Пояснительная записка
Программа «Альфа» составлена в соответствии с нормативно - правовыми
основаниями для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования детей.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Приоритетный национальный проект РФ «Образование» на 2019-2024 годы»
(утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16);
3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (утвержден проектным
комитетом по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 13);
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11);
6. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября
2015 г., № 09-3242);
7. Комплексная программа Свердловской области «Уральская инженерная школа»
на 2016-2024 годы» (22.03.2016 г. №127-ПП с изменениями от 16 апреля 2020 г. №251-ПП);
8. СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (вступили в силу с 01
января 2021 года);
9. Устав МАОУ СОШ № 5, утвержденный Постановлением Администрации
городского округа Карпинск от 23.07.2020 г. № 771.
Направленность (профиль) программы – физкультурно-спортивная
Актуальность программы заключается в следующем.
В реализации данной программы нуждаются подростки 13-17 лет, так как она
предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных,
морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют
патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его
защите.
Отличительные особенности программы, новизна
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не
только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ
государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и
высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности,
традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную
терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления
экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы
всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к
защите Родины. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно,
что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей,
укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Всё, что они узнают и
чему научатся на занятиях, они могут применить в быту.
Адресат программы
Программа адресована детям от 13 до 17 лет. Для обучения принимаются все желающие.
Количество обучающихся в группе до 12 человек.
Объем и срок освоения программы
Объем программы - 306 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения
Программа реализуется в очной форме.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется через традиционную модель, представляет собой линейную
последовательность освоения материала, от простого к сложному, в течение одного
учебного года. Занятия проводятся всем составом группы.
Режим занятий
Группа № 1 – 153 часа: 4,5 учебных часа в неделю (34 учебных недель).
Группа № 2 – 153 часа: 4,5 учебных часа в неделю (34 учебных недель).
Цель и задачи программы
Цель: Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и
социальных ценностей, формирование умения и готовности к их активному проявлению в
различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в
условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Задачи:
Личностные
- формировать самостоятельную познавательную деятельность;
-формировать внимание, целеустремленность и трудолюбие;
Метапредметные
- развивать творческие способности у детей, расширять их кругозор;
- повышать коммуникативные навыки у школьников, способствовать умению
эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения
проблемы;
Предметные
- Формировать, у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю
и ратную славу, изучить и развить интерес к героическим страницам истории Отечества.
- Получить знания в области военной службы и гражданской обороны.
- Пропагандировать главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
Содержание программы
Учебный план
№ Тема
п/п
1
История вооруженных сил России
Количество часов:
всего теори прак
я
тика
6
6
-
Формы
аттеста
ции
контрол
я
1.1
Виды вооруженных сил.
1
1
-
1.2
1.3
Символы воинской чести. Государственная символика.
Полководцы и герои.
1
3
1
3
-
1.4
Военные профессии
1
1
-
2
Строевая подготовка
31
1
30
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
1
3
3
4
17
5
1
5
3
10
13
7
12
2
опрос
Зачёт
Зачёт
Зачёт
3.2
Строй и его элементы
Строевая стойка и выполнение команд
Повороты на месте и в движении
Строевые приёмы. Воинское приветствие
Основы медицинских знаний
Принципы оказания первой медицинской помощи в
чрезвычайных ситуациях
Ранения и кровотечения
6
1
5
зачёт
3.3
Травмы опорно-двигательного аппарата
6
1
5
зачёт
4
Виды вооружений
18
7
11
4.1
4.2
1
4
1
3
1
опрос
опрос
13
3
10
зачёт
12
8
3
2
9
6
5.2
6
История оружия.
Виды
вооружения.
Холодное,
огнестрельное,
метательное.
Автомат
Калашникова. АКМ-74:
устройство,
назначение, тактико-технические характеристики.
Огневая подготовка
Приемы и правила стрельбы из пневматической
винтовки.
Приёмы и правила метания ручных гранат
Основы рукопашного боя
4
12
1
2
3
10
6.1
6.2
6.3
История развития рукопашного боя в России.
Элементы страховки.
Ударная техника.
1
3
2
1
1
-
2
2
опрос
зачёт
зачёт
6.4
Техника захватов.
2
-
2
зачёт
6.5
Бросковая техника.
2
-
2
зачёт
6.6
7
7.1
Боевые приемы.
Основы выживания в сложных условиях
Основы ориентирования на местности
2
25
4
8
1
2
17
3
зачёт
7.2
Организация привалов и ночлегов
3
1
2
зачёт
7.3
7.4
Организация питания в полевых условиях
Костровое хозяйство. Меры безопасности.
2
3
1
1
1
2
зачёт
зачёт
7.5
Виды узлов.
водоёмы
овраги, 4
1
3
зачёт
4.3
5
5.1
Способы
переправы
через
Вводное
тестиров
ание
опрос
Виктор
ина
анкетир
ование
опрос
соревнов
ание
зачёт
зачёт
7.6
Ориентирование на местности.
7.7
Техника преодоления различных элементов личной и 4
командной полосы препятствий
Тактическая подготовка
10
Передвижение на поле боя
10
Итого:
153
8
8.1
5
2
3
зачёт
1
3
зачёт
3
3
33
6
6
120
зачёт
Содержание учебного плана
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного
поведения на занятиях.
Раздел 1.История вооруженных сил России
Тема 1.1. Виды вооруженных сил.
Воинская слава России. Армия и флот России XX века.
Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение
Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска. Военнокосмические силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние войска.
Тема 1.2. Символы воинской чести.
Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности
воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.
Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия.
Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Тема 1.3. Полководцы и герои.
Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание
новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники.
Героизм женщин.
Тема 1.4. Воинские профессии.
Профессия военного: описание и содержание деятельности. Необходимые умения.
Область применения. Военные профессии для девушек.
Раздел 2.Строевая подготовка
Тема 2.1. Строй и его элементы.
Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю.
Тема 2.2. Строевая стойка и выполнение команд.
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»
Тема 2.3. Повороты на месте и в движении.
Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг.
Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу.
Движение в колонну по одному, по два, по три.
Тема 2.4. Воинская честь. Строевые приемы.
Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие.
Отдание воинской чести в движении.
Раздел 3. Основы медицинских знаний
Тема 3.1. Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных
ситуациях.
Осмотр места происшествия. Осмотр пострадавшего. Признаки жизни и смерти.
Выполнение реанимационных мероприятий.
Тема 3.2. Ранения и кровотечения
Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды
кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Тема 3.3. Травмы опорно-двигательного аппарата
Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой
помощи. Правила наложения шин. Способы транспортировки пострадавших.
Раздел 4. Виды вооружений
Тема 4.1. История оружия от древних времен до современности.
Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности.
Тема 4.2. Виды вооружения Российской армии.
Холодное, огнестрельное, метательное. Оружие массового поражения.
Тема 5.3. Автомат Калашникова. АКМ-74.
Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Раздел 5 Огневая подготовка
Тема 5.1 Приёмы и правила стрельбы из пневматической винтовки
Техника безопасности при стрельбе. Правила заряжания и разряжения.
Изготовка для стрельбы. Прицеливание и производство выстрела. Корректирование
при ошибках. Выполнение учебных стрельб. Сдача нормативов.
Тема 5.2 Приёмы и правила метания ручных гранат.
Техника безопасности при выполнении броска гранаты. Положения для метания.
Последовательность осуществления броска. Выполнение метания. Сдача нормативов.
Раздел 6. Основы рукопашного боя.
Тема 6.1. История развития рукопашного боя в России.
История развития. Виды рукопашного боя.
Тема 6.2 Элементы страховки.
Страховка при падении на бок. Страховка при падении на спину. Страховка при
выполнении бросков и приемов.
Тема 6.3. Ударная техника.
Техника ударов руками. Техника ударов ногами.
Тема 6.4. Техника захватов.
Захваты за одежду. Освобождение от захватов.
Тема 6.5. Бросковая техника.
Бросок «через бедро». Бросок «передняя подножка». Бросок «задняя подножка».
Бросок «подсечка». Бросок «отхватом».
Тема 6.6. Боевые приемы.
Защита от удара ножом снизу, сверху, сбоку. Защита от угрозы холодным оружием.
Материальная часть автомата Калашникова.
Раздел 7. Основы выживания в сложных условиях
Тема 7.1. Основы ориентирования на местности.
Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью.
Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью
компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании.
Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов
ориентирования.
Тема 7.2. Привалы и ночлеги.
Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и
групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение
обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых
условиях. Охрана природы в месте ночлегов.
Тема 7.3. Организация питания в полевых условиях.
Питание войск в полевых условиях. Составление и гигиеническая оценка раскладки
продуктов.
Тема 7.4 Костровое хозяйство. Меры безопасности.
Типы костров. Место для костра. Разжигание костра. Безопасность.
Тема 7.5. Виды узлов. Способы переправы.
Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы
для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
Тема 7.6. Ориентирование на местности
Определение азимута. Определение ориентиров. Движение по ориентирам. Движение по
азимуту.
Тема 7.7. Техника преодоления различных элементов личной и командной
полосы препятствий
Техника прохождения различных препятствий: переправа по бревну, переправа
по параллельным верёвкам, навесная переправа, «маятник», «бабочка».
Раздел 8. Тактическая подготовка
Тема 8.1 Передвижение на поле боя
Способы передвижения на поле боя. Действия при обороне и в наступлении.
Действия в различных составах подразделения.
Планируемые результаты
Личностные
- сформирована самостоятельная познавательная деятельность;
-сформировано внимание, целеустремленность и трудолюбие;
Метапредметные
- развиты творческие способности у детей, расширен их кругозор;
- повышены коммуникативные
навыки у школьников,
умеют эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Предметные
- сформированы, у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину, ее народ,
историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории
Отечества.
- получены знания в области военной службы и гражданской обороны.
- привиты главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания.
- сформированы стремления к здоровому образу жизни.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Патриот» имеется учебный кабинет соответствующий
санитарным нормам и правилам, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14.
Спортивный зал. Площадка для строевой подготовки. Стадион. Прилегающая территория.
Оборудование:
Рабочие столы, стулья;
Шкафы для хранения оборудования;
Площадка для строевой подготовки,
плакаты; ММГ АКМ – 74; пневматические винтовки; компас; маты; аптечка; спорт
инвентарь.
Технические средства обучения
Компьютер и выход в Интернет, музыкальная аппаратура;
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Формы аттестации
Для осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися
программ используются:
вводный контроль - проводится с целью определения стартового уровня развития
ребенка.
текущий контроль - проводится в течение всего учебного периода, с целью проверки
уровня усвоения обучающимися тем занятий, разделов образовательных программ,
прочности формируемых знаний и умений, степени развития деятельностно коммуникативных умений, ценностных ориентаций, установление фактического уровня
теоретических и практических знаний, умений, навыков по каждому предмету учебного
плана;
промежуточная аттестация - проводится с целью определения качества освоения
обучающимися образовательной программы по окончании курса обучения. Аттестация
предусматривает анализ полноты, прочности, осознанности, системности освоения
содержания образовательных программ, соотнесение этого уровня подготовки
обучающихся с требованиями образовательных программ, а также выполняет функцию
контроля реализации образовательных программ.
Аттестацией обучающихся, проводится в формах, определенных учебным планом, и в
порядке, установленном образовательной организацией:
Конкурсы, соревнования, викторины, анкетирование, опрос, зачёты, тестирование.
Оценочные материалы
Первоначальная диагностика по программе проводится на основании анкеты для
учащихся.
Предметные результаты курса педагог оценивает на основании вопросов по
теоретическим и практическим разделам программы.
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по уровню освоения
программы. В выводах отражается количество учащихся по каждому уровню, %, анализ
полученных результатов.
1 – 3 балла – минимальный уровень освоения программы (информационный)
4 – 7 баллов – средний уровень освоения программы (репродуктивный)
8 – 10 баллов – максимальный уровень освоения программы (творческий)
Методические материалы
Методы обучения
Активные (учитель - ученик) и Интерактивные ( учитель - ученик- ученик).
Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный,
проектный, игровой.
Педагогические технологии
Групповое
обучение,
проблемное
обучение,
разноуровневое
обучение,
здоровье сберегающие технологии, информационные технологии.
Формы организации учебного занятия
Вводное занятие, систематизация и обобщение знаний, комбинированные формы,
контроль знаний.
Лекция, семинар, практикум, презентация, защита проекта, обучающая игра.
Алгоритм учебного занятия
1. Организационный момент: эмоционально-психологический настрой учащихся.
2. Введение в тему занятия: систематизация и обобщение знаний.
3. Объяснение темы занятия:
4. Практическая деятельность.
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Наведение порядка на рабочем месте.
Дидактические материалы
1. Таблицы;
2.Комплекты тестов и заданий;
3.Информационные материалы для родителей (буклеты);
4.Комплект плакатов.
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Методические рекомендации
1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая
разноуровневые и модульные) / Методические рекомендации по разработке и реализации.
– Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2020г.
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс,
2020 - С.224
2. Бачевский, В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан: Учебно-методическое пособие по разделу "Основы военной службы". - М.: ООО
"Редакция журнала "Военные знания", 2021. - 186 С.
3. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с
подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. Вологда.: ВИРО, 2020.
4. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические
рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ.
- 2021.
5. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 2019
г.
6. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие /
Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2020. - 64 С.
7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2021 - С - 346.
8. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика 2020 - №5 - С.52
9. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2022 - С - 224.
10.
Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии.
Учебное пособие. Брянск 2020г.
11.
Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студ. сред. проф.
образования. - М.: Изд. центр "Академия", 2022. - 240 С.
12.
Курс "Гражданское образование" в начальной школе // Начальная школа. 2021. - № 9. - С.23-26.