АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1-4 КЛАСС
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей
программе по учебному предмету «Литературное чтение». Программа разработана в
соответствии с требованиями
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г.
№286;
Федеральной образовательной программы начального общего образования
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября
2022 г. N 992);
Приказа Министерства просвещения России от 31.05.2021г.№286 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
Примерной основной образовательной программой
начального
общего
образования (протокол решения федерального учебно-методического объединения по
общему образованию 1/22 от 18.03.2022 г);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи" с изменениями от 02.11.2021г.№27;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован
20.04.2021 № 63180);
Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ
СОШ № 5 от 26.08.2024 г. № 94-од;
Уставом МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска;
Учебным планом на 2024-2025 учебный год;
Цели и задачи курса
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач,
а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения
литературного чтения станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
формирование у младших школьников положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений
устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки,
загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка,
рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание;
композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства
художественнойвыразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение
слушателями).
Место предмета в учебном плане
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Литературное
чтение» на этапе начального общего образования составляет 4 года.
Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным
интегрированным учебным курсом "Обучение грамоте" (180 часов: русского языка 100
часов и литературного чтения 80 часов). Содержание литературного чтения, реализуемого
в период обучения грамоте, представлено в программе по русскому языку. После периода
обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного
чтения. На литературное чтение в 1 классе отводится 10 учебных недель (40 часов), для
изучения литературного чтения во 2 - 4 классах отводится по 136 часов (4 часа в неделю в
каждом классе).
Требования ФГОС НОО к результатам обучающихся
Личностным - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
Метапредметным - включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными понятиями.
Предметным - включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета «Литературное чтение» опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также
систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира.
Методы обучения:
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке литературного чтения,
относятся следующие:
проблемно-поисковый; исследовательский;
метод учебного диалога;
творческий (художественный);
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой и другие.
Специальные методы литературного обучения и воспитания определяются
конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках литературного чтения. К
ним относятся следующие методы:
развития навыков воспроизведения произведения;
обучения слушанию произведения, интонационного постижения литературного
произведения, моделирования художественно-творческого процесса;
методы импровизации, усложнения творческих заданий;
активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся,
поэтапного вовлечения в творческую деятельность).
Основной формой обучения является урок:
урок изучения нового материала;
урок закрепления знаний и способов действий;
урок систематизации и обобщения знаний;
урок повторения;
урок контроля знаний;
комбинированный урок.
Список приложений.
1. Система оценки достижения планируемых результатов.
2. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
3. КИМ по предмету.