Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Тяжёлая атлетика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Тяжёлая атлетика» составлена в соответствии с нормативно - правовыми
основаниями для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования детей.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Приоритетный национальный проект РФ «Образование» на 2019-2024 годы»
(утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16);
3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (утвержден проектным
комитетом по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 13);
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11);
6. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября
2015 г., № 09-3242);
7. Комплексная программа Свердловской области «Уральская инженерная школа»
на 2016-2024 годы» (22.03.2016 г. №127-ПП с изменениями от 16 апреля 2020 г. №251-ПП);
8. СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (вступили в силу с 01 января 2021
года);
9. Устав МАОУ СОШ № 5, утвержденный Постановлением Администрации
городского округа Карпинск от 23.07.2020 г. № 771.
Направленность – физкультурно-спортивная
Актуальность программы:
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и
их родителей (законных представителей) на программы физкультурно-спортивной
направленности, развития физических качеств ребенка и двигательной активности.
Данная Программа охватывает комплекс основных параметров подготовки самых
юных
атлетов
на
ознакомительном
этапе
подготовки.
Предусматривает
последовательность и непрерывность процесса подготовки к активным и систематическим
занятиям тяжелой атлетикой, преемственность в решении задач знакомством с
атлетическими упражнениями и укрепления здоровья юных спортсменов, гармоничного
воспитания личности и интереса к занятиям физической культурой и спортом,
дальнейшего освоения образовательной программы или переход на освоение
предпрофессиональной программы базового уровня сложности.
Новизна программы заключается в том, что процесс обучения и тренировки

направлен на выявление и развитие индивидуальных способностей и
талантов
учащихся. Программа повышает уровень физической активности и подготовленности к
дальнейшему освоению вида спорта – тяжелая атлетика.
Отличительные особенности программы: Данная программа максимально
адаптирована для обучения в условиях дополнительного образования. Организация
учебно-тренировочного процесса на занятиях тяжелой атлетикой осуществляется на
основе современной методики обучения и тренировки, освоения тренировочных и
соревновательных нагрузок, достижения ими разностороннего физического развития.
Программа позволяет максимально полно дать, детям и их родителям (законным
представителям), представление о виде спорта тяжелая атлетика, сформировать у
учащихся первичные знания, умения и навыки не только в выбранном виде спорта, но и в
общей физической подготовке.
Главной отличительной особенностью программы является система получения
планируемых
результатов
обучения
в
условиях
временного
ограничения
(приостановления) для учащихся занятий в очной (контактной) форме по санитарноэпидемиологическим и другим основаниям.
Адресат программы: Программа предназначена для детей 14-15 лет
Объём и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей.
Объем программы 204 учебных часа (34 недели) в год.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения
обучающихся. Состав групп постоянный.
Режим занятий: 6 учебных часов в неделю (34 учебных недели).
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации
программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной
организации.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, тренинг, соревнования
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование первичных знаний, двигательных умений и
навыков средствами вида спорта тяжелая атлетика, приобщение детей к систематическим
занятиям физической культурой и спортом.
Основная задача – укрепление здоровья, физическое развитие, привитие интереса
детей к спорту и в частности к тяжелой атлетике, воспитание личностных качеств,

освоение и совершенствование жизненно-важных двигательных навыков, основ
спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных физкультурноспортивных занятий.
Обучающие:
1. Обучить основным приемам техники тяжелой атлетики.
2. Обучить знаниям и элементарным правилам вида спорта.
Развивающие:
1. Развивать физические качества: выносливость, быстроту, ловкость.
2. Развивать двигательные умения и навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственно-волевые качества у учащихся.
2. Формировать у учащихся устойчивые мотивы и потребность в бережном
отношении к своему здоровью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебно-тематический план
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
2.
2.1.
2.2.
3.
4.
5.

Название раздела, темы
Теоретическая подготовка
Вводное занятие. Инструктаж по
Технике безопасности
Кратко о тяжелой атлетике
Терминология
тяжелоатлетических упражнений
Развитие тяжелой атлетики в
России
Места занятий. Оборудование и
инвентарь
Основы личной гигиены
Гигиенические знания и навыки.
Закаливание
Физическая подготовка
Общефизическая подготовка.
Специальная физическая
подготовка
Подвижные игры.
Участие в соревнованиях.
Прием контрольных нормативов.
ВСЕГО за год

Количество часов
Всего
Теория
Практика
8
8
2

2

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

153

-

153

117

-

117

36

-

36

43
204

8

43
196

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Формы
контроля

опрос,
собеседование

наблюдение,
тестирование

Результатами освоения программы являются основные показатели физической
подготовленности и укрепление здоровья учащихся.
Результат:
- развитие физических способностей детей,
- знание основных понятий, терминов и определений тяжелой атлетики.
- знание основ культуры здорового и безопасного образа жизни,
- укрепление здоровья

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Цель: знать основные правила безопасности поведения в спортивном зале,
историю и теорию тяжелой атлетики.
Задачи:
- обучить основным техническим навыкам в избранном виде спорта.
- приобрести знания по истории тяжелой атлетики.
- развивать физические качества: выносливость, быстроту, ловкость;
- воспитывать нравственно-волевые качества у учащихся;
- укреплять здоровье учащихся.
Теоретическая подготовка
1.1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с детьми. Цели, задачи и содержание работы группы в предстоящем
учебном году.
Проведение инструктажа по технике безопасности в пути следования к месту
проведения занятий и во время проведения тренировочных занятий и соревнований.
Знакомство с достижениями, демонстрация кубков, медалей, грамот.
1.2.
Кратко о тяжелой атлетике.
1.3.
Терминология тяжелоатлетических упражнений.
1.4.
Развитие тяжелой атлетики в России.
История развития тяжелой атлетики. Просмотр выступлений ведущих атлетов
России. Воспитание любви к избранному виду спорта, укрепления здоровья, всестороннее
развитие учащихся. Основы здорового образа жизни.
1.5.
Места занятий. Оборудование и инвентарь.
1.6.
Основы личной гигиены
1.7.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание спортсмена.
Гигиена. Личная гигиена, уход за кожей головы, тела, ног. Гигиена полости рта.
Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна.
Режим дня и гигиена юного спортсмена.
Закаливание, роль закаливания для повышения работоспособности организма.
Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода)для закаливания

2.1.

Физическая подготовка.
Общефизическая подготовка.

Развитие силы основных мышц рук, ног, туловища.
- упражнения с использованием собственного веса (подтягивание, отжимание в
упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из
различных исходных положений).
- упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи, вес партнера).
- упражнение на снарядах и со снарядами;
- упражнение с предметами;
- подвижные и спортивные игры.
Общая физическая подготовка
- Бег 30 м
- Прыжки в длину
- Отжимания и подтягивания
- Маятник
- Непрерывный бег
- Челночный бег
- Упражнения на мышцы пресса
- Упражнения на мышцы спины
- Упражнения на мышцы ног и стоп
Средствами ОФП являются: общеразвивающие упражнения, бег, плавание, ходьба
на лыжах, катание на коньках, велосипедах, спортивные и подвижные игры и т.д.
Легкоатлетические упражнения: упражнения в беге, прыжках.
2.2.
Специальная подготовка.
- это специально организованный процесс, направленный на развитие и
совершенствование физических качеств необходимых для успешного освоения и
качественного выполнения упражнений тяжелой атлетики. В настоящее время выделяют 7
основных физических способностей:
- координация - способность к целесообразной организации мышечной
деятельности и ловкость - способность осваивать новые движения и перестраивать
деятельность в соответствии с обстановкой, для развития применяются - задания, игры,
эстафеты, включающие сложно
координированные действия и упражнения с предметами;
- гибкость - подвижность в суставах - способность выполнять движений по
большой амплитуде пассивно и активно, ее развитию способствуют упражнения на
развитие подвижности различных суставов - пружинное растягивание, махи, фиксация
поз, расслабление;
- сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать
ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях, существуют
упражнения на силу мышц рук, ног, туловища: сгибание и разгибание, отведение и
приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы;
- быстрота - способность быстро реагировать и выполнять движения с большой
скоростью и частотой, развивается при выполнении упражнений на развитие скорости
реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных упражнений;
- прыгучесть - скоростно-силовое качество, проявляющееся в высоте

отталкивания, ее развитию способствуют упражнения на развитие силы, скорости и
высоты отталкивания, а также прыжковой выносливости;
- выносливость - способность противостоять утомлению, вырабатывается в
процессе выполнения различных заданий на фоне утомления.
Существуют стержневые упражнения, которые применяются в ходе всей
дальнейшей многолетней подготовки.
Из рывковых упражнений - это рывок классический, рывок в полуприсед, рывок в
полуприсед из исходного положения гриф ниже и выше уровня колен, рывок в
полуприсед с последующим приседанием со штангой вверху на прямых руках, тяга
рывковая с помоста и из исходных положений гриф ниже и выше колен, тяга рывковая,
затем рывок классический.
Из толчковых упражнений - это толчок классический, подъем на грудь в
полуприсед с помоста и из исходных положений гриф ниже колен, толчок от груди,
штанга берется со стоек или из-за головы, тяга толчковая с помоста и из исходных
положений гриф ниже и выше колен. На всех этапах применяются приседания со штангой
на плечах и на груди, а также уход в сед из исходного положения гриф на плечах, хват
рывковый.
Из дополнительных средств - постоянно применяются приседания со штангой на
плечах стоя на носках и приседания в «ножницах» со штангой между ногами в прямых
руках; наклоны с отягощением на «козле», со штангой на плечах, стоя на прямых ногах и
со штангой на плечах, сидя на стуле; жим рывковым хватом из-за головы с последующим
приседанием со штангой вверху. Итого 26 упражнений.
Указанный перечень состава средств можно расширять за счет следующих 9
упражнений:
- Рывок классический, хват толчковой.
- Рывок классический из исходного положения (и.п.) гриф выше КС +из и.п. гриф
ниже КС + рывок классический.
- Рывок в полуприсед, хват толчковый.
- Тяга рывковая до коленей, стоя на подставке.
Тяга рывковая, хват обратный.
Подъем штанги на грудь из и.п. ноги прямые.
Подъем штанги на грудь, стоя на подставке.
Подъем штанги на грудь из и.п. гриф выше КС + из и.п. гриф ниже КС + с
помоста (можно стоя на подставке).
- Подъем на грудь в полуприсед средним (широким) хватом.
- Тяга толчковая (ТТ) из и.п. гриф у КС + ТТ.
- ТТ + из и.п. гриф н.к. + в.к.
- ТТ из и.п. гриф в.к. + н.к. + ТТ.
- ТТ с 4 остановками + медленное опускание + ТТ быстрая.
- ТТ до КС, стоя на подставке.
- ТТ до прямых ног, стоя на подставке.
- ТТ, хват обратный.
- Тяга одной рукой.
- Приседание со штангой на груди медленное.

-

Сидя в разножке, штанга на плечах, разгибание ног в КС без выпрямления вверх.
Вставание со штангой на груди из полу приседа.
Вставание со штангой на плечах из полу приседа и т.д.
В ходе подготовки спортсменов спортивно-оздоровительных групп, одной из
важнейших задач является прочное овладение техникой классического рывка и толчка, т.е.
целостным выполнением упражнений. В ходе дальнейшего многолетнего тренировочного
процесса должно происходить нарастание не только количественных, но и качественных
параметров нагрузки. Важным фактором повышения эффективности (напряженности)
тренировок служат комбинированные упражнения (КОУ) и различные режимы мышечной
деятельности (РРМД).
Упражнения для развития силы:

-

1) - поднимание и опускание рук вверх, вперед, в стороны (с гимнастической
палкой);

2) - наклоны и повороты туловища в различных направлениях из различных
исходных положений;
3) - круговые движения туловищем;
4) - сгибание-разгибание рук в упоре лежа, в висе на низкой жерди или перекладине;
5) - удержание положения прогнувшись лежа на животе;
6) - в висе на гимнастической стенке поднимание согнутых ног до угла 90о.;
7) - лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены – поднимание туловища
допрямого угла;
8) - приседания на двух ногах у опоры и без.
Упражнения для развития гибкости:
1) - рывковые движения руками во все направления;
2) - круги руками во всех направлениях;
3) - наклоны вперед, назад;
4) - «мост» из положения лежа, и.п. основная стойка;

5) - махи ногами вперед, назад, в сторону у опоры.
Упражнения для развития прыгучести:
6) - прыжки со скакалкой;
7) - прыжки с места на гору матов;
Строевые упражнения.
Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах,
интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной
и
исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из
одной шеренги в две, из колонии по одному в колонну по два. Перемена направления
движения строя. Обозначение шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг.
Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Упражнения с сопротивлением.
Упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук,
переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах,
элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами поднимание, опускание, наклоны, поворот, перебрасывания с одной руки на другую перед

собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения в парах и группах с
передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения со скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки
вперед, назад.
Упражнения с малыми мячами - броски и ловля мячей после подбрасывания вверх,
удара о землю, в стену.
Подвижные, спортивные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками,
метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые с
преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской,
расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и
ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на различные дистанции. Прыжки в длину и
высоту с места и с разбега.
При выполнении физических упражнений следует устанавливать их правильное
сочетание и разумное чередование, целесообразную дозировку в сочетании с активным
отдыхом.
Техническая подготовка – это процесс формирования знаний, умений и навыков
выполнения, свойственных виду спорта упражнений и совершенствование их до
максимально возможного уровня. Цель технической подготовки – сформировать такие
знания, умения и навыки, которые позволили бы атлетам с наибольшей эффективностью
продемонстрировать свою индивидуальность в сочетании с разнообразием, трудностью и
оригинальностью упражнений в единстве с музыкой и обеспечить дальнейший рост
спортивного мастерства.
Задачами технической подготовки являются:
- формирование системы специальных знаний о рациональной технике
упражнений, требований к их исполнению, изучение правил соревнований;
- развитие широкого круга разнообразных двигательных умений и навыков,
свойственных тяжелой атлетике;
- совершенствование всех спортивно-значимых компонентов исполнительского
мастерства: технических, физических, эстетических и музыкально выразительных;
- разработка новых оригинальных элементов и соединений, совершенствование
техники общеизвестных;
- составление соревновательных программ, эффективно отражающих и
совершенствующих спортивное мастерство спортсменок.
В технической подготовке атлетов выделяют следующие методы:
1. Рассказ или лекция. Применяется для изучения теории тяжелой атлетики
(судейство, правила, история, основы техники и тактики, самоконтроль и т.п.)
2. Беседа. Применяется при разборе соревнований, составлений индивидуальных
планов тренировок и т.п.
3. Показ. Применяются при демонстрации упражнений, в показательных
выступлениях, просмотрах кинофильмов, фото, схем и т.п.

4. Наблюдения учащихся за тренировками и выступлениями мастеров на
соревнованиях, за выполнением упражнений другими учащимися в группе.
5. Самостоятельная работа учащихся заключается в изучении и повторении

теории атлетики, совершенствование техники, тактики,
физических и волевых качеств.
6. Упражнения (тренировки) применяются для закрепления знаний и навыков.
Так как данная программа, в основном, рассчитана на детей младшего и среднего
школьного возраста, то тактической подготовке уделяется скорее теоритическая
подготовка. Идет знакомство с упражнениями, правилами их выполнения, техникой
безопасности при выполнении данных упражнений. Дети, имеющие соответствующую
подготовку, подготовленные физически и психологически, достигшие возраста 10 лет,
могут переходить на практическое изучение данных упражнений.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы:
- спортивный зал;
- помост тяжелоатлетический (комплект) 4 шт.
- Весы до 200 кг

- наглядные методические пособия.
- гири спортивные 16, 24, 32 кг
- гантели переменной массы от 3 до 12 кг
- кушетка массажная
- секундомер.
- маты гимнастические (разной высоты) 10 шт.
- скамейка гимнастическая 6 шт.
- стенка гимнастическая 8 шт.
- стойка для приседания со штангой.
Кадровое обеспечение: учитель физической культуры
Методическое обеспечение:
Формы организации занятий
На занятиях используются коллективные, групповые, индивидуальные формы
организации учебной деятельности. К традиционным формам организации деятельности
учащихся в рамках реализации ДОП относятся: теоретическое и практическое занятие:
75% практических занятий (тренировок), 25% теоретических занятий
Используемые педагогические технологии и методы обучения и воспитания
Личностно-ориентированная технология – предполагает, что в центре внимания
тренера-преподавателя находится уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к
максимальной реализации своих возможностей (само актуализации), открытая для
восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в
разнообразных жизненных ситуациях.
Здоровье сберегающие технологии: система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития:
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое
развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты,
гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от

физическинемощного. Реализуются в ходе проведения тренировок.
Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)
включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического
здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.
Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги.
Методы обучения:
- словесные: лекция, рассказ, беседа, объяснение

- наглядные: демонстрация основных приемов работы т.д.
- практические: упражнение, групповая традиционная тренировка, имитационносоревновательная тренировка.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Список литературы
1. Бережанский
В.О. Специальная физическая подготовка квалифицированных
тяжеловесов: Автореф. дисс канд. пед. наук. - Львов, 2006. - 20 с.
2. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокогоклассав
годичном цикле // Теория и практика физической культуры. - 2006. №2.-С. 24-31.
3. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой
спорт. - Ростов на Дону: Феникс, 2001. - 384 с.
4. Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета. - Москва, Советский спорт, 2006.-338
с.
5. Кубаткин В.П. Спортивная тренировка как предмет системного исследования / В.П.
Кубаткин // Теория и практика физической культуры. -2003. №1.- С. 28-31.
6. Марченко В.В. Особенности тренировки квалифицированных тяжелоатлетов / В.В.
Марченко, В.Н. Рогозян. // Теория и практика физической культуры. - 2004.
- № 2. - С. 33-36.
7. Медведев А.С., Скотников В.Ф., Смирнов В.Е., Денискин В.Н.. Объем и интенсивность
тренировочной нагрузки в основных группах упражнений у сильнейших тяжелоатлетов
мира в зависимости от массы тела и этапа подготовки: Учебное пособие для спортсменов
и тренеров ВШТ, ФПК. - М., 1996.
8. Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта в современных
условиях (по материалам одноименной Международной научно-практической
конференции) // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№2. - С. 62-63.
9. Основы спортивной тренировки: Учебно-методическое пособие. -Волгоград:
Издательство Волгоградского государственного университета, 2001.-88 с.
10.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и
ее практические приложения / В.Н. Платонов - К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
11.Смолевский В.М. Централизованная тренировка (подготовка) спортсменов высшего
класса: принципы, организация и методы реализации / В.М.
12.Смолевский // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №5. - С. 28- 30 с.
13.Спортивная подготовка тяжелоатлеток. Механизмы адаптации. - М.: Изд.
«Теория и практика физической культуры», 2005. - 260 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».