Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ОФП

Пояснительная записка
Программа «ОФП» составлена в соответствии с нормативно - правовыми
основаниями для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования детей.
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приоритетный национальный проект РФ «Образование» на 2019-2024
годы» (утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию
и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16);
3.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (утвержден
проектным комитетом по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №
13);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;
5.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11);
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября
2015 г., № 09-3242);
7.
Комплексная программа Свердловской области «Уральская инженерная
школа» на 2016-2024 годы» (22.03.2016 г. №127-ПП с изменениями от 16 апреля 2020 г.
№251-ПП);
8.
СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(вступили в силу с 01 января 2021 года);
9.
Устав МАОУ СОШ № 5, утвержденный Постановлением Администрации
городского округа Карпинск от 23.07.2020 г. № 771.
Направленность – физкультурно-спортивная
Актуальность данной программы заключается в укреплении здоровья, повышении
физической подготовленности и работоспособности, воспитании гармонично развитого
человека. Систематические занятия физической культурой и спортом расширяют границы
функциональных возможностей организма человека.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том,
чтобы помочь младшим школьникам найти себя в быстро меняющемся мире событий и
информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться
находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической
культурой.
Отличительными особенностями программы по общей физической подготовке
является:

направленность на реализацию принципа вариантности, включающего
возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастнополовыми особенностями воспитанников, материально-технической оснащенностью
учебное процесса (спортивный зал, спортивные площадки и т.д.)

объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной
деятельности очерчивается ценностными ориентациями на общую и индивидуальноориентированную физическую подготовку воспитанников, и соответственно этому основу
учебного предмета составляет содержание физкультурной деятельности с

оздоровительно-корригирующей направленностью;

учебное содержание программы излагается в логике от общего
(фундаментального) к частному (профилированному), и от частного к конкретному
(специализированному), что задает определенную логику в освоении воспитанниками
учебного предмета и обеспечивает перевод осваиваемых знаний в практические навыки и
умения;

учебный материал по общей физической подготовке структурирован по
признаку целостности, т.е. каждая система физических упражнений представлена в
единстве учебных знаний и соответствующих физических упражнений. В зависимости от
материально-технической оснащенности, интересов самих воспитанников, школьным
методическим совет определяет в качестве учебного материала ту или иную систему
физических упражнений
Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное
изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных
упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости,
беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и
тактическими приемами в игровой деятельности.
Адресат программы. Программа рассчитана на 9 часов в неделю, на обучение в
течение одного года.
Общий объём – 306 часов.
Форма обучения - очная
Особенности организации образовательного процесса Программа рассчитана на
детей от 8 до 11 лет.
Продолжительность реализации программы - 1 год.
Работа проводится систематически по программе. Режим занятий– в неделю 3 раза
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к
систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений.
В соответствии с целью формируются следующие задачи:
Образовательные:
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов
спорта;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности;
– формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и
физической культуры;
– формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о
работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических
упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в
жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности.
Воспитательные:
– воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры;
– воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и
взаимопомощи;
– воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости.

№

Содержание программы
Учебный план
Наименование разделов, тем
Количество часов
всего
3
1

теория
3
1

практика
-

1

1

-

1

1

-

150

2

98

5

-

5

-

28

3

Общеразвивающие упражнения 28
(ОРУ).
Дыхательная гимнастика.
3

-

3

4

Корригирующая гимнастика.

17

-

17

5

Оздоровительная гимнастика.

40

1

39

6

Оздоровительный бег.

17

-

17

7

1

9

5

147

1

Упражнения на развитие общей 10
выносливости, ловкости, силы и
быстроты.
Специальная
физическая 152
подготовка (СФП)
Основы видов спорта.
16

2

14

2

Подвижные игры.

40

-

40

3

-

10

4

Упражнения
на
гибкость, 10
ловкость, выносливость.
Спортивные игры.
45

2

43

5

Соревнования и конкурсы

-

20

I
1

Основы знаний
Травматизм в спорте, причины.

2

Гигиена, предупреждение травм,
врачебный контроль
Правила соревнований, места
занятий,
оборудование,
инвентарь
Общая физическая подготовка
(ОФП)
Строевые упражнения.

3

II
1
2

III

20

Форма
аттестации/
контроля
беседа,
инструктаж
беседа
беседа,
контрольное
тестирование
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
контрольных
упражнений
выполнение
контрольных
упражнений
беседа,
выполнение
тестов
выполнение
контрольных
упражнений,
спортивные
праздники
выполнение
упражнений
выполнение
контрольных
упражнений,
спортивные
праздники
праздники
«Здоровья»

6

Двухсторонние игры

15

1

14

IV

Контрольные испытания

4

-

4

V

Итого часов

306

9

выполнение
контрольных
упражнений
выполнение
контрольных
упражнений
тестов

297

Содержание учебного плана
Раздел 1. Основы знаний.
Травматизм в спорте, причины.
Виды травм в спорте (поверхностные незначительные повреждения гематомы и
ушибы, повреждение или растяжение связок, переломы)
Причины получения травм:
- Недостатки в организации и методике проведения соревнований или тренировок
- Плохое состояние места проведения тренировочного процесса, оборудования,
инвентаря или экипировки спортсмена.
- Плохие погодные условия при проведении тренировок или соревнований
- Грубое нарушение правил контроля со стороны врача
- Нарушение дисциплины или правил проведения тренировок
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание.
Основные причины травматизма. Признаки заболевания. Самоконтроль. Врачебный
контроль.
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь
Правила поведения в спортивном зале и спортивной площадке. Правила
соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь на занятиях в группах общей
физической подготовки.
Раздел 2.Общая физическая подготовка (ОФП).
Строевые упражнения.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ).
Комплекс ОРУ без предмета. Комплекс ОРУ с предметами. Комплекс ОРУ с
мячами. Разучивание подводящих упражнений по акробатики. Комплекс ОРУ на месте.
Дыхательная гимнастика.
Измерение объема легких при помощи «воздушного шара». Дыхательное
упражнение «ладошки». Дыхательное упражнение «насос». Дыхательное упражнение
«кошка». Комплекс Дыхательных упражнений.
Корригирующая гимнастика.
Гимнастическая полоса препятствий. Напоминания о «правилах» дыхания.
комплекс упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки (с
гимнастическими палками). Общеразвивающие упражнения в положении сидя.
Совершенствование комплекса упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.

и

Оздоровительная гимнастика.
Позвоночник – основа здоровья. Причины неправильной осанки и болезней
позвоночника. Правила стретчинга.
Оздоровительный бег.
Бег. Беговые упражнения. Длительный бег. Бег на короткие и длинные дистанции.
Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.
Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота. Разминка,
комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием
спортивного инвентаря: гантели, скакалки, мячи, гимнастические палки. Скоростносиловые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе,
переменные ускорения в беге, метания, преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с
максимальной скоростью.
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП).
Основы видов спорта
Основы видов спорта. Волейбол. Баскетбол. Футбол. Легкая атлетика.
Подвижные игры.
Подвижные игры в спортивном зале. Подвижные игры на свежем воздухе.
Упражнения на ловкость, гибкость, выносливость
Упражнения на ловкость. Упражнения на координацию движений. Упражнения на
гибкость. Упражнения на быстроту. Упражнения на выносливость.
Спортивные игры
Спортивные игры.
Соревнования и конкурсы
Соревнования по ОФП, Соревнования по СФП, Соревнования — эстафеты,
Соревнования «Веселые старты», Соревнования-поединки.
Двухсторонние игры.
Объяснение правил игры. Баскетбол: специальные упражнения и технические
действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении (по пря мой, «змейкой», с об
беганием лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в движении;
броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и
индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча
(нижняя и верхняя); прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой
нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам.
Мини-футбол (футбол): специальные упражнения и технические действия без мяча;
ведение мяча (по прямой, «змейкой», с об беганием лежащих и стоящих предметов);
удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу, после отскока мяча);
остановка катящегося мяча; приземление летящего мяча; групповые и индивидуальные
тактические действия; игра по правилам.
Контрольные нормативы.
Сдача нормативов.

Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
- осознание влияния физических упражнений на организм человека и его развитие;
- понимание вреда алкоголя и курения на организм человека;
- повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей
организма;
- воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и
гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей,
обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные
способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость –
атлетическая подготовка)
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в
ходе двигательной деятельности.
Учащиеся должны знать:
- историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов;
- способы предупреждения травм и оказания первой помощи;
- основы правильного питания;
- правила спортивных игр;
- разные виды лыжного хода;
- правила организации соревнований;
- правила самостоятельного выполнения упражнений.
Уметь:
- подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом;
- группироваться;
- использовать различные тактические действия;
- владеть техникой игры перемещений во время игры;
- использовать страховку и самостраховку;
- использовать самоконтроль за состоянием здоровья
Условия реализации программы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Место проведения:
 Спортивная площадка;
 Класс (для теоретических занятий);
 Спортивный зал.
Инвентарь:
 Волейбольные мячи;
 Баскетбольные мячи;
 Скакалки;
 Теннисные мячи;
 Малые мячи;
 Гимнастическая стенка;
 Гимнастические скамейки;
 Сетка волейбольная;





Щиты с кольцами;
Секундомер;
Маты
Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования

Формы контроля и оценочные материалы
Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации
программы:
- практический (выполнение практических заданий);
- наглядный (наблюдения, изучение явлений, происходящих в окружающей
среде);
- словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);
- работа с литературой (изучение, составление плана).
Формы контроля:
Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие.
Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, обще развивающие упражнения),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, лыжных гонок,
подвижных и спортивных игр и т.д.),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку,
подведение итогов).
Оценочные материалы
8-11 лет
Юноши
Девушки
2.5-2.1
2.3-2.0

№
п/п
1.

Возраст
Наименование
Бег 10 м (сек)

2.

Бег 30 м (сек)

8.0-7.4

8.7-7.8

3.

Челночный бег Зх
10 м(сек)
Прыжок с места
(см)
Прыжки через
скакалку(раз)
Бросок набивного
мяча, стоя из-за
головы, 1кг (см)
Метание
прав,
мешочка
лев.
150гр(м)

11.2-9.9

12.0-10.5

100-125

95-120

4.
5.
6.

7.

8.
9.

Подбрасывание
ловля мяча(раз)
Отбивание
мяча(раз)

7-21

15-45

242-360

193-331

6.0-13.9

5.5-11.8

5.0-10.8

4.6-8.0

и 45-60

45-60

10-20

10-20

10.

11.
12.
13.
14.
15.

Перебрасывание
мяча
в
паре
разными
способами R,M.
Статическое
равновесие (сек)
Подъем туловища
(раз)
Наклон вперед,
ноги вместе (см)
Бег
на
выносливость (м)
Бег на лыжах на
выносливость

3.0-5.0

3.0-5.0

35-42

45-60

15-30

14-28

5-8

8-12

900-2000

700-1800

2000-3000 2000-2500

Список литературы.
Список рекомендованной литературы для детей
1.
Бердышев С.Н., Здоровье на «отлично». Самоучитель по укреплению
здоровья для детей. – М., «Рипол классик»,2002.
2.
Виммерт Й. Олимпийские игры – Зачем и почему./перевод с нем. Жирновой
Ю. – М., «Мир книги»,2007
3.
Володин В.А., Большая детская энциклопедия (том 20). Спорт.- М.,«АСТ»,
2010.
4.
Гриненко М.Ф., Решетников Г.С., Начинайте день с зарядки. – М.,1981.
5.
Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003.
6.
Ежи Талага, Энциклопедия физических упражнений. – М., «Физкультура и
спорт», 1998.
7.
Куприянчик Л.Л. Основы бодибилдинга – Секреты для мальчиков. – Киев,
«Ранок», 2005.
8.
Малов В.И. Тайны великих спортсменов. – М., «Оникс»,2010.
9.
Шалаева Г.П., Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте. – М.,
«ЭКСПО». 2004.
Список рекомендованной литературы для родителей
1.
Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. (серия «Мир Вашего ребенка) –
М., «Феникс»,2001.
2.
Былеева А.В. Подвижные игры. – М., «Физкультура и спорт», 1982.
3. Голубев А. М. Физические упражнения как основное средство физического
воспитания. И.П.К. М.О. – М., 1994.
4.
Громова О.Е., Спортивные игры для детей. – М., «ТЦ Сфера», 2003.
5.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма – М.,
«Детство-пресс», 2006.
6.
Милосердова Г.А., Мастюгина Е.Г. Мой ребенок – победитель. – М.,
«Феникс».2008.
7.
Подшибякин А.К. Закаливание – залог здоровья. - М., 1981
8.
Сзетов А., Школьников Н. Физическая культура в семье. - М., 1973.
Список рекомендованной литературы для педагога

1.
Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему
над образовательной программой. Северное окружное управление Московского
комитета образования. Составитель Карчина 3.Л. - М., 1999.
2.
Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему
над образовательной программой. Центр творчества «Кузьминки» Составители
Жиркова М.В. и др. - М.,1999.
3.
Общая физическая подготовка. Методические рекомендации для
физкультурно-оздоровительных занятий. Составитель Колтановский А.П. - М., 1986.
4.
Программа Матвеева А.П. «Физическая культура, 5 – 11 классы». М. ,
«Просвещение», 2007.
5.
Программа по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классов
образовательной школы. Андреева Н А. и др. Советская система физического
воспитаниям. - М., 1975.
6.
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. –
М.,1980
7.
Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010
8.
Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе. - М., 1979.
9.
Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких, С-П., 1997.
10.
Шурухина В.К Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и
продленного дня школы. - М. ,1980.
11.
Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск, 1985.
12.
Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при
занятиях физической культурой и спортом: материалы международной научно –
практической конференции 25-26 марта 1999 г. – Томск: ТГПУ.
13.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. М.,2008.
14.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для
учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
15.
Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Кофмана Л.Б.,
Погадаева Г.И. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
16.
Новиков Ю.Н. Физкультура или спорт. – М.,1996
17.
Семёнов Л.П. Советы тренерам. – М.: ФиС, 1980.
18.
Сиваков В. И. О психоэмоциональном перенапряжении школьников.
Журнал «Физическая культура в школе», 2004. – № 2. – с.74.
19.
Чехунова Т. И. Программа по физической культуре для классов с
ежедневными занятиями физической культурой.- Томск, 1999.
20.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта. – М., «Академия», 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».