Программа «Школьный театр» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
12. Устав МАОУ СОШ № 5 ГО Карпинск.
Направленность (профиль) программы – художественная.
Актуальность программы:
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей
культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом
развития творческих способностей, самовыражения и самореализации
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также
средством
снятия
психологического
напряжения,
сохранения
эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности нескольких
видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры),
театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир
ребенка. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир
прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию,
активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают
творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в
коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации
личности.
Отличительными особенностями программы «Школьный театр»
являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами
театра, где школьник выступает в роли художника, костюмера, исполнителя,
режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции (литература, музыка,
изобразительное искусство);
- принцип креативности (максимальное развитие творческих способностей
ребенка);
- направленность на саморазвитие личности ребенка и его успешную
социализацию в обществе.
Адресат программы: школьники 8-11 лет.
Возрастные особенности детей группы 8-9 лет:
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо. Отличаются большой
жизнерадостностью,
внутренней
уравновешенностью,
постоянным
стремлением к активной практической деятельности.
Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено
поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в
общение.
Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков
не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная
коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и
отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят
ощущать себя в положении людей, облеченных определенными
обязанностями, ответственностью и доверием.
Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает
эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы
для них неуместны.
Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость,
смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны
постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их
захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма
расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и
символам.
Они охотно принимают руководство педагога. К его предложениям
относятся с доверием и с готовностью откликаются на них.
Доброжелательное отношение и участие педагога вносят оживление в любую
деятельность ребят, и вызывает их активность.
Возрастные особенности детей группы 10-11 лет:
Дети 10-11 лет находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к
подростковому. Данный возраст связан с постепенным обретением чувства
взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от
взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым
влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
В
этот
период
повышаются
утомляемость,
возбудимость,
раздражительность, негативизм, драчливость подростков.
Наряду с этим начинают ярко проявлять себя особые интересы:
– интерес подростка к собственной личности, своей внешности,
самопознанию, повышенная критичность к себе;
– установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него
гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
– интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям,
которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против
воспитательного авторитета, протесте;
– интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
В этот период происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в
подростковом возрасте начинает играть социально-значимая деятельность.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается
выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную
значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции
ему нужна деятельность, получающая признание других людей,
деятельность, которая может придать ему значение как члену общества.
Ведущим мотивом поведения подростка становится стремление найти свое
место среди сверстников.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей.
Объем программы 153 учебных часов (34 недели) в год.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом
объединения обучающихся по интересу к театральному творчеству,
сформированных в разновозрастные группы. Состав групп постоянный.
Режим занятий: 4,5 учебных часа в неделю (34 учебных недели).
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель
реализации
программы,
которая
представляет
собой
линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких
лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, тренинг, развивающая игра,
ролевая игра, деловая игра.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, игровой зачет в форме этюда, участие
в отчетном спектакле.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и
дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки
образовательной программы указан в Рабочей программе педагога.
Цель и задачи программы
Цель программы «Школьный театр»: развитие творческих способностей и
формирование социально активной личности младших школьников и
младших подростков средствами театрального искусства.
Задачи программы:
- обучающие:
познакомить с основным языком театрального искусства;
познакомить с основами сценического действия;
познакомить с основными принципами коллективной творческой
деятельности;
- развивающие:
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу,
образное мышление;
развивать сценическую речь и умение интонирования текста;
развивать лидерские качества, артистичность, способность к быстрой
адаптации в любой среде, уверенность в себе;
развивать пластику движений и умение держаться на сцене.
- воспитательные:
формировать культуру общения и поведения в социуме посредством
общения в группах при обучении и занятии театральной
деятельностью;
воспитывать эстетический вкус, основы зрительской культуры.
Содержание программы
Учебный план
№
Наименование
п/п
раздела/темы
1 Вводное занятие
2
Азбука театра
3
4
Количество часов
Всего Теория
Практика
1,5
1,5
4,5
3
1,5
Театральное закулисье
3
1
2
Посещение театра
6
4
2
Формы
аттестации/контроля
Знакомство, правила
поведения,
инструктаж
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение в
театральные
зрители»
Экскурсия,
творческое задание
Просмотр
5
Культура и техника речи.
Художественное чтение
24
2
22
6
Основы актерской
грамоты
24
10
14
7
Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры
Ритмопластика.
Сценическое движение
30
6
24
28
4
24
9
Актѐрский практикум.
Работа над постановкой
30
6
24
10
Итоговая аттестация
2
153
36
2
117
8
Итого:
спектакля,
написание эссе
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Творческий отчет
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой.
Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности
на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте.
Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» –
умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной
студии. Разработка Устава коллектива.
2. Азбука театра.
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как
вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального
искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре.
Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные
зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками
или записывать названия спектаклей. Игры «Мы идем в театр», «Одно и то
же по-разному», викторины.
3. Театральное закулисье.
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в
диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными
профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример,
оператор, звукорежиссѐр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры. Сценический
этюд «Профессии театра».
4. Посещение театра.
Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в
профессиональный театр или просмотр телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение просмотренного спектакля. Написание
эссе «Мои впечатления от просмотренного спектакля».
5. Культура и техника речи. Художественное чтение.
Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом.
Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с
дикцией на скороговорках и чистоговорках. Выразительное чтение,
громкость и отчетливость речи. Упражнения по сценической речи
выполняются по алгоритму:
1. педагогический показ;
2. просмотр упражнения;
3. контроль и корректировка.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с
основами и законами художественного чтения.
Практическая часть. Можно начинать занятия с одной мизансцены
(например, круг). Каждый ребенок задает индивидуальное звучание.
Например, один участник произносит звук (звукосочетание, чистоговорку и
т.д), и все в кругу должны за ним повторить. В этот момент ребенок
становится как бы дирижером и управляет всей группой. Такие упражнения
активно включают внимание в начале занятия.
Дыхание
Упражнения на развитие дыхания даются через образ и фантазию:
- основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, мяч и т.п.);
- упражнения на «тѐплый» и «холодный» выдох (например, сдувать пылинки
пушинки, согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать
на нем рисунки);
- упражнения на дыхание лѐжа (например, поднимать ноги в положение
«Шлагбаум» и не пропускать других детей или конкретного партнера).
Артикуляция
Обращается внимание на:
- обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и
нижняя челюсть находятся в покое);
- медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение
более эффективным;
- координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
- соединение координации и моторики (например, использовать предметымячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.).
В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать упражнения
под музыку.
Дикция
Обращается внимание на:
- медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать
медленно и только после четкого внятного произношения прибавлять
скорость);
- внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать звуки,
слоги, согласные в конце слова);
- ритмические вариации (скороговорки в диалогах с различным словесным
действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над чем-то и т.п.);
- многократное повторение, которое должно перевести количество в
качество.
Слушание сказок, стихов, басен. Развитие способности слышать ритмы
музыкального, поэтического, сказочного произведения. Чтение вслух
литературных произведений.
Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки, поговорки,
пословицы и др.).
Народные праздники, игры, традиции.
Самостоятельное сочинение сказок, былин на темы, связанные с народным
творчеством.
Сочинение своих сказок, колыбельных, былин (коллективно или
индивидуально, на занятиях или дома). Придумывание своих сказочных
сюжетов, объединяющих известных героев разных сказок в одну
литературную композицию.
Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок.
Организация «художественного события», своеобразного народного
празднества.
Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
- развитие навыка логического анализа текста (на материале народных и
литературных сказок);
- знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи;
- навык передачи смысловой и выразительной функций знаков препинания.
Финальным материалом прохождения тематического раздела станет
коллективно рассказанная сказка с вкраплением дикционных и дыхательных
упражнений, а также детские стихи в хоровом и индивидуальном варианте.
6. Основы актерской грамоты.
Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актѐрской
профессии. Мышечная свобода. Особенности сценического внимания.
Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии.
Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания:
«Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет». Ответить на вопросы,
например, «Что вы видели по дороге в школу?», «Сколько ступенек на
лестничном пролѐте?», «Сколько фонарей/деревьев от дома до школы?» и
т.д. Если не получается сразу ответить на эти вопросы, дать задание
подготовить ответы к следующему занятию.
Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений:
«Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона».
Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Рассматривание
форм камней, раковин, корней и веток деревьев, поиск ассоциаций.
Наблюдение за состоянием природы, движением снега, появление радуги,
движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии на эту тему.
Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и
домашних животных, их эмоциями.
Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки,
собаки, птиц, рыб. Жужжание мух, комаров, пчел. Кваканье лягушек. Этюд
«Птичий переполох», озвучивание русской народной сказки «Зимовье
зверей».
Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн,
вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья,
гром.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы»,
«Радио», «Слышать одного».
Итоговым мероприятием по теме станет интегрированная инсценировка
басен, сказок или открытое занятие по актѐрскому мастерству.
7. Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры.
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие
«Я» в предлагаемых обстоятельствах. Понятие «игра». Возникновение игры.
Понятие «театральная игра. Общеразвивающие игры и специальные
театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и
вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые
обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях,
сюжетных играх.
Этюды-превращения: «Я – дерево, цветок, травинка, листик, шишка,
раковина и т.д.», «Я – ветер, облако, водопад, морская волна, гром, вьюга,
солнечный свет», «Я – арбуз, яблоко, лимон, авокадо, морковь, лук,
семечко».
Игры-перевѐртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона –
воробей. Игра в теневой театр – создание с помощью рук образов зверей,
птиц, сказочных существ.
Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление». Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных
произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам.
8. Ритмопластика
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов
рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата.
Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно
поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия:
- точки зала (сцены);
- круг, колонна, линия (шеренга);
- темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание
образа в движении под музыку).
Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве.
Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры.
Например, удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка,
бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф», счет с приседаниями
(присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.).
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания.
Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической
выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений).
Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».
Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения
на развитие пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья»,
«Подводные растения», «Плавники».
Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на
жестикуляцию (плач, прощание, встреча).
Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным
музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как
великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь».
Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения,
менять их с изменением характера музыки: «Мотылѐк», «Лебедь», «Парус»,
«Снежинки», «Огонь», «Вода». Слушание музыки и выполнение движений
(бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует) в темпе
музыкального произведения.
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
9.
Работа
над
постановкой
(инсценировкой,
миниатюрами,
моноспектаклями).
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного
произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора.
Осмысление сюжета, выделение основных событий.
Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по
ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов.
Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения
на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения.
Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов.
Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов
декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для
музыкального оформления постановки.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
10. Итоговое занятие (итоговая аттестация).
Практическая часть. Творческий отчѐт. Показ спектакля, инсценировок
или проведение открытого мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы.
Планируемые результаты
В процессе обучения будут сформированы следующие
- метапредметные результаты:
Регулятивные:
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной
преподавателем;
планирование своих действий на отдельных этапах работы;
осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с
помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всѐ
получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные:
развитие интереса к театральному искусству;
освоение правил поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
формирование представления о театральных профессиях;
освоение правил проведения рефлексии;
освоение навыка построения логического рассуждение и умения делать
вывод;
освоение навыков выражения разнообразных эмоциональных
состояний (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
формирование умений вербализовать эмоциональное впечатление,
оказанное на него источником;
формирование навыков ориентироваться в содержании текста,
понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное взаимодействие и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
навыки работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения;
навыки отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.
д.);
умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
- личностные результаты:
умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
способность к объективному анализу своей работы и работы
товарищей;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции;
стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми.
- предметные результаты:
выразительно читать и правильно интонировать;
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые навыки актѐрского мастерства, пластики и
сценической речи;
использовать упражнения
для
проведения
артикуляционной
гимнастики;
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять простые действия на сцене;
взаимодействовать на сценической площадке с партнѐром;
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Календарный график
№
Основные характеристики
п/п
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34
2
Количество часов в неделю
4,5
3
Количество часов
153
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
- Учебный класс
- Спортивный зал
- Актовый зал
- Учебная доска
- Компьютер для педагога
- Мультимедиа
- Ученические столы и стулья
Информационное обеспечение:
- Вспомогательная литература
- Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
- Набор мультимедийных презентаций
- Видеотека спектаклей для детей
- Фонотека музыкального сопровождения спектаклей
- Фонотека звукового и шумового сопровождения спектаклей
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое обеспечение
№
п/п
Название раздела, темы
Материальнотехническое
оснащение,
дидактические
материалы
1
Вводное занятие.
2
Азбука театра.
3
Театральное закулисье.
4
Посещение театра.
Методическое
пособие
«Правила
поведения в
театральной
мастерской»
Презентации:
«История
возникновения
и создания
театра», «Виды
и жанры
театрального
искусства»,
«Театральный
этикет»
Презентации:
«Как устроен
театр»,
«Театральные
профессии»
Методическое
пособие «Как
вести себя в
театре»
5
Культура и техника речи.
Художественное чтение.
Презентация
«Основы
Формы,
методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Беседа,
обучающая игра
Формы
учебного
занятия
Работа в парах
и малых
группах, игры
на знакомство
Беседа, ролевая
игра
Работа в малых
группах,
тестирование,
викторина,
ролевая игра
Беседа
Виртуальная
экскурсия,
сценический
этюд, ролевая
игра
Праздник
«Посвящение в
театральные
зрители»
Интерактивный
просмотр
телеспектакля.
Ролевая игра «Я
иду в театр»
Образовательные Групповые
интенсивы:
упражнения на
практической
работы над
голосом»,
методическое
пособие
«Культура и
техника речи»
6
Основы актерской
грамоты.
7
Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры.
8
Ритмопластика.
9
Работа над постановкой
10
Итоговое занятие
Презентации:
«Особенности
сценического
внимания»,
«Наблюдение,
воображение,
фантазия в
работе актера»
Презентация
«Значение игры
в театральном
искусстве»
Презентация
«Основы
театральной
ритмопластики»
Презентации
«Основы
театрального
костюма»,
«Театральный
грим»,
«Театральный
реквизит»,
«Театральные
декорации»
«Дыхательная
гимнастика»,
«Основы
артикуляции»,
«Правильная
дикция»,
«Логический
анализ текста»
Беседа,
творческий
интенсив,
ролевая игра
развитие
правильного
дыхания,
артикуляции,
дикции
Беседа,
творческий
интенсив
Ролевая игра,
этюды, игрыинсценировки
Беседа,
творческий
интенсив
Упражнения в
малых группах
и в парах, игры
на отработку
жестикуляции и
движение
Выполнение
этюдов,
репетиции
отдельных сцен,
работа в
театральных
мастерских,
сводная
репетиция,
генеральная
репетиция
Творческий
отчет (показ
спектакля
зрителям)
Беседа,
художественное
чтение, анализ
произведения
Упражнения в
парах,
выполнение
этюдов на
заданную тему
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
обучающимися умений и навыков, правильности выполнения учебного
задания (справился или не справился);
- викторина;
- беседа;
- тестовый контроль;
- этюд на заданную тему.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- учебный этюд;
- инсценировка;
- участие в постановочном спектакле.
Оценочные материалы
Диагностика:
Мониторинг
освоения
обучающимися
Программы
проводится
руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и
определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения за
выполнением ролевых этюдов.
Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С),
низкий уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику
усвоения и успеваемости каждого обучающегося.
Уровни развития:
Низкий уровень: Знает основные понятия курса, может выполнить изученные
упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию и ритмопластику по образцу,
показанному педагогом; способен выполнять несложные этюды на заданную
тему, пользуясь наводящими вопросами педагога.
Средний уровень: Знает основные понятия курса, самостоятельно выполняет
все изученные упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию и
ритмопластику, способен выполнять этюды на заданную тему, проявляя
фантазию и используя воображение. Но для вхождения в образ требует
незначительных подсказок педагога.
Высокий уровень: Знает основные понятия курса, самостоятельно выполняет
все изученные упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию и
ритмопластику, легко выполняет этюды на заданную тему, проявляя
фантазию и используя воображение; входит в заданный образ полностью
самостоятельно; способен предложить и обосновать свою трактовку
предложенной роли.
Форма обучения: очная.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы;
- тесты;
- презентации;
- методические материалы для каждого раздела.
Список литературы
1. Методические рекомендации по созданию школьного театра:
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/
2) Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2) Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3) Методическое пособие – практикум «Основы актѐрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
4) Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary