АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1-4 КЛАСС Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286; Федеральной образовательной программы начального общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 992); Приказа Министерства просвещения России от 31.05.2021г.№286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Примерной основной образовательной программой начального общего образования (протокол решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию 1/22 от 18.03.2022 г); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" с изменениями от 02.11.2021г.№27; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180); Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ № 5 от 26.08.2024 г. № 94-од; Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска; Учебным планом на 2024-2025 учебный год; Цели и задачи курса Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач: формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественнойвыразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). Место предмета в учебном плане Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Литературное чтение» на этапе начального общего образования составляет 4 года. Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным интегрированным учебным курсом "Обучение грамоте" (180 часов: русского языка 100 часов и литературного чтения 80 часов). Содержание литературного чтения, реализуемого в период обучения грамоте, представлено в программе по русскому языку. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На литературное чтение в 1 классе отводится 10 учебных недель (40 часов), для изучения литературного чтения во 2 - 4 классах отводится по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе). Требования ФГОС НОО к результатам обучающихся Личностным - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; Метапредметным - включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Предметным - включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Литературное чтение» опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Методы обучения: К общепедагогическим методам, применяемым на уроке литературного чтения, относятся следующие: проблемно-поисковый; исследовательский; метод учебного диалога; творческий (художественный); наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой и другие. Специальные методы литературного обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках литературного чтения. К ним относятся следующие методы: развития навыков воспроизведения произведения; обучения слушанию произведения, интонационного постижения литературного произведения, моделирования художественно-творческого процесса; методы импровизации, усложнения творческих заданий; активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность). Основной формой обучения является урок: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний и способов действий; урок систематизации и обобщения знаний; урок повторения; урок контроля знаний; комбинированный урок. Список приложений. 1. Система оценки достижения планируемых результатов. 2. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы. 3. КИМ по предмету.