к выразительному чтению отрывка из сказки «Воробейвесельчак». Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся». 1 1 2 Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи». Научно-познавательный текст «Ёрш». Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы». 1 1 1 2 Экскурсия в городскую библиотеку. Хочу все знать. Природа. Экология. Рассказ А. Саломатова «Его последний день». 1 1 2 Комплексная работа №3. Разные виды текстов Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель». Комплексная работа №4. Читательская грамотность. Диагностика. Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето». Что узнали. Чему научились на курсе. Коллективная работа. 1 1 2 2 1 1 1 1