Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Умелые руки

Программа «Умелые руки» составлена в соответствии с нормативно правовыми
основаниями
для
разработки
общеобразовательной
общеразвивающей программы дополнительного образования детей.
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приоритетный национальный проект РФ «Образование» на 20192024 годы» (утвержден президиумом Совета при президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. №
16);
3.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
(утвержден проектным комитетом по национальному проекту «Образование»
от 07 декабря 2018 г. № 13);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 04
сентября 2014 г. № 1726-р;
5.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей» (утвержден президиумом Совета при президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11);
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ
от 18 ноября 2015 г., № 09-3242);
7.
Комплексная программа Свердловской области «Уральская
инженерная школа» на 2016-2024 годы» (22.03.2016 г. №127-ПП с
изменениями от 16 апреля 2020 г. №251-ПП);
8.
СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
утвержденный
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (вступили в силу с 01 января 2021
года);
9.
Устав МАОУ СОШ № 5, утвержденный Постановлением
Администрации городского округа Карпинск от 23.07.2020 г. № 771.
Направленность (профиль) программы – художественная
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное
развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы,

умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство
природы.
Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в воспитании
подрастающего поколения внутренней культуры, способности воспринимать
прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве.
Занимаясь в кружке декоративно - прикладного творчества, дети
приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру
национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается
фантазия и художественно – образное мышление.
Работа внеурочной деятельности направлена на развитие творческих
возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений
о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение
знаний и умений учащихся по обработке и вышиванию различными
стежками и швами, шелковыми лентами.
На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в
совершенстве владеть лобзиком, выжигателем, резцом, конструировать
изделия, приучаться планировать предстоящую работу, изготовлять панно,
сувениры, игрушки.
Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность
ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в
нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает
поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.
Кроме того, занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук,
пространственную ориентировку, внимание, сосредоточенность,
аккуратность, а так же является средством эмоционально-эстетического
воспитания и развития детей.
Большое внимание уделяется вопросам композиции на плоскости объемнопространственной композиции, роли цвета, формы и конструкции,
технологии переработки природных материалов в декоративные формы.
Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения
художественного творчества ребенка.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам
практической деятельности, как мощному средству назначения и развития,
учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию,

которые до сих пор не используются в системе школьного и
дополнительного образования.
Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и
физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и
долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на
познание многообразия техник прикладного творчества, на раскрытие
потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского
народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из различных
материалов и реализации творческой индивидуальности каждого
обучающегося, начиная с формирования художественного образа
прикладного изделия из природного материала и заканчивая его
представлением на выставках.
Адресат программы: обучающиеся с 11 до 14 лет.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом
объединения обучающихся по интересу к художественному развитию,
сформированных в разновозрастные группы. Состав группы постоянный.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у
обучающихся
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа внеурочной деятельности в кружке декоративно прикладного
творчества - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год,
которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
 По виду – прикладная;
 По типу – модифицированная;
 По уровню освоения – углубленный уровень
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как
составной части материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение образным языком
декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы:

 обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать
их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
 развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного,
прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

декоративно-

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус,
чувство меры;
 воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества
Общая характеристика
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов
преобразования и использования различных древесных материалов и

древесины, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы носит практико-ориентированный характер. При
проведении занятий используются беседы, практикумы, работы в группах,
деловые игры и т.д. Приоритетными методами обучения декоративноприкладным технологиям являются практические работы, выполнение
творческих проектов. Все практические работы направлены на освоение
различных технологий работы с материалом, бумагой, нитками, выполнение
проектов.
Программа дополнительного образования детей «Умелые руки» имеет
четкую практико – ориентированную направленность.
Она способствует формированию регулятивных универсальных учебных
действий путем «приобретения навыков самообслуживания; овладение
технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил
техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных
представлений о материальной культуре как продукте предметно –
преобразующей
деятельности
человека»
обеспечивает
развитие
познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления
«о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и
общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»,
данный кружок обеспечивает личностное развитие ученика.
Особенностью кружка декоративно прикладного творчества является
введение учащихся в мир духовной и материальной культуры, возможность
овладения основами ручного и механизированного труда, применять в
практической деятельности полученные знания.
Место в учебном плане
Программа занятий в кружке предназначена для детей от 11 до 14 лет.
Режим работы кружка – 2 занятия в неделю. Всего 34 занятия.
Количество детей в группе для освоения программы – от 6 до 12 человек.
Данная программа логически связана, прежде всего, с общекультурным,
духовно-нравственным направлением деятельности, с предметами учебного
плана «технология», «черчение», «основы духовной культуры народов
России».
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е.

теоретические задания и технологические
практическим применением к жизни.

приемы

подкрепляются

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы
детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
 Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
 Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Ценностные ориентиры
Обучение творческому применению осваиваемых знаний позволяет
развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся,
стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию
нормального человеческого существования, ощущение доступности
обновления своих компетенций.
Развивает:







чувства прекрасного и эстетических чувств,
способности к организации своей учебной деятельности,
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается,
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание
предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных
фундаментальных знаний и умений, способствует ориентации учащихся на
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей позволяет
формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою

позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать
партнёра,признавать право каждого на собственное мнение

Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
 интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
 познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
 адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой
деятельности.
учащийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
 деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной
жизни; выраженной познавательной мотивации;
 устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия учащийся научится:
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый
воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия.

контроль;

адекватно

учащийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
 допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении

коллективных работ;
 формулировать собственное мнение и позицию; договариваться,
приходить к общему решению; соблюдать корректность в
высказываниях; задавать вопросы по существу;
 контролировать действия партнёра.
учащийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть
монологической и диалогической формой речи;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
 моделировать и совмещать различные способы ручной обработки
материалов
Познавательные универсальные учебные действия
учащийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественной задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернет;
 высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты,
выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения об объекте.
учащийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
 исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
 использованию методов и приёмов художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
 развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности и навыки обработки
различных материалов;
 расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
 познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки
различных материалов;
 использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и
сочетаниях
 познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или
с новыми функциями уже известных инструментов;
 совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
 оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего жилища;
 достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать
навыки работы с информацией.

Основное содержание
1. Вводное занятие.
Правила поведения в кабинете. Техника безопасности при работе с
выжигателем, лобзиком, режущими инструментами. Знакомство с поделками
прошлых лет.
2. Выпиливание.
Техника «выпиливания. Фанера, как древесный материал, структура и
количество слоёв. Схемы установки пилки. Схемы способов выпиливания
(наружное,
внутреннее).
Схемы
выпиливания
угла.
Сочетание
геометрических фигур. Отдельные детали и изделия. Картина с
растительными элементами. Оформление картины).
3. Зачистка поверхностей.
Текстура и строение древесины и древесных материалов(Фанеры).
Особенности технологии. Виды зачистки поверхностей, цикливание и
затирка наждачной бумагой. Грунтовка изделия. Выравнивание поверхности.

Покраска или лакирование.
4. Выжигание.
Особенности техники «Выжигания». Техника безопасности. Особенности
фанеры. Подготовка к работе. Зачистка поверхности. Перевод рисунка.
Выжигание сплошной линией. Выжигание штрихом Выжигание тонировка.
5. Народные промыслы
Какие бывают народные промыслы. Резьба ложки. Выбор древесины,
структура дерева, его особенности. Инструмент применяемый для резьбы
ложки. Проработка контура. Выборка рабочей части. Чистовая обработка и
шлифовка. Точение на деревообрабатывающем станке СТД – 120 М. Точеные
изделия из древесины. Способы и техника точения. Инструменты и
приспособления. Выбор и разметка заготовки. Подготовка заготовки к
точению. Разметка деталей. Точение деталей.
6. Объемная резьба.
Техника объемной резьбы, её особенности и возможности. Способы прорезки
орнамента. Инструменты. Перевод рисунка. Изготовление панно. Покрытие
изделия лаком.
7. Защита мини-проекта (мини-выставка изделий). Перевод рисунка
Тематическое планирование
№

Тема

1

2.2
2.3
2.4
2.5

Вводное занятие. Правила поведения в
кабинете.
Выпиливанию ручным лобзиком
Вводное занятие по работе с фанерой и
лобзиком
Выбор заготовки. Разметка
Распиливание заготовки.
Зачистка поверхностей
Нанесение рисунка

2.6
2.7

Проработка рисунка
Выпиливание рисунка

2
2.1

Кол-во
час
1
24
1
1
1
2
1
1
8

2.8
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4
4.1
4.2
4.3

Выжигание по выпиленному рисунку
Выжигание
Вводное занятие по работе с выжигателем
Выбор заготовки. Разметка заготовки
Распиливание заготовки
Зачистка поверхностей.
Нанесение рисунка
Проработка рисунка
Выжигание переведённого рисунка
Проработка деталей
Народные промыслы
Вводное занятие
Выбор заготовки. Разметка заготовки
Обработка контура.

8
20
1
1
1
2
1
1
8
5
24
1
1
4

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3.

Наименование темы

Вводное занятие. Правила поведение в кабинете
Знакомство
с
технологиями.
Техника
безопасности при работе с выжигателем.
Фанера и древесина. Структура. Текстура

5.
6.

Способы обработки. Схемы разметки и зачистка.
Сочетание орнаментов и перевод рисунков.
Картина с растительным элементом. Ошибки при
переводе рисунка.
Оформление картины.

7.

Выжигание. Особенности технологии

4.

8. Сочетание орнаментов. Перевод рисунка, выжигание
9. Покрытие лаком. Виды резьбы
10. Выпиливание ручным лобзиком. Выбор заготовки
распиливания.
11. Зачистка поверхностей. Выпиливание рисунка.
12. Прорезка деталей. Шлифовка. Защита мини-проекта
Итого: Тренировочная нагрузка за 34 недели

Всего

Количество часов
Теория

Практика

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1
1

1
-

1

1

-

1

5
5
7

-

5
5
7

5
5
34

5

5
5
29

Условия реализации программы
Материалы и инструменты:
1. Наждачная бумага
2. Лобзик с набором пилок
3. Фанера, бруски и доски из кедра и осины4.Переводная бумага
4. Наборы резцов и стамесок
5. Выжигатели по дереву
6. Станок по точению древесины СТД – 120М
Кадровое обеспечение: Учитель технологии, первая категория.
Методические материалы:
№ Разделы
п/п

1.

2.

3.

Основные
приемы
работы с
древесиной.

Виды
изображений
(контурное,
светотеневое,
силуэтное).

Основные
приемы
выжигания.

Форма Приемы и
занятия методы
организации
занятий

Методический
и
дидактический
материал

Техническое
оснащение

Беседа,
рассказ
,
объясн
ение.

Словесный,
наглядный.

Фотоматериал.

Компьютер, тетрадь
для записей и
зарисовок, ручка,
простой карандаш,
ластик,
копировальная
бумага, калька,
наждачная бумага,
фанера.

Рассказ
объясн
ение,
практи
кум,
показ.

Словесный,
наглядный,
практический

Образцы
изделий,
фотоматериал,
специальная
литература.

Доски, трафареты,
калька,
копировальная
бумага, карандаш,
ластик,
выжигательный
аппарат.

Объясн
ение,
практи
кум,
показ.

Словесный,
наглядный,
практический

Образцы
изделий,
фотоматериал.

Фанера, трафареты,
калька,
копировальная
бумага, наждачная
бумага, карандаш,
ластик,
выжигательный

аппарат.
4.

Виды
штриховки
при
выжигании.

Объясн
ение,
практи
кум,
показ.

Словесный,
наглядный,
практический

Образцы
изделий,
фотоматериал,
специальная
литература.

Фанера, трафареты,
копировальная
бумага,
выжигательный
аппарат, карандаш,
ластик.

5.

Создание
орнаментов.

Объясн
ение,
практи
кум,
показ.

Словесный,
наглядный,
практический

Образцы
изделий,
фотоматериал.

Фанера, лезвие,
наждачная бумага,
лак.

6.

Составление
композиций
для
выжигания в
разных
художествен
ных жанрах.

Беседа,
объясн
ение,
практи
кум.

Словесный,
наглядный,
практический

Образцы
изделий,
фотоматериал.

Фанера, наждачная
бумага, трафареты,
копировальная
бумага,
выжигательный
аппарат, карандаш,
ластик.

7.

Разработка
узора на
деревянной
основе
разной
формы (круг,
квадрат,
ромб и др.)

Беседа,
объясн
ение,
практи
кум.

Словесный,
наглядный,
практический

Фотоматериал.

Фанера, наждачная
бумага,
выжигательный
аппарат, карандаш,
ластик.

8.

Коллективны
е творческие
работы.

Беседа,
практи
кум.

Словесный,
наглядный,
практический

Фотоматериал.

Фанера, наждачная
бумага, трафареты,
копировальная
бумага,
выжигательный
аппарат, карандаш,
ластик.

9.

Промежуточ
ная
аттестация.

Беседа.

Словесный.

Работы детей

Листы бумаги,
карандаш, ластик

Список используемой литературы

Для педагога.
1 Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции [Текст]//Школа и
производство. – 2020 - № 4 - С. 62
2 Архангельская М. Вышивка по картону [Текст]//Школа и производство. –
2021 - № 3 - С. 58
3 Симакова Е.В. Уварова О.В. Изо нить [Текст]//Школа и производство. –
2020 - № 6 - С. 58
4 Орешкова О.А. Творческие задания по изо нити [Текст]//Народное
творчество. – 2020 - № 5 - С. 77
5 Леонова О. В. Рисуем нитью [Текст]. - М., 2020
6 Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие
для родителей и педагогов [Текст]/ Художники М.В. Душин, В.Н.Куров.
Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2021
7 Пипер Анна. Игрушки из сена. Творческие идеи в стиле кантри. [Текст]. –
Арт- родник, - 2020 32 с.
8 Салагаева Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей,
воспитателей, руководителей кружков ДОУ [Текст]. - СПб.: «ДетствоПРЕСС», 2021
Для детей.
1. Е.С. Двойникова, И.В. Лямин «Художественные работы по дереву».М.:2020.
2. Ч. Донателла «Деревья из бисера». Контэнт, 2021.
3. А.А.Зайцева «Стежок за стежком. Вышивка». ЭКСМО,2020.
4. Нет автора «Фигурки и игрушки из бисера». ПодарСвРук.2021.
5. М.А.Гусакова «Аппликация».М.,2021.
6. М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками». М.,2020.
7. Н.В.Гришечкина, В.А.Козюлина «Поделки, игрушки, подарки своими
руками». М.,2021
8. Т.Еременко, Л.Лебедева «Стежок за стежком». Малыш, 2020.
9. Н.Л.Ликсо «Большая энциклопедия бисера». АСТ, 2016.
10. «Школа вязания спицами. Самое полное пособие».Контэнт, 2018.
11. Э.Циммерман «Вязание без слез».АльпинаПаблишен. 2017.
12. Н.В.Волкова «Любимые мягкие игрушки».Феникс, 2021.- 221с.
13. И.А.Лукашова «Бисер для начинающих». ПРОММАСТЕР, 2021.-120с.
14. Р.Андреева Росписные самоделки. - С.-Пб.:2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».