Программа «Школьный театр+» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
12. Устав МАОУ СОШ № 5 ГО Карпинск.
Направленность (профиль) программы – художественная.
Актуальность программы:
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации подростков в современном обществе, повышения уровня их
общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится
способом развития творческих способностей, самовыражения и
самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности,
а также средством снятия психологического напряжения, сохранения
эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности нескольких
видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры),
театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир
подростка. Занятия театральной деятельностью вводят ребят в мир
прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию,
активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают
творческие возможности и помогают психологической адаптации подростка
в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации
личности.
Отличительными особенностями программы «Школьный театр+»
являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами
театра, где школьник выступает в роли художника, костюмера, исполнителя,
режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции (литература, музыка,
изобразительное искусство);
- принцип креативности (максимальное развитие творческих способностей
подростка);
- направленность на саморазвитие личности подростка и его успешную
социализацию в обществе.
Адресат программы: школьники 13-17 лет.
Возрастные особенности детей группы 13-15 лет:
Старший подростковый возраст часто называют отроческим, переходным,
периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом,
связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка
к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной),
физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).
Этот возраст не без основания называют критическим. В этот период в
формировании личности происходят существенные сдвиги, которые
приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов,
отношений.
Если изменения проходят быстро и интенсивно, то развитие приобретает
скачкообразный и бурный характер. Эти изменения сопровождаются
большими субъективными трудностями, возникающими у ребенка. Они
вызывают у него сильные переживания (фрустрации), которые он не может
объяснить.
Резкая смена настроений и психических состояний, повышенная
возбудимость,
импульсивность,
эмоциональная
неустойчивость,
утомляемость, раздражительность – наиболее яркие особенности проявления
изменений в нервной системе и эмоциях, возникающих у подростка. В сфере
личности они приводят к неусидчивости, смене настроения.
Центральным и специфическим новообразованием в личности старшего
подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о
ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым.
Это новый уровень притязаний, предвосхищающий новое положение,
которого подросток еще не достиг. В этом и заключается глубокое
противоречие: подросток требует признания того, что на самом деле еще не
сформировалось. Но именно поэтому он столь остро реагирует на любое
ущемление педагогами, воспитателями и родителями его взрослой позиции:
грубит или плачет, поступает вопреки установленным нормам и правилам,
курит или принимает алкоголь, вступает в ранние сексуальные отношения,
чтобы доказать свою взрослость.
Подросток очень нуждается в общении с друзьями, в любви и понимании
родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, как к
личности. Оценка и положительная эмоциональная поддержка взрослых и
сверстников приобретают для него первостепенное значение.
Возрастные особенности детей группы 16-17 лет:
Главное отличие старшеклассников (10-11 классы) заключается в выборе
жизненных ценностей. Это и желание выбрать определенную позицию
взрослого человека, и осознать себя в обществе, найти свое место, понять
свое назначение. Это постоянный поиск своих мировоззренческих
заключений. Поэтому важно, чтобы молодые люди понимали, что смысл
жизни не только внутри себя, но и в окружающем нас мире. В этом возрасте
остро стоит вопрос открытия своего внутреннего мира и своей
исключительности.
Основной вид деятельности – это личностное общение, так как
заканчивается процесс полового созревания.
Особенностями возраста можно считать: завершение физического развития
организма, умственное развитие, развитие самосознания, выбор профессии,
формирование взаимных отношений между полами.
У старшеклассников выбор профессии формирует определенные интересы
в учебе, изменяется отношение к учебной деятельности. Соответственно,
происходит выбор в пользу тех или иных предметов, необходимых для
дальнейшего поступления в институт.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей.
Объем программы 153 учебных часа (34 недели) в год.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом
объединения обучающихся по интересу к театральному творчеству,
сформированных в разновозрастные группы. Состав групп постоянный.
Режим занятий: 4,5 учебных часа в неделю (34 учебных недели).
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель
реализации
программы,
которая
представляет
собой
линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких
лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, тренинг, развивающая игра,
ролевая игра, деловая игра.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, игровой зачет в форме этюда, участие
в отчетном спектакле.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и
дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки
образовательной программы указан в Рабочей программе педагога.
Цель и задачи программы
Цель программы «Школьный театр+»: развитие творческих способностей
и формирование социально активной личности школьников средствами
театрального искусства.
Задачи программы:
- обучающие:
познакомить с основным языком театрального искусства;
познакомить с основами сценического действия;
познакомить с основными принципами коллективной творческой
деятельности;
- развивающие:
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу,
образное мышление;
развивать сценическую речь и умение интонирования текста;
развивать лидерские качества, артистичность, способность к быстрой
адаптации в любой среде, уверенность в себе;
развивать пластику движений и умение держаться на сцене.
- воспитательные:
формировать культуру общения и поведения в социуме посредством
общения в группах при обучении и занятии театральной
деятельностью;
воспитывать эстетический вкус, основы зрительской культуры.
Содержание программы
Учебный план
№
Наименование
п/п
раздела/темы
1 Вводное занятие
Количество часов
Всего Теория
Практика
1
1
2
Азбука театра
2
1
1
3
Театральное закулисье
1
-
1
4
Посещение театра
2
1
1
5
Культура и техника речи.
Художественное чтение
24
2
22
Формы
аттестации/контроля
Знакомство, правила
поведения,
инструктаж
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение в
театральные
зрители»
Экскурсия,
творческое задание
Просмотр
спектакля,
написание эссе
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
6
Основы актерской
грамоты
22
10
12
7
Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры
Ритмопластика.
Сценическое движение
22
6
16
22
4
18
9
Песня
в
постановке
театральной
6,5
1
5,5
10
Танец
в
постановке
театральной
4,5
1
3,5
11
Актѐрский практикум.
Работа над постановкой
44
6
38
12
Итоговая аттестация
2
153
32
2
121
8
Итого:
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Премьера спектакля
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой.
Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности
на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте.
Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» –
умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной
студии. Разработка Устава коллектива.
2. Азбука театра.
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как
вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального
искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре.
Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные
зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками
или записывать названия спектаклей. Игры «Мы идем в театр», «Одно и то
же по-разному», викторины.
3. Театральное закулисье.
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в
диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными
профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример,
оператор, звукорежиссѐр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры. Сценический
этюд «Профессии театра».
4. Посещение театра.
Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в
профессиональный театр или просмотр телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение просмотренного спектакля. Написание
эссе «Мои впечатления от просмотренного спектакля».
5. Культура и техника речи. Художественное чтение.
Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом.
Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с
дикцией на скороговорках и чистоговорках. Выразительное чтение,
громкость и отчетливость речи. Упражнения по сценической речи
выполняются по алгоритму:
1. педагогический показ;
2. просмотр упражнения;
3. контроль и корректировка.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с
основами и законами художественного чтения.
Практическая часть. Можно начинать занятия с одной мизансцены
(например, круг). Каждый ребенок задает индивидуальное звучание.
Например, один участник произносит звук (звукосочетание, чистоговорку и
т.д), и все в кругу должны за ним повторить. В этот момент ребенок
становится как бы дирижером и управляет всей группой. Такие упражнения
активно включают внимание в начале занятия.
Дыхание
Упражнения на развитие дыхания даются через образ и фантазию:
- основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, мяч и т.п.);
- упражнения на «тѐплый» и «холодный» выдох (например, сдувать пылинки
пушинки, согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать
на нем рисунки);
- упражнения на дыхание лѐжа (например, поднимать ноги в положение
«Шлагбаум» и не пропускать других детей или конкретного партнера).
Артикуляция
Обращается внимание на:
- обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и
нижняя челюсть находятся в покое);
- медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение
более эффективным;
- координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
- соединение координации и моторики (например, использовать предметымячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.).
В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать упражнения
под музыку.
Дикция
Обращается внимание на:
- медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать
медленно и только после четкого внятного произношения прибавлять
скорость);
- внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать звуки,
слоги, согласные в конце слова);
- ритмические вариации (скороговорки в диалогах с различным словесным
действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над чем-то и т.п.);
- многократное повторение, которое должно перевести количество в
качество.
Слушание сказок, стихов, басен. Развитие способности слышать ритмы
музыкального, поэтического, сказочного произведения. Чтение вслух
литературных произведений.
Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки, поговорки,
пословицы и др.).
Народные праздники, игры, традиции.
Самостоятельное сочинение сказок, былин на темы, связанные с народным
творчеством.
Сочинение своих сказок, колыбельных, былин (коллективно или
индивидуально, на занятиях или дома). Придумывание своих сказочных
сюжетов, объединяющих известных героев разных сказок в одну
литературную композицию.
Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок.
Организация «художественного события», своеобразного народного
празднества.
Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
- развитие навыка логического анализа текста (на материале народных и
литературных сказок);
- знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи;
- навык передачи смысловой и выразительной функций знаков препинания.
Финальным материалом прохождения тематического раздела станет
коллективно рассказанная сказка с вкраплением дикционных и дыхательных
упражнений, а также детские стихи в хоровом и индивидуальном варианте.
6. Основы актерской грамоты.
Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актѐрской
профессии. Мышечная свобода. Особенности сценического внимания.
Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии.
Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания:
«Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет». Ответить на вопросы,
например, «Что вы видели по дороге в школу?», «Сколько ступенек на
лестничном пролѐте?», «Сколько фонарей/деревьев от дома до школы?» и
т.д. Если не получается сразу ответить на эти вопросы, дать задание
подготовить ответы к следующему занятию.
Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений:
«Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона».
Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Рассматривание
форм камней, раковин, корней и веток деревьев, поиск ассоциаций.
Наблюдение за состоянием природы, движением снега, появление радуги,
движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии на эту тему.
Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и
домашних животных, их эмоциями.
Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки,
собаки, птиц, рыб. Жужжание мух, комаров, пчел. Кваканье лягушек. Этюд
«Птичий переполох», озвучивание русской народной сказки «Зимовье
зверей».
Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн,
вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья,
гром.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы»,
«Радио», «Слышать одного».
Итоговым мероприятием по теме станет интегрированная инсценировка
басен, сказок или открытое занятие по актѐрскому мастерству.
7. Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры.
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие
«Я» в предлагаемых обстоятельствах. Понятие «игра». Возникновение игры.
Понятие «театральная игра. Общеразвивающие игры и специальные
театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и
вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые
обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях,
сюжетных играх.
Этюды-превращения: «Я – дерево, цветок, травинка, листик, шишка,
раковина и т.д.», «Я – ветер, облако, водопад, морская волна, гром, вьюга,
солнечный свет», «Я – арбуз, яблоко, лимон, авокадо, морковь, лук,
семечко».
Игры-перевѐртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона –
воробей. Игра в теневой театр – создание с помощью рук образов зверей,
птиц, сказочных существ.
Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление». Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных
произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам.
8. Ритмопластика
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов
рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата.
Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно
поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия:
- точки зала (сцены);
- круг, колонна, линия (шеренга);
- темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание
образа в движении под музыку).
Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве.
Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры.
Например, удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка,
бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф», счет с приседаниями
(присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.).
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания.
Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической
выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений).
Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».
Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения
на развитие пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья»,
«Подводные растения», «Плавники».
Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на
жестикуляцию (плач, прощание, встреча).
Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным
музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как
великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь».
Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения,
менять их с изменением характера музыки: «Мотылѐк», «Лебедь», «Парус»,
«Снежинки», «Огонь», «Вода». Слушание музыки и выполнение движений
(бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует) в темпе
музыкального произведения.
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
9. Песня в театральной постановке.
Теоретическая часть. Выбор песни. Прослушивание аудиофайла
исполнения песни. Осмысление сюжета песни.
Практическая часть. Работа над постановкой песни. Кастинг
исполнителей. Работа над исполнением песни под фонограмму. Работа над
исполнением песни под живую музыку (гитара).
10. Танец в театральной постановке.
Теоретическая часть. Выбор танца. Просмотр видео с исполнением танца.
Определение основных движений танца. Разбор пластики движений.
Практическая часть. Работа над постановкой танца. Кастинг исполнителей.
Отработка основных движений без музыкального сопровождения. Отработка
основных движений танца под музыку.
11. Работа над постановкой (инсценировкой, миниатюрами,
моноспектаклями).
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного
произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора.
Осмысление сюжета, выделение основных событий.
Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по
ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов.
Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения
на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения.
Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов.
Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов
декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для
музыкального оформления постановки.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
12. Итоговое занятие (итоговая аттестация).
Практическая часть. Творческий отчѐт. Показ спектакля, инсценировок
или проведение открытого мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы.
Планируемые результаты
В процессе обучения будут сформированы следующие
- метапредметные результаты:
Регулятивные:
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной
преподавателем;
планирование своих действий на отдельных этапах работы;
осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с
помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всѐ
получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные:
развитие интереса к театральному искусству;
освоение правил поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
формирование представления о театральных профессиях;
освоение правил проведения рефлексии;
освоение навыка построения логического рассуждение и умения делать
вывод;
освоение навыков выражения разнообразных эмоциональных
состояний (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
формирование умений вербализовать эмоциональное впечатление,
оказанное на него источником;
формирование навыков ориентироваться в содержании текста,
понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное взаимодействие и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
навыки работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения;
навыки отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.
д.);
умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
- личностные результаты:
умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
способность к объективному анализу своей работы и работы
товарищей;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции;
стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми.
- предметные результаты:
выразительно читать и правильно интонировать;
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые навыки актѐрского мастерства, пластики и
сценической речи;
использовать упражнения
для
проведения
артикуляционной
гимнастики;
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять простые действия на сцене;
взаимодействовать на сценической площадке с партнѐром;
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Календарный график
№
Основные характеристики
п/п
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34
2
Количество часов в неделю
4,5
3
Количество часов
153
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
- Учебный класс
- Спортивный зал
- Актовый зал
- Учебная доска
- Компьютер для педагога
- Мультимедиа
- Ученические столы и стулья
Информационное обеспечение:
- Вспомогательная литература
- Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
- Набор мультимедийных презентаций
- Видеотека спектаклей для подростков и старших школьников
- Фонотека музыкального сопровождения спектаклей
- Фонотека звукового и шумового сопровождения спектаклей
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое обеспечение
№
п/п
Название раздела, темы
Материальнотехническое
оснащение,
дидактические
материалы
1
Вводное занятие.
2
Азбука театра.
Методическое
пособие
«Правила
поведения в
театральной
мастерской»
Презентации:
«История
возникновения
и создания
театра», «Виды
и жанры
театрального
искусства»,
Формы,
методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Беседа,
обучающая игра
Беседа, ролевая
игра
Формы
учебного
занятия
Работа в парах
и малых
группах, игры
на знакомство
Работа в малых
группах,
тестирование,
викторина,
ролевая игра
«Театральный
этикет»
Презентации:
«Как устроен
театр»,
«Театральные
профессии»
Методическое
пособие «Как
вести себя в
театре»
3
Театральное закулисье.
Беседа
4
Посещение театра.
5
Культура и техника речи.
Художественное чтение.
Презентация
«Основы
практической
работы над
голосом»,
методическое
пособие
«Культура и
техника речи»
6
Основы актерской
грамоты.
7
Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры.
8
Ритмопластика.
Презентации:
«Особенности
сценического
внимания»,
«Наблюдение,
воображение,
фантазия в
работе актера»
Презентация
«Значение игры
в театральном
искусстве»
Презентация
«Основы
театральной
ритмопластики»
9
Песня в театральной
постановке
Презентация
«Песня в
сюжете
театральной
постановки»
Творческий
вокальный
интенсив
10
Танец в театральной
постановке
Презентация
«Танец в
Творческий
танцевальный
Интерактивный
просмотр
телеспектакля.
Ролевая игра «Я
иду в театр»
Образовательные
интенсивы:
«Дыхательная
гимнастика»,
«Основы
артикуляции»,
«Правильная
дикция»,
«Логический
анализ текста»
Беседа,
творческий
интенсив,
ролевая игра
Виртуальная
экскурсия,
сценический
этюд, ролевая
игра
Праздник
«Посвящение в
театральные
зрители»
Групповые
упражнения на
развитие
правильного
дыхания,
артикуляции,
дикции
Упражнения в
парах,
выполнение
этюдов на
заданную тему
Беседа,
творческий
интенсив
Ролевая игра,
этюды, игрыинсценировки
Беседа,
творческий
интенсив
Упражнения в
малых группах
и в парах, игры
на отработку
жестикуляции и
движение
Работа над
постановкой
вокального
номера в
сюжете
спектакля
Работа над
постановкой
11
Работа над постановкой
12
Итоговое занятие
сюжете
театральной
постановки»
интенсив
Презентации
«Основы
театрального
костюма»,
«Театральный
грим»,
«Театральный
реквизит»,
«Театральные
декорации»
Беседа,
художественное
чтение, анализ
произведения
танцевального
номера в
сюжете
спектакля
Выполнение
этюдов,
репетиции
отдельных сцен,
работа в
театральных
мастерских,
сводная
репетиция,
генеральная
репетиция
Творческий
отчет (показ
спектакля
зрителям)
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
обучающимися умений и навыков, правильности выполнения учебного
задания (справился или не справился);
- викторина;
- беседа;
- тестовый контроль;
- этюд на заданную тему.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- учебный этюд;
- инсценировка;
- участие в постановочном спектакле.
Оценочные материалы
Диагностика:
Мониторинг освоения обучающимися Программы проводится педагогом два
раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью
устного опроса, тестирования, наблюдения за выполнением ролевых этюдов.
Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С),
низкий уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику
усвоения и успеваемости каждого обучающегося.
Уровни развития:
Низкий уровень: Знает основные понятия курса, может выполнить изученные
упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию и ритмопластику по образцу,
показанному педагогом; способен выполнять несложные этюды на заданную
тему, пользуясь наводящими вопросами педагога.
Средний уровень: Знает основные понятия курса, самостоятельно выполняет
все изученные упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию и
ритмопластику, способен выполнять этюды на заданную тему, проявляя
фантазию и используя воображение. Но для вхождения в образ требует
незначительных подсказок педагога.
Высокий уровень: Знает основные понятия курса, самостоятельно выполняет
все изученные упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию и
ритмопластику, легко выполняет этюды на заданную тему, проявляя
фантазию и используя воображение; входит в заданный образ полностью
самостоятельно; способен предложить и обосновать свою трактовку
предложенной роли.
Форма обучения: очная.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы;
- тесты;
- презентации;
- методические материалы для каждого раздела.
Список литературы
1)Методические рекомендации по созданию школьного театра:
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/
2) Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2) Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3) Методическое пособие – практикум «Основы актѐрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
4) Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary