Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогический совет
Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова
МАОУ СОШ №5
Приказ № 94 - од
Протокол № 8 от 26 августа 2024г.
от 26 августа 2024г.
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по учебному предмету
«В мире слов»
для 5 класса
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Город Карпинск
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса
предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их
интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство
уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях
учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика»,
«Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика»,
«Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется
практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.
Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся
аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как
изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо
через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя
орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять
проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми
инструктивно-методическими документами:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897
«Об утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и изменениями, приказ от 29.12.2014
г.№ 1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 г. №
1897 «Об утверждении ФГОС ООО») с учетом требований примерной основной
образовательной программы основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединении по общему образования протокол
от 08.04.2015 №1/15),
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологичекие требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28)
2
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования"
(Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180)
Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ
№ 5 приказ № 105-од от 28.08.2023 г. (с изменениями и дополнениями приказ № 94од от 26.08.2024 г.)
Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;
Учебным планом на 2024-2025 учебный год утвержден приказом № 94-од от
26.08.2024 г.
Цель: развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к
слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово,
словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы
слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов,
воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его
принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его
выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и
логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим
значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить
морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной
схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет
оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по
обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично
защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых
немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с
лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами,
попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые
секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из
жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и
пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и
из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие
выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные
для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь
формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и
практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме
интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса
учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это
повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, прессконференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
1. игровая;
2. теоретическая;
3. практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств обучающихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия
–
умение
осознавать и
определять эмоции
других
людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и
преобразовывать информацию
из
одной
формы
в
другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
Организационное занятие (1ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с
примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1. Секреты устной речи (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»
ПРИМЕЧАНИЕ. В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях
используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел
2.
Загадки
русского
словообразования
(Морфемика.
Словообразование.
Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении
этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой
информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел 3. Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (4ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
ПРИМЕЧАНИЕ. Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты
художественных
произведений,
аргументируют
свои
ответы,
делают
выводы
для
доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4. Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают
со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные
произведения.
Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
ПРИМЕЧАНИЕ. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области
морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На
последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки,
которые получили дети на занятиях.
Раздел 6. Речевой этикет (3 ч)
Тема 6.1. Правила речевого этикета.
Тема 6.2. Формулы речевого этикета.
ПРИМЕЧАНИЕ. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника
реализации этикетных форм.
Раздел 7. Обобщающее занятие (1ч)
Тема 7.1. Аукцион знаний.
Количество часов в год – 34, в неделю - 1.
ПРИМЕЧАНИЕ. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке,
выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятии проводится
мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на
занятиях.
Календарно-тематическое планирование
курса по русскому языку «В мире слов»
№
п/
п
1
Наименование изучаемой
темы
Тема 1: Вводная част
Дат
а
Тема урока,
тип урока
Введение
1.1
2
2.1
2.2
2.3
Основное содержание по
теме
Разночтение
слов в
звучании и
написании.
Для чего
используют
звуковые
повторы в
речи.
Какова роль
интонации в
устной речи
Кол
-во
часо
в
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)
Всего часов: 1
Требования к результатам
(предметным и метапредметным)
Элемент содержания
Предметные
Знакомит учащихся с целью и Знать этапы
задачами, с методикой
изучения курса «В
проведения занятий, с
мире слов»
1
примерным планом работы.
Распределяются обязанности
среди детей, заполняются
анкеты.
Тема 2: Секреты устной речи (Фонетика. Интонация)
Знакомство с разночтением в
Знать понятие
звучании и написании,
«разночтение»,
2
выполнение практических
уметь
упражнений
использовать
звукопись и
Знакомство со звуковыми
интонацию в речи
повторами их значением в
2
речи
2
Обобщения знаний учащихся
об интонации, ее значении в
устной и письменной речи,
выполнение учащимися
Метапредметные
строить рассуждения
; обосновывать свою
точку зрения;
высказывать свою
точку зрения
Тип
урока
Д.З.
Организа
ционное
занятие
Всего часов: 7
в диалоге с учителем
Урок
вырабатывать
изучения
критерии оценки и
нового
определять степень материала
успешности своей
Урок
работы и работы
изучения
других в
нового
соответствии с
материал
этими критериями;
а
пользоваться словар
Урок
ями, справочниками обобщени
самостоятельно
я
формулировать тему
Выполнить
практическ
ое задание
Выполнить
творческое
задание
Выполнить
творческое
задание
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
упражнений по тренировке
интонации
Обобщение знаний по разделу
в ходе выполнения
практических заданий по
изученным темам
и цели урока;
адекватно
использовать речевы
Обобщающее
е средства для
занятие «Кто
решения различных
говорит - сеет,
коммуникативных
1
кто слушает задач; высказывать и
собирает».
обосновывать свою
точку зрения.
Тема 3: Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология)
Знакомство со
Знать понятие
в диалоге с учителем
О чём
словообразовательной
«словообразовани вырабатывать
рассказывает
моделью, выполнение
е»,
критерии оценки и
словообразоват
1
практических упражнений по
«словообразовате определять степень
ельная модель
словообразованию
льное гнездо»,
успешности своей
слова.
«морфема», уметь работы и работы
выполнять
других в
Знакомство со
словообразовател
соответствии с
словообразовательным
Что такое
этими критериями;
гнездом, закрепление знаний и ьный разбор,
словообразоват
пользоваться
устанавливать причи
навыков по
ельное гнездо
1
словарями и
нно-следственные
словообразованию,
однокоренных
справочниками,
связи;
выполнение практических
слов.
проводить
пользоваться словар
упражнений по
исследование по
ями, справочниками;
словообразованию
предмету
договариваться и
Проводить исследование под
Почему с
приходить к общему
руководством учителя по
течением
решению в
наблюдению за изменением
времени может
совместной
1
морфемного состава слов с
измениться
деятельности;
течением времени,
морфемный
задавать вопросы.
выполнение практических
состав слова
заданий
Этимология
Знакомство с понятием
слов. Работа со
1
«этимология», выполнение
словарями
практических заданий,
Урок-игра
Всего часов: 7
Комбинир Подготови
ованный ть
сообщение
урок
по
заданной
теме
Урок
Выполнить
изучения практическ
нового
ое задание
материал
а
Урок
Выполнить
изучения практическ
нового
ое задание
материал
а
Комбинир Подготови
ованный ть
сообщение
проведение исследований под
руководством учителя
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4
урок
Выполнение практических
Урокзаданий и проведение
практику
Сказочные
1
самостоятельных
м
превращения.
исследований, выполнение
проекта
Подведение итогов
Урок
исследовательской работы по
контроля
Презентация
теме раздела, подготовка
знаний
творческой
2
проекта к защите,
работы.
выступление перед
одноклассниками
Тема 4: Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация)
Всего часов: 5
Повторение алфавита,
Познакомиться с
работать по плану,
Комбинир
Зачем нужно
выполнение практических и
историей
сверяя свои действия ованный
1
знать алфавит.
появления
с целью,
творческих заданий
урок
письменности и
корректировать свою
Знакомство с секретом
Урокалфавита,
деятельность;
В чём секрет
правописная морфем,
практику
закрепить правила перерабатывать и
правописания
1
выполнение практических
м
правописания
преобразовывать ин
морфем.
задний
морфем,
формацию из одной
Как
Повторить пунктуационные
Комбинир
совершенствовать формы в другую.
пунктуационны
знаки, совершенствовать
ованный
навыки
е знаки
навыки употребления их в
урок
произношения
помогают
1
речи.
передавать
смысл
высказывания
Не пером
Выполняют здания и
Комбинир
пишут – умом.
1
практических упражнений
ованный
Тайны письма.
урок
по
заданной
теме
Выполнить
практическ
ое задание
Выполнить
практическ
ое задание
Выполнить
творческое
задание
Выполнить
практическ
ое задание
Выполнить
творческое
задание
4.5
Бенефис
знаний.
5
5.1
На какие
группы делится
словарный
состав русского
языка
5.2
В чём
особенность
употребления
слова в
художественно
м тексте.
5.3
О чём
рассказывают
фразеологизмы
5.4
Фразеология в
художественны
х
произведениях.
5.5
Практическая
работа.
Выполнение творческих
заданий, участие в викторине
по предмету, защита
1
проектных и
исследовательских работ по
пройденному блоку тем
Тема 5: Загадки русского слова (Лексика. Фразеология)
Знакомство со словарным
Знать что такое
запасом языка, выполнять
словарный состав
практические задания
языка и его
1
группы,
особенности
употребления
слов в
Работа с художественными
художественном
текстами, наблюдение,
тексте, что такое
выполнение практических
1
фразеологизмы и
упражнений
уметь
употреблять из в
речи и объяснять
Знакомство с
фразеологизмами, выполнение их смысл при
употреблении их
практических и творческих
1
в тексте.
заданий
1
1
Работа с художественными
произведениями, выполнение
творческих и практических
задний
Выполнение творческих
заданий, участие в викторине
по предмету, защита
проектных и
исследовательских работ по
Урок
контроля
знаний
Всего часов: 5
в диалоге с учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
других в
соответствии с
этими критериями;
пользоваться словар
ями, справочниками;
договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности
Урокпрактику
м
Подготови
ть
сообщение
по
заданной
теме
Комбинир Выполнить
ованный творческое
урок
задание
Комбинир Подготови
ованный ть
урок
сообщение
по
заданной
теме
УрокВыполнить
практику практическ
ое задание
м
Урок-игра Выполнить
практическ
ое задание
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
пройденному блоку тем
Тема 6: Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис)
Всего часов: 6
Сравнение склоняемых частей Знать глаголы и
самостоятельно
Комбинир
Чем
речи с другими частями речи, формы их
формулировать тему
ованный
отличаются
выполнение практических
склонения,
и цели урока;
урок
склоняемые
1
упражнений
склоняемые части составлять
части речи
речи,
план решения
друг от друга.
грамматические
учебной проблемы
омонимы и виды
совместно с
Знакомство с глаголом и его
Комбинир
В чём секрет
предложений
учителем;
формами, выполнение
ованный
глагола и его
1
устанавливать причи
творческих и практических
урок
форм.
нно-следственные
заданий
связи;
Знакомство с
Урокстроить рассуждени
Как отличать
грамматическими омонимами,
практику
я; договариваться и
грамматически
1
выполнение практических
м
приходить к общему
е омонимы.
упражнений
решению в
Какими
Знакомство с видами
Комбинир
совместной
бывают
1
предложений, выполнение
ованный
деятельности;
предложения.
практических упражнений
урок
задавать вопросы.
Выполнение
творческих
Урок-игра
Грамматике
заданий, участие в викторине
учиться всегда
по предмету, защита
пригодится.
2
проектных и
Мониторинг
исследовательских работ по
проверки
пройденному блоку тем
знаний.
7
7.1
Правила
речевого
этикета.
2
Тема 6: Речевой этикет
Знакомство с правилами
речевого этикета,
совершенствование навыков
речевого этикета, выполнение
практических и творческих
заданий
Знать правила и
форму речевого
этикета.
Совершенствоват
ь свои знания по
предмету
Всего часов: 4
в диалоге с учителем
вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности своей
работы и работы
Подготови
ть
сообщение
по
заданной
теме
Выполнить
творческое
задание
Выполнить
творческое
задание
Выполнить
практическ
ое задание
Комбинир Подготови
ованный ть
урок
сообщение
по
заданной
теме
Знакомство с формулами
речевого этикета, выполнение
практических упражнений
7.2
Формулы
речевого
этикета.
ИТОГО
1
других в
соответствии с
этими критериями;
адекватно
использовать речевы
е средства для
решения различных
коммуникативных
задач; владеть
монологической и
диалогической
формами речи;
строить рассуждения
; высказывать и
обосновывать свою
точку зрения
Урокпрактику
м
34 ЧАСА
Выполнить
практическ
ое задание