ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа «Футбол» составлена в соответствии с нормативно правовыми основаниями для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей. 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приоритетный национальный проект РФ «Образование» на 20192024 годы» (утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16); 3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (утвержден проектным комитетом по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 13); 4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р; 5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11); 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г., № 09-3242); 7. Комплексная программа Свердловской области «Уральская инженерная школа» на 2016-2024 годы» (22.03.2016 г. №127-ПП с изменениями от 16 апреля 2020 г. №251-ПП); 8. СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (вступили в силу с 01 января 2021 года); 9. Устав МАОУ СОШ № 5, утвержденный Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 23.07.2020 г. № 771. Направленность (профиль) программы – физкультурно-спортивная. Актуальность программы заключается в следующем В современных условиях в нашей стране уделяется огромное внимание приоритету здорового образа жизни подрастающего поколения, оздоровлению, физическому и психическому развитию школьников на основе их творческой активности. Разработка программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения физкультурнооздоровительной и спортивной работы. В формировании логического и системного мышления занятие «Футбол» способно сыграть существенную роль. Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации, возникающей в течение футбольного матча, позволяет отнести футбол не только к учебному, но и воспитательному фактору. Поэтому настоящая программа помимо узко специальных задач учитывает именно эти возможности обучения игре футбол. Отличительные особенности программы, её новизна. Основным преимуществом деятельности является предоставление учащимся широкого спектра форм и видов деятельности, занятий по интересам, направленных на их развитие. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированный и компетентностный подход. Именно на это и направлена программа «Футбол». Предлагаемая программа предполагает ознакомление учащихся с техникой и тактикой игры в футбол, индивидуальными, групповыми и командными действиями в различных по сложности условиях игры. Адресат программы: школьники 6-18 лет. Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Объем программы: 34 учебных часа (34 недель) в год. Формы обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения обучающихся по интересу к спортивному развитию, сформированных в разновозрастные группы. Состав групп постоянный. Режим занятий: Группа №1 - 102 часа: 3 учебных часа в неделю (34 учебных недель). Цель и задачи. Цель программы: формирование и развитие физических способностей и навыков учащихся, формирование моральных и волевых качеств через обучение технике и тактике игры в футбол в доступной форме, без спортивного совершенствования. Задачи программы: Образовательные: совершенствовать их выполнение в различных по сложности условиях игры, в быстроменяющейся обстановке; подготовленности, спортивной классификации; Развивающие: индивидуального физического развития; ать координационные способности: ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстроту и точность реагирования на сигналы, согласованность движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения основных параметров движений) и кондиционные (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способности; развития его форм посредством игр и соревнований; ормировать умения оценивать уровень своего здоровья, физического развития, двигательную подготовленность и в соответствии с этим решать задачи личного физического совершенствования. Воспитательные: ствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; правильного поведения, интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Содержание курса программы. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. № 1. 2. Название раздела, темы Количество часов Формы Всего Теория Практика контроля История возникновения футбола 3 3 Опрос Правила безопасности во время 3 3 - 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. занятий иных футболистов Правила игры в футбол (основные понятия) Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному инвентарю Техническая подготовка Тактическая подготовка Физическая подготовка Подвижные игры и эстафеты Игра в футбол малыми составами Соревнования. Контрольные испытания Итого: 3 3 - Опрос 3 3 - - 40 16 40 12 14 - - - 20 16 15 12 14 10 - 13 - 102 12 90 Содержание учебного плана. Тема 1. История футбола Теория: История зарождения футбола, История чемпионатов Мира и Европы, Современный футбол. Тема 2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Техника безопасности в зале. Техника безопасности на спортивной площадке. Техника безопасности в тренажерном зале. Тема 3. Правила игры в футбол. Теория: Правила игры в футболе. Жесты судей. Тема 4: Санитарно-гигиенические требования. Теория: Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному инвентарю. Тема 5. Техническая подготовка: Теория: Передвижения и остановки, удары по мячу, остановка мяча, ведение мяча и обводка, отбор мяча, вбрасывание мяча, игра вратаря, выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. - Практика: Передвижения по площадке. Старты из различных положений. Передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты из различных исходных положений. Стойки и передвижения в футболе. Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъѐма. Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъѐма. Удар по неподвижному мячу внутренней частью подъѐма. Удар по неподвижному мячу внешней частью подъѐма. Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъѐма, носком. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удар по летящему мячу серединой подъѐма. Удар по летящему мячу серединой лба. Удар по летящему мячу боковой частью лба. Удары по воротам различными способами на точность попадания мячом в цель. Удары по воротам различными способами на точность попадания мячом в цель. Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Остановка катящегося мяча внешней стороной стопы. Остановка мяча грудью. Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы. Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения правой и левой ногой (без сопротивления защитника). Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча с активным сопротивлением защитника. Ведение мяча с активным сопротивлением защитника. Обводка с помощью обманных движений (финтов). Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Остановка катящегося мяча внешней стороной стопы. Остановка мяча грудью. Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы. Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения правой и левой ногой (без сопротивления защитника). Тема 6. Тактическая подготовка. Теория: Тактика игры. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые тактические действия в защите. Практика: Тактика свободного нападения. Позиционное нападение с изменением позиций игроков. Нападение в игровых заданиях 3: 1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые тактические действия в защите. Тема 7. Общая физическая подготовка. Теория: Развитие силовых способностей, развитие скоростных - силовых способностей, развитие координационных способностей, развитие выносливости, развитие гибкости, развитие скоростных способностей, подвижные игры. Практика: Упражнения с партнером. Упражнения с набивными мячами. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Поднимание туловища из положения, лежа на спине. Поднимание прямых ног в висе. Бег с отягощением. Прыжки на одной ноге. Прыжки на одной и на двух ногах через препятствия. Прыжки со скакалкой. Прыжки на одной и двух ногах с набивными мячами. Ведение ногой набивного мяча. Броски набивного мяча. Бег с отягощением. Прыжки на одной ноге. Прыжки на одной и на двух ногах через препятствия. Прыжки со скакалкой. Прыжки на одной и двух ногах с набивными мячами. Ведение ногой набивного мяча. Броски набивного мяча. Бег по лабиринту. Бег спиной вперед с поворотами. Быстрые перемещения приставными шагами. Бег с внезапным поворотом кругом. Бег «Змейкой». Челночное перемещение. Бег с внезапным поворотом кругом по зрительному сигналу. Бег в сочетании с внезапными остановками и скоростными рывками. Кувырок вперед – прыжок через вертикальное препятствие. Бег с отягощением. Прыжки на одной ноге. Прыжки на одной и на двух ногах через препятствия. Прыжки со скакалкой. Прыжки на одной и двух ногах с набивными мячами. Ведение ногой набивного мяча. Броски набивного мяча. Бег по лабиринту. Бег спиной вперед с поворотами. Быстрые перемещения приставными шагами. Бег с внезапным поворотом кругом. Бег «Змейкой». Челночное перемещение. Бег с внезапным поворотом кругом по зрительному сигналу. Бег в сочетании с внезапными остановками и скоростными рывками. Кувырок вперед – прыжок через вертикальное препятствие. Бег в равномерном темпе умеренной интенсивности. Бег в равномерном темпе, чередуемый с ускорениями. Тема 8. Подвижные игры. Практика: «Вызов номеров». «Поймай палку». «Поймай мяч». «Салки». «Охотники и утки». «Перехвати мяч». «В одно касание». «День и ночь». «Салки в парах». «Бег-преследование». «Встречная эстафета в четверках». «Быстрые передачи». Тема 9. Игра в футбол малыми составами. Практика: Игры 2х2, 3х3, 5х5, 6х6. Тема 10. Учебные игры. Практика: Соревновательная практика. Участие в итоговом рейтинговом турнире клуба. Сдача контрольно-переводных нормативов. Планируемые результаты обучения: Предметные: спорта; учащиеся получат возможность научиться: футбол в быстроменяющейся обстановке; (технику перемещения, передачи и ловли мяча); навыки, и принимать участие в групповых и командных тактических действиях в нападении и защите; Метапредметные результаты: учебно-интеллектуальные: учащиеся научатся: соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; ть выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; идуального физического развития. учащиеся получат возможность научиться: им действий с учѐтом конечного результата; ту и по способу действия; определять качество и уровень усвоения. учебно-коммуникативные учащиеся научатся: определять цели, распределять функции и роли участников; основе соблюдения правил спортивных игр. учащиеся получат возможность научиться: динировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. учебно-организационные учащиеся научатся: учащиеся получат возможность научиться: -следственные связи; ндуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. Личностные У учащихся будут сформированы: самообразованию; решений, рассуждений; у учащихся могут быть сформированы: сверстниками в игровой деятельности; ение распознавать логически некорректные высказывания. Условия реализации программы. Занятия проводятся в групповой форме. - условия набора в коллектив: принимаются все желающие в возрасте от 9 до 11 лет на основании заявлений родителей на зачисление в объединение. - количество детей в группе: списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм - формы проведения занятий: Уроки (лекции), как теоретическое объяснение учебного материала. Практические занятия в форме: практических занятий, игры, соревнований, турниров; - формы организации деятельности учащихся на занятии: • фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, объяснение учебного материала). Движения от простого к сложному выстраивают логику освоение основных тематических разделов программы. Это делает процесс обучения органичным и непринужденным; • групповая: организация работы в группах; индивидуальная работа – анализ ошибок в сыгранном матче или в тренировочном процессе. • индивидуальная: организуется для работы с детьми, с целью подготовки их участие в различных футбольных турнирах, соревнованиях. - материально-техническое оснащение программы: 1) оборудованный спортивный зал, размером не менее 30 х15 м; 2) ворота футбольные; 3) футбольные мячи; 4) насос ручной, иглы; 5) держатель для мяча; 6) гимнастические скамейки; 7) маты гимнастические; 8) стенка гимнастическая; 9) мячи набивные весом 3 кг и 5 кг; 10) скакалки; 11) свисток; 12) секундомер – 1 шт.; 13) кабинет с проектором и экраном с выходом в сеть Интернет. - кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Ожидаемые результаты обучения по программе После обучения по программе у учащихся будут: деятельности в футболе, умения применять их в быстроменяющейся обстановке; классификации; ии физической культуры и спорта; индивидуального физического развития; развития, двигательную подготовленность и в соответствии с этим решать задачи личного физического совершенствования; перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласованность движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения основных параметров движений и кондиционные (скоростно-силовые, скоростные, выносливость, сила и гибкость) способности; стремление к достижению цели, взаимопомощь и взаимовыручка, умение выходить из конфликтных ситуаций во время игры. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Оценочные материалы. Оценочные материалы — методика, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе. Для определения результативности обучения проводится мониторинг в форме соревнований и физических и технических нормативов. Для оценки обучающих используется бальная система. Критерии оценки обучения 1. Оборудование и инвентарь 1. 1 очко - учащийся слабо знает названия оборудования и инвентаря. 2. 2 очка - учащийся достаточно знает названия оборудования и инвентаря. 3. 3 очка - учащийся твердо названия оборудования и инвентаря. 2. Правила игры в футбол 1. 1 очко - учащийся слабо знает правила футбола. 2. 2 очка - учащийся достаточно знает правила футбола. 3.3 очка - учащийся твердо знает правила футбола. 3. Нормативы Бег 60 м, прыжок в длину/высоту, челночный бег, бег 1км, бег 2 и 3 км, подтягивание, отжимания, пресс, метание, тройной прыжок. Оценка нормативов зависит от возраста ребенка. 4.Тактика Игра 3:3, игра 4:4 1. 1 очко - учащийся владеет менее чем ½, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьѐзные затруднения при игре. 2. 2 очка - объѐм усвоенных умений и навыков составляет более ½, не активно применяет их при игре. 3.3 очка - объѐм усвоенных умений и навыков составляет более ½, активно применяет их при игре. 5. Техника Жонглирование, передачи внутренней и внешней стороной стопы, удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы, удары по неподвижному и катящемуся мячу внешней стороной стопы 1. 1очко - учащийся владеет менее чем ½, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьѐзные затруднения при игре. 2. 2 очка - объѐм усвоенных умений и навыков составляет более ½, не активно применяет их при игре. 3.3 очка - объѐм усвоенных умений и навыков составляет более ½, активно применяет их при игре. Общая оценка: Высокий уровень - не менее 15 очков. Средний уровень – не менее 10 очков. Низкий уровень – не менее 5 очков. Формы аттестации: Список литературы. Методические материалы для тренера-преподавателя. Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978. Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 2020. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка спортсменов. – М.: ФиС, 1985. юных Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980. Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 1979. Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 2021. Методические материалы для обучающихся. Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 2020. Правила игры в футбол. М.: ФиС (последний выпуск). Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. – М.: ФиС, 2021. Чанади А. Футбол. Техника. – М.: ФиС, 1978. Чанади А. Футбол. Стратегия. – М.: ФиС, 2021. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., 1974. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2008 г. Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008 г. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2020 г.