Аннотация к рабочей программе по литературе (5-9 класс) (ФГОС ООО)
Рабочая программа по литературе для 5-7 класса (далее Программа) разработана в
соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Федеральным государственным образовательный стандаром основного общего
образования «Об утверждении ФГОС ООО» № 287 от 31 мая 2021 г.
Приказом Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023 г. «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(для 5-9 классов)
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 №
1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения
России, касающиеся федеральных государственных стандартов основного общего
образования и среднего общего образования»,
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31
«О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения России,
касающиеся федеральных государственных стандартов начального общего образования и
основного общего образования»
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ
СОШ № 5 приказ № 105-од от 28.08.2023 г. (с изменениями и дополнениями приказ №
94-од от 26.08.2024 г.)
Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;
Учебным планом на 2024-2025 учебный год утвержден приказом № 94-од от
26.08.2024 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на
этапе основного общего образования: в 5-6 классах 102 часа (из расчета 3 часа в неделю),
в 7-8 классах выделяется по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в 9 классе –
102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). Учебники:
• Литература (в 2 частях), 5 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.,
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 6 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.,
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 7 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 8 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 9 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,
включающий следующие разделы:
• Пояснительная записка, определяющая общую характеристику учебного предмета
«Литература», цели и задачи предмета для достижения образовательного результата,
содержание учебного предмета «Литература» с 5 по 9 классы, планируемые
образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
• Тематическое планирование уроков проводится в классах в соответствии с
планируемыми личностными, метапредметными и предметными результатами; каждый
раздел сопровождается ссылками на цифровые образовательные ресурсы и определяет
используемые образовательные технологии
• Приложения:
Приложение 1. Оценивание образовательных результатов обучающихся
на уроках литературы в рамках ФГОС ООО
Приложение 2. Цифровые образовательные ресурсы
Приложение 3. Итоговая контрольная работа по литературе в 5 классе
(спецификация, критерии оценивания, текст контрольной работы)
Приложение 4. Тематика проектной деятельности
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи. В рабочей программе по литературе соблюдена системная
направленность: освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и
прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории
создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы
В программе каждого класса преобладает одно из ведущих направлений
изучения литературы:
5–6 классы - на этом этапе формируются представления о специфике литературы
как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с
художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор
текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном
сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия
связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры
до композиции;
7-8 классы - на этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития
способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию,
связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования
умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление
связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным
окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного
образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской
проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретиколитературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а
также художественных направлений;
9 класс – этот этап литературного образования является переходным, так как в 9
классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы
систематического изучения историко-литературного курса