Рабочая программа Основы финансовой грамотности 5-6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет

Директор МАОУ СОШ №5
_____________О.В. Сафронова

МАОУ СОШ №5

Приказ № 94 - од

Протокол № 8 от 26 августа 2024г.

от 26 августа 2024г.

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №5
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы финансовой грамотности»
для 5-6 классов
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Город Карпинск

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской
программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная
программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А.
Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
--Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
--Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения Российской Федерации,
--Проект Министерства финансов России «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации»,
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предназначена для 5-6 класса, рассчитана на 34 часа (1
час в неделю), и реализуется за счёт компонента образовательного
учреждения в соответствие с Планом работы школы.
Рабочая программа предусматривает использование УМК,
включающего:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы
общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7
классы общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В.
Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7
классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова, Е. А.
Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 7 классы
общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н.
Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
.
Общая характеристика учебного предмета
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 5-6 классов в сфере экономики семьи.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков,
необходимых для эффективного управления личными финансами.

Задачи:

Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в
области экономических отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений
о семейном бюджете.

Метапредметными результатами
грамотность» являются:

изучения

курса

«Финансовая

Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование
Н

Содержание курса
5-6 класс (34часа)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую
грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа
«Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы
семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы
первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования».
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра
«Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от
этого защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных
событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических
задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания.
Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья,
жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов».
Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических
задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Календарно - тематическое планирование.

Финансовая грамотность. 5 класс.
№
п/п

Тема урока
Что такое деньги и откуда
они взялись. Современные
деньги России и других
стран.

Кол- Дата проведения Корректировка
во
Факт
часов План
1

Семья как потребитель.

2

Хозяйственная деятельность
семьи.

2

Потребности человека и
семьи.

2

Элементы семейного
хозяйства.

2

Планирование, учет и
контроль в семейном
хозяйстве.

2

Что такое бюджет семьи.

2

Что кладут в
потребительскую корзину.

2

Доходы и расходы семьи.

2

Бюджет семьи.

2

Ресурсосбережение основа
финансового благополучия.
Банковская карта. Виды

2
2

банковских карт.
Как умно управлять своими
деньгами.

2

Как сделать сбережения.

2

Кредиты. Виды кредитов.

2

Налоги.

2

Социальные пособия.

2

Конференция
по
курсу
«Финансовая грамотность».

1

Список литературы:
1. Интернет ресурсы:
1. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования».
2.Информационное общество. Портал государственных услуг.
2. Печатные издания:
1) Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель ООО «Рконсалт», г. Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017
2) Начала экономики. Учебное пособие для внеурочной работы в 5-6
классах общеобразовательных организаций./ И.В. Ермакова, Т.А.
Протасевич. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Раздел 1. Доходы и расходы семьи
1.1.

Что такое деньги и откуда они
взялись. Современные деньги России
и других стран.

1

1.2.

Семья как потребитель.

2

1.3.

Хозяйственная деятельность семьи.

2

1.4.

Потребности человека и семьи.

2

1.5.

Элементы семейного хозяйства.

2

1.6.

Планирование, учет и контроль в
семейном хозяйстве.

2

1

1.7.

Что

семьи.

2

1

1.8.

Что кладут
корзину.

потребительскую

2

1

1.9.

Доходы и расходы семьи.

2

1

такое

бюджет
в

Познавательная беседа
«Почему так важно
изучать
финансовую
грамотность?»
Познавательная беседа
«Деньги».
Интерактивная беседа
«Драгоценные
металлы.
Монеты.
Купюры». Творческое
задание
«Доходы
семьи».
Работа
со
статистикой «Расходы
семьи».
Викторина
«Предметы
первой
необходимости».

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

1.10

Бюджет семьи.

2

1

Итого по разделу

19

5

Викторина
«Товары
длительного
пользования». Решение
практических
задач
«Услуги.
Коммунальные
услуги». Ролевая игра
«Семейный бюджет».
Практическая работа
«Долги. Сбережения.
Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1

Ресурсосбережение
финансового благополучия.

основа

2

2.2

Банковская карта. Виды банковских
карт.

2

2.3

Как
умно
деньгами.

2

2.4

Как сделать сбережения.

управлять

своими

2

1

1

Решение практических
задач
«Особые
жизненные ситуации и
как
с
ними
справиться».
Дискуссия
«Экономические

2.5

Кредиты. Виды кредитов.

2

2

Итого по разделу

10

4

последствия
непредвиденных
событий:
болезней,
аварий,
природных
катаклизмов». Решение
логических
задач
«Страхование».
Познавательная беседа
«Страховая компания.
Страховой
полис».
Творческая
работа
«Страхование
имущества, здоровья,
жизни». Практическая
работа
«Принципы
работы
страховой
компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
3.1

Налоги.

2

1

3.2

Социальные пособия.

2

1

Мини-исследование
«Налоги».

3.3

Конференция по курсу «Финансовая
грамотность».

1

Аналитическая работа
«Виды
налогов».
Познавательная беседа
«Социальные
пособия».
Решение
экономических задач
«Социальные
выплаты».
Проект
«Государство – это
мы».

Итого по разделу

5

2

Итого:

35

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».