Рабочая программа Пишем без ошибок (Трудные случаи орфографии) 7 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет

Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова

МАОУ СОШ №5

Приказ № 94 - од

Протокол № 8 от 26 августа 2024г.

от 26 августа 2024г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по учебному предмету
«Пишем без ошибок (Трудные случаи орфографии)»
для 7 класса
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Город Карпинск

Пояснительная записка
Изучение языка играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как
сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой
осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных
признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы
в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных
знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для
повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно
использовать факультатив «Пишем без ошибок» (Трудные случаи орфографии), который
составлен в соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 7-х классов.
Актуальность введения в школе курса определяется необходимостью решать
проблемы повышения грамотности учеников и недостаточностью времени на уроке для
орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 7 класса и
рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). В основе курса использованы «Правила русской
орфографии и пунктуации».
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми инструктивно-методическими документами:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и изменениями, приказ от 29.12.2014 г.№ 1644
«О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об
утверждении ФГОС ООО») с учетом требований примерной основной образовательной
программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединении по общему образования протокол от 08.04.2015 №1/15),
 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28)

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
2

начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован
20.04.2021 № 63180)
 Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ № 5 приказ № 105-од от 28.08.2023 г. (с изменениями и дополнениями приказ №
94-од от 26.08.2024 г.)
 Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;


Учебным планом на 2024-2025 учебный год утвержден приказом № 94-од от

26.08.2024 г
Программа детализирует и глубже раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены
стандартом
Программа включает в себя:


теоретический материал;



вопросы и задания практического характера;



задания творческого характера.
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии

(морфологический,

фонетический,

традиционный,

лексико-синтаксический,

словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими
принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая
направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует
прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода
размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования,
перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного
списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на
лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о
правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего
времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать
аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение
к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
3

Лекция, практикумы, работа со словарями, текстом, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием.
Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании
по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании
индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении
правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения
школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы,
зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении
лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний,
построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся,
возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для
упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном
отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ,
устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка
знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы
оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения факультативного курса.
Цели и задачи
Цель

обучения

орфографии

в

школе

-

формирование

относительной

орфографической грамотности обучающихся, степень относительности которой должна
стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике
орфографических правил.
Курс

"Законы

русской

орфографии"

имеет

познавательно-практическую

направленность и преследует решение следующих основных задач:


закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-

синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания,
орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);


продолжить

формирование

навыка

относительной

орфографической

грамотности;

словарей

развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами
(орфографическими,

орфоэпическими,

словообразовательными,

этимологическими).
4

В курсе представлены все принципы современной
(морфологический,

фонетический,

традиционный,

русской

орфографии

лексико-синтаксический,

словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими
принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Планируемые результаты
Личностные результаты


любовь к Отечеству, его языку, культуре;



интерес к изучению языка;



понимание русского языка как одной из основных национально-культурных

ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;


осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к

родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;


достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и

чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:


самостоятельно формулировать тему и цели занятия;



составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;


в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:


перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);
5



пользоваться словарями, справочниками;



осуществлять анализ и синтез;



устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:


адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.


высказывать и обосновывать свою точку зрения; быть готовым корректировать

свою точку зрения;


договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



задавать вопросы.



владение всеми видами речевой соблюдение основных правил орфографии и

пунктуации в процессе письменного общения;


применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений
на межпредметном уровне;


коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе

речевого общения.
Предметные результаты


представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни

человека и общества;


понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в

образовании в целом;


усвоение основ научных знаний о родном языке;



освоение базовых понятий лингвистики;



освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского

языка;


опознавание и анализ основных единиц языка;



проведение различных видов анализа слова

6

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и



грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка.
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,



стремиться к совершенствованию собственной речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обучающиеся должны
знать:


правила

проверяемых,

фонетических,

традиционных,

лексико-

синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;


условия, от которых зависит написание;



норму, действующую при данных условиях;



последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;



приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:


правильно

писать

слова

с

орфограммами,

обусловленными

морфологическим и традиционным принципами написания;


правильно писать сложные слова;



правильно писать не с разными частями речи;



правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен

существительных;


правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях

прилагательных;


правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах

глаголов;


правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и

отглагольных прилагательных;


правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;



отличать служебные части речи.

Содержание программы факультативного курса
7

1.Фонетика и орфоэпия (2 ч.)
Фонетика. Фонетический разбор.
Нормы ударения и произношения.
2.Орфография. Повторение (12 ч.)
Правописание

безударных

гласных.

Корни

с

чередованием.

Правописание

приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами.
Не и ни в местоимениях.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи.
Правописание суффиксов существительных.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Правописание числительных.
Личные окончания глаголов.
Наклонения глаголов.
3. Причастие (5 ч.)
Склонение причастий.
Написание действительных причастий.
Написание страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах причастий.
Не с причастиями.
4. Деепричастие (2 ч.)
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Не с деепричастиями.
5. Наречие (9 ч.)
Степени сравнения наречий.
Не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Н и НН в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Слова категории состояния.
6. Служебные части речи (4 ч.)
8

Предлог. Союз. Частица. Междометие.

Календарно-тематический план
№
п

Наименование
разделов, тем

Оборудован

Вводимые понятия

ие

К
ол-во

/п

ч
асов
Фонетика и

2

орфоэпия
1
.

карточки

Фонетика. Звуки.

1

карточки

Ударение

1

Фонетический разбор.
2

.

Фонетика.

Нормы ударения и

произношения
Орфография.

1

Повторение.
3
.

безударных гласных
4

.

Правописание

приставок
6

.

Корни с

чередованием
5

.

Правописание

Не с

существительными,

2
Дидактичес

Безударные гласные

1

Корни с чередованием

1

Приставки рас- раз-, пре-

1

кий материал
Тесты.
Карточки
Дидактичес
кий материал
Тесты.
Карточки

и приНаписание не с разными

1

частями речи

прилагательными,
глаголами.

9

7
.

Карточки

местоимениях
8

.

Не и ни в

Гласные о и е после

шипящих в разных

.

Правописание

1

местоимениях
Тесты.
Карточки

частях речи
9

Написание не и ни в

Написание гласных о и е

1

после шипящих в разных
частях речи

Карточки

суффиксов

Правописание суффиксов

1

существительных

существительных
1
0.

Н и НН в

суффиксах

Карточки.
Тесты

прилагательных.
1
1.

Дефисное и слитное

прилагательных

материал

прилагательных

Карточки

числительных
Личные окончания

Наклонения

Правописание

1

1

числительных
карточки

глаголов
1

4.

Тесты.

написание сложных

1
3.

прилагательных

Дидактический

Правописание

1

НН в суффиксах

написание сложных

1
2.

Дефисное и слитное

Правила написания Н и

Личные окончания

1

глаголов
Тексты

Наклонения глаголов

1

Тексты

Склонение причастий

1

Дидактичес

Написание гласных в

1

глаголов
Причастие 5ч
1

5.

причастий
1

6.

Склонение

Написание

действительных

кий материал

причастий
1
7.

Написание

суффиксах действительных
причастий

Дидактичес

страдательных причастий кий материал

Написание гласных в

1

суффиксах страдательных

10

причастий
1
8.

Н и НН в

Тексты

суффиксах причастий
1

Не с причастиями

Написание Н и НН в

1

суффиксах причастий
Карточки

Написание не с

1

причастиями

9.
Деепричастие 2ч
2
0.

Деепричастный

Тексты

Деепричастный оборот

1

Карточки

Написание не с

1

оборот. Запятые при
деепричастном обороте
2

1.

Не с

деепричастиями

деепричастиями

Наречие 9 ч
2
2.

Не с наречиями на

Буквы е и и в

приставках не- и ни-

Степени сравнения

1

наречий
Тесты.

–о и -е
2

4.

Карточки

наречий
2

3.

Степени сравнения

Написание не с

1

наречиями
Тесты.
Карточки

Написание е и и в

1

приставках не- и ни-

отрицательных наречий
2
5.

на –о и -е
2

6.

Н и НН в наречиях

Буквы о и е после

шипящих на конце

Тесты.

Н и НН в наречиях

1

Написание букв о и е

1

Карточки
Тесты.
Карточки

после шипящих

наречий
2
7.

Тесты.

конце наречий
2

8.

Буквы о и а на

Дефис в наречиях

Написание букв о и а на

1

конце наречий
Тесты.

Дефис в наречиях

1

Карточки

11

2
9.

Слитное и

раздельное написание

Тесты.
Карточки

Написание приставок в

1

наречиях

приставок в наречиях.
3
0.

Слова категории

Тексты

Категория состояния

1

Тексты.

Производные и

1

состояния
Служебные части
речи 4ч
3

Предлог

Карточки

1.
3

Союз

Тексты

непроизводные предлоги
Сочинительные и

1

подчинительные союзы

2.
3

Частица

Тексты

Разряды частиц

1

3

Междометие

Тексты

Дефис в междометиях

1

3.

4.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».