ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Практическое музееведение»» (далее - программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми основаниями для разработки общеобразовательной
общеразвивающей программы дополнительного образования детей.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Приоритетный национальный проект РФ «Образование» на 2019-2024 годы» (утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16);
3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (утвержден проектным
комитетом по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 13);
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11);
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г.,
№ 09-3242);
7. Комплексная программа Свердловской области «Уральская инженерная школа»
на 2016-2024 годы» (22.03.2016 г. №127-ПП с изменениями от 16 апреля 2020 г. №251ПП);
8. СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (вступили в силу
с 01 января 2021 года);
9. Устав МАОУ СОШ № 5, утвержденный Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 23.07.2020 г. № 771.
Программа модифицированная, разработана на основе рекомендаций А.И. Персина «Краеведение и школьные музеи» и программы дополнительного образования
«Школьный музей» муниципального учреждения дополнительного образования "Центр
дополнительного образования "Созвездие" г. Тутаев 2011 г., составители М. И. Кузнецова,
Т.Н. Зыкова.
Общеразвивающая
«Практическое
дополнительная
музееведение»
имеет
общеобразовательная
социально-гуманитарную
программа
направленность.
Ориентирована на организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем
проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих
мест в формировании подрастающего поколения. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии нравственно – ориентированных ценностей, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая
культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей,
идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему,
гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и
Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как
он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
-
обеспечение
гражданско-патриотического,
военно-патриотического
воспитания
учащихся;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование
уважительного
отношения
к
истории,
культуре,
национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей музейного дела;
- с типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России(фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Развивающие:
-
создание
и
обеспечение
необходимых
условий
для
личностного
развития,
профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-
удовлетворение индивидуальных
потребностей
учащихся в
интеллектуальном,
нравственном развитии;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и
необходимость своей деятельности.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Объем программы 68 учебных часов (34 недели) в год, 2 часа в неделю.
Занятия строятся по тематическим блокам: «Музеи как хранители исторической памяти», «Фондовая работа в музее», «Экспозиционная работа в музее», «Экскурсионная
работа в музее», «Поисково-собирательская работа в музее».
Программа «Практическое музееведение» осуществляется как учебно- деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что
позволяет активу школьного музея принимать участие в фондовой работе, научнопрактических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях.
Формы занятий
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии в музеи; посещение выставок; участие в мероприятиях
школьного музея; лабораторные занятия; встреча с интересными людьми; сбор краеведческого материала; творческая мастерская; творческий отчет)
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы,
экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет
работа в подгруппах. Наряду с групповой формой работы, осуществляется
индивидуальная форма ведения занятий при подготовке проектных работ.
Отдельной формой организации образовательного процесса является проектно- исследовательская деятельность. Данная деятельность предполагает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носите-
лях, в Интернете, СМИ и т.д. Также источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие
дети), поэтому часто используются следующие формы:
-интервью;
-встречи с интересными людьми и т.д.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
-словесные методы: рассказ, беседа, сообщения.
-наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, карт, коллекций,
иллюстраций.
Планируемые результаты реализации программы «ПРАКТИЧЕСКОЕ
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
Личностные результаты
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
-
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопони-
манию и взаимопомощи;
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
-
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессио-
нальной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
- способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей;
- осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
Метапредметные результаты
- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для
их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различ-
ных видов и форм представления.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные
исторические периоды;
-
первичные
навыки
использования
полученных
знаний,
умений, как
основы
исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона;
- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.
знать:
– историю музейного дела в России;
– наиболее известные государственные музеи России;
– специфику школьных музеев и их место в музейной сети;
– многообразие краеведческих источников: устных, письменных,
ских,этнографических, памятников архитектуры и искусства и др.;
– систему учета музейных фондов;
– основную документацию школьного музея (основной фонд);
– правила составления этикеток к экспонатам;
– правила шифровки музейных экспонатов;
– основные требования к оформлению экспозиции музея;
– основные требования к составлению экскурсии по школьному музею;
– методику записи рассказов и воспоминаний родственников;
– методику описания семейного архива и семейных реликвий;
– правила составления библиографического списка;
– назначение полевой документации;
археологиче-
– меры безопасности в процессе походов и экспедиций.
уметь:
– организовать учет фондов школьного музея;
– заполнять документы по учету музейных предметов: инвентарную карточку;
– составить этикетку к экспонатам;
– составить аннотацию к музейным предметам;
– присвоить шифр музейным экспонатам;
– составлять тексты экскурсий по школьному музею;
– проводить экскурсии по школьному музею;
– планировать работу совета школьного музея;
– записать рассказы и воспоминания родственников;
– описать семейный архив и семейные реликвии;
– составить родословную таблицу;
– составить библиографический список;
– обеспечить научную и физическую сохранность находок;
– составить планы поисково-собирательской деятельности;
– разработать маршруты походов и экспедиций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
Музеи как хранители исторической памяти
Понятие «музей». Функции музея. Первоначальное представление об истории музеев. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно- исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев. Их особенности.
История и фонды известных музеев мира: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Кунсткамера, Лувр, Британский музей, Музей Ватикана и др.
Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея.
Принципы организации и деятельности школьных музеев.
Разнообразие профессии сотрудников музея. Их функции. Требования к
профессиональным качествам сотрудников музея.
Фондовая работа в музее
Вещественные источники. Изобразительные источники. Письменные источники.
Нумизматика. Геральдика. Устные источники. Ономастика и еѐ разделы. Топонимика.
Антропонимика.
Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного
предмета. Уникальный и типичный предмет. Музейная коллекция.
Структура музейных фондов. Основной, вспомогательный, интерактивный фонды.
Обменный фонд и фонд временного хранения. Коллекция, фонд, единица хранения.
Комплектование фондов, их учёт и хранение. Специальная документация музея
Акт поступления и его оформление. Учетная документация. Главная инвентарная книга.
Шифрование предметов. Система хранения музейных фондов. Основная документация
музея. Порядок передачи музейных предметов в государственный музей. Хранение материалов. Шифрование предметов.
Музейный предмет и его свойства. Классификация музейных предметов.
История музейного предмета, его описание. Воспроизведение музейных предметов.
Экспозиционная работа в музее
Экспонат – главная структурная единица экспозиции. Концепция и художественный замысел экспозиции. Виды экспозиций по форме представления и принципам структурной
организации экспонируемого материала: стационарная и временная. Виды экспозиций по
принципам структурной организации экспонируемого материала: тематические, систематические, монографические и ансамблевые. Выставки и их виды.
План работы над созданием экспозиции. Методы построения экспозиций. Этапы
создания экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы
размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.
Экспозиционный материал. Копии, репродукции, муляжи, новодел, макет, модель, голограмма. Научно-вспомогательный материал. Тексты. Указатели. Фотокомментарии.
Выставка как вид экспозиции. Основные понятия. Отличия выставок от экспозиций. Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию выставки. Этапы работы
над выставкой.
Экскурсионная работа в музее
Музейная аудитория: понятие и классификация. Музейная экскурсия. Обзорные, тематические и учебный экскурсии. Как подготовить музейную экскурсию. Составляющие части
экскурсии. Их особенности. Как провести экскурсию. Памятка экскурсовода.
Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. План
экскурсии. Традиционные и интерактивные экскурсии. «Портфель» экскурсовода.
Формы культурно-массовой работы в музее: экскурсии, лекции, кружки,
тематические вечера, квесты, клубы и музейные праздники.
Поисково-собирательская работа в музее
Документы для учета и научного описания собранного материала: полевой дневник; тетрадь для записи воспоминаний и рассказов; тетрадь фотофиксаций и др. Общие правила по
ведению документов: (книга учета переписки, полевая опись материала).
Где искать литературу. Библиотеки, архивы, личные собрания. Принципы и приемы работы с каталогами в библиотеке. Составление библиографии. Энциклопедии, слова
ри, справочники, путеводители, методическая и иная специальная литература. Как записать рассказы и воспоминания родственников. Легенды и мифы. Сбор, уточнение и накопление информации. Изучение и анализ информации, ее достоверности и исторической
ценности. Отбор материала. Формулировка выводов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
«ПРАКТИЧЕСКОЕ
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного
фонда школьного музея истории. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы,с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.
В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов по истории России, искусству, путешествия по музеям мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.
Виды контроля
Для отслеживания планируемых результатов образовательной деятельности проводятся
следующие виды контроля
1. Начальный или входной контроль. Проводится в начале учебного года. Его цельопределение уровня развития детей, их творческих способностей.
Формы начального контроля:
-беседа, опрос (выявление уровня краеведческих знаний)
-тестирование (тест «Определение творческих способностей» Х. Зиверта, тест-опросник
для определения уровня самооценки одаренного школьника).
2. Текущий контроль. Проводится в течение всего учебного года. Цель - определение
степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к
восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
Формы текущего контроля: педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа.
3. Промежуточный или рубежный контроль. Проводится по окончании изучения темы
или раздела (в конце месяца, четверти, полугодия). Цель контроля - определение степени
усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.
Формы: опрос, контрольное занятие, тестирование.
4. Итоговый контроль. В конце учебного года или курса обучения. Цель - определение
изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов
обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Формы: опрос, контрольное занятие, тестирование (тест «Определение творческих способностей» Х. Зиверта).
Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний ребенка в объединении, деловые
качества) и метапредметных действий используются:
- анкетирование,
- психодиагностические методики,
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой),
- отчетные выставки, экскурсии, смотры и другие мероприятия объединения,
- участие в конкурсах и конференциях различного уровня.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы: представляются в виде презентаций творческих работ с
последующим самоанализом и коллективным анализом работ.
Творческие работы могут быть выполнены в виде сообщения, рассказа, сценария экскурсии, буклета, фотоальбома и т.д. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по краеведческой
тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к
представлению результатов работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
№
п/
Темы, входящие в Основное содержание по темам
разделы примерной программы
Практическая деятельность
Кол-во часов
теория
п
Раздел 1. Музеи как хранители исторической памяти
1
2
3
4
5
Вводное
занятие,
инструктаж по ТБ
Экскурсия
в
школьный музей
История музейного
дела
Ознакомление с техникой безопасности,
правилами поведения в музее.
Ознакомительная экскурсия по залам
музея
Понятие «музей». Функции музея. Первоначальное представление об истории музеев. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев. Их
особенности.
Известные музеи
История и фонды известных музеев мира:
страны и мира
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Кунсткамера, Лувр,
Британский музей, Музей Ватикана и др.
Понятие о школь- Признаки школьного музея. Задачи
ном музее
школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и
деятельности школьных музеев.
Профессии в музеи. Разнообразие профессии сотрудников муЛичные качества зея. Их функции. Требования к профессиосотрудника музея
нальным качествам сотрудниковмузея.
практика
всего
Дата
проведения
(неделя)
5
5
10
Выполнение
творческих
заданий «Мой музей»
1
1
2
1
Подготовка
выбору
по
1
2
2
Подготовка презентаций по выбору об известных музеях мира
и России
1
1
2
3
Деловая игра по различным
проблемам
деятельности
школьных музеев.
1
1
2
4
Встреча с сотрудниками городского краеведческого музея
1
1
2
5
презентаций
1
Раздел 2. Фондовая работа в музее
6
7
8
9
10
Вещественные
источники. Изобразительные источники.
Письменные источники. Нумизматика. Геральдика.
Устные
источники.
Ономастика и её разделы. Топонимика.
Антропонимика.
Музейный предмет Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного
предмета. Уникальный и типичный
предмет. Музейная коллекция
Фонды музея.
Структура музейных фондов Основной,
вспомогательный, интерактивный фонды.
Обменный фонд и фонд временного хранения. Коллекция, фонд, единица
хранения
Учет фондов музея Комплектование фондов, их учёт и хранение. Специальная документация музея Акт
поступления и его оформление. Учетная
документация.
Главная
инвентарная книга. Шифрование предметов. Система хранения музейных фондов.
Основная документация музея. Порядок
передачи музейных предметов в государственный музей. Хранение
материалов. Шифрование предметов
Изучение музейных Музейный предмет и его свойства.
предметов
Классификация музейных предметов.
История
музейного
предмета,
его
Исторические
источники
5
5
Описание семейного архива и
семейных реликвий.
1
1
Обсуждение
музейных
предметов школьного музея
1
1
Знакомство с фондами школьного
комплексного
краеведческого музея
1
1
Практикум по заполнению музейной
документации:
инвентарной карточки
1
Сбор
дополнительной
информации об исторических
событиях, природных явлениях
1
10
2
2
6
7
2
8
1
2
9
1
2
10
описание. Воспроизведение музейных и
предметах
предметов
значения.
Раздел 3. Экспозиционная работа в музее
Музейная
экспозиция
Тематико- экспозиционный
план
Музейная выставка
Экспонат – главная структурная единица
экспозиции. Концепция и художественный
замысел экспозиции. Виды экспозиций по
форме представления и принципам структурной организации экспонируемого материала: стационарная и временная. Виды
экспозиций по принципам структурной организации экспонируемого материала:
тематические,
систематические, монографические и ансамблевые.
Выставки и их виды.
План работы над созданием экспозиции.
Методы построения экспозиций. Этапы
создания экспозиции.
Разработка
тематико-экспозиционного
плана. Основные принципы размещения
экспонатов в экспозиции. Требования к
экспонированию предметов.
Экспозиционный материал. Копии, репродукции, муляжи, новодел, макет, модель,
голограмма.
Научновспомогательный материал. Тексты.
Указатели. Фотокомментарии.
Выставка как вид экспозиции. Основные
понятия.
Отличия
выставок
от
музейного
6
10
16
Деловая игра
2
2
4
11-12
Составление, представление и
обсуждение
тематикоэкспозиционного плана
2
2
4
13-14
Практикум по разработке
построению временных
2
2
4
16-17
и
экспозиций. Виды выставок. Характер вы- выставок по заданной теме
ставок. Требования к созданию выставки.
Этапы работы над выставкой.
Создание экспози- Индивидуальные консультации
ции
по
заданной тематике
Защита проектов одного из разделов экспозиции школьного
комплексного краеведческого
музея
-
4
4
5
5
10
Анкетирование по теме «Виды
экскурсий» и обсуждение полученных результатов.
1
1
2
20
Практикум по составлению
текста экскурсий «История
одного
экспоната». Представление
результатов работы.
2
2
4
21-22
2
2
4
23-24
5
17
22
1
1
2
Раздел 4. Экскурсионная работа в музее
Виды экскурсий.
Методика
проведения
экскурсий
Массовые
мероприятия
музее
Методика
источников
Музейная аудитория: понятие и классификация. Музейная
экскурсия.
Обзорные, тематические и учебный экскурсии. Как подготовить музейную экскурсию. Составляющие части экскурсии.
Их особенности. Как провести
экскурсию. Памятка экскурсовода.
Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. План
экскурсии. Традиционные и интерактивные экскурсии. «Портфель»экскурсовода.
Формы культурно-массовой работы в му- Организация и проведение
в зее: экскурсии, лекции, кружки, тематиче- встречи с интересными людьми
ские вечера, квесты, клубы и
музейные праздники.
Раздел 5. Поисково-собирательская работа в музее
сбора Документы для учета и
по научного описания собранного материала:
18-19
25
истории
края
родного полевой дневник; тетрадь для записи воспоминаний и рассказов; тетрадь фотофиксаций и др.
Общие правила по ведению документов:
(книга учета переписки, полевая опись
материала)
Литературные ис- Где искать литературу. Библиотеки, архиточники
по вы, личные собрания. Принципы и приемы
краеведению
и работы с каталогами в библиотеке. Составление
библиографии.
музееведению
Энциклопедии, словари, справочники, путеводители, методическая и иная
специальная литература.
Правила анкетиро- Как записать рассказы и воспоминания родвания
и ственников. Легенды и мифы.
интервьюирования.
Проведение опроса
информаторов.
Обработка
анкет
информаторов.
Этапы работы над Сбор, уточнение и накопление информаисследовательским ции. Изучение и анализ информации, ее
проектом
достоверности и исторической ценности.
Отбор материала. Формулировка выводов.
Исследование
экспонатов (характеристика,
описание
Индивидуальные консультации
Работа в библиотеке, архиве.
Составление
библиографических карточек.
Составление списка и подбор
необходимой литературы.
1
1
2
26
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях,
связанных с историей рода и
родного края. Составлениеродословныхтаблиц.
2
2
4
27-28
Составление планов поисковособирательской деятельности.
1
1
2
29
Описание семейных архивов и
реликвий.
-
6
6
30-31-32
музейного
предмета)
Защита
исследовательских
проектов «История
одного экспоната»
Проведение
конференции.
Представление
исследовательских проектов
-
6
6
33-34
Список использованной литературы:
1. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977.
2. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.
3. Базарова Э. Л. «Музей - пространство творчества» /сб. "Ключ к успеху" № 18.
Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного округа.
Москва 2007.
4. Добрина Н.А.Экскурсоведение.М.,2013
5. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в
краеведческом музее. - М., 2001.
6. Персин А.И.Краеведение и школьные музеи: история, теория, практика: [учебнометодическое пособие] - Москва: Федеральный центр детско-юношеского туризма и
краеведения, 2006.
7. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов
педагогических и гуманитарных вузов. — СПб., 2000.
8. Экиниль Г.Е.МуЗееведение. Лекционный курс. Ростов-на-Дону. 1917 г