Аннотация к рабочим программам по обновленным ФГОС 5-8 кл.
2023-2024гг.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (далее Программа) разработана
в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Федеральным государственным образовательный стандаром основного
общего образования «Об утверждении ФГОС ООО» № 287 от 31 мая 2021 г.
Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023 г. «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (для 5-9 классов)
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 №
1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения
России, касающиеся федеральных государственных стандартов основного общего
образования и среднего общего образования»,
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 №
31 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения
России, касающиеся федеральных государственных стандартов начального общего
образования и основного общего образования»
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 №
171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»
Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ № 5 приказ № 105-од от 28.08.2023 г. (с изменениями и дополнениями приказ №
95-од от 29.08.2024 г.)
Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;
Учебным планом на 2024-2025 учебный год утвержден приказом № 95-од от
29.08.2024 г.
В основу данной программы положен системно - деятельностный подход к
образованию, направленный на:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Важными аспектами системно-деятельностного подхода является ориентация на
результаты образования и гарантированности их достижения.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога
культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального
состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при
построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся
способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Рабочие программы по учебному предмету Музыка составлены с использованием
федерального онлайн-конструктора и ориентированы на современные тенденции в
школьном образовании, активные методики обучения. Данные программы позволят
реализовать в процессе преподавания предмета современные подходы к достижению
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных
в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования.
В соответствии с пунктом 32.1 обновлённого Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования программы отдельных
учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом
основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной
программы.
Рабочая программа включает:
1). содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
2). планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
3). тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса, учебного
модуля и возможность использования по этой теме электронных образовательных
ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами .
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка - универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий
во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя
интонационно выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции,
разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых
характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая
степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает
уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его
взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия
музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие
важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия.
Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего
перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и
мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь
эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого.
Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач
укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются
квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более
глубоком — подсознательном
— уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие
комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать
чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики
развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его
сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует
самореализации и самопринятию личности.
Таким образом музыкальное обучение и
воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка,
формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволяет учителю: — реализовать в процессе преподавания
музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования; — определить и
структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета
«Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной
основной образовательной программой основного общего образования (в редакции
протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением
Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от
2 июня 2020 г. №2/20); — разработать календарно-тематическое планирование с учётом
особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя
рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на
изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной
деятельности для освоения учебного материала.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания
ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого
потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального
вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии
утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт
проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание,
интонационно-смысловое
обобщение,
содержательный
анализ
произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение
через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной
коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально- эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования
музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей
других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного
многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств
музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка,
характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование
в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с
прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных
музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и
виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных
продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально- театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов
народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории
развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей,
принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой начального образования и непрерывность изучения предмета и
образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В
соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство»,
является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс
включительно.
Нормативный срок освоения программы учебного предмета Музыка на этапе
основного общего образования составляет 8 лет. Продолжительность учебного года 5- 8
класс не менее 34 недель. Продолжительность урока 40 минут. Основной формой
обучения является урок: урок овладения новыми знаниями; урок формирования и
совершенствования умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок
закрепления и повторения знаний; контрольно – проверочный урок; комбинированный
урок, интегрированный урок.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том
числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной
программы, как «Изобразительное искусство»,«Литература», «География», «История»,
«Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на
изучение предмета «Музыка» в 5-6 классе составляет 34 часа (не менее
1 часа в
неделю).
Основной формой обучения является урок: • урок открытия новых знаний;
• постановка и решение учебных задач;
• рефлексия знаний;
• усвоение новых знаний;
• урок обобщения и систематизации знаний;
• урок закрепления и повторения знаний;
• контрольно – проверочный урок;
• комбинированный урок,
• интегрированный урок.
Методы обучения:
• словесный;
• наглядный;
• практический;
• метод учебного диалога;
• репродуктивный;
• информационно-развивающий;
• метод проблемного изложения.
• игровой.
Методы музыкального воспитания:
• метод интонационно-стилевого постижения музыки;
• метод создания художественного контекста через выходы за пределы музыки;
• метод сравнительного анализа;
• метод перспективы и ретроспективы;
• метод эмоциональной драматургии;
• метод создания игровых ситуаций.
Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются
конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках музыки. К ним относятся
следующие методы:
• развитие навыков хорового и сольного пения (А.В. Свешников, В. Соколов) (метод
"внутреннего видения" - воспроизведения в сознании, фонопедический метод Емельянова,
дыхательная гимнастика Стрельниковой);
• обучение слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и
перспективы (забегания вперед и возвращения к пройденному), музыкальной драматургии,
интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого
процесса, художественного контекста);
• развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации,
элементарное музицирование по системе К. Орфа, усложнения творческих заданий);
• формирования навыков элементарного сольфеджирования (Г. Струве);
• активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся,
поэтапного вовлечения в творческую деятельность).
Основные виды учебной деятельности школьников:
• слушание музыки;
• хоровое, ансамблевое и сольное пение;
• пластическое интонирование;
• импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические);
• инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного
характера, фольклорных образцов музыкального искусства;
• освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной
речи;
• размышления о музыке;
• самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность;
• инструментальное музицирование;
Формы контроля:
• творческие задания;
• анализ музыкальных произведений;
• музыкальная викторина;
• урок – концерт;
• тест;
• практическая работа (пение)
• устный опрос;
Используемые педагогические технологии
• проектные технологии;
• информационно – коммуникационные технологии;
• технологии развития критического мышления;
• личностно – ориентированные технологии;
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проблемного обучения;
• игровые технологии.
В соответствии с требованиями Примерной основной общеобразовательной
программы среднего общего образования предмет Музыка изучается с 1-го по 8-й класс в
объеме 275 часов,
В учебном плане количество уроков в 5-8 классах по 34 часов в неделю, Общее
количество
часов136ч.