Рабочая программа "Углубление и систематизация знаний о языке и речи" 8-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет

Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова

МАОУ СОШ №5

Приказ № 94 - од

Протокол № 8 от 26 августа 2024г.

от 26 августа 2024г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по учебному предмету
«Углубление и систематизация знаний о языке и речи»
для 8-9 классов
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Город Карпинск

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Углубление и систематизация знаний о языке и речи
на основе повторения блоками» составлена в соответствии с нормативными
документами, обеспечивающими реализацию программы:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и изменениями, приказ от 29.12.2014 г.№ 1644
«О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об
утверждении ФГОС ООО») с учетом требований примерной основной образовательной
программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединении по общему образования протокол от 08.04.2015 №1/15),
 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован
20.04.2021 № 63180)
 Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ № 5 приказ № 105-од от 28.08.2023 г. (с изменениями и дополнениями приказ №
94-од от 26.08.2024 г.)
 Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;


Учебным планом на 2024-2025 учебный год утвержден приказом № 94-од от

26.08.2024 г.
Специфика данного курса – блочное, системное, компактное рассмотрение
орфографических и пунктуационных тем с помощью таблиц, схем, преодоление
разрозненности частных правил. Занятия носят практический характер, все это поможет
ученикам подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.
Цель курса: повышение грамотности учащихся, отработка орфографической и
пунктуационной зоркости, развитие языкового и речевого чутья.
2

Задачи курса: систематизировать знания учащихся в правописании, углубить и
расширить знания по орфографии и пунктуации, развить навыки коммуникативной
грамотности и речевой культуры учащихся.
Основные требования к освоению курса


Знание основных понятий разделов «Фонетика», «Лексика», «Морфология»,

«Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи».


Владение систематизированными знаниями в области правописания и умениями

ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его системность, взаимосвязь
между правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания.


Владение навыками литературного анализа.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся
Формой итоговой отчетности учащихся может стать


тестирование;



комплексный анализ текста.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:


тренировочные упражнения;



практикум;



тестирование;



творческие задания.

Планируемые результаты: курс будет способствовать системному, экономному по
времени, интенсивному постижению наиболее трудных вопросов орфографии, развитию
интеллектуальных и творческих способностей, а также поможет учащимся 9 класса
подготовиться к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ.
Курс рассчитан на 34 часов. Количество учебных часов в неделю: 1 час в неделю.
Программа курса «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на
основе повторения блоками» рассчитана на учащихся 9 классов, находящихся на
завершающих этапах обучения русскому языку, интересующихся русским языком и
желающих подготовиться к экзамену в форме ЕГЭ. В процессе изучения курса решаются
задачи, связанные с систематизацией и обобщением знаний в области правописания и
формированием умения ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его
системность,

взаимосвязь

между

правилами,

орфограммами,

пунктограммами,

принципами выбора написания, а также совершенствуются у школьников умения и
навыки литературного анализа. Программа курса предполагает дальнейшее развитие у
школьников

коммуникативной,

лингвистической,

языковой

и

культуроведческой

компетентностей.
3

Курс связан с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология»,
«Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»). В основу занятий по
орфографии положена система повторения Е.И.Скобликовой «Обобщающая работа по
орфографии». (Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994)
СОДЕРЖАНИЕ
Курс состоит из пяти основных разделов
1.Введение 1ч
2.Язык

и письмо. 4 ч

3.Единицы
4.Звуки
5.РР

языка и речи. 7 ч

языка и буквы. 13 ч

Слово в разных уровнях языка. 9 ч

Тематические планирование
Блок
Введение

Количество
часов
1 час

Содержание
Две формы существования русского языка
(устная и письменная).
Устное и письменное словесное творчество.
Официально-деловая
литература,
публицистика,
научная
литература,
художественная литература.

Язык и
письмо

4 часа

Письмо и орфография. Орфограммы в
слове, их типы.
Единицы языка и речи.
Единицы языка и их функции.

Единицы
языка и речи.

7 часов

Видные учёные-лингвисты, внёсшие
заметный вклад в изучение родного языка:
М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев,
В.И.Даль, Я.К.Грот, А.А.Шахматов,
В.В.Виноградов, Л.В.Щерба.
Текст и его единицы (предложение, абзац).
Средства связи частей текста.
Орфография: условия выбора орфограмм в
слове.

Звуки языка
и буквы.

13 часов

Звук-единица строения слова.
Группы звуков языка.
Звуки в сильных и слабых позициях.
Ударения в словах.
Деление слов на слоги.
Орфоэпия. Словари произношения.
Фонетика и графика.
Графика и орфография.
4

Справочные и пояснительные словари.
Функционирование звуков языка в тексте:
звукопись, анафора.
Текстообразующая роль слов с
определёнными гласными, с определёнными
согласными. Орфография. Разделы и принципы
русской орфографии.
Гласные и согласные в слабых позициях в
приставках и корнях слов.
Пунктуация. Знаки завершения в
предложении.
Слово в
разных уровнях
языка.

9 часов

Слово- единица наименований реалий и
обозначения грамматических значений.
Разные виды лексических значений слова.
Группы слов по значению, по
происхождению и употреблению.
Толковые словари русского языка.
Слово и стиль, их виды.
Текстообразующая роль слова.
Роль слов разных частей речи в тексте.
Зависимость выбора слов в тексте от
намерений автора.
Орфография: орфограммы - гласные буквы
после шипящих и Ц в корнях и суффиксах.
Итого: 34 часа

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».